В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Глазьев: Экономическая политика правительства имеет КПД паровоза Назад
Сергей Глазьев: Экономическая политика правительства имеет КПД паровоза
30 октября 2006г.
Выступление депутата Госдумы РФ Сергея Глазьева на заседании Народного правительства, посвященном выработке комплекса мер по борьбе с инфляцией.

"У нас действительно построена удивительная экономика, в которой цены самые высокие в мире. Москва уже не первый год лидирует в списке самых дорогих городов мира, и остальные наши крупные города в этом плане не очень далеко отстали от столицы. В то же время зарплата самая низкая в мире. В пересчете на единицу производимой продукции наш работник получает вчетверо меньше, чем в Европе. Никакая экономическая теория не может объяснить, как можно при самых низких зарплатах иметь самые высокие цены.

Причина, конечно, заключается в том, какая политика в стране проводится. К этому также следует также добавить, что Россия является абсолютным мировым рекордсменом по вывозу капитала (около 6% ВВП), и в то же время у нас самый низкий в мире уровень социальных расходов государства (на здравоохранение и образование вдвое ниже, а науку втрое, чем положено по всем мировым стандартам).

Такая ситуация сложилась вследствие отсутствия в экономике механизмов рыночной конкуренции, а у государства нет механизмов ответственности власти за результаты своей работы. Коррумпированное и некомпетентное государство и коррумпированная экономика - это две стороны одной медали. Об этом знают все - от пенсионеров до домохозяек - только нашему правительству это неведомо. Любой фермер, который приезжает на рынок крупного города понимает, что продать товар он нормально не может. У человека его либо отберут, либо назначат цену, по которой он должен будет продавать этот товар. Любая домохозяйка, приходящая на рынок, понимает, что сталкивается с криминальной монополией, которая диктует ей многократно завышенные цены. Мы посчитали, что на продовольственных рынках крупных городов (к примеру, Москвы) завышено в среднем втрое по отношению к ценам, которые были бы при добросовестной конкуренции. А по некоторым позициям цены завышены в 8-10 раз.

Цены на сырьевые товары - топливо, минеральные удобрения - там, где действуют монопольные картели, завышены, как минимум, вдвое. И металлурги, и химики в качестве ориентира берут уровень мировых производств, которые при наших зарплатах дает им колоссальную сверхприбыль. Цены на услуги, которые контролирует само государство, - электроэнергия, транспортные тарифы и газ - завышены, как минимум, в полтора раза. При этом наши естественные монополии почему-то устойчиво разводят баланс по экспорту и внутреннему рынку. В итоге, если бы в нашей экономике работали механизмы добросовестной конкуренции, уровень цен был бы в среднем вдвое ниже. При том же уровне экономической активности наши люди могли бы вдвое больше покупать и потреблять товаров на нынешнюю зарплату.

Теперь по поводу зарплаты. Если бы действовали механизмы защиты прав наемных работников, и наше государство привело минимальную зарплату в соответствие с прожиточным минимумом (Россия сегодня единственная страна в Европе, где минимальная зарплата втрое ниже прожиточного минимума), российские граждане могли бы жить вчетверо лучше, чем сейчас. Наше государство работает с КПД примерено 25%. То есть, три четверти экономической активности уходят в получение сверхприбыли монополистами, организованной преступностью, коррумпированной правоохранительной системой.

Денежные власти пытаются бороться с инфляцией путем стерилизации кажущейся им избыточной денежной массы. Деньги налогоплательщиков уходят за границу. Центральный Банк России и правительство удивляют весь мир: на фоне профицита бюджета в 1,5 триллиона рублей, строится новая финансовая пирамида ГКО. Причем, правительство строит, более или менее, подконтрольно, а ЦБ просто имитирует без всяких границ свои облигации, и тем самым затрудняет приток денег в реальный сектор экономики. При этом инфляция остается очень высокой. Эти механизмы не работают, потому что фундаментальные причины инфляции связаны с отсутствием конкуренции в экономике. Более того, экономическая политика контрпродуктивна, потому что в той мере, в которой государство изымает деньги налогоплательщиков в Стабилизационный фонд и дальше перекачивает их заграницу, недостающие деньги те же самые налогоплательщики занимают на внешнем рынке. Причем, здесь наблюдается абсолютно зеркальное соответствие: примерно 50 млрд.долларов в год откачивается из нашей экономики, и примерно на эту же сумму наши корпорации вынуждены занимать деньги за рубежом. Результат - повышенные процентные ставки, удорожание продукции, снижение эффективности, рост инфляции. В той мере, в которой денежная власть строит новую финансовую пирамиду, изымая свободные деньги на рынке, деньги не попадают в российское производство.

