В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Константина Титова на заседании Самарской Губернской Думы 26 апреля 2005 года Назад
Выступление Константина Титова на заседании Самарской Губернской Думы 26 апреля 2005 года
Уважаемый Сергей Владиленович!
Уважаемые депутаты!

Нам с вами "посчастливилось" жить в эпоху перемен, причем перемен радикальных и порой жестоких. Но нам с вами также посчастливилось, на этот раз без кавычек, жить в Самарской области - регионе с уникальным производственно-экономическим, природно-ресурсным и человеческим потенциалом. Считаю, что Самарская область достойно прошла через испытания рыночными преобразованиями и вышла из них с минимальными потерями.

На территории Самарской области налажено эффективное горизонтальное взаимодействие между экономическими субъектами, формируется социальное партнерство между властью и бизнесом в интересах населения, созданы условия для развития институтов гражданского общества.

Анализ социально-экономической ситуации за последние пять лет показывает, что Самарская область подтверждает свой статус экономически стабильного и сильного региона. Экономика области развивалась достаточно высокими темпами: за 2000-2004 годы валовой региональный продукт увеличился в области более чем на треть при среднегодовых темпах роста - 106,1%, внешнеторговый оборот Самарской области вырос в 2,5 раза. Прирост промышленного производства составил 36,5%.

В 2004 году прирост валового регионального продукта составил 8,1%, что свидетельствует о реальности поставленной нами задачи достижения ежегодного экономического роста в Самарской области на уровне не менее 8%, необходимого для удвоения ВРП к 2010 году.

Устойчивое развитие экономики сопровождалось прогрессивными структурными сдвигами, выраженными в диверсификации производства. Активно создавались новые производства, что позволило несколько снизить зависимость экономики области от автомобилестроения, доля которого в общем объеме промышленного производства теперь составляет 42,3% против 49% в 2001 году. Инновационная активность предприятий области в полтора-два раза выше, чем в среднем по России.

В области сформирована и постоянно совершенствуется система государственной поддержки малого бизнеса. На долю малых предприятий приходится 14% общего выпуска товаров и услуг предприятий всех отраслей экономики области. За 2000-2004 годы в области создано 70 тыс. рабочих мест, численность занятых в экономике области возросла на 7,6%.

В сельском хозяйстве области на протяжении 6 последних лет сохраняется тенденция роста объемов производства. Средний индекс физического объема продукции сельского хозяйства в 2001-2004 годах составил 102,9%. Положительная динамика во многом обусловлена принимаемыми в регионе мерами по государственной поддержке отрасли, на развитие которой из областного бюджета только в 2004 году выделено 2,1 млрд. рублей, не считая капитальных вложений на строительство инфраструктурных объектов в сельской местности.

Продолжаются процессы коренного изменения хозяйственного и технологического укладов на селе, превращения аграрного производства в агробизнес, базирующийся на современных ресурсосберегающих и информационных технологиях. Наиболее динамично развиваются узкоспециализированные сельскохозяйственные предприятия в картофелеводстве, овощеводстве, птицеводстве, которым удалось за минимальный срок внедрить в хозяйственную практику инновационные разработки и использовать возможности рыночного спроса.

В то же время, в базовых отраслях - производство зерна, подсолнечника, молочное животноводство - сохраняется высокая инерционность технологического уровня, что не позволяет совершить качественный скачок в их развитии, выйти на новый технологический уровень.

Произошел значительный прогресс в улучшении инвестиционного климата в области. За 2000-2004 годы прирост инвестиций в Самарской области составил 71,5% (по РФ в целом - 65,3%). Высокая инвестиционная привлекательность региона, подтвержденная международными рейтинговыми агентствами, обуславливает зна-чительный приток в последние годы иностранного капитала. За 5 лет в область привлечено 2,3 млрд. долларов США иностранных инвестиций.

С 2000 года в Самарской области за счет всех источников финансирования введено 4,2 млн. кв. метров общей площади жилья. Вместе с тем, еще около 63 тыс. жителей области нуждаются в улучшении жилищных условий.

