В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рыбаковский: Кризис депопуляции угрожает целостности России Назад
Рыбаковский: Кризис депопуляции угрожает целостности России
Первое заседание Клуба экспертов "Демографическая перспектива" было проведено при поддержке ОАО "Российская миграционная трудовая биржа" и Портала Социальной и Демографической политики (ПСДП.ру) 21 ноября 2006 года в пресс-клубе РИА "Новости". В работе клуба приняли участие: Леонид Рыбаковский - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН; Владимир Архангельский - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Анатолий Антонов - профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Григорий Рапота - Генеральный секретарь ЕврАзЭС (евразийского экономического сообщества); Сергей Рязанцев - доктор экономических наук, профессор Института социально-политических исследований РАН; Владимир Ионцев - зав. кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ, доктор экономических наук, профессор; Алла Иванова - доктор экономических наук, профессор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России; Вадим Моденов - председатель Российской миграционной биржи труда (РМТБ). Темой этого заседания клуба стал доклад Леонида Рыбаковского "Россия 21 века в геополитических координатах". Собравшимися были обсуждены наиболее насущные демографические проблемы страны: сокращение рождаемости, увеличение смертности, причины и пути выходы из демографического кризиса.



Россия 21 века в геополитических координатах

Демографическая ситуация в России еще совсем недавно представлялась крайне острой. По сути, не было более актуальных проблем, чем демографические. Но возникший разговорный ажиотаж вокруг проблем рождаемости, смертности, да и миграции, проведение бесчисленных конференций, парламентских слушаний, всевозможных семинаров и круглых столов, где специалисты и просто любители с различным словесным накалом обсуждают извечный российский вопрос, что делать, активное и в большинстве не профессиональное участие в этом всероссийском филологическом "конгрессе" средств массовой информации, особенно телевидения, привели к тому, что острота и актуальность демографических проблем притупилась настолько, что теперь о них говорят скорее по привычке.

Тем не менее, на фоне всероссийского обсуждения демографических проблем и принимаемых мер в этой сфере, включая и приоритетные национальные проекты, демографическая ситуация в стране остается столь же неблагополучной, как и в истекшие 12-14 лет. Последствия от ухудшения параметров демографического развития страны становятся все более угрожающими для будущего России.

Во-первых, продолжает оставаться крайне низким уровень рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости едва составляет 1.3, хотя для простого замещения поколений необходимо, чтобы на каждую женщину репродуктивного возраста приходилось примерно 2.10-2.15 рождений. Ныне новые поколения лишь на 60% замещают предшествующие. Числа родившихся, ставшие возрастать с 2000 г., в 2005 г. вновь снизились на 45 тыс. человек и в 2006 г. обещают быть ниже, чем в предшествующий год еще на 14-15 тыс. человек, т.е. опустятся до уровня 2003г.

Во-вторых, еще более катастрофическое положение со смертностью. Числа умерших в среднем за 2001-2005 гг. превышают 2.3 млн. человек в год по сравнению с менее чем 2.1 млн. в предшествующее пятилетие и 2 млн. - в 1991-1995гг., не говоря уже о 1980-х годах, когда в год умирало не более 1.6 млн. человек, т.е. вдвое меньше чем в настоящее время. Ожидаемая продолжительность жизни населения в новом столетии в среднем равна 65.2 года, тогда как в оба предшествующих пятилетия она превышала 66 лет и была на 8 лет меньше, чем в среднем по всем европейским странам (относительно Западной Европы - на 13 лет).

В-третьих, вследствие разнонаправленной динамики рождаемости и смертности не только сохраняется в больших размерах ежегодная естественная убыль населения, но и её величина от пятилетия к пятилетию возрастает: 2.5, 4.2 и 4.3 млн. человек. В результате естественной убыли население России в 1991-1995 гг. сократилось относительно 1991 г. на 1.7%, в 1996-2000 гг. уменьшилось к уровню 1996 г. на 2.8%, и в последнее пятилетие население сократилось по отношению к 2001 г. на 2.9%. В целом в течение 1991-2005 гг. в результате естественной убыли население России уменьшилось на 11 млн. человек или почти 7.5%.

В-четвертых, единственным благоприятным фактором, сдерживавшим темпы сокращения численности населения в течение всего пятнадцатилетнего периода, была внешняя миграция. Хотя в миграционном обмене со старым зарубежьем Россия теряла население, притом в его составе преобладали молодые, образованные люди, тем не менее, в обмене с новым зарубежьем она многократно компенсировала эти потери. В целом за 1991-2005 гг. миграционный прирост составил почти 5.5 млн. человек, что возместило 50% естественной убыли населения. Но происходящее сокращение миграционного прироста от пятилетия к пятилетию (2.5, 2.1 и 0.8 млн.) обесценило значимость этого источника демографической динамики. В 1991-1995 гг. миграция компенсировала 100% естественной убыли, и население страны практически не уменьшилось; в 1996-2000 гг. миграция возместила 50% убыли, уменьшив темпы сокращения численности населения за пятилетие вдвое; в новом столетии миграция компенсировала менее 20% (18.6%) естественной убыли, причем с 2003 г. миграция замещает примерно 1/10 его часть.