Уважаемые коллеги, никакого научного обоснования этой политики нет. Мы многократно проводили дискуссии на эту тему в Государственной Думе с участием министра финансов, и ничего кроме общих разглагольствований о том, что наша экономика не может переварить больше денег, чем уровень в 30% от ВВП, г-н Кудрин сказать не может. И Игнатьев (глава ЦБ РФ - Ред.) тоже. Фактически мы из-за некомпетентности нескольких чиновников вынуждены жить с экономикой, у которой КПД паровоза. В то время как все наши конкуренты уже движутся со скоростью паровоза.

Что нужно делать в этой ситуации? Главное - устранение фундаментальных причин инфляции. В первую очередь, это расчистка товаропроводящей сети от криминала, а также от организованной преступности и создание конкурентных условий доступа на рынок. Правительство сегодня начало этим заниматься. Наконец, после того, как мы говорили об этом несколько лет, по поручению президента (он обратил внимание на то, что главной причиной социальных конфликтов на национальной почве является коррупция правоохранительных органов, покрывающих организованную преступность) мы видим бесконечные совещания в так называемом Белом Доме. Премьер-министр, а потом первый вице-премьер за время совещания пытаются решить этот вопрос.

На самом деле это практический вопрос очистки товаропроводящей сети от криминала, преодоления коррупции в милиции, которая прикрывает криминал на рынках. Наши товарищи в регионах этим практическим вопросом ежедневно занимаются. И там, где это происходит, цены в 2-3 раза ниже, чем в соседних регионах. Государство должно стать активным участником рыночных отношений, демонстрируя справедливый нормальный уровень цены. Такой опыт тоже есть в тех регионах, где организованы механизмы прямых поставок сельскохозяйственной продукции с огородов на городские прилавки. Проводя товарные интервенции и организуя хотя бы для примера предложения товаров по справедливой цене, государство тем самым формирует некий целевой ориентир, что очень важно для участников рынков. Это тоже очень важно.

Еще одна мера - разрушение сырьевых картелей, включая нефтяные картели, которые постоянно вздувают цены на топливо. Мы настаиваем на принятии закона "О ценообразовании и ценовой политике". Без него государство не сможет побороть монополизм в отраслях, которые уже организованы таким образом, что там нет конкуренции.

Наконец, модернизация затратных и неэффективных отраслей. Мы знаем, что одна из причин сверхвысоких тарифов на коммунальные услуги, - это чудовищная неэффективность этой отрасли, ее отсталость и изношенность. 40% тепла, которое сжигается в электростанциях, уходит на ветер, - это потери. Если мы проведем модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, мы внесем огромный вклад в борьбу с инфляцией, это позволит снизить издержки практически вдвое.

Вообще главный механизм борьбы с инфляцией - научно-технический прогресс, повышение эффективности производства. Поэтому в нашей программе мы настаиваем на увеличении ассигнований и государства на поддержку науки не менее чем вдвое и создании экономических механизмов поддержки инновационной активности, долгосрочных льготных кредитов, механизмов рефинансирования производственной деятельности, которые бы дали нашим предприятиям возможность доступа к кредитам для расширения производства. Я думаю нам также нужно выступить с идеей совершенствования налоговой системы для того, чтобы освободить ее от таких налогов, как НДС, и дать возможность предприятиям полностью списывать на издержки все расходы на развитие. Это способствовало максимальному усвоению имеющихся в нашей экономике денег в расширении внутреннего производства. При этом нужно отказаться от политики стерилизации денежной массы. Нужно те деньги, которые ЦБ создает под приобретение иностранной валюты, направлять в развитие производства. Для этого должны заработать те механизмы кредитования производства, стимулирования научно-технического прогресса и инновационной активности, которые отражены в нашей программе".


Конец выступления


Проект постановления Народного правительства о неотложных мерах по снижению темпов инфляции и радикальному повышению доходов граждан


Народное правительство отмечает, что на протяжении последних нескольких лет в нашей стране сохраняется высокий уровень инфляции. В январе-сентябре 2006 года цены и тарифы повысились на 7,2%. При этом в 53% регионов темпы инфляции достигают более 9-12%.

Наиболее ощутимым для граждан является рост цен на продукты питания, жилье, тарифов на жилищно-коммунальные и другие жизненно значимые услуги.

Высокая инфляция тормозит развитие российской экономики, резко снижает уровень и качество жизни населения.

Доходы населения остаются крайне низкими. Их уровень не позволяет подавляющему большинству граждан нормально питаться и одеваться, пользоваться медицинской помощью и лекарствами, полноценно обучать и воспитывать детей, приобретать и даже содержать жилье, оплачивать коммунальные услуги. Прибавки к зарплатам, пенсиям, пособиям мизерны и фактически "съедаются" инфляцией еще до того, как получены людьми. Разрыв между доходами наиболее богатых и наиболее бедных граждан продолжает расти. Он давно превысил допустимые в мировом сообществе нормы.

