В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Заместитель полномочного представителя президента РФ в УрФО Виктор Басаргин: `Развитие АПК` наименее успешен из нацпроектов в УрФО Назад
Заместитель полномочного представителя президента РФ в УрФО Виктор Басаргин: `Развитие АПК` наименее успешен из нацпроектов в УрФО
Говоря о реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", мы пока должны констатировать, что из четырех национальных проектов именно по проекту "Развитие АПК" успехи в Уральском федеральном округе наименее заметны.

Хотя по отдельным приоритетам проекта есть определенные результаты.

Так, для коренного обновления основных фондов, скота и технологий сельхозпредприятиями и инвесторами в УрФО заключено 46 кредитных договоров на строительство и реконструкцию объектов животноводства на сумму 4,5 млрд.рублей.

По другим же направлениям результаты менее впечатляющие.

Прошла уже большая часть года, а плановые показатели по большинству параметров выполнены чуть больше чем на треть. Так по закупкам скота закуплено: 6311 голов крупного рогатого скота племенных пород или 32% от плана 2006 г, 4397 голов племенных свиней или 45% от плана на год. Слабо продвигается лизинг.

По итогам первого полугодия роста производства сельхозпродукции по сравнению аналогичным периодом 2005 г. удалось добиться только в Свердловской и Челябинской областях. Рост по УрФО составил менее 0,5%.

В целом по округу ощутимого увеличения поголовья скота удалось достигнуть лишь по свиньям. Их поголовье возросло по сравнению с серединой прошлого года на 5,5%.

Проблемы в реализации национального проекта упираются в доступность кредитных ресурсов. По стимулированию малых форм хозяйствования, в обеспечении населения дешёвыми кредитными ресурсами происходящих сдвигов недостаточно. С начала 2006 г. филиалами ОАО "Россельхозбанка" и прочими кредитными организациями выдано 1308 кредитов личным подсобным, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным кооперативам на сумму 497 млн. руб.

Для существующего положения есть объективные причины.

Во-первых, недостаточная развитость филиальной сети "Россельхозбанка". Министерствами и департаментами УрФО для решения проблемы кредитования и расширения доступности кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования на селе заключены соглашения о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" с несколькими банками: в том числе 6 в Свердловской, 3 в Тюменской и 4 в Челябинской области.

Кроме того, по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО исполнительной власти субъектов необходимо проработать вопросы с представителями ОАО АКБ "Связь-Банк", в целях улучшения доступности кредитов для сельских жителей через сеть районных почтовых отделений.

Во-вторых, отмечается неготовность большинства кредитных учреждений к полноценной работе на селе. Сдерживает их активность: отсутствие на селе поручителей с достаточно высокой зарплатой, невозможность (со ссылкой на ст.117 Бюджетного кодекса) принимать гарантии бюджетов муниципальных поселений и районов, да и земля ещё не стала залоговым инструментом для получения кредитов частными подворьями.

В этих условиях возникает особенно острая потребность в создании новых кредитных, снабженческо-сбытовых кооперативов. Эти формы больше приближены к населению и более доступны, а учитывая вклад малых форм в общий объем производства на селе значение деятельности сельхозкооперативов трудно переоценить.

Сегодня более 80% сельских домохозяйств ведут подсобное хозяйство. В целом по федеральному округу они производят около 53% молока, почти треть мяса, более 80% овощей и картофеля. Однако, из-за несовершенства системы снабженческо-сбытовой кооперации, только 15% произведенной продукции реализуется на рынке.

Развитие снабженческо-сбытовой кооперации невозможно без параллельного развития кредитной кооперации, являющейся основой для технологического развития и создания оборотных средств.

Примеры такой работы в субъектах Федерации Уральского федерального округа есть. Так, в Тюменской области общее количество потребительских кооперативов на 1 августа 2006 года составило 107 (в т.ч. 22 кредитных, 75 снабженческо сбытовых, 10 прочих). Часть из них сочетают в себе функции кредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов, а также являются непосредственными сельхозтоваропроизводителями. Как результат здесь наиболее высока доля реализации продукции личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств.

Из 48 созданных в текущем году сельскохозяйственных кооперативов в УрФО 24 (ровно половина) приходится на Тюменскую область. Думаю, этот опыт будет полезен другим регионам. Что мешает развивать сеть кооперативов аналогичными темпами в других субъектах? Или в этой форме нет потребности? Во всяком случае, планы на 2006 г. по созданию сельхозкооперативов более чем скромны. Так, Свердловская область запланировала создать в течение 2006 г. всего 6 кооперативов, из которых в настоящее время созданы только два.

Еще одним шагом, который будет способствовать развитию малых форм хозяйствования, модернизации и дальнейшему росту мелкотоварного производства, равно как и создания устойчивой и конкурентоспособной среды на селе - это увеличение количества заготовительных пунктов и перерабатывающих комплексов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции мелких товаропроизводителей. Здесь так же показателен пример Тюменской области, где в 285 населенных пунктах имеются заготовительные пункты и пункты первичной переработки.

Среди вопросов, которым мы должны уделить внимание - шаги, которые регионы могут предпринять самостоятельно:

1.Привлечение к созданию сельхозкооперативов организации потребкооперации и предпринимателей, имеющих производственные мощности и кадры в сельских территориях.

2. Обеспечить условия для успешной работы и перехода в правовое поле различного рода неформальных объединений, имеющих сходные с кооперативами черты, но избегающие хлопот, с регистрацией, уплатой налогов.

3.Усилить информационную работу, включая подготовку и выпуск информационных материалов о возможностях развития малых форм хозяйствования на селе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК", которую через администрации муниципальных образований и местных поселений можно довести до населения.


21/08/2006
http://www.itartass.ur.ru/redakt/?id=682

Док. 266611
Перв. публик.: 21.08.06
Последн. ред.: 04.12.06
Число обращений: 934

  • Басаргин Виктор Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``