Начиная с 2000 года, с использованием бюджетных средств и механизмов, разработанных Правительством Самарской области, улучшили жилищные условия порядка 7 тысяч очередников. Переселено из ветхих и аварийных домов 410 семей. В области активно развивается система ипотечного кредитования: сформирована законодательная база, действуют 2 фонда, реализуется областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье". За 5 лет около 4200 семей получили кредиты на улучшение жилищных условий. Свыше 800 кредитов выдано молодым семьям.

С 2000 года за счет средств областного бюджета введено 14 объектов образования, по 7 объектов здравоохранения и социального назначения, 4 спортивных сооружения, более 150 км водопроводных сетей, почти 30 км теплосетей, 1222 км газопроводов высокого и низкого давления.

Объем инвестиций за счет средств федерального бюджета за этот период вырос в 3,5 раза.

Удалось преломить негативные тенденции в сфере демографии: на протяжении 5 лет растет рождаемость, с 2001 года снижается численность умерших, хотя уровень смертности остается еще достаточно высоким. В тоже время по показателю младенческой смертности область приближается к развитым странам.

Произошли позитивные изменения в уровне и качестве жизни населения области. Самарская область занимает 7 место среди регионов РФ по индексу развития человеческого потенциала. За 2000-2004 годы реальные располагаемые доходы возросли в 1,6 раза, реальное содержание заработной платы - в 1,8 раза. Второй год в области действует практика дифференцированных доплат к тарифным ставкам с 1 по 9 разряды Единой тарифной сетки работникам организаций, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов области.

Вместе с тем сохраняется проблема углубления расслоения населения по материальному положению, масштабы бедности не соответствуют высокому социально-экономическому потенциалу региона.

Стратегической задачей социально-экономической политики является повышение качества жизни, снижение уровня бедности, улучшение благосостояния и безопасности жителей Самарской области. В условиях экономического роста считаю возможным постановку задачи о приближении к западноевропейскому уровню по таким параметрам человеческого развития как продолжительность и уровень жизни, качество образования, медицинской помощи, эффективность системы социальной поддержки. Проводимая нами политика доходов, сокращения имущественной дифференциации, а также поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие системы кредитования позволят создать условия для формирования широкой прослойки обеспеченных и образованных людей.

Приоритетной является задача обеспечения достойной заработной платы работающим гражданам области через развитие практики социального партнерства. Уровень заработной платы учителей и врачей повысится к 2010 году в среднем в 2,5 раза и приблизится к уровню доходов в коммерческом секторе.

Решение важнейших социальных задач, снижение уровня бедности я вижу через развитие частно-государственного партнерства. Повышение благосостояния представителей старшего поколения - главный критерий оценки эффективности социальных реформ. Неизменной останется практика установления самых высоких в Приволжском федеральном округе размеров денежных компенсаций взамен натуральных льгот. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность экономики области, будет развитие интеллектуального потенциала населения региона, повышение качества образования. Предмет особого внимания - состояние здоровья населения региона. Будет обеспечена реальная доступность качественных услуг здравоохранения жителям области, акцент перенесен на профилактику заболеваний.

Нам необходимо закрепить достигнутые в последние годы позитивные тенденции в сфере народонаселения, сконцентрировав усилия на поддержке нравственных ценностей института семьи, повышении качества здоровья населения и действенности пропаганды здорового образа жизни, создании условий для привлечения мигрантов с необходимым уровнем образования и квалификацией. Для этого будет разработана областная целевая программа по улучшению демографического положения в Самарской области.

Одна из важнейших задач - повышение уровня экономической самодостаточности населения области, чтобы граждане своим трудом обеспечивали более высокий уровень благосостояния и социального потребления. С этой целью будет проводиться целенаправленная политика по созданию новых рабочих мест, развитию предпринимательской инициативы, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы. Для нетрудоспособных слоев населения сохранятся гарантии социальной защищенности.

Жилищная политика останется в числе моих главных приоритетов.

В Самарской области созданы все условия, позволяющие в ближайшем будущем значительно увеличить ввод нового жилья, сделав его доступным для большинства жителей Губернии. Во-первых, это связано с дальнейшим развитием ипотечного жилищного кредитования. Уверен, что в этой сфере Самарская область сохранит лидирующие позиции в Российской Федерации. Во-вторых, - с использованием новых прогрессивных технологий быстрого возведения дешевого жилья на базе использования в том числе и местных ресурсов.

