В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на Церковно-общественном форуме `Духовно-нравственные основы демографического развития России` Назад
Выступление на Церковно-общественном форуме `Духовно-нравственные основы демографического развития России`
Уважаемые участники форума!

Дамы и господа!

Демография - наука жесткая и немного сумрачная. Объективный демографический анализ ситуации способен поубавить оптимизма самому "солнечному" реформатору.

В сущности объективные демографические выкладки необходимы прежде всего честным политикам и общественным деятелям, которые действительно хотят изменить жизнь страны, общества к лучшему, кто всерьез озабочен будущим России.

Я рад приветствовать всех участников этого представительного и серьезного мероприятия, ибо я уверен, что всех нас, при всех наших различиях, возможно, и во взглядах, объединяет главное - забота о будущем российского народа в целом, и самарского народа в частности.

Демографическое развитие Самарской области во многом типично для всех крупных, индустриально развитых и высоко урбанизированных регионов Российской Федерации, где на протяжении последнего десятилетия прошлого века происходило накопление негативных тенденций в сфере народонаселения. Все эти годы сохраняется стабильно высокая естественная убыль населения, достигшая своего максимума в 2000 году.

Происходящие принципиальные изменения в воспроизводстве населения как России, так и Самарской области, заставили переоценить значимость данной проблемы и степень ее актуальности. В 2002 году Правительством области были разработаны Основные направления демографической политики до 2015 года. В 2004 году завершилась реализация трехлетнего Плана мероприятий в сфере демографии.

Некоторое улучшение демографической ситуации в последние годы, смягчение отдельных проблем свидетельствуют о правильно выбранной стратегии действий в этом направлении.

Уже на протяжении 5 лет в области растет рождаемость. За 2004 год родилось 32,5 тыс. детей, что почти на 7 тыс. человек или на четверть больше, чем в 2000 году. Коэффициент рождаемости достиг своего максимального значения за постсоветский период и составил 10,1 промилле (число родившихся на 1000 населения). В рейтинге регионов ПФО по уровню рождаемости область переместилась с 11 места в 2000 году на 8 место в 2004 году.

Несмотря на положительную динамику, современные параметры рождаемости населения почти в два раза меньше требуемого для замещения поколения родителей поколением детей. Коэффициент суммарной рождаемости в области составляет 1,27 в то время как даже для простого воспроизводства его уровень должен достигать 2,15.

Такой характер рождаемости во многом определяется формированием новой, прозападной модели брачного и репродуктивного поведения, откладыванием рождения первого ребенка; ориентацией семей на малодетность. В Самарской области преобладает доля семей с одним ребенком - 58%. В структуре рождаемости доля рождений вторых детей невысока - 28%. В 1989 году средний размер семьи в области составлял 3,2 человека, а по данным Всероссийской переписи 2002 года - 2,7 человека.

Неуклонно растет внебрачная рождаемость. Если в 1995 году на долю женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, приходилось около 17% всех рождений, то в настоящее время уже 26%. Это порождает шлейф социальных проблем: усиливается бедность, дети из таких семей с первого дня рождения ущемлены не только в материальном отношении, но и ущербны по своему психологическому самочувствию.

Такие тенденции опасны для демографического будущего, тем более что они развиваются параллельно со снижением привлекательности официального брака. Более половины браков заканчиваются разводами.

В области проводится интенсивная и высокоэффективная работа по повышению культуры контрацептивного поведения населения. За последние 10 лет количество абортов сократилось в 2 раза, а в 2004 году впервые за многолетнюю историю численность родившихся детей превысила количество абортов. Это говорит о том, что в массовом сознании все больше утверждается норма неприемлемости аборта как средства регулирования числа детей в семье. И все же в абсолютном значении показатели искусственного прерывания беременности еще очень велики - почти 29 тысяч.

В ближайшие годы резервы повышения рождаемости в области весьма ограничены. Главным из них является улучшение структуры женских репродуктивных контингентов. Период благоприятной возрастной конъюнктуры будет достаточно продолжительным - примерно до 2012 года.