Вследствие миграционного прироста население России за 1991 - 2005 гг. сократилось не на 7.5%, а на 3.8%. Но в первом пятилетии оно не уменьшилось вообще, во втором - сократилось на 1.4% и в третьем - на 2.4%. Такая динамика населения не позволяет говорить об улучшении демографической ситуации в стране, как в целом, так и по каждому её компоненту (рождаемости, смертности, естественной убыли, миграции). Более того, прогнозы демографического развития России свидетельствуют о дальнейшем обострении демографических проблем.

Прогнозы демографического будущего России не могут исходить из вновь вводимых мер демографической и миграционной политики, из начавшейся реализации приоритетных национальных проектов, т.к. эти управленческие решения не только не могут дать сиюминутного эффекта, но и не позволяют рассчитать меру ожидаемых результатов. Требуется время, чтобы оценить возможное влияние проводимых мер на демографическое развитие страны. Другое дело, если давать оценку исходя из сложившихся тенденций или принимая в прогнозах демографические параметры неизменными. Исходя из этого, были составлены два прогноза. В первом сохранены неизменными параметры рождаемости и смертности населения, во втором - продолжены негативные тенденции, наблюдаемые в последние годы (табл. 1).

В случае сохранения нынешнего уровня рождаемости и смертности и отсутствия миграционного прироста численность населения России к началу 2025 г. составит 122,0 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2005 г. на 21,4 млн. человек или на 14,9%. Вместо естественной убыли населения в 0.5-0.6% в год как это в настоящее время, Россия будет иметь ее в 1,1% в конце первой четверти XXI века. В действительности демографическая динамика в России может выглядеть значительно хуже, т.к. не исключена вероятность, что сохранятся негативные тенденции роста смертности населения при одновременном продолжении перехода к однодетной модели семьи. Тогда население России к 2025 г. сократится по сравнению с началом 2005 г. на 29,5 млн. человек или почти на 20%.

Таблица 1

Предположительная численность населения России

в период с 2005 по 2025 гг. (на начало года, млн. человек)*

Годы
    

Численность населения при сохранении нынешних уровней рождаемости и смертности
    

Численность населения при тенденциях роста смертности и снижения рождаемости

Таблица No1

* Архангельский В.Н. и др., Стратегия демографического развития России. М.2005. с.54-63

Сохранение на продолжительный период, вплоть до 2025 г. неизменных уровней рождаемости и смертности приведет не только к сокращению численности населения, но и к ухудшению его возрастного состава. Доля населения трудоспособного возраста сократится с 63,3 - 63,5% в 2006 - 2008 гг. до 57,6%-57,9% в 2020-2025 гг. Одновременно с 20,3% до 26,1% увеличится доля населения пенсионного возраста. Больше по сравнению с настоящим временем станет не только доля населения старше трудоспособного возраста, но и его абсолютная численность. В то же время численность населения трудоспособного возраста будет неуклонно уменьшаться, начиная с 2006 г., и окажется к 2025 г. меньше сегодняшней на 19,5 млн. человек. Кроме того, население трудоспособного возраста будет стареть, особенно после 2015 г.: сейчас доля 20-29-летних в населении трудоспособного возраста составляет 25,7%, а к 2025 г. снизится до 18,5%.

В случае негативной динамики демографических процессов сокращение численности населения трудоспособного возраста будет еще большим. Его потери до 2025 г. составят 22,1 млн. человек, т.е. на 2,6 млн. больше, чем при прогнозе, основанном на гипотезе сохранения стабильных рождаемости и смертности. В 2010-2019 гг. среднегодовая убыль населения трудоспособного возраста при сохранении негативных тенденций демографических процессов будет составлять 1.4 млн. человек.

Тенденции демографического развития, их прогноз на ближайшие 20 лет свидетельствуют о вероятности сокращения демографического и трудового потенциала России в том случае, если не будут последовательно приниматься радикальные меры по выходу страны из демографического кризиса. Непосредственными последствиями такой динамики населения и его трудоспособной части может стать ускоренное снижение доли России в мировом населении, а также сокращение темпов роста её внутреннего валового продукта, что усилит отставание от экономически развитых стран.

Прежде всего, сокращение численности населения России переместит её в мировом демографическом пространстве, и к 2050 г. Россия, вместе с Японией, Филиппинами, Турцией и Египтом, согласно прогнозам ООН, будет занимать 14-17 места. К этому времени население России может сократиться на 1/3. Несложно представить, что если каждые пятьдесят лет население страны будет уменьшаться на 1/3, то к концу нынешнего столетия население России не будет превышать 65 млн. человек.

