В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Швыдкой: `Мы Россия, и этим все сказано.` `Культура начинается со здорового отношения к гражданам` Назад
Михаил Швыдкой: `Мы Россия, и этим все сказано.` `Культура начинается со здорового отношения к гражданам`
Собеседник Руслана Станчева - министр культуры правительства РФ Михаил Швыдкой.




-- Считаете ли вы себя большим человеком?
-- Конечно, нет. Мне кажется, думать о себе в таких масштабах -ненормально.
-- Вы посетили с визитом наш город. Как вам Нижний Новгород?
-- Нижний - столица крупнейшего региона России. Волга, Поволжье, Россия - во многом это слова-синонимы. Здесь исторически сложилась серьезная культурная инфраструктура, поэтому если говорить о будущем, о 21 веке, нужно думать, какие проекты необходимо развивать, какие -- разворачивать заново, какие -- пересматривать. Если говорить о реальных делах, есть конкретные объекты для реставрации. Ваш замечательный драматический театр, ленинская библиотека, нижегородская Консерватория, города Болдино, Саров, Дивеево. Они требуют внимательнейшего к себе отношения. В конце 60-х -- начале 70-х годов в нижегородском кремле проводились реставрационные работы, сейчас их необходимо возобновлять. Совместно с областной администрацией разрабатывается проект своеобразного возрождения кремля. Нижегородскому Кремлю 500 лет, он сам по себе является памятником культуры, к тому же на его территории есть объекты, которые необходимо реставрировать, которые требуют постоянного тщательного ухода. Например, мемориальный комплекс воинам Великой Отечественной войны.
-- Дорого стоит реставрация кремля?
-- Есть символы России, а нижегородский кремль, безусловно, один из них, которые не имеют цены вообще, как не имеет цены то, что сегодня мы сухо называем великим подвигом во время Великой Отечественной войны. Это свято для всех. Много труда и средств вложено в Б. Болдино (начато строительство водопровода), в Михайловское (проведен газ). Вообще, надо сказать большое спасибо Александру Сергеевичу, он много чего сделал к своему двухсотлетию. В Дивеево многие культовые объекты были превращены в гражданские. Дивеевский монастырь, например. Конечно, Дивеево не может остаться без киноклуба, театра, библиотеки, Саров не может обойтись без театра, но нужно найти под все это соответствующие помещения. Это большие затраты, большие деньги. Но не смотря на все, совершенно ясно, что такие культурные объекты федерального уровня и значения мы обязаны поддерживать.
-- Вы стояли у истоков создания канала "Культура". Почему в Нижнем Новгороде его нет, ведь сегодня наш город, после Москвы, разумеется, имеет статус медиа-столицы - всевозможных СМИ у нас больше, чем в Питере?
-- Ответить на ваш вопрос, Руслан, вот так сразу, не могу. Это вопрос министерства печати, и адресовать его нужно господину Лесину (с которым, кстати, мы и создавали "Культуру"), распределение ТВ-частот - это его дело. Знаю одно, если канал уже арендован, получил определенную частоту, то забрать ее практически невозможно, легче разработать новую, а это, как вы понимаете, вопрос вложений. Надеюсь, что преобразования, которые происходят сейчас в холдинге "Культура" позволят решить вопрос о запуске этого канала во многих других городах России, в том числе и в Нижнем Новгороде . Не хочу сейчас обсуждать качество канала "Культура", скажу лишь одно - нижегородцы должны иметь возможность его смотреть.
-- Вы встречались с руководством округа. Какие вопросы были решены на этих встречах?
-- Мы говорили прежде всего о том, что может сделать сегодня федеральное ведомство культуры для столицы федерального округа. Есть идея проведения своеобразного конкурса-фестиваля под названием "Культурная столица Поволжья". Мне кажется, это может стать в высшей степени интересным проектом и для других городов федерального значения. Говорили о необходимости придания Нижнему Новгороду статуса столицы инвестиций, провинциальной культурной столицы. В словосочетании "третья столица России" есть некое кокетливое лукавство, но на самом деле, так оно и есть. Третий город России находится на исконно русской земле, исторически здесь гармонично переплелись традиции многих народов -- славян, мордвы, татар. Мне кажется, в этом есть колоссальный смысл. Возвращаясь к теме нижегородского кремля, с руководством округа мы говорим о том, чтобы на территории кремля возникли новые культурные объекты, например, арсенал может стать интересным музеем. Или такой несколько амбициозный проект, создать в Нижнем Новгороде центр электронного искусства. Сделать все это реально. Нам необходимы проекты, которые помогут в целом поднять, вытащить российскую культуру на новый уровень.