Низкий уровень рождаемости - проявление общемировых перемен, свойственных экономически развитым странам с высокой долей городского населения, высоким уровнем образования, значительным участием женщин в экономической и общественной жизни. Но по ряду позиций мы сильно отличаемся от развитых стран: низкий уровень физического состояния, качества здоровья и продолжительности жизни, социальная поляризация здоровья. Хотя разрыв между числом умерших и численностью родившихся сократился с 2,1 раза в 2000 году до 1,6 раза в 2004 году уровень смертности остается достаточно высоким - 16,2 промилле.

В структуре смертности по причинам ведущее место занимают болезни системы кровообращения (почти 52%). Хочу обратить внимание, что от причин, не связанных с заболеваемостью и состоянием здоровья населения, то есть от несчастных случаев, отравлений и травм, ежегодно умирает 7-8 тысяч человек - и это вторая причина смертности. Именно по неестественным причинам смерти за десятилетие произошел наибольший рост - практически в 2 раза.

И только в 2004 году снизилась численность погибших в автомобильных авариях и дорожно-транспортных происшествиях, а также от случайных отравлений алкоголем. Всего от этих причин умерло - 1600 человек - на 20% меньше, чем в 2003 году. Этому способствовало усиление профилактической работы среди населения области по предотвращению травматизма на дорогах, внедрение специальных защитных мер, включающих проверку качества и безопасности алкогольной продукции.

Нельзя не отметить, что в последние годы появились новые причины роста смертности - это наркомания и СПИД. В 2004 году обстановка по ВИЧ - инфекции несколько стабилизировалась: на 9% уменьшилось число вновь выявленных инфицированных. Но общее количество ВИЧ-инфици-рованных в области велико - более 23 тысяч. И это только официальные данные!

Наиболее острая проблема - сверхсмертность мужчин трудоспособного возраста. Среди умерших в рабочем возрасте мужчины составляют 80 процентов, уровень мужской смертности в четыре раза выше женской. До конца трудоспособного возраста доживает только 55% мужчин, у женщин этот показатель значительно выше - 88%.

Преждевременная смертность мужчин имеет отрицательные социально-демографические последствия - деформируется половая структура населения, уменьшается число потенциальных женихов, растет число неполных семей. В настоящее время в общей численности населения доля мужчин составляет чуть более 46%, смещение возрастной структуры в пользу женщин начинается в самом продуктивном возрасте - 25-29 лет. На начало года в органах социальной защиты состоит на учете 33 тыс. детей, которым назначены пенсии по случаю потери кормильца, в основном, отца.

Вместе с тем, в области успешно решаются проблему, определенные качестве приоритетов действия, и на которых сконцентрированы достаточные усилия и средства. Это можно показать на примере младенческой смертности. За десятилетие по этому показателю область в рейтинге регионов Российской Федерации переместилась с 57 места на 4.

В 2004 году он составил 7,9 умерших на 1000 родившихся, приблизившись к уровню стран "большой семерки". Детская смертность в возрастах до 10 лет составляет 60-70% от российского уровня, что является неоспоримым нашим достижением. Уровень материнской смертности в Самарской области на протяжении уже десятилетия ниже, чем в среднем по России. В прошлом году умерло 6 женщин, практически все случаи признаны непредотвратимыми.

Безусловно, причины демографического кризиса в России и Самарской области (неблагоприятной демографической ситуации) сложны, многогранны, но в принципе их можно свести в две группы: духовно-нравственные и социально-экономические истоки кризиса.

Преодолеть кризис мы можем только в результате комплексного подхода к решению проблем, обусловивших вопиющую остроту демографической ситуации.