Сокращение численности населения, как и его естественная убыль, для мирового сообщества - не новые явления. Ещё на стыке ХIХ-ХХ веков в подобном состоянии демографического развития оказалась Франция. Позже уже во второй половине ХХ веке с режимом депопуляции столкнулся ряд европейских стран. В начале семидесятых годов в ФРГ впервые в условиях нормального развития в послевоенный период число умерших превысило число родившихся. Эта ситуация сохраняется до сих пор. В Австрии в 1975 г. также началась естественная убыль населения. В два последующих десятилетия естественная убыль чередовалась с мизерным (менее 1 человека на 1000 населения) приростом. Подобное наблюдалось в Италии и Бельгии, а с 90-х годов - в Греции, Испании и Швеции. Со второй половины 80-х годов естественная убыль населения происходит также в Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехии и ряде других стран Восточной Европы.

Собственно перспектива сокращения численности населения представляется как наиболее вероятный сценарий для всего Европейского региона к середине ХХI века. По прогнозам ООН, выполненном в начале нового столетия, в 33 европейских странах с населением, превышающим 140 тыс. человек в каждой, к 2050 г. произойдет сокращение его численности. Население Европы в течение первой половины ХХI века может уменьшиться на 133 млн. человек, в том числе в России на - 28.3%. На долю России придется более 30% общего сокращения, хотя удельный вес ее в совокупном населении рассматриваемых стран лишь 22%.

В отличие от России всем этим странам, постепенно входящим в объединенную Европу (численность её населения без государств СНГ - свыше 0.5 миллиарда человек), депопуляция даже в обозримой перспективе не грозит катастрофическими результатами, т.к. сокращение численности жителей в одних странах компенсируется её ростом в других. В частности, с 1992 г. по 2002 г. население Европы возросло более чем на 8 млн. человек, сократившись при этом во всех европейских государствах СНГ примерно на такую же величину. В 90-е годы население Франции увеличилось на 3.4 млн. человек, Великобритании - на 1.7 млн., в Германии - на 3.1 млн., Испании -на 2.1 млн. и т.д. К тому же заселенность Европы достаточно велика, чтобы опасаться её заметного уменьшения.

Таким образом, в отличие от почти всех развитых стран, не говоря уже о США, численность населения которых превысила 300 млн., Россия неуклонно утрачивает свой демографический и трудовой потенциал. Сокращение численности населения России и изменение её места в мировом "табеле о рангах" неминуемо ведет и к падению геополитического статуса и экономической значимости государства, снижению её сравнительной военной мощи и, как следствие, к ослаблению политического влияния в мире.

К еще более негативным последствиям ведет сокращение численности населения трудоспособного возраста. Главное из них - снижение темпов экономического роста. В свое время Советский Союз в мировом промышленном производстве был вторым после США, на его долю приходилась примерно пятая часть, больше половины которой производилась на территории России. С развалом СССР в 90-е годы ХХ века в результате непродуманных реформ в России произошел обвал производства. В 1991 - 1996 гг. объем ВВП, ежегодно сокращаясь, достиг 60% к уровню 1990 г. В 1997 г. объем ВВП впервые за все истекшие годы реформ не сократился, а даже вырос почти на 1%. Но наступивший финансовый кризис в 1998 г. вызвал новое сокращение ВВП. Объем ВВП снизился до 57.6% относительно 1990 г., что оказалось его нижней точкой падения.

Новый период в экономическом развитии наступил в 1999 г. С этого года начался непрерывный и в то же время существенный рост ВВП. Его величина в 2000 г. приблизилась к 2/3 уровня 1990 г. В течение шести неполных лет нового века объем ВВП вырос примерно на 40% и приближается к исходному 1990 году. Но это, заметим, происходило в условиях достаточной трудообеспеченности экономики. Ближайшим ориентиром развития экономического сектора России, сформулированного в начале нового столетия Президентом РФ, является удвоение ВВП в течение десятилетия. Без удвоения объемов ВВП Россия не сможет вернуть себе место среди стран, обладающих наибольшей экономической мощью, и будет не в состоянии поднять уровень душевого производства с тем, чтобы войти в число экономически развитых стран. Однако одноразовое удвоение ВВП не может повысить её долю в мировом производстве до того уровня, который был к началу социально-экономических преобразований, поскольку Россия по своему экономическому потенциалу заметно отстала от многих развитых стран со значительно меньшим населением.

К тому же экономически развитые страны за прошедшие 15 лет ушли далеко вперед и продолжают наращивать свой экономический потенциал. Так в 1991-1998 гг. в Австрии рост ВВП составил 53%, в Германии - 12%, в Дании - 39%, в Норвегии и США- 41%, во Франции - 18%, в Швеции - 35% и т.д. В результате значение России в производстве мирового валового продукта сократилось. Ныне на долю России приходится в два с лишним раза меньше, чем на долю Германии и в 3.4-3.5 раза - чем на долю Японии, хотя население первой составляет 57-58% к российскому уровню, а второй - 88-89%. Численность населения США больше, чем в России вдвое, а объем внутреннего валового продукта - в 8.5 раза.