-- Вы знаете, сколько зарабатывают работники культуры. Может быть стоит начать с того, чтобы на новый уровень поднять материальное обеспечение?
-- Согласен с вами, эта тема стыдная. Культура финансируется по остаточному принципу, хотя культура, образование должны выходить по значимости на первое место, ведь это -- основа основ. В бюджете 2002 года запланированы две основных приоритетных статьи - реформа армии и образования. Это значит, что Президент держит слово. Однако развитие образования без развития культуры невозможно, и это все прекрасно понимают. Что же касается зарплаты, здесь все зависит только от федеральной власти, ей нужно сделать рывок, который сократит разрыв между уровнями работников реального сектора экономики и бюджетников. Надеюсь, что в бюджете 2002 это будет предусмотрено. Конечно, профсоюзы выдвигают требования, которые бюджет не сможет выполнить, но реальное соотношение желаемого и действительного найти необходимо.
-- Не смотря, а может быть и вопреки трудностям сегодняшнего дня, в Нижнем Новгороде уделяется внимание культуре, с этим нельзя не согласится. Недавно был отремонтирован драматический театр, открыт новый театр комедии.
-- Когда я приезжал в Нижний в 60-70-х годах, у вас были замечательные театры. ТЮЗ, например. Сейчас театр очень меняется -- с одной стороны, говорится о сохранении традиционного русского репертуарного театра, с другой стороны - проявляются новые формы существования театра, например, антреприза. Смысл сегодняшнего существования театра -- в многообразии. Безусловно, нужно сохранять традиции МХАТа, императорских театров и вместе с тем давать возможность развиваться другим формам, в том числе, антрепризе. Моя позиция проста: назначить Вахтанговым нельзя. Если его нет, должность главного режиссера театра не обязательна, сегодня театром вполне может руководить разумный менеджер, а им может быть человек, не посвященный в тонкости театрального дела. Вот назначить художественного лидера театра невозможно, это я знаю точно. Одна из главных ошибок - поиск художественного лидера тогда, когда освобождается место главного режиссера театра. Как правило, его не находят, труппа распадается. Это опасный путь. Здесь невозможно дать какой-то рецепт, но нужно пересмотреть экономическую структуру театра. Культура консервативна, экономика культуры консервативна, но в то же время, надо приспосабливаться к реалиям сегодняшнего времени. Возьмем к примеру медийный бизнес или книгоиздательство. За последние 10 лет эти сферы бизнеса сделали необычайный рывок, перешли к настоящим рыночным отношениям. Конечно, есть вещи незыблемые, но даже в Эрмитаже сегодня нужно и можно заниматься современным хозяйствованием. Можно зарабатывать деньги не только за счет количества проданных билетов, а в том числе за счет реализации современных методов менеджмента в музейном деле. У артистов должна быть возможность гастролировать, быть востребованными на мировом рынке труда.
Конечно, если мы хотим сохранить уровень российской культуры, хотим, чтобы выдающиеся деятели искусства работали на родине, то должны платить нормальные деньги и создавать все условия для реализации творческих возможностей.
-- Где найти эти "нормальные" деньги?
-- Они есть. Для того, чтобы сохранить, например, высокий уровень преподавания в нижегородской консерватории, не обязательно искать какие-то немыслимые суммы, деньги можно найти в частных корпорациях, у инвесторов. Вопрос, придут ли они сюда, окажется ли привлекательным для инвесторов нижегородский инвестиционный климат. Эти деньги смогут финансировать культуру, образование, научные разработки, но для этого нужна определенная ситуационная стабильность. Об этом мы также говорили с Сергеем Кириенко.
-- Возможно ли в принципе сделать из культуры выгодный бизнес и нужно ли это делать?
-- Я бы сказал, культура дает некий экономический результат, не прямой, конечно, но все таки. Ее влияние на людей велико, это понимают, скажем, прагматичные американцы. В технических университетах США до 15% учебного времени занимают именно эстетические дисциплины, например, актерское мастерство. Чувство красоты важно. В конечном счете, вложение в таланты, в культуру, дело перспективное.