Первоочередной задачей считаю решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Грамотное распределение усилий и средств, увязывающее реформу жилищно-коммунального хозяйства с решением данной проблемы, будет серьезным стимулом активизации строительного рынка. Сегодня во многих муниципалитетах стартовали проекты по возведению нового жилья на смену устаревшему жилому фонду. Полагаю экономически и социально оправданным создание внебюджетного целевого фонда, позволяющего привлечь финансовые ресурсы, необходимые на решение данной проблемы.

В целях улучшения жилищных условий малоимущих граждан увеличится объем строительства социального жилья. Особое внимание будет уделяться государственной поддержке отдельных групп населения в решении жилищных проблем, в том числе работников бюджетной сферы. Уже сейчас набрал обороты механизм обеспечения жильем молодых семей. Востребованность и эффективная реализация данного направления обеспечит повышение рождаемости, улучшит демографическую ситуацию в области.

Сохранится поддержка льготных категорий граждан, путем предоставления жилья за счет средств областного бюджета в соответствии с новым законодательством. К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне нам удалось обеспечить жильем половину ветеранов, нуждающихся в жилье. Для данной категории граждан и в дальнейшем будет осуществляться строительство специализированных жилых домов.

Считаю, что больше внимания следует уделять развитию сектора оптово-розничной торговли, созданию благоприятных условий для развития всех форматов торговли - от крупных сетевиков мировых лидеров уже закрепившихся на нашем рынке до региональных сетей формата "удобных магазинов", а также придания цивилизованных форм так называемым "оптово-розничным рынкам". Ведь в масштабах страны из общего объема иностранных инвестиций в Российскую экономику более 32% приходится на сектор оптово-розничной торговли.

Необходимо усиление контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции и уплатой акцизов от её реализации в бюджет области посредством внедрения системы мониторинга алкогольного рынка Самарской области.

В ближайшие пять лет нам предстоит значительно повысить качество жизни населения Самарской области, обеспечить переход к инновационному развитию экономики, эффективное использование научно-производственного потенциала, масштабный рост инвестиций и реальное финансовое наполнение значимых для развития области проектов.

В качестве стратегической цели развития экономики можно рассматривать изменение индустриального профиля Самарской области в сторону развития инновационных и транспортно-логистических отраслей.

Мы будем продолжать формировать региональную инновационную систему с рыночной ориентацией. Считаем необходимым и возможным на территории Самарской области задействовать такие специфические механизмы стимулирования инновационного развития, как особые экономические зоны (соответствующий федеральный законопроект рассматривается в Государственной Думе). Будем добиваться решения федеральных органов власти о включении Самарской области в состав пилотных регионов и создании на нашей территории технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон. Базой могут стать: технопарк в г. Самаре, индустриальный парк в г. Тольятти, мультимодальный контейнерный терминал в г.Тольятти, аграрный научно-производственный комплекс в пос. Усть-Кинельский и другие.

Предстоит серьезная диверсификация промышленного комплекса области с целью повышения его конкурентоспособности.

Наше структурообразующее звено - автомобилестроение - достигло еще в 2000 году уровня 1990 года. Актуальнейшей задачей является - активно развивать автокомплектацию, работать по повышению качества как автостроителей, так и производителей автокомпонентов, работающих по кооперации.

Важная задача - укрепление позиций предприятий авиационно-космического кластера области в реализации крупных национальных проектов. Среди них: поддержка производства самолетов, расширение выпуска авиационных комплектующих, узлов и агрегатов в рамках государственной авиастроительной корпорации; продвижение двигателей в межотраслевых проектах - например, для железной дороги; учет специфики малой авиации при подготовке новой редакции Воздушного кодекса.

Предприятия надо освобождать от социальной нагрузки; мы будем продолжать эту работу в рамках законодательства, что позволит предприятиям направлять средства на техническое перевооружение, повышение заработной платы.

Использование потенциала самарского транспортного узла в системе евроазиатских международных транспортных коридоров "Транссиб" и "Север-Юг" позволит полностью обеспечить все направления внешнеэкономических связей региона транспортной инфраструктурой международного уровня.

