В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Барсегян В. О. : Спрос и конкурентное поведение потребителя: анализ кривых безразличия Назад
Барсегян В. О. : Спрос и конкурентное поведение потребителя: анализ кривых безразличия
1. Кривые безразличия и их свойства.
2. Выбор потребителя.
3. Кривые безразличия и иные кривые.
4. Теоретическая и практическая значимость кривых безразличия.
Как отмечалось выше, концепция предельной полезности имеет существенные
методологические изъяны и прежде всего тот, что полезность является субъективной категорией, не поддающейся объективному измерению и сопоставлению. Чтобы избежать необходимости измерения предельной полезности, в экономической теории используют кривые безразличия.
Разработка данного подхода к проблеме поведения потребителя связана с именами известных экономистов В.Парето и Д.Хикса.
Анализ кривых безразличия базируется на тезисе, что потребителю нет надобности точно измерять полезность блага. Достаточно, если он в состоянии из двух благ выбрать одно по своему вкусу. Анализ кривых безразличия основывается на следующих предпосылках:
1. Все блага находятся в свободном доступе и обладают положительной предельной полезностью. Другими словами, это означает принцип: чем больше данного блага, тем лучше. Если же какое-либо дополнительное благо начинает понижать благосостояние потребителя, он может с легкостью выбросить его, не неся при этом никаких издержек.
2. Предельная норма замещения понижается. По мере того как потребляется все большее количество блага X и меньшее количество блага Y, благо остановится все менее ценным относительно Y, а благо Y - все более значимым сравнительно с X.
3. Потребители имеют возможность выбирать между комбинациями доступных им товаров и услуг. Потребитель имеет три возможности: предпочесть товар А товару В, предпочесть товар В товару А, быть безразличным по отношению к обоим товарам (ему все равно, какой из них потреблять).
4. Потребительский выбор рационален, и потребитель последователен в своих предпочтениях: если он предпочитает благо A благу B, а благо В- благу С, то при выборе между А и С он всегда предпочтет А.
1. Кривые безразличия и их свойства
Опираясь на названные выше предпосылки, можно построить так называемую карту потребительских предпочтений (рис. 11.1). Предпочтения потребителя выражены при помощи кривых безразличия.
Рис. 11.1. Кривые безразличия. Карта потребительских предпочтений
Кривая безразличия - это геометрическое место точек, каждая из которых отвечает комбинации товаров X и Y, приносящих одну и ту же совокупную полезность потребителю. Другими словами, потребитель безразличен по отношению к точкам А, В, С и т.д., лежащим на кривой, поскольку в результате потребления любой из соответствующих этим точкам комбинаций двух товаров он получит равнозначную полезность. Очевидно, что в силу своих вкусов, пристрастий и обстоятельств каждый потребитель имеет свою собственную карту предпочтений.


Док. 266744
Опублик.: 30.11.06
Число обращений: 380


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``