В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир КОРОБОВ, Ольга РУЩИЦКАЯ: `Банкротство на строительном рынке - угроза реализации нацпроекта `Доступное жилье` Назад
Владимир КОРОБОВ, Ольга РУЩИЦКАЯ: `Банкротство на строительном рынке - угроза реализации нацпроекта `Доступное жилье`
В строительных организациях есть преднамеренное и фиктивное банкротство. С фиктивным банкротством мы сталкивались один раз. С преднамеренным - сталкиваемся сплошь и рядом. По нашему законодательству мы обязаны решить задачу: сделать анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Если эти признаки есть, мы обязаны эти материалы передать следственным органам.

Участники:
Владимир КОРОБОВ, Президент Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих "ДЕЛО"
Ольга РУЩИЦКАЯ, Член Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих "ДЕЛО", арбитражный управляющий

Владимир Коробов:

Рынок банкротства действует в России с 1992 года. Цель нашей пресс-конференции - рассказать о последствиях банкротства предприятий стройиндустрии.

Саморегулируемая организация "Дело" работает в 53 регионах. Осуществляет порядка 1300 процедур, это 150 арбитражных управляющих. У нас есть специализация: банкротство стратегических предприятий, банкротство кредитных организаций, сельхозпредприятий и предприятий стройиндустрии.

Банкротство социально значимо, т.к. оно затрагивает большое количество людей. В рамках законодательства мы обязаны проверять деятельность своих членов партнерства.

Отрасль экономики строительство, ЖКХ, не реформировалась с 1992 года. За эти 15 лет резко изменилась ситуация на рынке. Раньше основным заказчиком строительства было государство в лице тех или иных структур. Сейчас появились частные компании от производства строительных материалов до специализированных строительных управлений. Изменилась суть и роль заказчика. Нет государства, как заказчика. Нет предприятий, которые строили для своих работников жилье. Появилось много частных инвесторов: граждан РФ, которые хотят решить свою жилищную проблему. На любых переходных периодах много проблем. В связи с тем, что у населения был низкий платежеспособный спрос, у строительных организаций отсталая база. В какой-то степени был утерян потенциал на строительном рынке, который был в свое время в стране. Порядка 120 тыс предприятий сегодня работает на рынке. Если раньше ситуация была более прозрачная, то сегодня в рамках привлечения денежных средств населения, появились те пирамиды, которые вам известны.

Учитывая приоритетность нацпроектов "Доступное жилье", ту волну, которую приобрели протесты обманутых дольщиков, мы усилили контроль за процедурами банкротства в строительстве. Сегодня мы ведем процедуры банкротства около 100 предприятий в разных регионах России. Это предприятия стройиндустрии. Есть примеры, где на базе этих предприятий созданы новые организации, с новой технологией и техникой. Нет уже громадных трестов. Есть более структурированные, хотя есть и холдинговые структуры.

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся при банкротстве, несоответствие производительных сил и отношений. Требование к качеству: появилось много современных материалов, технологий. Неоднородность в развитии строительного комплекса. В крупных городах был большой спрос на жилье, был потенциальный инвестор - граждане с деньгами. На ряду с несовершенством законодательства появились схемы, которые позволяли не обязательно квалифицировать их как недобросовестных застройщиков. В силу определенных ситуаций, которые складывались, инфляция не позволяла вовремя удовлетворить те требования, которые предъявляли инвесторы к строительным организациям.

Причина проблем - несовершенство взаимоотношений между государством, муниципальными организациями и строительными организациями. Порой для выделения строительного участка треть построенного жилья было необходимо отдавать городу. Город таки образом пытался увеличить стоимость жилья, заставить платить эту цену дольщиков и обеспечить жильем социально необеспеченные слои населения.

Серьезная проблема была с инженерными коммуникациями.

Сейчас основная цель при банкротстве - обеспечить сохранность имущества. Исключить негативные явления.

Второй критерий - реально проанализировать финансовое положение этого предприятия. И предоставить на основе анализа непосредственно собственнику данного предприятия кредиторам найти нормальные взаимоотношения для выхода из той ситуации, которая создалась или привлечь инвесторов.

Следующая проблема - проблема недостроенного жилья. Пирамиды и др, схемы сегодня уникальные, мы их изучали. Если раньше существовал порядок, то сегодня одни без наличия документации собирают деньги. Собирают очень просто, когда реальная стоимость квадратного метра свыше 3 тыс долларов, а объявляют о том, что эта стоимость - 1,5 тыс долларов или 600-700 долларов в Екатеринбурге. Люди идут на это и попадают в ловушку. Концы найти очень сложно.

Серьезная проблема, с которой мы сталкиваемся, она разная в разных регионах. По статистике, денежная масса в стране растет. Забота об улучшении жилищных условий будет продолжаться. Исходя из этого и по национальным проектам предусмотрена ситуация, по которой работа строительного комплекса должна быть максимально прозрачной. Поэтому есть вопрос о долевом строительстве. Если законодательно решили вопрос с банками, что вкладчики находятся в первой очереди при банкротстве банка, затем возник вопрос о страховании вкладов, это мировая практика. То пока выделение дольщиков в отдельную очередь так, как это другая природа гражданско-правовых отношений нет.

Делается попытка в рамках национальной программы обезопасить за счет того, что гарантами инвестиций дольщиков должны выступать крупные банки.

Теперь и в строительных организациях есть преднамеренное и фиктивное банкротство. С фиктивным банкротством мы сталкивались один раз. С преднамеренным - сталкиваемся сплошь и рядом. По нашему законодательству мы обязаны решить задачу: сделать анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Если эти признаки есть, мы обязаны эти материалы передать следственным органам.