В этой связи особое значение имеет создание Самарского транспортного консолидирующего центра, который в стратегическом плане сможет обеспечить консолидацию и распределение пассажирских и грузовых потоков для соседних российских регионов.

Проводятся работы по созданию принципиально нового для внутренних регионов России объекта транспортной инфраструктуры - мультимодального контейнерного терминала. Он станет основополагающей частью формируемого в регионе транспортного консолидирующего центра и опорной точкой по организации грузооборота в рамках евроазиатских международных транспортных коридоров. Проект позволит довести уровень контейнерного сервиса в регионе до мировых стандартов.

В рамках работ по созданию мультимодального контейнерного терминала на межгосударственном уровне обсуждаются и прорабатываются вопросы организации контейнерной линии "Порты Ильичевск/Одесса - порты Тольятти/Самара".

Региональные власти будут оказывать содействие в реконструкции и дальнейшем развитии международного аэропорта "Курумоч" с целью расширения географии полетов и совершенствования системы обслуживания.

Определяющим для развития Самарского региона является улучшение качества и структуры автомобильных дорог. Реализация областной целевой "Программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года" позволит увеличить плотность автодорог с твердым покрытием на 40 км, что составит 204 км на одну тысячу квадратных километров территории.

Межрегиональное сотрудничество должно быть выведено на качественно более высокий организационно-технологический уровень, позволяющий увеличить присутствие региона на рынках приграничных стран, стран СНГ и направить усилия на освоение рынков других государств.

Амбициозные задачи по реализации инновационно-инвестиционного и социально-ориентированного сценария развития Самарской области требуют существенного повышения инвестиционной активности федерального центра на территории области. Надо сказать, что за последние 2 года, благодаря целенаправленной и планомерной работе Правительства области с привлечением депутатов Государственной Думы, а также муниципальных образований, удалось добиться определенных успехов в этом направлении. В сравнении с 2002 годом общая сумма федеральных инвестиций возросла в 1,5 раза, достигнув 1млрд. 224 млн. рублей.

При условии системной и слаженной работы на всех этапах формирования и исполнения федерального бюджета возможно к 2007 году увеличить объем инвестиций из федерального бюджета ещё в 1,5 раза. В первую очередь, этот результат будет достигнут через реализацию крупных инвестиционных проектов, имеющих огромное социально-экономическое значение для Самарской области, таких как: строительство автомагистрали "Центральная" с мостовым переходом через р. Волгу, завершение строительства онкологического центра, метрополитена, реконструкция гидротехнических сооружений Самарского района Волжского бассейнового управления.

Нашим безусловным приоритетом остается сельское хозяйство. Основополагающие принципы региональной аграрной политики будут сохранены. Вместе с тем, размеры и формы государственной поддержки агропромышленного производства необходимо существенно расширить, сделать ее доступной для более широкого круга сельхозтоваропроизводителей области. Уже сегодня в области с 45 до 25 кг снижена планка компенсаций за применение удобрений. В перспективе мы планируем увеличить масштабы областных программ реконструкции и восстановления животноводческих ферм и мелиоративных фондов, создать фонд гарантийного поручительства в АПК, компенсировать аграриям часть затрат на энергоресурсы и другие.

Более целенаправленной будет поддержка потребительской кооперации, которая выполняет в сельской местности не только хозяйственно-коммерческие, но и важнейшие социальные функции борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения.

Совместно с муниципалитетами, Управлением Роснедвижимости и Федеральной регистрационной службой по Самарской области последовательно будем решать вопросы регистрации права общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения, без чего невозможно развитие рынка сельскохозяйственных земель.

В то же время, область не в состоянии решить такие проблемы, как диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, регулирование аграрного рынка, дотирование отдельных отраслей АПК. Они относятся к компетенции федеральных органов власти. Мы будем активно представлять наши позиции по аграрной проблематике в Правительстве Российской Федерации и федеральных министерствах.

В современных условиях первостепенное значение приобретает повышение степени доверия бизнеса к нашему региону. Немалая работа уже проделана в этом направлении, что подтверждается высокими кредитными и инвестиционными рейтингами Самарской области, присвоенными международными и российскими рейтинговыми агентствами.

