В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Петров: Особых препятствий для вступления России в ВТО нет Назад
Георгий Петров: Особых препятствий для вступления России в ВТО нет
Россия завершает первый этап подготовки к присоединению к Всемирной торговой организации. Своим мнением о проблемах, возникающих на этом пути, о плюсах и минусах вступления в ВТО поделился в интервью "Интерфаксу" вице-президент Торгово-промышленной палаты России, в прошлом директор департамента международных экономических отношений МИД РФ Георгий Петров.

Георгий Георгиевич, как Вы прокомментируете угрозу Грузии заблокировать процесс присоединения России к ВТО?

Грузия в свое время подписала двустороннее соглашение с Россией по вступлению РФ в ВТО, просто она как новый член ВТО пока недостаточно хорошо знает свои права и обязанности по отношению к этой организации. Грузия, конечно же, может проголосовать против вступления России в ВТО, но в этой организации решение принимается, если "за" проголосовали две трети участников, поэтому один-два голоса "против" не имеют должного влияния на результаты голосования. И когда грузинский министр иностранных дел заявляет, что он заветирует вступление России ВТО, то он забывает, что в этой организации нет права вето - здесь действует консенсус! Так что у России нет особых препятствий для вступления в ВТО.

Какие плюсы и минусы ожидают российскую экономику после вступления в ВТО?

Простого ответа на этот вопрос не существует. В краткосрочной перспективе - ничего не изменится на следующий день после самого факта вступления. Для того, чтобы знать, как изменится ситуация в среднесрочной перспективе, надо знать условия, на которых Россия будет принята в ВТО, а их мы точно не знаем.

Дело в том, что в ВТО есть правило, что эти условия становятся окончательными после того, как будут завершены все процедуры вступления страны в эту международную организацию. Закончился, да и то не полностью, очень важный, но пока лишь первый этап подготовки к вступлению России в ВТО - подписание двусторонних соглашений между претендентом (РФ) и 59 государствами из 62 членов Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Думаю, что вопросы с остальными (Коста-Рика, Гватемала и Сальвадор - ИФ) удастся уладить в ближайшее время.

После этого начинаются многосторонние переговоры, в процессе которых решаются системные вопросы, и чем они закончатся, мы пока не знаем.

Что касается долгосрочных перспектив, то вступившая в ВТО страна получает более высокий инвестиционный рейтинг, и если Россия сумеет во время многосторонних переговоров выговорить для себя наиболее выгодные условия и правильно воспользуется повышением рейтинга, то она получит безусловные преимущества над условиями, в которых она вынуждена присутствовать на мировом рынке в настоящее время. Рост инвестиций приведет к росту промышленного производства, к выходу на внешний рынок с высокотехнологичной продукцией, доля которой будет расти по отношению к сырьевому экспорту, и это позволит России меньше зависеть от цен на теплоэнергоносители.

Представители малого бизнеса и легкой промышленности утверждают, что ждут от вступления России в ВТО одни неприятности. Да и в автомобилестроении не слишком радуются перспективе. Ваше мнение по этому поводу?

Что касается малого бизнеса и легкой промышленности, то эта тема имеет весьма опосредованное отношение к данному вопросу, поскольку Российская экономика сегодня практически открыта, и в этом плане мы живем по правилам и нормам ВТО.

Да и вообще ВТО здесь не причем - если мы хотим развивать какие-то слабые отрасли, то мы должны осуществлять собственные меры по их поддержке. Ведь одна из основных проблем той же легкой промышленности - в масштабном челночном бизнесе, который не поощряется Всемирной торговой организацией.

Мы знаем, что начальные ставки ввозных таможенных пошлин для России в рамках ВТО будут выше существующих, а затем в течение пяти переходных лет они опустятся до действующих сегодня. То есть через пять лет ставки останутся такими же, как сейчас, но сохранится ли отечественный легпром? Ответ надо спрашивать не в ВТО, а в российском правительстве - какую политику оно займет по отношению к данным видам бизнеса.

Не понимаю, почему автомобилестроителям невыгодно вступление в ВТО - сегодня в России иностранные инвесторы в этой отрасли пользуются более льготным режимом, чем российские. Потому что иностранным компаниям, которые инвестируют более $100 млн в год, разрешается без уплаты таможенных пошлин ввозить в РФ комплектующие для налаживания сборочного предприятия. На таких условиях к нам пришли Toyota, Ford, придут Nissan и Volkswagen. Если бы "АвтоВАЗ" захотел бы производить свои отечественные машины с использованием импортных комплектующих, ему пришлось бы платить эти пошлины. ВТО такие меры поощрения иностранных инвесторов запрещает, потому что это - индивидуальная льгота.

Что касается таможенных пошлин на импортные автомобили, то сейчас они на уровне 25%, а в конце переходного периода вступления в ВТО должны снизиться до 15%. Но у российских производителей есть пять лет переходного периода - сделают за это время конкурентоспособные машины, значит автомобильная промышленность останется жива.

Поймите, я патриот своей страны, но мне хотелось бы избежать попыток обвинения ВТО в том, в чем она не виновата, а виновато отсутствие четкой промышленной политики Российского государства. ВТО - только инструмент, а инструментом надо уметь пользоваться.

Мне представляется, что российскому правительству надо определиться с конкретными приоритетами, официально озвучить их для отечественного частного бизнеса, чтобы он без сомнений мог вкладывать средства в определенные проекты.

Отличным примером могли бы послужить действия правительства в отношении авиастроения, когда объединили усилия предприятий и определили приоритетную модель самолета, которую не производят ни Boeing, ни Airbus, и которая нужна отечественным авиаперевозчикам. При этом правительство заявило, что будет поддерживать и защищать этот проект, в том числе и с помощью таможенных пошлин.

Польша блокирует предоставление Европейской Комиссии мандата на переговоры с Россией о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, требуя снятия Россией ограничений на польский импорт. Как Вы расцениваете эту ситуацию?

Далеко не в первый раз в истории ЕС возникает подобный мини-кризис, когда одна из стран отказывается дать свое согласие на директивы о переговорах. Это не проблема России, а внутреннее дело ЕС - именно ЕС должен решать такие вопросы с помощью собственных методик.

Я бы не стал драматизировать этот факт: хотя в 2007 году истекает 10-летний период действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС, однако 106-ая статья этого соглашения предусматривает автоматическую его пролонгацию до момента заключения нового соглашения. Иными словами правового вакуума у нас в отношениях с ЕС не возникнет.

23 ноября 2006 года
1991-2006 Interfax

Док. 265661
Опублик.: 23.11.06
Число обращений: 530

  • Петров Георгий Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``