Достижение отметки начала падения объема ВВП и его последующий рост должны позволить России преодолеть отставание в экономическом развитии от наиболее развитых стран и, главное, поднять уровень душевого потребления. Трудность решения задачи удвоения ВВП обусловлена, как сказано выше, тем, что Россия уже в ближайшие годы столкнется с дефицитом труда, вызванным сокращением трудового потенциала страны. В ближайшие десятилетия трудонедостаточность будет ахиллесовой пятой российской экономики.

Без последовательного наращивания экономической мощи и на её основе улучшения уровня и качества жизни населения, имеющего восходящую динамику, Россия не сможет сохранить многовековой статус великой державы, тогда она, так или иначе, превратится в третьеразрядную страну, скорее всего, в сателлита другого более сильного государства. Ныне Россия как преемница великой державы - Советского Союза, получила в геополитической сфере его статус. Она сохранила место постоянного члена (с правом вето) в Совете Безопасности ООН, является наряду с США самым мощным ядерным государством, обладает пока еще необходимыми арсеналом ракет стратегического назначения, военно-космическими силами, воздушным и морским флотами, современной артиллерией и бронетехникой, средствами информационного воздействия, химической защиты и т.д. Считается, что к началу нового века в России сохранилось 3/5 военного потенциала, которым обладал СССР, свыше половины ядерного арсенала и почти четверть обычных вооружений (2. с.18). Несмотря на утрату в связи с развалом СССР кооперативных связей, существенным физическим и моральным износом оборудования и технологий, в России продолжает все еще функционировать военно-промышленный комплекс, способный создавать новые и модернизированные образцы современной техники и оружия для всех родов войск. В качестве примеров можно назвать, хотя бы, начавшуюся модернизацию военно-морских сил страны и шаги, предпринимаемые по реанимации производства авиационной техники.

Следовательно, в геополитическом и военном отношении Россия, хотя и ослабла, но, тем не менее, продолжает оставаться пока второй по уровню оборонного потенциала державой, с наличием у неё военных ресурсов, достаточных для обеспечения независимости и суверенитета государства. Состояние, в котором находится в настоящее время Россия, можно выразить, перефразируя слова идейного недруга нашей страны З.Бжезинского: современная Россия ещё не настолько слаба, чтобы не считаться с её национальными интересами, но она уже и не настолько сильна, чтобы их учитывать в полной мере. Ярчайшее подтверждение этой мысли З.Бжезинского - агрессия США в марте 2003 г. против Ирака, предпринятая, несмотря на возражения со стороны России, Китая, Франции, Германии и большинства других стран, отсутствия поддержки Совета безопасности ООН и многомиллионных протестов в мире. Несколькими годами раньше подобное произошло и с Югославией, и Россия, чувствуя свою слабость, а возможно, и нежелание ссориться с более сильным партнером, уступила свои позиции на Балканах и, по сути, перестала играть там сколько-нибудь заметную роль, будучи самым крупным и самым мощным славянским государством, которое в своей истории много раз приходило на помощь братским народам. В прошлом такое было невозможно в мире.

Россия не только великая держава, она и самая крупная по размерам территории страна в мире. Ей принадлежит 1/8 часть территории земного шара. Площадь России 17.1 млн.кв.км. Затем идут Канада (10 млн.), Китай (9.6 млн.) и США (9.4 млн.). Будучи в значительной мере северной страной (примерно 2/3 территории), Россия, тем не менее, обладает огромными сельскохозяйственными угодьями, среди которых - лучшие в мире чернозёмы. Это обеспечивает стране возможность быть самодостаточной, т.е. формировать баланс продовольствия и сельскохозяйственного сырья за счет собственного производства.

Лесные ресурсы, которыми обладает страна, в полной мере обеспечивают её нужды деловой древесиной, сырьем для производства целлюлозы, картона, бумаги и т.д. Общий запас древесины превышает 80 млрд. кб. м. В России достаточно нефти, газа, угля, руд чёрных и цветных металлов, гидроресурсов, минеральных удобрений, строительных материалов и т.д. Страна обладает колоссальными мировыми запасами пресной воды (только в Байкале объем пресной воды составляет 23 тыс. кубических километра, что равно примерно одной пятой мировых запасов).

Считается, что Россия обладает пятой частью мировых запасов ресурсов, это больше, чем удельный вес её территории (12.6%) , не говоря уже о доле страны в мировом населении (2.2%). На долю России приходится 45% мировых запасов природного газа, 13% - нефти, 23% - угля и т.д. Прогнозные запасы ресурсов России оцениваются в 140 трлн. долларов США. Заметим, что при современном объеме внутреннего валового продукта этих ресурсов хватит на 200-250 лет.