Однако мы не должны останавливаться на достигнутом. В новой редакции Закона "Об инвестициях в Самарской области" предусматривается расширение форм государственной поддержки инвесторов, а также закрепление унифицированного конкурсного механизма предоставления господдержки для обеспечения прозрачности выделения бюджетных средств.

Существенным фактором улучшения делового климата будет формирование кадастра объектов недвижимости. Считаю, что это позволит стимулировать инвестиции в реальный сектор экономики. Уже в текущем году ряд муниципальных образований Самарской области примет участие в федеральном эксперименте по кадастровому учету объектов недвижимости.

Актуальной задачей на ближайшую перспективу является преодоление административных барьеров при организации бизнеса в Самарской области. Проводимая в области административная реформа будет решать эту задачу через уменьшение государственного вмешательства, снижение административных препонов, увеличение "прозрачности" экономических процессов и их финансовых результатов.

Повышению эффективности управления будет способствовать создание информационного ресурса на основе геоинформационных технологий, обеспечивающего полный учет всей собственности Самарской области.

Самостоятельной и важнейшей задачей на предстоящий период будет разграничение государственной собственности на землю и регистрация земельных участков в собственность Самарской области.

В рамках реализации реформы местного самоуправления будет проведена работа по наделению вновь создаваемых муниципалитетов имуществом. До конца текущего года планируется завершить процесс разграничения и передачи имущества между Российской Федерацией и Самарской областью.

Особенностью нынешнего этапа социально-экономического развития РФ в целом и Самарской области, как ее части, является переплетение, наложение друг на друга и усложнение реализации в этой связи реформ разного характера: административной и бюджетной, реформы местного самоуправления и ЖКХ. Это в значительной степени усложняет задачи управления на государственном и местном уровне.

Так, изменения бюджетного законодательства привели к перераспределению доходных источников и расходных обязательств между областным и местными бюджетами. Доля областного бюджета в доходах консолидированного бюджета области увеличилась с 57,6% в 2003 году до 61% в 2004 году и 74,3% в 2005 году. При этом значительно возросли и его расходы. Усилилась их социальная направленность.

Расходы по направлению "социальная политика" с учётом целевых средств, передаваемых местным бюджетам, в структуре областного бюджета увеличились с 9% в 2004 году до 22% по плану 2005 года. Объём фонда финансовой поддержки муниципальных образований увеличился в 1,5 раза, введены новые формы финансовой поддержки - фонд софинансирования социальных расходов, фонд муниципального развития, бюджетные кредиты местным бюджетам. В 2005 году с учетом новых форм финансовой поддержки муниципальных образований сумма финансовой помощи увеличилась более чем в 4 раза относительно уровня 2003 года.

Следующий год ставит перед нами сложную задачу по формированию новых органов местного самоуправления, и, соответственно, изменению организации бюджетной системы. Предстоит решить организационные вопросы, связанные с формированием новых органов местного самоуправления, их финансовым обеспечением и обучением.

Сохранение социальной стабильности и наращивание темпов экономического роста в муниципальных образованиях будут во многом зависеть от работы местных органов власти по проведению рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развитию и эффективному использованию налогового потенциала территорий. Особое внимание необходимо уделить работе по укреплению собственной налоговой базы. Завершение государственной регистрации прав собственности на все земельные участки, проведение работы по переоценке принадлежащего гражданам имущества и выявление объектов недвижимости, не прошедших техническую инвентаризацию и государственную регистрацию, будет способствовать росту поступлений в местные бюджеты земельного налога и налога на имущество физических лиц. Более значимой в формировании доходной части местных бюджетов должна стать роль доходов малого бизнеса, облагаемого единым налогом на вмененный доход.

Новый импульс развитию муниципальных образований должно придать осуществление реформы местного самоуправления. Люди на местах, особенно в малых городах и селах, прекрасно знают как лучше и успешнее организовать свою жизнь. Им нужно только помочь - создать условия, чтобы люди сами могли выстраивать свою жизнь в соответствии с традициями, национальными особенностями и укладом.

