В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С.Глазьев - `Современные российско-европейские отношения стали довольно сумбурными` Назад
С.Глазьев - `Современные российско-европейские отношения стали довольно сумбурными`
01 июня 2006г.
Итоги юбилейной научно-практической конференции "Россия и Совет Европы"

30 мая 2006 г. в конференц-зале Федерации мира и согласия состоялась 10-я юбилейная научно-практическая конференция "Россия и Совет Европы". Организаторами мероприятия выступили Федерация мира и согласия и Информационный центр по правам человека при участии секретариата Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Информационного Офиса Совета Европы в РФ. В рамках конференции обсуждались актуальные проблемы председательства России в Совете Европы (май-ноябрь 2006 года), а также взаимодействия Совета Европы с российскими неправительственными организациями.

Заместитель директора политического департамента Совета Европы Марк Шойер в своем выступлении отметил, что за 10 лет пребывания в Совете Европы России удалось провести целый ряд успешных институциональных реформ, и в частности, "создать современное федеративное государство, реформировать свою судебную систему и осуществить еще много полезных преобразований". "На вчерашней встрече главы МИД РФ С.Лаврова с Рене ван дер Линденом мы услышали, что Россия собирается выполнить весь тот комплекс обязательств, которые она на себя приняла в момент вступления в Совет Европы. Однако Россия просит отнестись к ней с пониманием относительно времени, необходимого стране для внедрения тех или иных конкретных реформ", - подчеркнул М.Шойер.

В то же время заместитель главы департамента Совета Европы признал, что в непосредственном взаимодействии между различными российскими властными институтами и Советом Европы существуют определенные сложности. В пример господин Шойер привел совместное обсуждение законопроекта о неправительственных организациях. "Законопроект о неправительственных организациях прошел экспертизу в Совете Европы, наши эксперты внесли ряд предложений, которые были частично приняты Государственной Думой РФ. При этом мы договорились с российскими властями о том, что мы будем вместе следить за внедрением этого закона в жизнь в России", - отметил М.Шойер.

М.Шойер не согласился с мнением С.Лаврова о том, что в Совете Европы имеют место двойные стандарты и политизированный подход в решении ряда вопросов. "С недавнего времени мы стали требовать от новых членов Совета Европы выполнения требований, которые мы ранее не выдвигали. В частности, речь идет о Конвенции о защите прав национальных меньшинств и Европейской хартии языков национальных меньшинств", - отметил докладчик. Но в то же время, в вопросах "отслеживания внедрения тех или иных правовых стандартов со стороны Европейского суда по правам человека, комитета по предупреждению пыток, Европейской ассамблеи совета министров и других институтов СЕ, ко всем странам-членам Совета Европы применяются одинаковые принципы", отметил представитель политического департамента Совета Европы. В частности, по словам М.Шойера, Совет Европы ведет постоянный диалог с властями Латвии и Эстонии относительно положения русскоязычного положения в этих странах. "Мы не можем сказать, что мы уже достигли позитивного результата, однако ведется постоянная работа в этом направлении", - отметил он.

Главными приоритетными направлениями в совместной работе Совета Европы и России в год ее председательства выступающий назвал, в частности, реформирование Европейского суда, укрепление приграничного сотрудничества, проведение форумов по вопросам диалога власти и гражданского общества с участием широкого числа неправительственных организаций, решение вопросов налаживания межэтнического и межкультурного диалога в европейских странах.

Советник Президента РФ Сергей Самойлов, выступая на заседании, отметил, что Россия "искренне заинтересована в крепкой, единой, гармонично развивающейся Европе", и поэтому неслучайно одним из девизов в год председательства в Совете Европы был избран лозунг "К единой Европе без разделительных линий". С.Самойлов подробно остановился на взаимодействии России и Совета Европы в области федеративных отношений и развития местного самоуправления. В частности, он подчеркнул, что именно тесное сотрудничество и обмен опытом с Советом Европы помогли создать прогрессивное российское законодательство в этой сфере, выведя его на качественно иной уровень. "Когда в 2000 году президентом В.Путиным была поставлена задача провести на новом уровне разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, по-новому взглянуть на проблемы развития местного самоуправления в России - в организационном и в правовом отношении - то, безусловно, среди главных наших партнеров на международном уровне в решении этих задач стояли прежде всего структуры Совета Европы", - заявил он. Как отметил советник президента, в ходе реформирования системы федеративных отношений и местного самоуправления Российская Федерация тесно взаимодействовала с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, все законопроекты проходили европейскую экспертизу. "Все материалы, которые были накоплены по разграничению полномочий в самых различных сферах взаимоотношений федерального центра и регионов, прошли экспертную оценку Совета Европы. Причем это были не только вопросы социальной сферы, развития образования и здравоохранения, но и проблемы недропользования, природоохранной деятельности, миграционной политики и многие другие", - подчеркнул эксперт.

