В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Явлинский не видит в СПС равного себе лидера Назад
Явлинский не видит в СПС равного себе лидера
Президент холдинга "Русская школа PR":

Итоги меморандума "Яблока" и СПС я оцениваю как грустные. Если говорить языком бизнеса, то это договор о намерениях. Бизнесмены утверждают, что такой договор мало чего стоит. Меморандум говорит о том, что, в принципе, "Яблоко" и СПС готовы что-то сделать. Возможно, они будут медленно нападать друг на друга. Возможно, они когда-нибудь объединятся, хотя реального желания объединиться я не вижу.

Далее я выступаю не как политолог и политаналитик, поскольку я в меньшей степени ими являюсь, а как политтехнолог, и как человек, который почти полтора года проработал с Явлинским в свое время. При мне происходили попытки объединения "Яблока" с демократической партией Гайдара. Каждый раз, когда объединение было близко, выступал Явлинский и говорил, что это совершенно не объединение, и "Яблоко" не правильно поняли.

Проблема заключается в том, что партии типа СПС и "Яблоко" обычно относят к демократическим партиям, в чем есть определенная справедливость с точки зрения контингента руководителей этих партий, но они разные. СПС все-таки праволиберальная партия, а "Яблоко" близко к социал-демократической идеологии. Это первый момент, который мешает объединению. Второй момент заключается в следующем: все партии разные. "Яблоко" - это партия лидерства. Без Явлинского этой партии просто не будет. СПС же - это партия коллективного руководства. Пока символом и реальной властью СПС был Чубайс, объединение не было возможно в принципе. Сегодня также остаются совершенно неизбежные личностные противоречия.

Очень печально, что в России слова "интеллигент" и "интеллигентность" почти ругательные. В этом плане меморандум также можно назвать "интеллигентным": красивые слова, красивые обороты, все очень интеллигентно, но снова никакой конкретики. Что, тем не менее, радует: хорошо, что, по крайней мере, хотя бы это произошло. Лидеры сумели перейти через свои амбиции и подписать этот документ. СПС и "Яблоко" очень трудно объединить, хотя можно попытаться найти то общее, что может их соединить и отстраниться от разъединяющих факторов.

С моей точки зрения, общий уровень образованности и интеллектуальности, а тем более совести, обычно мешает использовать политтехнологии. Это относится к "Яблоку". То, что эта партия делает на выборах, вызывает недоумение. То, что делает СПС, вызывает еще большее недоумение. Поэтому, если им удастся выйти на хороший политтехнологический уровень, у них есть шансы пройти в Думу. Сейчас об этом пока рано говорить.

Из факторов, которые мешают объединению оппозиции можно выделить личностный и концептуальный.

Первый фактор заключается в том, что в России и у власти, и у оппозиции оборонное сознание. Западный принцип "win to win", когда побеждают оба политических противника, у нас практически не распространен - только победа. Если враг не сдается, его уничтожают, и так далее. Это можно увидеть в уличной пробке, когда человек стоит 10-15 минут и не пропускает машины, хотя он может их пропустить, и сразу все поедут. На этом же уровне находится власть. Никто не хочет попадать под чью-то власть. Когда будет объединенный список оппозиции, то спор будет из-за того, кто будет на первом месте. Такие замечательные, интеллигентные, хорошие, интеллектуальные, высокообразованные люди, как, скажем, любимый мной политик Григорий Алексеевич Явлинский, начнут этот спор.

Второй фактор заключается в том, что есть некоторая концептуальная разница между оппозиционными партиями. Они находятся в разных секторах политического поля. Повторюсь, что "Яблоко" является более социальной партией, чем та же СПС. Я участвовал в написании программы "Яблока" 1995 года, и она была социальна. Программа СПС более либеральна. Другое дело, что в России голосуют не за программу, а за людей.

Так получилось, что в СПС очень амбициозные, очень яркие, очень известные люди, но не особо популярные лидеры. Чубайс - это вообще особая фигура в русской политике. Немцов, при всей его симпатичности и яркости, не имел особо положительного авторитета. В СПС в этом отношении абсолютно вялые, известные всем политики, имеющие когда-то высочайший авторитет и даже шанс на президентское кресло. Их очень трудно объединить.

Я думаю, что Явлинский не видит в СПС равного себе лидера. Он мог видеть равного себе Чубайса - равного, но не любимого. Белых же по возрасту, по известности, по недавней признанности - лидер будущего, которое настанет через четыре-пять лет. В СПС есть замечательный человек, который мог бы все там изменить - это Иван Стариков, один из наших самых сильных, честных и интеллектуальных политиков. Если бы он был первым лицом, то процесс объединения пошел бы в лучшую сторону.

24 Мая 2006 г.
Юрий Любашевский
http://www.lentacom.ru

Док. 266373
Опублик.: 28.11.06
Число обращений: 873

  • Явлинский Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``