Россия занимает выгодное географическое положение и в Европе, и в Азии. Она имеет и на западе, и на востоке достаточно выходов в мировой океан: северные акватории (прежде всего, Баренцево море), Балтийское, Черное и Японское моря, Тихий океан. Это объективное условие развития военного, торгового и рыбодобывающего флота, эксплуатации нефти и других ресурсов прибрежных шельфов. Располагаясь на двух континентах, Россия при достаточной развитости инфраструктуры железнодорожного и воздушного транспорта может стать выгоднейшим транзитным пространством, связывающим рынки Европы с Азиатско-Тихоокеанском регионом.

Но эксплуатация богатых природных ресурсов и выгодного географического положения находится в явном противоречии с заселенностью и освоенностью огромных пространств, прежде всего, в азиатской части страны. Россия - это государство, возникшее в результате многовекового процесса объединения земель, населенных вначале единым, а затем и другими этносами вокруг Московского княжества с последующим присоединением к нему как новых, так и утраченных ранее территорий. Колонизовались сопредельные с основной частью страны слабозаселенные или вовсе пустующие земли. Именно поэтому процесс колонизации не сопровождался, как в истории освоения новых территорий другими странами, сгоном, уничтожением и угнетением коренного населения (Северная Америка, Индия, Австралия и т.д.).

Преумножая и без того огромную территорию, Россия не в состоянии была её заселить достаточно плотно. Несмотря на сравнительно большие по условиям дореволюционной России масштабы переселений, восточные районы оставались слабо заселенными. В 1897 г. на огромной территории за Уральским хребтом проживало лишь 5.7 млн. человек, что составляло 0.4 человека на кв. км. Накануне революции плотность населения Сибири и Дальнего Востока составляла менее 0.7 человек на кв.км.

Плотность и доля восточных районов в населении страны повышалась вплоть до начала 90-х годов. За этим ростом в каждом восточном регионе - страницы самоотверженного освоения природных ресурсов Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири. Здесь и БАМ, и нефтегазоносные месторождения Тюменского севера, и Ангарские гидростанции, и полиметаллические руды Красноярского края, и Якутские алмазы и многое, многое другое.

В 90-е годы, спустя более чем полтора столетия с начала освоения Дальнего Востока, не говоря уже о Восточной Сибири, кардинально изменились демографические тенденции в этой части страны. Здесь стал разрушаться демографический и трудовой потенциал. Ныне в азиатской части России проживает менее 30 млн. человек или 20.7%. Доля всех восточных районов заметно снизилась в населении страны. Особенно это относится к Дальнему Востоку, плотность населения которого в настоящее время упала до уровня 1959 г. Ныне показатели плотности населения восточных районов России в целом примерно в 30 раз ниже среднего уровня заселенности всего азиатского материка. Но и старообжитая часть страны не столь уж плотно населена. Уровень её заселенности в два с лишним раза ниже, чем в остальной Европе. Причина этому не только в динамике населения России в ХХ веке, но и в том, что огромные массы людей из центральной части страны переселялись в города Средней Азии, на целинные земли Казахстана и др.

Интернациональная политика советского государства в области размещения производительных сил во многом объясняет, почему уровень заселенности, в первую очередь приграничных, а вообще восточных регионов России, оказался столь низким. Это при неблагоприятном развитии международной ситуации может привести к непоправимым геополитическим результатам. В истории России достаточно примеров, чтобы подтвердить этот тезис. Первый исторический урок - это цивилизованная потеря Аляски (свыше 1.5 млн. кв.км.), проданной Соединенным штатам в 1867 г.

На российскую территорию были не только покупатели. Она всегда манила захватчиков. Цель нападения гитлеровских полчищ на Советский Союз состояла в том, чтобы очистить территорию страны от её жителей. Гитлер, готовя нападение на СССР, разъяснял, что расширение жизненного пространства для немецкого народа может произойти только за счет России (5.с.28). Согласно этой доктрине, после захвата нацистами СССР, предусматривалось в течение нескольких лет уничтожить 46-51 млн. русских и других славянских народов.

ХХI век - это век международного сотрудничества. Тем не менее, это не исключает из возможных вариантов развития России и мрачных перспектив. Одна из них - потеря российских территорий. Эта проблема обсуждается политологами ряда стран. Особенно откровенны высказывания З.Бжезинского. Вот некоторые из них. "Россия уже не представляет собой имперскую державу, и главным вызовом для неё является задача социально-экономического возрождения, не выполнив которую она будет вынуждена уступить свои дальневосточные территории Китаю". (10.с.16); "...у России, если она хочет сохранить в неприкосновенности свою территорию, нет иного выбора, кроме как примкнуть к Западу в качестве его младшего партнера..." (10.с.117-118); "чтобы удержать Сибирь, России понадобится помощь: ей не под силу одолеть эту задачу самостоятельно в условиях переживаемого ею демографического спада и новых тенденций в соседнем Китае"; "Россия должна превратиться в общеевропейское достояние, используемого на многосторонней основе. Для европейцев это была бы увлекательная перспектива покорения "новых рубежей" (10.с.139-140).