На данном этапе, по словам С.Самойлова, России необходимо выработать критерии эффективности деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления, и в этом вопросе также необходим обмен опытом и тесное взаимодействие с Советом Европы. "Мы должны принять такое законодательство и создать такие условия для развития местного самоуправления, чтобы в конечном итоге они могли стать основой для формирования гражданского общества", - отметил советник Президента РФ. В то же время, по его словам, все "разговоры, которые ведутся рядом политиков, о продлении вертикали власти до местного самоуправления и о назначении глав муниципальных образований по представлению глав исполнительной власти субъектов Федерации не только не вписываются в действующую российскую конституцию, но и противоречат тем общеевропейским стандартам, к которым стремится Россия".

Заместитель председателя Федерации мира и согласия Виктор Камышанов в своем выступлении подчеркнул, что отношения между Россией и Советом Европы на данном этапе перешли в новое качественное состояние. И, хотя деятельность СЕ иногда вызывает критику и довольно противоречивые чувства, как у населения, так и среди политической элиты в России, эта организация остается одним из наиболее важных элементом развития демократии на европейском континенте, в том числе и для России. В этой связи В. Камышанов особо отметил, что Совет Европы, будучи одной из самых старых международных организаций в Европе, - она была создана в 1949 году, - поначалу развивалась как региональная организация, однако затем формат и сфера охвата её деятельности значительно расширились. За последнее время Совет Европы показал свою способность к динамичным изменениям: расширились структурные основы деятельности СЕ, появились новые измерения, - например, Конгресс местных и региональных властей, произошла определенная переоценка концептуальных основ этой организации. Причем новые возможности появляются не только в сфере взаимодействия правительственных структур разных стран, но и на уровне взаимодействия институтов гражданского общества. В качестве примера эксперт привел опыт Федерации мира и согласия как организации со статусом участника Совета Европы, которая в течение 2004-2006 гг. принимала активное участие в деятельности Совета Европы, в том числе в Конференции международных неправительственных организаций СЕ, а также в выборах Комитета по связям неправительственных организаций.

Депутат Государственной Думы РФ Сергей Глазьев затронул общую тему российско-европейского взаимодействия, и в частности, возникающие в этой сфере в последнее время проблемы. По мнению С. Глазьева, прогресс в реализации общих целей, поставленных в формате развития отношений России и Европы, на данный момент не так велик, как это ожидалось обеими сторонами. "Эйфория сейчас сменяется тревогой и опасениями, а современные российско-европейские отношения стали довольно сумбурными", - считает депутат. Происходит это в первую очередь из-за отсутствия четкого понимания, как Россией, так и Европой, границ, которые ни одна из сторон не сможет преодолеть в ходе интеграции. Кроме того, в Европе зачастую неправильно оценивают или не уделяют должного внимания процессам, происходящим на постсоветском пространстве. Например, процесс создания Единого экономического пространства (ЕЭП) с участием России, Украины, Казахстана и Беларуси остается в Европе практически незамеченным, хотя, как считает С. Глазьев, в будущем основное экономическое взаимодействие будет происходить между единой Европой с одной стороны, и странами ЕЭП - с другой. В качестве еще одного примера неправильной оценки европейцами российских особенностей Сергей Глазьев упомянул российско-украинские отношения. "В Европе не понимают всю глубину исторических связей России и Украины, и не видят, что попытки быстрее втянуть Украину в ЕС и НАТО приводят к серьезному росту напряженности, как в самой Украине, так и в России", - подчеркивает депутат.

В то же время С. Глазьев отметил важность и необходимость дальнейшего развития отношений России и Европы. Например, по мнению С. Глазьева, содействие Европы позволило бы решить такую важную для российской экономики задачу, как переход к конвертируемости рубля и признание его в качестве международной валюты. "Достаточно, чтобы Европейский банк признал российский рубль как одну из резервных валют ЕС, чтобы рубль получил статус полноценной международной валюты", - подчеркивает эксперт. Поэтому, несмотря на определенные проблемы и взаимное недопонимание, возникающее в ходе российско-европейского взаимодействия, необходимо укреплять и развивать отношения с Европой, и, в частности, с Советом Европы. "Во взаимодействии с Советом Европы для России сейчас важно реализовать ряд приоритетов, прежде всего в вопросе ослабления визового режима, укрепления сотрудничества в сфере образования и науки, в военно-политической сфере, а также в законодательно-правовом процессе", - считает Сергей Глазьев.

В заключение конференции участники обсуждения также отметили, что как Россия, так и Совет Европы не всегда выполняют взятые на себя обязательства, и подчеркнули, что обеим сторонам следует больше использовать возможности друг друга, откликаться на предложения другой стороны и интенсивнее использовать опыт другого в тех областях, где это целесообразно.



Glazev.Ru по материалам Информационного центра Федерации мира и согласия

31 мая 2006 г.


Док. 265740
Опублик.: 24.11.06
Число обращений: 677

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``