Как верующий человек, как православный христианин, я радуюсь тому, что Русская Православная церковь занимает очень активную и глубоко-продуманную позицию в отношении демографических проблем нынешнего российского общества. Я во многом разделяю точку зрения церкви на причины демографической ситуации в России:

это отражение духовно-нравственного состояния общества, которое характеризуется как духовный регресс;
существование России в качестве сильного, уважаемого в мире государства немыслимо без многочисленного народа;
прирост населения - признак здоровья нации и цивилизации в целом, депопуляция - признак болезни народа и общества;
лавинообразная духовная деградация, дехристианизация Старого и Нового света, а также десакрализация самых сокровенных сторон человеческой жизни. Лишите народ веры и он перестанет воспроизводить самого себя;
западные ценности были насильственно привнесены в нашу жизнь через чуждую России идеологию марксизма и разрушение традиционного крестьянского уклада в угоду идолу индустриализации;
в большинстве случаев наша молодежь не хочет иметь детей из-за духовной растерянности и, главное, по причине безверия;
роль Церкви: "Ведь достаточно вырастить одно нравственно зрелое, глубоко верующее, воздержанное, твердое в своих христианских убеждениях поколение, как многие проблемы, в том числе социальные и демографические, окажутся решенными как бы "сами собой";
первооснова сокращения народонаселения - "... отход от идеалов святости семейной жизни". (Из обращения Архиерейского Собора 18-19 октября 2004 года);
Святитель Филарет Московский "От нарушения нравственных законов семейной жизни происходят дурные последствия для детей, общества и государства";
Недостатки семейного воспитания может сейчас восполнить только школа, как государственный институт. Но и здесь ребенка ждет та же бездуховность, тщательно охраняемая от всякого оздоровляющего влияния Церкви, православной традиции.
(Несмотря на свои вероучительные различия, христианство, ислам, буддизм, иудаизм по вопросу демографии проявляют поразительное единодушие: все они поощряют рождение детей, поскольку оно признается бесспорным благом для семьи. Чем больше детей в семье - тем более она, считается, отмечена Богом. То есть все основные, традиционные конфессии России в принципе в этом вопросы солидарны.

Поэтому для светских властей проблема возрождения и укрепления семейных ценностей решается одновременно и проще и сложнее.

Проще, ибо есть несомненное единодушие. Труднее, поскольку РПЦ де-факто часто воспринимается (и она не опровергает этого) как едва ли не государственная церковь, православие - государственная религия.

Между тем в России плодотворным может быть сотрудничество только со всеми традиционными конфессиями. И исполнительной власти никуда от этого не деться, поэтому необходима изрядная деликатность, дипломатичность.)

У Святителя Иоанна Златоуста есть очень трогательное и глубокое определение семьи. По его словам, семья - это Малая Церковь, так как здесь человек должен стать человеком, восприняв от родителей все то, что его таковым делает. Семья, будучи хранительницей веры, благочестия и традиции, а также имея самое сильное средство воспитания - родительскую любовь, является первой и основной школой жизни.

Если это "Малая Церковь", то ей нужен свой храм, или пусть даже маленькая, но своя часовенка. Если это школа, то она не должна быть бесприютной.

И вот тут я начинаю мыслить не только как православный человек, но, прежде всего как мирянин, как губернатор, как человек, связанный определенными обязательствами перед всем самарским народом. И в этом качестве меня не могут не заботить социально экономические проблемы, конкретные направления политики выхода из демографического кризиса.

Но в сфере духовно-нравственной без подвижнического служения Русской Православной Церкви своему народу нам не обойтись.

Программа, которая была подготовлена к несостоявшимся губернаторским выборам прошлого года и с которой я должен был в них участвовать, называлась - "Дом. Достаток. Дети".

Выборы - это уже история. А вот программа "Дом. Достаток. Дети" является, по сути квинтэссенцией моего политического и управленческого опыта. Естественно, социал-демократическая по своему содержанию.

Уже из названия понятно, что основные ее цели - это подъем уровня и качества жизни всех жителей Самарской губернии. И через это - улучшение демографической ситуации в регионе. Естественно, что в основе всего - успешное развитие экономики, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейший рост деловой активности.

Если эту программу соединить с тем, в чем традиционно сильна Русская Православная Церковь, то наша совместная программа вполне могла бы называться следующим образом - "Духовность. Дом. Достаток. Дети".

