В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Д. Медведева на С-Петербургском форуме по экономическому сотрудничеству. Назад
Выступление Д. Медведева на С-Петербургском форуме по экономическому сотрудничеству.
Уважаемые руководители государств, уважаемые коллеги!
Хотел бы выступить с третьим пленарным докладом, и благодарю за эту возможность. Надеюсь, что этот доклад, который прозвучит на закуску, еще будет услышан, и надеюсь, что вы не так уже захотели есть, чтобы пропустить это мимо ушей.
Сначала хотел бы продолжить историческую линию, заданную нашими шведскими коллегами. Очевидно, что мир уже долго живет в условиях глобализации. Условно датой начала глобализации можно считать 12 октября 1492 года - дату высадки Христофора Колумба в Новом свете. Она была продолжена промышленной революцией и мировыми войнами, а также финансовой и технологической экспансией развитых стран.
Известно, что глобализация - это процесс глубочайших качественных изменений всех без исключения сфер деятельности человека. И очевидной, прописной истиной стало так же то, что она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Лари Саммерс сравнивал глобальные рынки капитала с реактивными самолетами, которые быстрее и удобнее доставляют людей туда, куда они хотят попасть, но при этом, он отмечал, что и падения здесь более драматичны.
Глобализация подразумевает возможность потреблять товары, производимые в любой точке мира. Однако национальные производители уже не могут навязывать потребителю свои товары по любой цене. Протекционизм дает им не более чем временную передышку. Многие исследователи и политики считают, что это означает неизбежную бедность в странах с заведомо более низким стартовым уровнем развития. Мо в споре с таким утверждением ость по меньшей мере 3 аргумента.
Первый аргумент. Любая страна имеет так называемые относительные преимущества. Так, у стран с лучшим производственным потенциалом может просто не хватить времени произвести к сроку необходимый рынку продукт или услугу, как, скажем, не хватает времени у директора компании заниматься бухгалтерией, даже если этот директор знает эту бухгалтерию лучше главного бухгалтера.
Вторая позиция. Каждая страна имеет возможность привлекать зарубежные инвестиции и технологии для размещения производства и создания рабочих мест.
И, наконец, третья позиция. Спрос на импортные товары растет по мере повышения уровня жизни. И при правильной экономической политике у национальных производителей остается достаточно времени на адаптацию и повышение качества товаров.
Важная характеристика глобализации в том, что чаще всего она сопровождается добровольной гармонизацией различных стандартов деятельности и ее регулирования. Однако, при всей востребованности и пользе этого аспекта она не может основываться на какой-либо одной модели развития экономики или общества. Ведь у каждой страны, у каждой нации есть самобытные культурные ценности и самостоятельно избранные пути и модели развития.
Думаю, что ошибочно понимают глобализацию те, кто считает, что она означает полную унификацию всех моделей развития на основе какой-то одной, пусть даже самой прогрессивной доминирующей модели. Это лишь один из сценариев, причем далеко не самый лучший. Такая глобализация в итоге приведет к построению неэффективного общества.
Другой сценарий, который в большей степени соответствует самому духу глобализации - это предоставление возможностей всем странам для выбора наиболее эффективного пути развития. Глобализация здесь должна обеспечивать возможность выбора лучших решений, в зависимости от их качества, а не от субъекта, который это решение предлагает.
По мере того, как глобальные процессы стирают экономические границы между странами, люди начинают требовать соразмерного уровня и качества жизни на планете. По сути, люди начинают требовать справедливости. Несмотря на долговременный характер такой цели, стремление к этому у людей в самых разных странах будет проявляться все очевиднее, будет только нарастать.
Наша страна как активный член мирового сообщества так же сталкивается с новыми проблемами. Открытая экономика России сегодня предоставляет намного больше возможностей для развития, чем прежняя, закрытая. Вместе с тем, в отличие от закрытой, она не позволяет двигаться по всем направлениям широким фронтом, а заставляет делать рациональный выбор, основанный на анализе сравнительных преимуществ.