Нам предстоит обеспечить местное самоуправление адекватной нормативно-правовой базой и необходимыми финансовыми ресурсами, наделить необходимым для решения вопросов местного значения имуществом. Разграничение и передача имущества потребует от всех уровней власти (федерального, областного, муниципального) решения дополнительных задач, связанных с необходимостью обеспечения финансированием принятых имущественных комплексов, регистрацией прав собственности на переданное имущество, поиска решения проблемных ситуаций в сфере межмуниципального взаимодействия.

Понимая, что возникнут проблемы при формировании бюджетов муниципальных образований, мы будем и дальше совершенствовать систему межбюджетных отношений. Вложенные бюджетные средства должны иметь максимальный социально значимый эффект. Каждый руководитель территории будет отвечать за конечные результаты. С этой целью предстоит совершенствовать используемый в области механизм индикативного планирования экономикой и социальной сферой муниципальных образований.

Региональная власть должна быть генератором и проводником в муниципальные образования управленческих инноваций. Необходимо стимулировать развитие механизмов частно-государственного партнерства на местном уровне, в первую очередь через внедрение стратегирования, встраивание территорий в систему достижения целей региона.

Областная региональная политика будет направлена по-прежнему на развитие внутрирегионального пространства, создание условий для развития человеческого потенциала независимо от места проживания.

Необходимо решить принципиальный вопрос, который лежит в основе качества жизни - добиться экономического роста на проблемных, периферийных территориях.

Одним из механизмов обеспечения выхода территорий на саморазвитие я считаю активное развитие малого бизнеса. Это новые рабочие места, сокращение безработицы, наполнение местных бюджетов. Мы будем также продолжать стимулирование саморазвития проблемных территорий путем предоставления различных преференций. Все это повысит привлекательность территорий, создаст условия для того, чтобы рациональный, действующий в конкурентной среде бизнес пришел и на периферию.

Важнейшие задачи в сфере развития малого предпринимательства:

- распространение инфраструктуры поддержки малого бизнеса - бизнес-инкубаторов, консультационно-информационных центров - на периферийные районы области и в малые города;

- разработка новых технологий кредитования, в том числе беззалогового с использованием механизма страхования рисков, поддержка таких организационных форм инфраструктуры, как общества взаимного страхования, гарантийные фонды и другие.

Считаю необходимым обеспечить переход к разработке и реализации среднесрочной областной инвестиционной программы. Прозрачный механизм распределения инвестиций областного бюджета между городами и районами позволит повысить их отдачу и эффективность, обеспечит комплексность развития муниципальных образований и выравнивание их территориальной дифференциации.

Инвестиционные приоритеты областного бюджета будут связаны со строительством жилья, образовательных центров, малокомплектных школ, больниц и физкультурно-оздоровительных комплексов. Выполнение мероприятий программы по обеспечению населения Самарской области питьевой водой позволит к 2010 году повысить долю населения области, потребляющего воду нормативного качества, до 90 %. Программа модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области, разработанная на период до 2025 года, обеспечит создание дорожной сети, соответствующей потребностям экономики и населения, будет содействовать интеграционным процессам, развитию экономических и культурных связей между районами области и соседними регионами.

Наращивание строительства объектов природоохранной инфраструктуры и реализация долгосрочной стратегии обращения с отходами на территории Самарской области сохранит сложившуюся положительную тенденцию улучшения экологической ситуации.

Необходимость решения весьма значимых для области социально-экономических задач в условиях кардинального реформирования системы государственного управления предопределяет повышение требований к качеству управленческого труда.

Необходимо модернизировать весь спектр управленческих и административных процессов, оптимизировать структуру и функции исполнительной власти, организовать работу государственных и муниципальных служащих на основе административных регламентов, обеспечив одновременно повышение профессионального уровня и мотивации труда.

Актуальными задачами модернизации и совершенствования системы управления являются расширение участия институтов гражданского общества в выработке важнейших решений и повышение прозрачности административной и законотворческой деятельности.

Важнейшим условием высокой эффективности системы управления регионом является слаженная и конструктивная работа исполнительных органов с депутатами всех уровней власти, законодательными и представительными органами.

http://titov.samara.ru/

Док. 266832
Опублик.: 30.11.06
Число обращений: 711

  • Титов Константин Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``