В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сохранят ли ледоколы своего `медведя`? Кто заботится о будущем атомного флота России Назад
Сохранят ли ледоколы своего `медведя`? Кто заботится о будущем атомного флота России
Так совпало, что развитие транспортной системы в последнее время попало в поле зрения властей самого разного уровня. Об этом говорили и на заседании Госсовета при Президенте, и на совещании в правительстве Мурманской области. Причем в той или иной мере касались самых разных сфер: железнодорожной, автомобильной, авиационной...

Мурманская область в отличие от других регионов страны имеет особый вид транспорта - атомный ледокольный флот. Именно благодаря ему в советские годы был сделан серьезный прорыв в освоении северных территорий. И по сей день ледоколы обеспечивают северный завоз в труднодоступные уголки страны. Бесспорно и то, что маршрут из Европы в Азию по Северному морскому пути в полтора-два раза короче, нежели по южным морям. Это вроде бы все понимают. Вот и в правительственных кругах уже давно не спорят о целесообразности существования атомного ледокольного флота. Недаром видные политики, в последнее время побывавшие в нашем регионе (Владимир Путин, Михаил Касьянов, Борис Грызлов), обязательно посещают какой-либо атомоход.

И тем не менее, есть в этой сфере то, что вызывает тревогу. Депутат Госдумы Игорь Чернышенко обращает внимание на две проблемы. Первая - все действующие ледоколы построены еще в советские времена, и потому необходимо говорить о продлении их ресурсов на 5-6 лет. А за это время в стране должны быть построены новые ледоколы. Парламентский запрос и обращение к правительству страны на этот счет уже давно сделаны нашим депутатом. И там, в верхах, вроде бы прислушиваются и тоже говорят о необходимости строительства новых
атомоходов. Но на деле пока единственный предполагаемый "новичок" - ледокол "50-летие Победы" уже 11 лет пребывает в состоянии долгостроя. Поэтому, по словам Игоря Константиновича, четкой уверенности в том, что в ближайшие 10-20 лет со стапелей российских верфей сойдут новые корабли, нет.

Проблема вторая - в Министерстве транспорта РФ родилась идея вывести атомные ледоколы из доверительного управления ОАО "Мурманское морское пароходство". Их предполагается передать новому государственному предприятию, которое планируется создать на базу ФГУП "Атомфлот". В адрес правительства, Госдумы, Совета Федерации и депутата Чернышенко ушли обращения, как от экипажей атомных ледоколов, так и от генерального директора ММП Александра Медведева. Главная причина несогласия с возможными переменами - безопасность эксплуатации этих судов. Уже более 40 лет специалисты пароходства занимаются эксплуатацией судов с ядерными энергетическими установками. За это время созданы и успешно эксплуатируются транспортно-технологические схемы работы в Арктике, сформированные как единый комплекс. Разрушение любого из звеньев этой системы представляет реальную угрозу безопасности.

Кроме того, в пароходстве сложился стабильный профессиональный коллектив. В случае создания нового госпредприятия иным придется либо перейти туда на работу (что никого не приводит в восторг), а другим - остаться не у дел. Наконец, создание нового предприятия - весьма дорогое удовольствие, это очевидно. И оно ведет к удорожанию услуг, а значит и к их непривлекательности для грузовладельцев. Так не дешевле ли идти путем совершенствования и развития уже созданного в пароходстве ледокольно-технологического комплекса?

- Как и работники пароходства, я не устаю доказывать, что уход ледокольного флота из пароходства будет ошибкой. От добра добра не ищут. На мой взгляд, многочисленные обращения в правительство эту тенденцию приостановили. Но проблема пока до конца не разрешена. Она еще потребует наших совместных с пароходством усилий. Сейчас на всех атомных ледоколах красуется эмблема пароходства - известный многим белый медведь. Без преувеличения, он стал символом жизнеспособного флота. Так что не хочется, чтобы он исчез с корпусов наших атомных ледоколов.


Док. 265131
Опублик.: 20.11.06
Число обращений: 321

  • Чернышенко Игорь Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``