Ключевыми факторами, демонстрирующими потенциал стран в условиях глобализации, является человеческий, производственный и природный потенциал. В 20 веке население планеты увеличилось в 4 раза, приблизительно от 1,5 миллиардов до более чем 6 миллиардов человек. По прогнозам, в текущем столетии население планеты вырастет чуть более чем в 1,5 раза. Произойдут существенные структурные перемены в самом составе народов. Причем, их готовность вступить в глобальный мир тоже будет разной. Соотношение численности населения развитых и развивающихся стран, а вместе с этим, экономический и политический потенциал, будут смещаться в пользу последних, то есть так называемых развивающихся экономик. Именно поэтому мы хотели бы специализировать Форум в Санкт-Петербурге на анализе потенциала развивающихся рынков.
По прогнозам, экономический удельный вес Европы к 2050 году может снизиться практически в 2 раза. Уже сегодня около 50 % населения Земли проживает в 4 странах, так называемых странах БРИК. Сегодня на долю развитых стран с 1,2 миллиардами человек приходится 86 % мирового ВВГТ, стран с развивающимися экономиками с 2,5 миллиардами человек - 13 %, а на долю слаборазвитых стран, в которых проживает 2,3 миллиарда человек - всего 1 %.
Есть еще одна достаточно любопытная цифра. По данным ФОРПС суммарный капитал 600 богатейших людей планеты составляет более 1 триллиона долларов. Это в целом вполне сопоставимо с валовым внутренним продуктом крупнейших государств.
Возможно ли остаться всем в стороне от глобализации? Здесь наиболее интересным примером является пример Советского Союза. Его обычно приводят, как пример самодостаточной страны, якобы, с замкнутыми экономическими границами. Глобализация, по мнению отдельных аналитиков, стала распространяться на Советский Союз после 1985 года, и в конечном счете стала причиной его распада. По мнению некоторых экономистов, Советский Союз отказывался от участия в международном разделении труда и тем самым препятствовал развитию глобальной экономики. Так, в частности, пишет в своей недавно вышедшей книге известный американский аналитик Бринк Ли.
Однако так ли это? Советский Союз, вне всякого сомнения, был одним из важнейших субъектов глобализации. Более того, это была страна, которая стремилась к глобализации, она изначально планировалась, как пусть искусственный, но базисный элемент всемирной интернациональной коммунистической системы. Экономика СССР все же была достаточно широко интегрирована в мировую.
Не нужно забывать и про кооперацию в рамках так называемого СЭВа. Если бы Советский Союз был действительно самодостаточной страной, то его экономика не зависела бы, например, от колебания мировых цен на нефть. Но ведь экономический кризис Советского Союза случился после обвала мировых котировок на нефть в середине 80-х годов.
Разумеется, внешние факторы - это не единственная причина развала страны, но довольно существенный катализатор накопившихся внутренних проблем. В этой связи надо более подробно проанализировать новые вызовы развитию как отдельных стран, так и мировой экономической системы в целом, которые возникают по мере глобализации. Глобализация уже не является улицей с односторонним движением, каковой она была еще несколько лет назад. Подъем Китая, Индии, Бразилии и России и ряда других стран изменил картину мирового развития.
Во-первых, в новой ситуации большую опасность начинает представлять несбалансированность мировой торговли и инвестиционных потоков между крупнейшими экономическими центрами, а также длинные периоды дефицитной бюджетной политики ведущих стран. Это озабоченность объясняется тем, что по мере интеграции мировых рынков возрастает значение рисков и угроз дестабилизации мировой экономической системы в целом. В случае резких колебаний курса мировых валют и процентных ставок, индексов фондовых рынков под удар ставится не только и не столько конкретная экономика, сколько весь мировой финансовый порядок.
Особое опасение вызывает тот факт, что крупнейшая в мире экономика - экономика Соединенных Штатов Америки, эмитента до сих пор единственной резервной валюты, имеет огромный торговый и бюджетный дефицит, финансируемый (этот дефицит) во многом за счет притока иностранного капитала, причем в значительной мере из развивающейся экономики Китая, из других государств, с которыми ведутся достаточно горячие споры относительно уровня валютного курса.