Комментарии, как говорится, излишни. Но с чем нельзя не согласиться, так это с тем, что Россию ожидает мощное "демографическое давление" со стороны соседей, где в отличие от России с её демографическим кризисом происходит наращивание "демографических излишков". Причем, как пишет З.Бжезинский, демографическое давление перенаселенных бедных стран может придать насильственный характер иммиграции (10.с..30).

В самом деле, на востоке страны, на протяжении свыше чем 4.3 тысяч километров слабо освоенные российские территории граничат с густозаселенными районами Китая, население которых продолжает интенсивно расти. Уже в настоящее время в приграничных с югом Дальнего Востока регионах Китая проживает 100 - 110 млн. человек. Там в безлюдных в недалеком прошлом районах возникли и продолжают расти многолюдные города и другие поселения, интенсивно развивающиеся, в том числе и за счет российских инвестиций.

Китай, в отличие от античных Греции и Римской империи, Египта, Византии, Персии и ряда других древних и средневековых цивилизаций, единственный смог выстоять во времени, потерять и восстановить могущество, создать потенциал, который вскоре выведет его в мировые лидеры. Ему для этого понадобятся пространство и ресурсы. Российские приграничные регионы, прежде всего Приморье и Приамурье, смогут сохранить свой статус, но только при последовательном проведении такой политики, которая отвечала бы как национальным интересам России, так и национальным интересам Китая. Фундамент этой политики - прочность и крупномасштабность экономических отношений между этими странами, обреченными жить по соседству. Особый блок этой политики должна составлять долголетняя миграционная программа. Целью привлечения рабочей силы из Китая могла бы стать совместная взаимовыгодная эксплуатация природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, для чего могут быть использованы различные организационно-экономические формы.

Второй регион демографического давления на Россию находится за пределами её южных границ. Там формируется мощное сообщество исламских государств. К середине ХХI века в Казахстане, Средней Азии, Азербайджане, Афганистане, Ираке, Саудовской Аравии, других арабских странах зоны Персидского залива, Пакистане, Иране, граничащим с Россией по акваториям Каспийского моря, и Турции с геополитическими интересами, как и у России на Черном море, численность населения превысит один млрд. человек, причем в трех последних государствах она превысит число жителей России.

Концентрация многомиллионных армий безработных в большинстве этих стран, причем в обстановке исламизации бывших союзных республик, может существенно изменить геополитическую ситуацию, вызвать мощную миграционную экспансию, на которую Россия должна будет реагировать в соответствии с международными нормами и обязательствами. Для России эти миграционные процессы не будут только её внутренним делом. Они становятся уже предметом интереса международного сообщества. Очевидно, что Россия должна направить миграционные процессы в русло её собственных национальных интересов, т.е. своевременно определить в отношении этого региона свою миграционную политику. На этом, южном, геополитически важном направлении также должна проводиться активная миграционная политика, не сводимая лишь к выдаче миграционных карт.

Рост объемов иммиграции и соответствующее формирование в приграничных районах этнических диаспор из соседних стран может привести к тому же, с чем столкнулась в свое время Мексика. Мексиканский Техас, начав заселяться в первой половине ХIХ в. колонистами из соседней страны (Мексика под давлением США вынуждена была дать согласие на это), уже в 1845 г. вошел в состав США на правах штата. За Техасом последовали Калифорния, Аризона, Новая Мексика, Луизиана и Флорида. Слабая Мексика не могла противостоять сильным и агрессивным США.

Ещё одно обстоятельство - наличие территориальных претензий к России, начиная от Сахалинской области и заканчивая Калининградским анклавом. Не затухает пятидесятилетний спор с Японией относительно нескольких Южно-Курильских островов. Все Курильские острова достались России, как преемнице Советского Союза, победителя во Второй мировой войне. В свое время Япония ведь тоже полвека удерживала захваченный ею Южный Сахалин, не говоря уже о временной оккупации и Северного Сахалина. Южные Курилы - это проблема будущих отношений, а ныне - это пограничный спор о части российской территории.

Ещё более давняя история территориальных споров с Китаем. В процессе многолетних переговоров были найдены решения многих приграничных вопросов. Достигнутое соглашение, геополитически не выгодное для России, тем не менее, призвано исключить территориальную проблематику в её отношениях с Китаем, в том числе и по островам в месте впадения Уссури в Амур. Дальнейшее развитие отношений во многом будет зависеть от взаимовыгодного экономического сотрудничества двух стран. В современном мире ни Китаю, ни России не нужно второе издание "Даманского", т.е. событий, происшедших в марте 1969г. в районе этого острова.