Духовность православия и подлинный гуманизм социал-демократии совместно оказали бы животворящее воздействие на демографическую ситуацию.

Истоки этой программы и этого подхода уходят в самое начало моей деятельности в качестве Губернатора Самарской области.

Глава "Семья и ячейка общества" (К.Титов. От совета до совета.... с. 19-33).

"Об областном комитете по делам семьи, материнства и детства" - один из первых подписанных мною документов;
Мы были пионерами в создании такой региональной структуры;
Рост числа детских домов и интернатов - превращался в не что вроде планируемого разрушения института семьи;
Необходимость новой стратегии в социальной сфере;
Институт приемной семьи, опекунство и т.д.
Улучшение демографической ситуации и повышение качества человеческого потенциала - приоритетное направление политики Губернатора и Правительства Самарской области.

В прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2005-2007 годы определены пути формирования предпосылок для стабилизации численности населения на основе роста рождаемости, снижения смертности и увеличения миграционного прироста:

реализация Основных направлений демографической политики Губернатора и Правительства Самарской области до 2015 года;
предоставление ипотечных жилищных кредитов молодым семьям в рамках Закона Самарской области "Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области";
разработка областной целевой миграционной программы Самарской области на 2005-2007 годы;
реализация областных и федеральных целевых программ в сфере здравоохранения, социальной защиты, материнства и детства.
Развитие ипотечного кредитования - главный приоритет. В целях реализации Закона Самарской области "Об ипотечном жилищном кредитовании" в среднесрочной программе предусмотрены средства на кредитование ипотечных кредитов молодым семьям, компенсацию первоначального взноса молодым семьям в объеме 318 млн. рублей, погашение части ипотечного кредита молодым семьям при рождении каждого ребенка в сумме 65 млн.

Всего на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (2005-2007 гг.) требуется выделить средства в объеме 1098 млн. рублей. В том числе на 2005 - 303 млн. рублей; 2006 - 368 млн. рублей; 2007 - 427 млн. рублей.

Содействие в решении жилищных проблем молодых семей - это наиболее перспективное направление. Правительство области уделяет этому вопросу огромное внимание. Самарская область одна из немногих субъектов Российской Федерации, где действует такой закон. Он значительно расширяет перечень инструментов государственной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе молодых семей. Кроме того, в Самарской области утверждены правила выдачи жилищных кредитов (целевых займов) и компенсаций молодым семьям специализированными областными ипотечными организациями.

Основные новации состоят в том, что кредиты и займы молодым семьям на приобретение или строительство жилья предоставляются на срок до 30 лет. При рождении первого ребенка молодой семье погашается часть кредита или займа, равная стоимости 18 кв. м общей площади жилья. Если в семье появляется второй ребенок, погашается следующая часть, равная также стоимости 18 кв. м. При рождении третьего ребенка списывается оставшаяся сумма кредита или займа.

Нововведения создают условия для массового решения жилищных проблем молодых семей. В 2004 году на ипотечное кредитование молодых семей, компенсацию первоначального взноса по ипотечному кредиту и погашение части кредита (займа) при рождении ребенка за счет средств областного бюджета выделено 200 млн. рублей, что позволило решить жилищную проблему 295 молодым семьям, проживающим в городах и районах области.

Несколько слов о пользе миграции. В европейской России вряд ли найдется другой регион, в котором ускорение урбанизации в 1960-1970-х гг. сопровождалось столь мощным миграционным потоком.

Строительство АвтоВАЗа обеспечило Самарской области не просто количественный рост населения, но создало и другие преимущества. Как и всюду, экономические миграции работали как механизм отбора сильных и активных. В Тольятти, к примеру, не затух мощный импульс, заданный экономическими мигрантами.

Даже при значительном увеличении уровня рождаемости за последние пять лет и сохранении тенденции роста на перспективу численность населения области будет сокращаться. Одним из важнейших источников сглаживания процесса депопуляции является миграция населения.