Заказное банкротство на рынке строительства. Если у предприятия есть долг и есть возможность его погасить, то новый закон сегодня регламентировал деятельность арбитражного управляющего: у нас нет возможности по доброй воли кого-либо включить в кредиторы. Мы это можем сделать только по решению суда. У должника есть возможность любую кредиторку оспорить в суде. Если есть денежные ресурсы, они вправе погасить и избежать процедуру банкротства.

Что вызывает беспокойство на строительном рынке Екатеринбурга?

Владимир Коробов:

Я проверил процедуру, по которой возбуждена процедура банкротства организации "Гидроспецстрой". Меня поразило, что 1,5 месяца арбитражный управляющий не может получить документы, чтобы обеспечить выполнение своих функций. Провести анализ, выявить признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, провести собрание кредиторов и дать возможность должнику решать вопросы самому. Я вынужден был обязать управляющую обратиться в суд с просьбой отстранения данного руководителя-должника, чтобы не препятствовать проведению процедур банкротства.

В этой ситуации, когда не пускают арбитражного управляющего, происходит 2 вещи. Это увод активов. Активы продаются второму, третьему лицу за бесценок, потом появляется добросовестный покупатель. И при обращении в суд выясняется, что имущество ушло. Так же часто применяют искусственное наращивание кредиторки во время банкротства. В результате страдают дольщики. Третья схема - в этот период запускается рекламная кампания по очень дешевому жилью. Я могу предположить, что эти схемы используются и у вас.

Почему строительные компании прибегают к этим схемам?

Владимир Коробов:

Воспитанный человек должен проходить медосмотр. Строительное предприятие - тот же организм. Менеджер обязан приглашать специалиста для анализа, на каком уровне они находятся. Я не встречал, чтобы хорошее предприятие прибегало к процедуре банкротства. Прибегнуть можно в одном случае - спастись от недобросовестного кредитора, чтобы упорядочить вопрос выплаты. Процедура банкротства не всегда зло.

К сожалению, во всем мире банкротство используют по-разному.

Как бороться с фиктивной задолженностью?

Владимир Коробов:

Нужно идти в суд и доказывать в суде. Если есть сомнения, есть другие инстанции, есть апелляция и т.д. У меня были ситуации, когда я доходил до высшего арбитражного суда. Я проигрывал процесс в одном случае, когда плохо готовился к судебному заседанию.

С какими органами власти сотрудничаете?

Владимир Коробов:

Я участвовал в комиссии по дополнению нового закона. На практике те вопросы, с которыми мы сталкивались: по банкротству стратегических предприятий. Мы считаем, что эти предприятия не могут входить в процедуру банкротства. Государство, являясь их собственником, должно исключить это.

То же по сельхозпредприятиям. На фоне обманутых дольщиков появляются крестьяне, когда земля скупается за бесценок.

Нас тревожат эти проблемы. Говорят, что себестоимость квадратного метра жилья 1000 долларов, а продают за 3000. Почему банки не работают напрямую со строительными организациями. Пока этот вопрос не решен.

Что касается изменения в закон, которые внесли на основе протеста обманутых дольщиков. Сейчас подготовлен закон о долевом строительстве, обеспечить гарантии и регистрации всех этих сделок на начальном этапе. С другой стороны, если нет котлована, разрешительных документов, то не разрешать привлекать деньги. Третья норма - это должно быть юридическое лицо с определенным денежным обеспечением, с уставным капиталом.

Вы на месте видите. Фирма активно предлагает очень выгодные условия. Екатеринбург очень большой город, но не на столько большой, чтобы не знать, что у вашей фирмы нет ни одной стройплощадки.

Можно ли предусмотреть риск?

Владимир Коробов:

Основной инвестор и налогоплательщик в мире - это гражданин. Во многих городах крупные предприятия рухнули и местная власть не позаботилась о налоговой базе и развитии бизнеса. Результат плачевный - бюджет пустой.

Давайте реально посмотрим ситуацию. Средняя заработная плата по России чуть выше 5 тыс руб. Если посчитать, сколько построено и приобретено жилья - это меня поражает. Нам надо думать об одном. Мы, граждане, должны больше платить налогов, тогда государство сможет построить жилье для социально необеспеченных. В мире нет примера доступного жилья. Всегда есть процент обеспеченного населения. Есть процент людей, которые живут в "хрущевках", но ничего не сделают, ни в квартире, ни в подъезде.

С какими государственными структурами планируете сотрудничать в Екатеринбурге?

Владимир Коробов:

Мы действуем в рамках законодательства. Мы открыты для всех организаций. Мы общаемся с областной, городской властью, с силовыми структурами. Работаем с коммерческими организациями только в рамках процедуры банкротства. Мы сотрудничаем с прессой. Мы стараемся рассказывать о своей работе, готовы со всеми сотрудничать.

Есть ли примеры преднамеренного банкротства?

Владимир Коробов:

Мы можем определить только признаки, затем отдаем это в суд. Они заказывают новую экспертизу. Если обнаружатся эти признаки, затем передают материалы в суд

Что будет с "Гидроспецстроем"?

Владимир Коробов:

По закону - это прерогатива должника. Если он является собственником "Гидроспецстроя", это не прерогатива арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий должен провести анализ и предложить сценарии. А решать будет собственник, он имеет право заключить мировое соглашение и т.д. В результате анализа все увидим.

18.07.2006


Док. 266629
Перв. публик.: 18.07.06
Последн. ред.: 04.12.06
Число обращений: 915


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``