Будущее развитие отношений России с Казахстаном, Украиной и Белоруссией во многом будет зависеть от своевременного и обоюдовыгодного превращения в прошлом административных границ в государственные. Территории этих государств, непосредственно примыкающие к России, заселены в значительной мере русскими. Проблема статуса этих территорий, ставших частями суверенных государств, в том, что они всегда считались русскими и заселялись так же, как и коренные русские регионы. К примеру, на севере Казахстана русская диаспора, достаточно развитая и в дореволюционный период (это значительная часть бывшей Оренбургской губернии), лавинообразно возросла 45-50 лет назад, когда шло освоение целины. Повторим, что демографическое, как впрочем, и экономическое, "донорство" России в советский период стало одной из причин истощения воспроизводственного потенциала её европейской части.

Царская империя, превратившись в Советский Союз, была разделена между братскими союзными республиками без учета реальных этнических пропорций на тех или иных территориях. Собственно и передача Казахстану части сибирских пространств и ряда волостей Астраханской губернии с последующим преобразованием автономии в союзную республику, да и дарение Крыма Украине, - все это базировалось на презумпции "тысячелетнего" Союза. Поэтому развал единой страны, осуществленный бездумным "волеизъявлением" лидеров трех славянских стран (кстати, вопреки желаниям народов), но без специального урегулирования вопросов о границах и гражданстве, стал катализатором возможных в будущем межгосударственных проблем этнического характера.

В интересах не только России, но и других стран СНГ, чтобы не превратились в конфликты территориальные недоразумения в процессе крупномасштабной демаркации границ. Чем цивилизованнее станут государства, бывшие союзные республики, тем легче разрешатся эти вопросы. Тем не менее, уровень заселенности этих приграничных субъектов Федерации, допустимые объемы формирования там диаспор из соседних государств не должны находиться вне миграционной политики России.

Несколько иначе обстоит дело с вероятными (при смене политического курса) территориальными претензиями таких стран, как Германия и Финляндия. "Шенгенский" вариант связей Калининградского анклава с остальной Россией - один из фрагментов клубка межгосударственных противоречий, существующих относительно будущего этой территории, а интересы к ней проявляет не только Германия, но также Польша, Литва и даже Швеция. Претензии Латвии и Эстонии к российским землям это уже просто исторический казус. Пути развития и разрешения реальных и вероятных территориальных споров с сопредельными государствами предсказать невозможно, потому что слишком многое будет зависеть от позиции самой России, степени её внутренней политической и социально-экономической стабильности и, соответственно, наличия ресурсов и рычагов для адекватного реагирования.

Сохранение территориальной целостности России и статуса великой державы требует всемерного поддержания на должном уровне её национальной безопасности. В совокупности факторов, от которых зависит достаточное противостояние любым угрозам, исключительно важное, если не решающее место, принадлежит характеру демографического развития страны. Оно - неизменное условие обеспечения людскими ресурсами силовых структур, призванных защитить от внутренних и внешних угроз нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности общества и государства.

Основным направлением в реализации этих задач является подъем и поддержание на таком уровне оборонного потенциала России, который может обеспечить адекватное реагирование на все внешние угрозы военного характера. России нужна современная армия, которая могла бы защитить страну не только в локальных войнах (с этой задачей российская армия плохо или хорошо, но справляется), но и, главным образом, в глобальных столкновениях.

В свете сказанного нельзя оспорить двух фактов. Во-первых, оборонная мощь современного государства прямо не зависит от численности призывных контингентов. Время, когда мощь и величие государств определялось количеством подданных и численностью армии давно прошло. Тем не менее, и в настоящее время без сравнительно большой армии невозможно сохранить мощь и величие страны. Во-вторых, российская армия в её нынешнем состоянии не соответствует геополитическим и оборонным интересам страны и нуждается в реформировании. Но, независимо от того, какая будет армия, в любом случае, она комплектуется из населения определенного возраста, причем из тех его групп, которые формируют и трудовые ресурсы, и студенческие контингенты, и кадры других силовых структур.

Ныне потребности армии не обеспечены имеющимися призывными контингентами в большей мере из-за узаконенных отсрочек, медицинской непригодности части молодежи к службе и прямого уклонения от призыва (за деньги или дезертирством) - в ту армию, в которой слишком высок процент погибающих и становящихся инвалидами в мирное время. К концу первого десятилетия ХХI века комплектование вооруженных сил станет одной из труднейших проблем российского государства. Вследствие обвального падения рождаемости в 90-е годы вооруженные силы России не будут укомплектованы даже при двойном сокращении их численности.

Уже начинается сокращение численности потенциальных призывников на воинскую службу - 18-летних молодых людей. Максимальная их численность была на начало 2005 года. Она не многим больше 1.3 млн. человек. После 2006 г. в течение 10 лет численность этого контингента будет непрерывно сокращаться: в 2010 г. - 934 тыс., в 2015 г. - 672 тыс., в - 2016 г. - 644 тыс. Численность 18-летних за 10 лет сократится вдвое. После этого она будет возрастать, но в очень небольшой степени, и к началу 2025 г. составит 760 тыс. человек.