На фоне отрицательного сальдо миграции в целом по Приволжскому федеральному округу Самарская область постоянно усиливает свою миграционную привлекательность за счет устойчивого экономического роста (в 2004 году прирост ВРП составил 8,1%, а за 5 лет - 34,64%), систематически улучшая уровень и качество жизни населения. При том, что в области проживает 2,2% населения страны (4 место в ПФО по численности населения), она притягивает почти 7% общего миграционного прироста по России. И даже при этом в 2004 году миграционный прирост компенсировал естественную убыль лишь на 12,3%, и только в семи муниципальных образованиях области (городах Тольятти, Октябрьск, Жигулевск, Ставропольском, Волжском, Кошкинском, Похвистневском районах) превысил ее и привел к увеличению численности населения. Но если бы не влияние миграционного фактора, то численность населения Самарской области за последние 10 лет сократилась бы на 223 тыс. человек, тогда как фактически только на 95 тыс. человек.

Начиная с 2005 года, Самарская область вступает в период абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста.

Уже сейчас возрастная структура населения области имеет существенные диспропорции: удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в численности населения (21,1%) существенно превышает долю детей и подростков (16,1%). Старение населения порождает новые требования к социальному обеспечению и медицинскому обслуживанию пожилых и старых людей. Увеличение их доли на фоне сокращения численности трудоспособного населения приведет к росту демографической нагрузки, создаст дополнительные трудности для их пенсионного обеспечения.

В этих условиях именно миграция должна стать одним из важнейших факторов формирования трудового потенциала и его размещения по территории области, так как структура миграционных потоков демографически выгодна: 70-75% прибывающих в область находятся в трудоспособном возрасте, порядка 15% - моложе трудоспособного.

Эта проблема характерна не только для Самарской области, но и для России в целом, поэтому необходимы новые подходы со стороны органов государственной власти всех уровней по созданию условий для привлечения мигрантов.

В Самарской области накоплен значительный опыт проведения эффективной миграционной политики: реализованы две миграционные программы, объем выделенных средств из областного бюджета на приобретение жилья для вынужденных переселенцев сопоставим с финансированием из федерального бюджета. Однако в настоящее время основные полномочия в данной сфере сконцентрированы на федеральном уровне и органы исполнительной власти субъекта РФ лишены возможности повлиять на миграционную ситуацию, принимать областные программы в данной сфере.

Таким образом, необходима либо конструктивная федеральная миграционная политика, либо делегирование части полномочий органам власти субъектов РФ.

Одним из приоритетов нашей деятельности является развитие отраслей социальной сферы, связанных с воспроизводством человеческого потенциала: здравоохранения, образования, науки, культуры, жилищно-коммунальной сферы, расширение их финансовой базы.

На развитие отраслей социальной сферы ежегодно направляется более 40% средств консолидированного бюджета области. В 2004 году на эти цели израсходовано 18,4 млрд. рублей. В целях концентрации финансовых ресурсов на решении наиболее значимых проблем, в области широко применяется программно-целевой подход. В настоящее время в регионе реализуется 24 областных целевых программ и Планов действий социальной направленности.

Наиболее эффективными мерами и проектами в сфере здравоохранения и семейной политики Самарской области, оказывающими положительное влияние на демографические процессы, являются: реализация областных целевых программ: "Здоровье населения Самарской области", "Профилактика гипертонической болезни", "Улучшение репродуктивного здоровья населения Самарской области", развитие материальной базы лечебно-профилактических учреждений области, введений института врачей общей практики, медицинская профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании, создание уникальной сети специализированных учреждений обслуживания семьи и детей. В настоящее время разрабатывается новая программа "Анти-СПИД". Постоянно внедряются новые современные технологии, повышается качество и доступность медицинской помощи.

Значительное внимание в области уделяется строительству физкультурно-оздоровительных комплексов. В 2004 году на укрепление материальной базы спортивных сооружений для массовых занятий населения физкультурой и спортом, а также проведения соревнований международного и всероссийского уровня выделено почти 200 млн.рублей. Введены в эксплуатацию спортивный комплекс в поселке Усть-Кинельский, II очередь стадиона "Луч" в городе Чапаевске, осуществлялось строительство других 10 спортивных сооружений в городах и районах области.

