В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Глазьев: `Экономические власти рассматривают Россию как объект для выжимания денег` Назад
Сергей Глазьев: `Экономические власти рассматривают Россию как объект для выжимания денег`

22 декабря 2005г.
Я благодарю вас за попытку осмыслить вопрос, где находится Россия и что ждет нас завтра. К сожалению, мои коллеги по Федеральному Собранию как-то остаются в стороне от этого процесса. Я единственный представитель ФС здесь, который сегодня рассматривает бюджет. Казалось бы, важный вопрос. Но на самом деле мои коллеги занимаются пустым делом. Этот бюджет не приближает нас к выходу на путь возрождения российской великой державности, а также не решает ключевых социально-экономических проблем.

Гораздо полезнее было бы федеральному собранию ответить на те вопросы которые поставлены на этой конференции, чем заниматься пустым голосованием за бессмысленный документ. Документ действительно бессмысленный, потому что главной целью является выжимание из России максимального количества денег налогоплательщиков с переводом их в стабилизационный фонд, с последующим размещением этих денег за границей. Сегодня у власти вообще нет никакого смысла деятельности, кроме максимизации прибыли.

Такое впечатление, что они рассматривают нашу страну, как некий объект для выжимания денег. В этом, наверное, и заключается главная национальная идея нынешнее власти, которая под разного рода шумные разговоры о поиске национальной идеи вывозит капитал из России. Это происходит все последние годы, что легко доказать путем анализа бюджета страны за последнее десятилетие. Все последние годы главной целью бюджетной политики была максимизация вывоза капитала в целях обслуживания государственного внешнего долга (25-30 процентов бюджета). При этом внутренний долг перед гражданами оставался в стороне. Сейчас вроде бы эта цель почти решена, долговое бремя снизилось до весьма умеренной величины, объем стабилизационного фонда превысит объем внешней задолженности России в будущем году. Здесь прослеживается полное интеллектуальное невежество и недееспособность нынешней власти. Они заявили, что не знают, куда тратить деньги внутри страны, и продолжают бездумно пополнять валютные резервы, размещаемые за рубежом. Дело дошло до абсурда. Количество денег, которое резервируется государством на заграничных счетах, инвестируется преимущественно в американские ценные бумаги. Это количество втрое сейчас, и вчетверо в будущем году превысит количество денег, остающихся в экономике. Такого экономическая история еще не знала.

Чтобы измерить объем невежества экономических властей скажу одно. Мы спорили с разного рода примитивными доктринами, которые нам навязывали и говорили, что не нужно нам Центрального банка, давайте введем валютное управление в России, будем печатать ровно столько денег, сколько у вас валютных резервов, и инфляция сама собой утихнет. Не стоит заниматься кредитованием экономики или ее финансированием. Это были рецепты монетаристов МВФ, от которых мы все время пытались отбиваться. Но сегодня мы перестарались в три раза по сравнению с этой самой примитивной денежной политикой! Наше государство удивляет этим весь мир.

Удивляет тем, что мощнейший механизм экономического роста в условиях рыночной экономики, а именно монополия государства на деньги в лице ЦБ и государственное право на эмиссию национальной валюты, превратился в механизм торможения. Я не знаю в экономической истории примеры, когда Центральный банк работал бы в ущерб государству. Мы знаем чудеса экономического роста в Европе, которые начались с момента, когда изобрели национальные денежные системы, и государства научились печатать деньги, создавать кредит в экономике. Благодаря им Европа поднялась.

Собственно, в этом был секрет и промышленной революции, когда от ростовщиков перешли к кредитованию экономики под нормальный процент, а не под 50 процентов. Наполеон приказал под 5 процентов кредитовать, начали кредитовать развитие французской промышленности. Послевоенная разоренная, сожженная Европа поднялась за десять лет благодаря механизму рефинансирования, тому, что заработали механизмы национального кредита, и сейчас успешно развивается.

Мы знаем экономическое чудо Японии, где кредит предоставляется всем желающим под нулевые проценты в течение пятидесяти лет. Успех экономического чуда в Китае, хотя некоторые люди считают, что там все развивается, потому что там нет государства, то есть маленькие бюджетные расходы. На самом деле, там второй бюджет в виде денежной монополии на государственные деньги. Если к бюджету прибавить государственные инвестиции, которые создает Центральный банк, эмитируя национальную валюту, то убедимся, что роль государства становится определяющей.