Если часть лиц призывного возраста в связи с состоянием здоровья не может пополнять воинские контингенты, то другая - отвлекается на учебу в высших учебных заведениях. Всего студентов очников в возрасте 18 лет, например, в 2001-2002 учебном году насчитывалось 365.4 тыс. Из них мужчин было 164.4 тыс. или примерно 13% от их общей численности. При сохранении нынешней доли восемнадцатилетних студентов в их общем числе, призывной контингент после 2015 г. едва ли будет превышать полмиллиона человек. Оставить ВУЗы без студентов - это обескровить экономику. Поэтому в ближайшие годы будет еще более жесткая конкуренция между призывом в армию и набором в высшие учебные заведения.

Другим направлением поддержания национальной безопасности является контроль и охрана государственных границ России, устранение их "прозрачности". Россия обладает примерно вдвое меньшим по сравнению с СССР экономическим и демографическим потенциалом и, одновременно, почти такой же протяженностью границ. Протяженность границ - и морских, и сухопутных - составляет 61 тыс. км. (38.8 тыс. морских и 22.1 тыс. - континентальных). Существенная часть из них не оформлены в соответствии с международным правом. Значительные участки сухопутных границ "прозрачны", т.е. практически открыты для перехода из сопредельных стран. Таковы свыше одной тысячи километров сухопутных границ на Кавказе, более 2.5 тыс. км - с Украиной и Белоруссией и более всего (6.8 тыс. км.) с Казахстаном. Через многие точки государственной границы в Россию, как потребителю и как стране-транзиту, переправляют наркотики из Центральной Азии и Закавказья, которые сами являются перевалочной базой; завозится и вывозится оружие, взрывчатые вещества; без усилий проникают нелегальные мигранты, часть которых оседает в России, а другая направляется на запад; перемещаются участники трансграничных организованных преступных групп, террористы; идут потоки контрабанды, в первую очередь алкоголь, табачные изделия и т.д.

Решение всех перечисленных задач зависит от обеспечения пограничных войск и таможенной службы необходимыми техническими средствами, обустройства новых участков границ: инженерного, зон дислокации войск и служб других силовых структур, инфраструктуры и др. Но все это нуждается в достаточных людских ресурсах. А они в значительной мере черпаются из тех же возрастных контингентов, из которых формируются вооруженные силы, т.е. эти структуры сталкиваются с теми же трудностями.

Еще одним направлением поддержания национальной безопасности является борьба с преступностью и ставшим в ХХI веке крайне опасным явлением - терроризмом, который в ряде случаев связан с подрывной деятельностью иностранных государств или, по крайней мере, их сочувствием террористам (финансовая поддержка, открытие представительств, информационных центров, попустительство созданию баз подготовки боевиков, предоставление политического убежища и др.).

Обеспечение профессиональными кадрами системы МВД и ФСБ (в обеих структурах, по-видимому, занято от одного до полутора миллиона человек), этих основных ведомств по борьбе с криминальными группировками и преступностью вообще, как и с террористическими организациями, черпается из общих людских ресурсов. По грубым прикидкам в этих и остальных силовых структурах занято не менее (с корректировкой на участие женщин) 7-9% всех мужчин в возрасте от 18 до 60 лет.

Итак, чтобы Россия могла сохранить статус великой державы, обладающей ядерно-космическим щитом, имеющей место постоянного члена в Совете Безопасности ООН; не растерять свои земли; обладать тем природным потенциалом, благодаря которому многие поколения не будут обречены на нищету; обеспечивать национальную безопасность, контролируя ситуацию на границах и внутри страны, необходимо преумножение численности населения и его рациональное с геополитической точки зрения расселение по территории государства.

Леонид Рыбаковский, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН

ЛИТЕРАТУРА

Рыбаковский Л.Л. Прикладная демография. М.2003

Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.2002

Осипов Г.В., Бородин П.П. Россия в ХХI веке.Социология и политология. Научно-теоретический журнал. 2003. No1

Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграций. М.1973.

Вторая мировая война. Пер. с немецкого. М.1997

Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России. М.2002

Иванов Р.Ф. Дипломатия Авраама Линкольна. М. 1987.

Проблемы глобальной безопасности. М.1995.

Гордиевский О., Эндрю К. КГБ - разведовательные операции от Ленина до Горбачёва. М.2000.

Збигнев Бжезинский. ВЫБОР Мировое господство или глобальное лидерство. М.2004.

Доклад впервые представлен автором на Первом заседании Клуба экспертов "Демографическая перспектива" 21 ноября 2006 г.



27 Ноября 2006
http://www.psdp.ru/

Док. 266435
Перв. публик.: 27.11.06
Последн. ред.: 04.12.06
Число обращений: 1564

  • Рыбаковский Леонид Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``