Другой важный экономический центр - Западная Европа -сталкивается с исключительно низкими темпами экономического роста, не в последнюю очередь, кстати, в результате неадекватного роста курса собственной валюты.
Россия, как мы надеемся, сегодня проводит сбалансированную и ответственную бюджетную и финансовую политику, это дает нам некое моральное право инициировать обсуждение вопроса о необходимости более сбалансированных правил игры в этой сфере, о том, как изменить текущее состояние без ущерба для мирового экономического роста и без резких колебаний валютных курсов.
Роберт Мандал сказал в своей нобелевской речи, что сегодня встают два нерешенных вопроса. Самый важный - это непродуктивная изменчивость валютных курсов, которая может обострить международные отношения в периоды кризисов, а другая проблем - отсутствие международной валюты.
Сегодня ситуация в мире меняется, и на первый план выходят новые лидеры мирового развития со своими устойчивыми валютами. Соответственно, современному миру необходимо и очень серьезно более безопасная финансовая система. Система, в которой нет доминирующей резервной валюты. Все предпосылки для такого развития событий существуют. Но есть и препятствия на пути движении капиталов, которые сдерживают этот процесс. По мере их устранения, по всей вероятности, может сформироваться система, основанная на нескольких коллективных и резервных валютах. Вырастет ли из этой системы международная валюта -это вопрос, который будет стоять перед будущими поколениями. Но уже сегодня международные финансовые организации должны обратить свое внимание, прежде всего, на финансовую политику наиболее развитых стран, действия которых могут создать проблемы для всей мировой финансовой системы. Это тем более важно, что сегодняшние приоритеты, в том числе в МВФ странах, Азии, Латинской Америки распространены несколько иначе, и та практика, которую проводит наша уважаемая организация, основанная на принципе "деньги - за реформы", по всей вероятности, не имеет далеко идущих перспектив. Более полезной для всех была бы деятельность МВФ, направленная на стабилизацию мировых валютных рынков на основе ответственной финансовой политики ведущих стран.
Мы приняли у себя в стране решение о снятии всех формальных ограничений на капитальные финансовые операции, о создании нефтяной биржи с расчетами в рублях, об уплате налогов и таможенных пошлин в национальной валюте. И по мере повышения в мире спроса на рубли наша валюта также может стать более резервной, как и валюта других центров экономического развития.
Реализация инициативы по отмене налогообложения дивидендов, получаемых от прямых инвестиций внутри холдингов должно простимулировать и процесс становления России в качестве регионального центра капитала.
Вторая проблема - это угроза финансовых экономических кризисов, которая обостряется в результате появления дефицита ресурсов для расширения мировой экономики. Быстрый рост экономии Китая и Индии без долгосрочного ответа со стороны производителя уже спровоцировал рост и поддержание на достаточно высоком уровне цен на основные энергетические ресурсы. Так называемый "золотой миллиард" пока справляется с этой проблемой, хотя в ведущих странах высокие цены на бензин вызывают довольно серьезные изменения в структуре потребления людей. В беднейших регионах мира, как не было, так и нет доступа даже к базовым энергетическим продуктам. Кроме того, все более острыми становятся накапливающиеся десятилетиями экологические проблемы. Между тем ведущие производители и потребители такого важнейшего энергетического ресурса, как нефть, продолжают общаться лишь в рамках так называемых клубных организаций, а Россия, которая играет на этом рынке роль и производителя, и потребителя является сторонником общего диалога заинтересованных сторон, и предлагает конкретные решения имеющейся проблемы. Адекватным ответом на эти угрозы энергетической безопасности является взаимная ответственность производителей и потребителей энергетических ресурсов. Необходимы совместные действия по ключевым направлениям, имея в виду установление предсказуемого инвестиционного режима данных производителей, расширение использования альтернативных, а в ряде случаев возобновляемых источников энергии, стимулирование эффективного использования энергоресурсов.
И, наконец, обеспечение предсказуемости спроса на энергию на основе долгосрочных отношений, включая обмен энергетическими активами.