Однако действующее Правительство России не предпринимает действенных шагов к выходу из создавшегося положения. В числе предлагаемых антиинфляционных мер - сокращение доли социальных расходов федерального бюджета и сдерживание роста доходов граждан.

Правительство продолжает оценивать уровень жизни граждан по прожиточному минимуму, нормы и методика расчета которого не отвечают принятым в наиболее развитых странах. В 2005-2006 годах прожиточный минимум в стране вопреки действующему законодательству не определялся.

Истинные причины высокой инфляции и низкого уровня доходов граждан состоят в несправедливости экономической и социальной политики действующей власти.

Закрепляется несправедливое распределение собственности и использование основных национальных богатств России. Крупнейшие собственники-монополисты диктуют в своих интересах цены и тарифы, препятствуют их снижению.

Нет должной поддержки отечественных товаропроизводителей. Сохраняется критическое недофинансирование науки, высокотехнологичных производств, сельского хозяйства и других важнейших отраслей и сфер.

Продолжается массированный импорт промышленных и продовольственных товаров по демпинговым ценам, разоряющим отечественное производство.

В ущерб внутреннему потреблению наращивается экспорт энерго-сырьевых ресурсов, сверхдоходы от которого оседают на счетах нефте- и газодобывающих монополий, обесцениваются или вкладываются в иностранную валюту через Стабилизационный фонд. Это идет вразрез с национально-государственными интересами России и интересами большинства граждан.

Преждевременно, необоснованно и резко ослаблена регулирующая роль государства в ценообразовании.

Проводимые реформы не дают обещанных результатов. Они ведут к несправедливой налоговой системе и высокой налоговой нагрузке, коммерциализации социальной сферы, недоступности медицинской помощи и лекарств, жилья ослабляют социальную защиту семей с детьми, ветеранов, инвалидов, других граждан, провоцируют рост цен и тарифов. Значительному росту цен и тарифов способствуют отсутствие системной борьбы против коррупции, а также неэффективность мер против стремления организованной преступности контролировать производство и реализацию товаров и услуг в стране.


Народное правительство предлагает уже в 2006-2007 годах предпринять неотложные шаги к преодолению высокой инфляции и радикальному повышению доходов граждан. В их числе:

Возвращение под контроль государства незаконно приватизированных и неэффективно используемых объектов, связанных с добычей и реализацией энерго-сырьевых ресурсов, производством товаров и услуг массового спроса.
Ужесточение антимонопольной политики. Введение системы мер, стимулирующих создание конкурирующих независимых предприятий, прежде всего - малых и средних, в депрессивных регионах.
Введение системы протекционистских таможенных мер, защищающих отечественных товаропроизводителей, внутренний потребительский рынок и поощряющих экспорт российских товаров и услуг.
Применение мер государственного регулирования жизненно важных для граждан цен и тарифов - на нефть, газ, бензин, дизтопливо, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, продовольствие, одежда и обувь массового спроса, жизнеобеспечивающие лекарства, товары и услуги для детей и др.
Ускоренное принятие федерального закона прямого действия по борьбе против коррупции. Усиление и ужесточение борьбы против криминальных посредников и группировок в системе реализации товаров и услуг.
Приостановка и радикальный пересмотр в интересах большинства граждан проводимых реформ. Расширение масштабов и содержания национальных проектов с тем, чтобы они могли дать реальное улучшение положения дел в сферах агропромышленного производства, здравоохранения и демографии, образования, решения жилищной
проблемы, а также развития отечественной культуры.
9. Радикальное, опережающее темпы инфляции повышение зарплат, пенсий, стипендий, пособий.

Установление минимальных оплаты труда, пенсии, пособия по безработице, детского пособия на уровне прожиточного минимума в регионах, определяемого на основе международных норм жизнеобеспечения человека и реального уровня цен.

Введение почасовой оплаты труда (где возможно) на основе принятых в международном сообществе стандартов.

Последовательная ликвидация несправедливого разрыва в доходах. Отмена налогов на доходы и имущество для бедных граждан. Сохранение 13% налога на доходы для граждан со средним уровнем доходов введение 30-50% налога на доходы для богатых. Введение 25% налога на приобретение предметов роскоши.


Народное правительство постановляет:

Направить предложения Народного правительства Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю и членам Совета Федерации, а также Председателю и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, министрам Российской Федерации, губернаторам и членам
законодательных собраний субъектов Российской Федерации.
Организовать информирование граждан и разъяснение предложений Народного правительства через средства массовой информации.


26 октября 2006 года

г. Москва.


Glazev.Ru

Док. 265830
Опублик.: 24.11.06
Число обращений: 910

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``