Состояние здоровья населения во многом определяется состоянием окружающей среды. Это особенно актуально для жителей нашей области, так как Самарская область входит в число наиболее экологически неблагополучных территорий России, а города Чапаевск и Новокуйбышевск признаны территориями с чрезвычайной экологической ситуацией. В этом направлении осуществляется разработка и реализация федеральных и областных целевых программ социально-экологической реабилитации и охраны здоровья населения как области в целом, так и наиболее загрязненных территорий. Реализуется областная целевая программа "Обеспечение население Самарской области питьевой водой".

Демографическое поведение семьи зависит от условий и образа жизни семьи, от их обеспеченности работой, от надежности и уровня доходов.

Позитивные изменения в социально-экономическом развитии Самарской области, произошедшие в 2000-2004 годах, стали основой существенного роста благосостояния её жителей. Реальные располагаемые доходы населения за этот период выросли более чем в полтора раза, остатки вкладов в региональных банках - в 6,5 раз, обеспеченность собственными легковыми автомобилями - на 20%.

По индексу развития человеческого капитала область переместилась с 11 на 7 место в Российской Федерации. Высокое значение индекса по Самарской области обусловлено такими его составляющими как уровень доходов населения, уровень образованности. Однако в рейтинге по третьей составляющей индекса - уровню долголетия - область занимает 44 место в РФ. Продолжительность жизни населения области хотя и превышает среднероссийский уровень, остается не высокой - 65,6 лет. При этом разрыв между продолжительностью жизни женщин и мужчин составляет 13,4 года.

Также как в России в целом, серьезной проблемой является значительная дифференциация населения по уровню доходов, значительное количество бедных. В этих условиях деятельность Правительства области направлена на повышение благосостояния населения, в том числе на улучшение положения детей в малообеспеченных семьях. Для дополнительной социальной поддержки этой категории детей с 1 июля 2004 года в Самарской области установлены доплаты к государственному пособию на детей из семей, получающих социальную помощь из областного бюджета и имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума, в размере 80 рублей на одного ребенка и на детей одиноких матерей (при тех же условиях) - 160 рублей.

В целях совершенствования механизма социальной поддержки граждан, имеющих детей, в июле 2004 года принят Закон Самарской области "О государственной поддержке граждан, имеющих детей", согласно которому с 1 января 2005 года осуществляются дополнительные виды поддержки: ежемесячное пособие на питание беременным женщинам, единовременное пособие при усыновлении (удочерении) ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет неработающим матерям, ежегодное единовременное пособие на ребенка к началу учебного года.

Мощный резерв улучшения здоровья населения - это здоровый образ жизни. Но без активного участия самого человека, который должен переориентировать свое мышление и поведение на сохранение здоровья, невозможно кардинально улучшить ситуацию. Культура здоровья должна стать неотъемлемым компонентом общей культуры человека. Важная роль в формировании культуры здоровья населения отводится учреждениям системы образования, физической культуры и спорта, институту семьи, средствам массовой информации.

Необходимо проведение широкомасштабной пропагандистской кампании, ориентированной на изменение общественного климата вокруг проблем низкой рождаемости, возрождение духовно-нравственных традиций российской семьи, ценности человеческой жизни и здорового образа жизни.

Уважаемые коллеги!

Несмотря на большой объем проводимой работы, не следует ожидать, что демографическая ситуация кардинально изменится за год или два. Потребуется длительное и пристальное внимание ко всей совокупности проблем этого плана, объединение усилий всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, представителей различных конфессий, самого населения. Ведь целенаправленная демографическая политика - единственный путь, который делает осмысленным все осуществляемые как в России, так и в области реформы.

http://titov.samara.ru/

Док. 266829
Опублик.: 30.11.06
Число обращений: 744

  • Титов Константин Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``