В-третьих, глобальным вызовом является сохраняющаяся несправедливость правил мировой торговли и инвестиций в отношении менее развитых стран. Развитые страны уже прошли на сегодняшний день так называемую "точку необратимых изменений". За этой точкой находится новая экономика, новое общество и новые социальные отношения, а до нее осталась прежняя экономика, окостеневшая структура общества и архаичные общественные отношения.
За последние 20 лет, по оценке экспертов ООН, разница между лидерами и аутсайдерами увеличилась вдвое. Это означает, что растет разрыв в качестве жизни, в качестве образования, в качестве других показателей, характеризующих потенциал развития.
Необходимо понимать, что с точки зрения международных отношений растущий разрыв между двумя группами государств недопустим. Этот разрыв навсегда сделает систему взаимоотношений между государствами не только несправедливой, но и потенциально конфликтной и с политической, и с военной, и с социально-экономической точек зрения. Поэтому новые правила игры в мировой экономике должны подразумевать взаимное, а не одностороннее открытие рынков развивающихся и развитых стран для товаров, услуг и инвестиций.
Еще одной глобальной проблемой, особо остро стоящей в менее развитых странах, является защита прав на интеллектуальную собственность в мире. Сегодня она обостряется не только в менее развитых странах, но и в ведущих экономиках, в частности, из-за развития торговли объектами авторских прав через глобальную информационную сеть Интернет. Большинство мер, до сих пор предпринимаемых мировым сообществом, ограничивалось давлением на те государства, которые были замечены в массовом и систематическом нарушении авторских прав. Однако представляется, что это борьба со следствием, а не с причиной. Проблема более глубока. И решение необходимо искать в балансе между приемлемой для пользователей ценой и жесткими совместными действиями всех стран по соблюдению законов об авторском праве, а также в создании новых адекватных современным информационным продуктам юридических конструкций.
Мы должны четко представлять, какое место могла бы занять Россия в мировом разделении труда. Очевидно, что в сегодняшней ситуации Российская Федерация может претендовать на лидерские позиции в ряде секторов мировой экономики. Для этого у нас есть все необходимые ресурсы и предпосылки.
Очевидно, что мы должны наиболее эффективным образом распорядиться теми преимуществами, которые у нас исторически сложились, при этом понимая, что положение страны в мировом сообществе определяется прежде всего качеством человеческого капитала и наличием технологий, обеспечивающих глобальные конкурентные преимущества. При этом неправильно было бы искусственно создавать условия для роста в тех секторах, в которых Россия едва ли сможет в ближайшие годы конкурировать на мировом рынке по объективным причинам, конкурировать в массовом производстве недорогих товаров. Например, конкурировать с Китайской Народной Республикой, которая имеет абсолютные преимущества в виде дешевой рабочей силы, нерационально. А, учитывая демографическую ситуацию в нашей стране и в целом нехватку рабочей силы, вообще бессмысленно.
Тогда где же наше место в мировой экономике? Позволю себе обозначить 6 позиций.
Позиция No 1. Во-первых, мы должны полностью использовать природную креативность наших людей. Это наше историческое богатство. Интеллектуальный потенциал России позволяет нам рассчитывать на место одного из мировых интеллектуальных центров. в рамках которого будут развиваться интеллектуальные услуги для крупнейших корпораций мира.
Вторая позиция. Нашим несомненным и очевидным преимуществом являются природные ресурсы. По оценкам специалистов, в начале третьего тысячелетия на долю России приходилось, в частности, около 65 % мировых разведанных запасов апатитов, 35 % природного газа, около 30 % железа, никеля, олова и бурых углей, 14 % урана и 13 % нефти, не говоря уже о крупнейших запасах лесных ресурсов и ряда драгоценных металлов. Мы не собираемся снижать долю России в поставках на мировой рынок энергоносителей и товаров, основанных на переработке природных ресурсов. Но своей главной задачей мы видим увеличение глубины их переработки и поставки на мировой рынок конкурентоспособной продукции, продукции последних технологических переделов, с высокой долей добавленной стоимости.
Третьим нашим преимуществом является уникальное геополитическое положение России. Оно создает предпосылки для развития у нас крупнейших транспортных коридоров, которые могут ускорить передвижение товаров в мировой торговле, сделают Россию одним из крупнейших коммуникационных и логистических центров мира.