-- В конце разговора позвольте задать вам несколько коротких вопросов. Вы были коммунистом?
-- Да, конечно. Я был членом райкома партии.
-- Где сейчас ваш партбилет?
-- Сдал в райком во время событий на вильнюсском телецентре. Пришел и сказал: "Ребята, не могу ходить на демонстрации против коммунистов с партийным билетом в кармане. Это нехорошо".
-- Вы автомобилист?
-- Да, я давно за рулем.
-- Правда, что давным-давно, когда автомобиль был роскошью, к вам по всякому поводу обращались друзья за помощью и вы никогда не отказывали?
-- Да я и сейчас всех вожу. Так что, если что, кусок хлеба у меня в кармане есть.
-- Какая у вас машина?
-- "Пассат", новый. Во всем виноват прогресс. Когда я только возглавил канал РТР, ездил на "Москвиче", мои коллеги сказали: "Если еще раз приедешь на этом драндулете, мы его взорвем". Они считали, что если директор российской телекомпании ездит на "Москвиче", это плевок в сторону всего телевидения. Причем, однажды был смешной случай. Я ехал домой после ночных новостей, столкнулся с Евгением Киселевым, который к тому времени уже даже в автомобиле ездил с охраной, так он, увидев в "Москвиче" меня, решил, что я таким образом решил над ним подшутить.
-- Вам часто в жизни мешала пресловутая "пятая графа"?
-- Все определяет культура, которую человек считает своей. Я -русский по культуре. Конечно, никогда не думал, что стану министром культуры России, всегда считал, что надо знать свое место. Ну, может быть, замминистром, еще куда ни шло. Но на самом деле новое время многое изменило, в моем сознании в том числе. Я -русский, но я не открещиваюсь от своих корней, считаю, что это преступление. Мой отец коммунист, ветеран войны, но когда наступают какие-то религиозные праздники, он просит, чтобы я отвез его в синагогу.
-- Вы довольны своей карьерой?
-- Ели скажу нет, это будет выглядеть кокетством. Как считает моя семья, я всегда делал то, что считал нужным и интересным. Однако признаюсь честно, больше всего люблю писать книжки, посещает меня иногда эдакое графоманство.
-- Вы согласны с тем, что здоровая нация - это культурная нация?
- Если понимать культуру в широком смысле, то да. Культура начинается со здорового отношения к гражданам. К сожалению, в России сложилось так, что к людям слишком долго относились, как к лагерной пыли. Я постепенно пришел к понимаю того, что все войны выигрывали не полководцы, а народ. Последние годы, читая дневники Симонова, я уже не говорю о Гроссмане (там очень многое можно прочесть и понять), я пришел к таким грустным заключениям. Наши деды и прадеды выиграли войну, потому что они сражались за родину в высшем смысле этого слова. У меня упала розовая пелена с глаз после событий 1991 года, когда Россия вдруг стала сжиматься и демографически уменьшаться. В этот момент всем надо понять, каждый человек имеет свою цену. Недавно с Михаилом Пруссаком мы говорили об истории демократии, в следующем году будет 1140 лет первой демократии в Европе, это Новгород, между прочим. А вот как повернулся зигзаг истории - это уже другой вопрос. История наша не однозначна, и отношение к человеку надо вернуть такое, которое мы некогда потеряли. Мы никогда не будет западной страной, это глупость, мы Россия, и этим все сказано.
Культура начинается со здорового отношения к гражданам. К сожалению, в России сложилось так, что к людям слишком долго относились, как к лагерной пыли.
Культура консервативна, экономика культуры консервативна, но в то же время, надо приспосабливаться к реалиям сегодняшнего времени. Конечно, есть вещи незыблемые, но даже в Эрмитаже сегодня нужно и можно заниматься современным хозяйствованием.
В словосочетании "третья столица России" есть некое кокетливое лукавство, но на самом деле, так оно и есть. Третий город России находится на исконно русской земле, исторически здесь гармонично переплелись традиции многих народов -- славян, мордвы, татар. Мне кажется, в этом есть колоссальный смысл.


http://www.autostop.nnov.ru/archive/1_29/sut_dela.phtml

Док. 266286
Опублик.: 27.11.06
Число обращений: 768

  • Швыдкой Михаил Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``