В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Федоров: Россия и Украина - сенсации не будет Назад
Валерий Федоров: Россия и Украина - сенсации не будет
В последнее время экономические отношения между Москвой и Киевом сильно осложнились. Страны обменялись введением торговых пошлин, и СМИ даже заговорили о "торговой войне" между двумя государствами. Резко снизился товарооборот. В основном убытки несет украинская сторона, поставки украинских экспортеров за полгода снизились на 34 процента.

Ожидается, что главной темой переговоров Михаила Касьянова и Анатолия Кинаха будет создание международного консорциума по транспортировке газа через Украину. Кроме того, речь пойдет и о создании зоны свободной торговли для двух стран и синхронизации усилий по вступлению России и Украины в ВТО. Своим мнением о том, как пройдут переговоры в интервью РТР-Вести.Ru поделился директор Центра политической конъюнктуры Валерий Федоров.

- Валерий Валерьевич, главный вопрос - создание международного консорциума по транспортировке газа через Украину. Как Вы считаете, удастся ли двум президентам на этот раз договориться?

- Безусловно, все перечисленные вопросы заслуженно находятся на первом плане повестки дня российско-украинских переговоров. И обсуждаются они достаточно давно - еще со времен Ельцина и Кравчука. Они охватывают всю базу российско-украинских отношений, поэтому не могут быть решены в один миг. И даже такие яркие и светлые идеи, которые высказываются президентами, как, например, идея газового консорциума, решить в одночасье просто невозможно. Это очень серьезные проблемы, поэтому раз и навсегда сдвинуть с места махину российско-украинских отношений, которые существуют сегодня, не удастся. Можно говорить лишь о медленном, но все-таки поступательном движении в верном направлении. Поэтому я не жду сенсаций. Более того, я боюсь сенсаций. Потому что сенсации обычно приводят к тому, что одна из сторон, та, которая в этой сенсации менее заинтересована, пытается ее дезавуировать. Так же было и с консорциумом. Я знаю, что к июлю планировали подписать все соглашения, но до сих пор ничего не подписано. Более того, сегодня появилась принципиально новая идея - создать совместное предприятие между "Газпромом" и "Нефтегазом" Украины. То есть, идея, дезавуировавшая идею консорциума. Поэтому я призывал бы не ждать быстрых и показушных итогов, а настроиться на то, что решение этих проблем займет значительное время. Но все-таки движение есть. И это важный факт. Наметилось сближение позиций, но не стоит забывать, что этот процесс - не одномоментный акт. Украина не готова сейчас отдать в этот консорциум свои газотранспортные сети. И это понятно, тогда она лишилась бы важного рычага воздействия, как в отношениях с Россией, так и с западными партнерами. И не стоит ожидать, что украинская политическая и экономическая элита будет такой недальновидной. Не стоит ожидать, что она очень быстро передаст в управление иностранным государствам столь ценный ресурс. Но на определенные шаги, на определенные уступки в этом направлении, конечно, Украина пойдет. Здесь вопрос заключается в искусстве переговорщиков. Пока неизвестно насколько далеко Украина зайдет в этом движении, и на какой точке она остановится.

- Второй момент касается создания свободной торговой экономической зоны. Как известно, российский президент предложил своему коллеге более эффективное, на его взгляд, решение: вступить в Евро-азиатское экономическое сообщество, где между партнерами "нет никакой политики" ...

- Российские и украинские налоговые законы и таможенные пошлины сильно отличаются. Поэтому если мы просто возьмем и объединимся в зону свободной торговли, то Россия потеряет массу денег. Российские производители будут вывозить свою продукцию, и, прежде всего, энергоносители на Украину, а затем экспортировать ее дальше. Это будет выгодно российским производителям, это будет выгодно украинскому государству, но это будет совершенно не выгодно российскому бюджету. Поэтому, конечно, для России вступление в зону свободной торговли с Украиной означало бы существенные бюджетные потери. Когда в России снижается профицит, доходы растут меньшими темпами, чем нам хотелось бы, а расходы, наоборот, возрастают, - в таких условиях Россия на это пойти не может. Это ей не выгодно. В то же время Украина настаивает на зоне свободной торговли, и ее тоже можно понять. Потому что для развития двусторонних отношений, для наращивания товарооборота необходимо снижение или вообще снятие таможенных пошлин, которые сегодня существуют. Прекращение таможенных войн. Россия сегодня пытается увязать интересы Украины, которая заинтересована в создании зоны свободной торговли, с собственными интересами. Россия заинтересована в том, чтобы Украина вошла в так называемое интеграционное ядро - Содружество Независимых Государств. Это ядро состоит из шести государств - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Армении. Как видите, Украины здесь нет. И это, конечно, крупнейшее упущение для СНГ. Если Украина войдет в Содружество, то центробежное движение на постсоветском пространстве сменится на центростремительное. Это будет коренной поворот. Но Украина не желает входить в ЕврАзЭс, потому что для нее это означало бы смену государственного курса, переход от "многовекторной внешней политики" к политике, ориентированной на Россию, на интеграцию постсоветского пространства под российским патронажем. Украина пока к этому не готова. Поэтому, я думаю, переговоры о вступлении Украины в ЕврАзЭс и организации зоны свободной торговли, безусловно, важны. Однако для того, чтобы прорыв свершился, необходимы радикально новые инициативы и предложения с той и с другой стороны. Я сомневаюсь, что в нынешней конфигурации это соглашение будет подписано.

- И самый деликатный вопрос, пожалуй, это вступление России и Украины в ВТО. Российская сторона считает, что если Киев вступит в эту организацию раньше Москвы, то дешевые украинские товары захлестнут российский рынок. И тогда вице-премьер Виктор Христенко предложил вступить в ВТО синхронно ...

- Каждый, кто вступает в ВТО, оказывается в худшем положении, чем тот, кто вступил раньше. Так, сегодня мы оказались в худшем положении по сравнению с Китаем, который вступил в ВТО полгода назад. Почему? Потому что теперь Китай имеет право "вето" на решение принятия в ВТО любой страны. И, разумеется, он будет этим правом активно пользоваться. Такое же право "вето" имеет Киргизия. Эстония, кстати, тоже является членом ВТО. Получается, что все эти небольшие страны могут решать свои мелкие, но важные для них вопросы, шантажируя Россию. Или любую другую страну, которая является кандидатом на вступление в ВТО. Разумеется, Россия не хочет, чтобы Украина получила дополнительный ресурс, дополнительную возможность давить на нее. Поэтому Россия заинтересована в том, чтобы либо раньше Украины вступить в ВТО, либо наравне с ней. Но сделать это быстро не получается: иначе придется пойти на какие-то уступки, пожертвовать некоторыми позициями. Россия намерена вступить в ВТО на выгодных для нее условиях. Но для этого необходимы долгие и напряженные переговоры. Чем, собственно говоря, российское правительство сейчас и занимается. Бежать, задрав штаны, навстречу ВТО мы не хотим. Мы понимаем, что нам это дорого обойдется. Однако возникает вопрос, как удержать от вступления на невыгодных для России условиях другие страны-партнеры? В данном случае Украину. Думаю, что этот вопрос и будет обсуждаться сегодня в Москве.

Светлана Листопадова


16.08.2002 10:26
Вести.Ru http://www.rtr-vesti.ru


Док. 265156
Опублик.: 20.11.06
Число обращений: 477

  • Федоров Валерий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``