Основным условием успешного решения стоящих перед Россией задач является экономическая свобода, подразумевающая, в первую очередь, политическую стабильность и макроэкономическую устойчивость, базой которых является ответственная бюджетная политика и формирование достаточных резервов для будущих поколений. Она предполагает и наличие эффективных правовых механизмов защиты права собственности и конкуренции.
Что еще необходимо сделать? Необходимо сформировать условия для прихода частного капитала в природные приоритетные сектора экономики. Речь идет прежде всего о создании необходимой производственной инфраструктуры. При этом многие инфраструктурные проекты могут быть реализованы на принципах софинансирования со стороны государства и частных инвесторов, в том числе на условиях концессионных соглашений. У нас есть теперь необходимый механизм для формирования таких проектов, и механизм финансирования таких проектов, а именно, инвестиционный фонд.
Следующее. Мы должны ориентироваться на создание крупных российских корпораций и поддержку их внешнеэкономического продвижения. При этом на внутреннем рынке такие компании не будут занимать монопольного положения из-за конкуренции с другими компаниями, в том числе иностранными.
Следующая позиция. Требуется создание мобильной инновационной инфраструктуры. Наличие развитой системы инициирования, финансирования и внедрения инноваций, основанной на мощной базе фундаментальных научных исследований, является критически важной для нас позицией.
Наконец, требуется создать условия, стимулирующие рост производительности труда и энергоэффективности. Без высокой производительности труда и снижения удельного потребления энергоресурсов нам не занять достойного места в мировой экономике.
Кроме того, необходимо снять необоснованные преграды для движения через границу товаров, услуг и инвестиций, поддержать экспорт товаров более высокого передела из России. Россия сегодня находится в процессе вступления в ВТО. Это означает, что мы принимаем правила игры, существующие сегодня на мировом рынке. Но при этом хотели бы справедливых, как и для других стран-партнеров, правил международной торговли. Хотя в жесткой конкуренции на мировых рынках наши товары зачастую проигрывают не столько из-за низкого качества и высокой стоимости, сколько из-за отсутствия эффективной системы государственной поддержки. Речь идет и о гарантиях по кредитованию экспортных поставок, и о механизмах организационного характера.
И, наконец, последнее и главное. Мы должны обеспечить долгосрочные инвестиции в человека, в создание возможностей для его самореализации, а, значит, в более высокое качество жизни. Без развитой социальной сферы, без обеспечения гражданина базовыми благами трудно требовать от него эффективной и производительной работы. Необходимо достижение высоких социальных стандартов жизни человека в России. Ведь успехи в экономике не имеют смысла, если они не повышают качества жизни простого гражданина, своим трудом обеспечивающего этот экономический рост.
Руководствуясь этим, особое внимание в России сегодня уделено развитию социальной сферы. Были предложены и запущены приоритетные национальные проекты в области жилья, здравоохранения, образования и сельского хозяйства. Они подразумевают дополнительные государственные расходы в эти сферы на сумму около 0,6 от валового внутреннего продукта ежегодно, одновременно с проведением структурной модернизации в соответствующих социальных отраслях. В целом же наши расходы в соответствующих сферах составляют приблизительно 9 % от ВВП или 30 % от всех бюджетных затрат. Одновременно Россия приступила так же к решению острейшей для нашего государства проблемы - проблемы демографии.
В конечном счете, все названные условия будут предопределять уровень конкурентоспособности страны, которую можно представить как сумму конкурентоспособности людей бизнеса и власти. Потеря любого из этих факторов отбросит нашу страну назад. А в современном мире ни у кого нет десятилетий на раскачку.
В своей истории Россия неоднократно доказывала, что способна не просто конкурировать с другими странами, но и выходить победителем в этой конкуренции. И, конечно, сегодняшняя цель - не упустить этот шанс, использовать соответствующие наши преимущества совершить настоящий прорыв в развитии. Спасибо.

(Аплодисменты)

Д.А.Медведев

Док. 265163
Опублик.: 20.11.06
Число обращений: 1408

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``