У нас Центральный банк стал механизмом, который откачивает национальные деньги из экономики. Некомпетентность нашей денежной власти я бы измерял величиной стабилизационного фонда, когда экономисты говорят, что не знают, куда потратить деньги, это служит доказательством полного невежества. Собственно, экономику изучают для того, чтобы понимать, куда тратить деньги: инвестировать, расходовать, как рационально использовать. А когда вместо того, чтобы работать на экономику, из нее деньги выводятся, то это политика невежд, чьи цели расходятся с целями подъема России, восстановления ее величия, роли ее в мире и так далее.

Происходит, скорее, наоборот. Россия за эти годы стала крупнейшим донором мировой экономики, лишившись капитала, сопоставимого с тремя годовыми бюджетами страны. Мы за эти годы утратили огромное количество ресурсов. Россия потеряла только за счет вывоза капитала примерно 500 миллиардов долларов. Это огромная сумма, которую себе трудно даже представить. Из этих 500 миллиардов долларов 200 миллиардов долларов были переведены за границу легально, это валютные резервы Центрального банка для погашения и обслуживания внешнего долга. А 300 миллиардов долларов вывезены из России нелегально, без уплаты налогов, как невозврат валютной выручки от экспорта сырья.

Также мы потеряли значительную часть лучших умов, ущерб от утечки умов отнюдь не меньше, чем от вывоза капитала. Мы допустили передачу прав собственности за рубеж, мало кто об этом задумывается, но если вы посмотрите, кому сегодня принадлежат российские компании, то окажется, что они принадлежат структурам, зарегистрированным на Кипре, Багамских островах, еще где-то. Понятно, что за ними стоят российские лица, но тем не менее, права собственности уже там. Мы допустили передачу прав собственности за рубеж.

Это небезобидная вещь, потому что, когда вы хотите навести порядок в той или иной отрасли, призвать к элементарному соблюдению принципов добросовестной конкуренции, выясняется, что наемные менеджеры ни за что не отвечают. Они говорят, что наши собственники где-то там за океаном. Самый яркий пример, когда шахтеры, работающие на угольном разрезе в Красноярском крае, для того, чтобы протопить свои жилища, покупают уголь по мировым ценам у компании, зарегистрированной на Кипре , а зарплату получают на том же карьере - российскую.

Я думаю, что главная характеристика власти заключается не в ее величии, а в том, что она очень сильно измельчала. Ее даже не видно. Возьмем к примеру национальные проекты, которые так шумно рекламируются. Дело в том, что все те деньги, которые выделяются на так называемые национальные проекты меньше, чем потери от инфляционного обесценения стабилизационного фонда. Потери планируются в будущем году в 200 млрд. рублей. А на национальные проекты выделяется 150 миллиардов рублей. То есть потери больше, чем все суммы, которые правительство выделило на национальные проекты, которые из себя представляют не более, чем рекламную акцию.

На самом деле здесь нет никаких целевых программ. Я помню, нас учили на экономическом факультете (МГУ) тому, как строить целевые программы: по системным анализам, сетевым графикам... Ничего этого у правительства нет, они не знают, как это делать, я вас уверяю. Люди, которые работают в министерстве, даже не знают предприятия, которыми, по идее, должны заниматься. Не знают ни руководителей, ни технологии. Они просто собрали разные ассигнования, которые рутинно планируются в бюджете, сгруппировали их под четыре вывески: здравоохранение, образование, сельское хозяйство и жилье и обозвали все это проектами. Что за проекты? Трудно придумать более странное решение, чем найти одного учителя на три школы, объявить его победителем некоего соревнования и вручить ему премию в сто тысяч рублей. А остальных учителей оставить с зарплатой, которой едва хватает для того, чтобы прокормить себя, не говоря уже о членах семьи. А из работников здравоохранения выделили одну группу врачей, чтобы поднять им зарплату в три раза.

http://www.glazev.ru/speak/1339

Док. 265737
Опублик.: 24.11.06
Число обращений: 601

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``