В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ногою твердой встать на шельфе Назад
Ногою твердой встать на шельфе
Энергетической стратегией России предусмотрено к 2020 году добывать по 450-520 миллионов тонн нефти ежегодно (пока мы вышли на уровень 380 миллионов). Анализ запасов месторождений на суше показывает, что задача будет невыполнимой без использования богатств морской периферии страны - шельфовой зоны. Потому она станет играть все более важную роль в экономике.

Такой перспективой в очередной раз порадовали журналистов на пресс-конференции в минувшую среду первый заместитель губернатора Александр Селин, депутат Государственной думы Игорь Чернышенко и генеральный директор "Арктикморнефтегазразведки" Олег Мнацаканян. Догадываюсь, что им разговоры на эту тему самим уж поднадоели. Нефть для нас, мурманчан, что та халва: сколько ни говорим - региональный бюджет полней не становится. Но никуда нам от этой темы не уйти ни сегодня, ни завтра. Мы ведь не только говорим о нефти - Мурманская
область делает все посильное, чтобы пошла она через Кольскую землю, благодаря чему экономика края обретет второе дыхание.

А тут и повод существенный для разговора. 17 октября в Москве состоялось заседание Морской коллегии, проводил которое премьер-министр Михаил Касьянов. Рассматривались два вопроса. Первый - об итогах крупнейших за последнее время учений на Дальнем Востоке.
Докладчиком был Главнокомандующий ВМФ Владимир Куроедов. В этой части заседания, по словам Игоря Чернышенко, перед приморскими территориями поставлена задача - выработать надежный механизм взаимодействия гражданских властей с военно-морскими флотами, что поможет им успешней выполнять поставленные задачи. "Нас это тоже, конечно, волнует. Но именно в деле сотрудничества с флотом Кольский край, возможно, впереди всей России. Достаточно вспомнить известную инициативу губернатора Юрия Евдокимова, благодаря которой к шефству над экипажами кораблей привлечено едва ли не пол-России".

Второй вопрос повестки Морской коллегии - самый интересующий жителей нашего края: дальнейшее изучение и освоение энергетических ресурсов шельфа. Докладчиков было двое: от Министерства природных ресурсов - замминистра Иван Глумов, от Министерства энергетики - Олег Мнацаканян. И примечательна эта вторая часть совещания была тем, что на таком уровне о шельфе говорили впервые за последние 10 с лишним лет. Михаил Касьянов даже признал, что столь важному вопросу уделялось незаслуженно мало внимания. И это всех обнадежило: может, теперь-то застоявшуюся проблему сдвинем с места.

Но пока на суше запасов хватает, а у российских предприятий нет денег в достатке для выхода в море, не получится ли так, что участки месторождений на шельфе будут распроданы по дешевке зарубежным компаниям? В связи с повышением инвестиционного рейтинга России в Интернет запущено такое предположение, и у одного из мурманских журналистов возник вопрос - не оставят ли нас с носом? "Чтобы на российский арктический шельф пришли зарубежные фирмы, необходима нормальная лицензионная политика, - сказал Олег Мнацаканян. - Надо готовить участки к продаже, а для этого выполнить огромный объем сейсморазведочных работ, параметрического бурения. Лишь тогда они станут привлекательны, их можно будет продать подороже, и тем существенно пополнить бюджет"

"В проекте государственной стратегии освоения шельфа, - продолжал Олег Самвелович, - которую предстоит принять вслед за энергетической, как раз предусматривается разработать программу лицензирования участков, выделяются необходимые средства. До 2010 года планируется подготовить 44 участка, в основном в Баренцевом, Карском и море Лаптевых. Потому совершенно беспочвенны предположения, что в российский сектор Арктики зарубежные фирмы придут уже завтра или послезавтра. Также нет оснований думать, что у россиян не окажется денег. Отечественные компании для участия в тендерах еще не звали - продавать нечего".

Александр Селин при этом заметил, что, к большому нашему сожалению, Минприроды пока ничего такого не планирует в ближайшее время, вместо дела одни разговоры. И мурманчане всемерно пытаются подтолкнуть министерство к постоянному, планомерному освоению шельфа, чтобы не двигаться к цели рывками, от случая к случаю.

Игорь Чернышенко при этом заметил, что руководители Минприроды даже обиделись на Мнацаканяна за резкое выступление по этому поводу на заседании Морской коллегии. Заодно на пресс-конференции обсудили вопрос - есть ли для нас разница, какие фирмы придут на арктический шельф, российские или зарубежные? Селин и Мнацаканян едины во мнении: для мурманчан разницы нет. В любом случае наша область
получит положенное ей по закону, когда Кольский полуостров станет местом массовой перевалки нефти. Основную прибыль, пусть это даже будут российские "Лукойл", ЮКОС или "Сибнефть", получат хозяева компании. Ну купят они еще одну "Челси" или нечто подобное - нам какая разница? И вторая причина не страдать в данном случае излишком патриотизма. Ни одна страна в одиночку за такие большие дела не берется. Американцы работают на шельфе Бразилии, французы - на шельфе Нигерии, привел пример Мнацаканян. А Селин добавил, что за примерами не обязательно ходить в третий мир. Если бы в Северном
море Великобритания работала в одиночку, до сих пор осваивала бы свой шельф. Там теперь и американские, и французские фирмы. В том же Северном море на норвежском шельфе кого только нет.

И для нас главное, чтобы работы на западном арктическом шельфе начались поскорее, и неважно, кто вложит деньги. Потому позарез нужны долговременные ориентиры. Их на заседании Морской коллегии в целом одобрили, а утверждать будут на специальном заседании российского Правительства предстоящей весной. К этому времени надо составить план мероприятий, без которого стратегия беспомощна. Этим
занимается рабочая группа, в которую вошли Александр Селин и Олег Мнацаканян.

Олег Самвелович рассказал, что в целом российский шельф, включая
дальневосточный, балтийский, каспийский, азовский, составляет 6,2 миллиона квадратных километров. Он даже чуть больше площади суши, где добывается нефть или сейсморазведка выявила признаки нефтеносности (6 миллионов). Причем шельф Арктики - 4 миллиона. И в том его особая перспективность. Всего, по расчетам ученых, в недрах шельфа сосредоточено 133 миллиарда тонн углеводородного сырья в
пересчете на нефть, из них 70-80 миллиардов - на шельфе Арктики. По-видимому, цитируя свой доклад, Олег Мнацаканян сообщил также, что в освоение российского шельфа, согласно стратегии, государство должно вложить до 2020 года 35 миллиардов долларов и получить в виде платежей и налогов 105 миллиардов. Есть ради чего не жалеть сил. При этом придется решить множество самых разных проблем. Одна из труднейших - спорные территории. Надо договариваться с другими
государствами и о дальневосточных, и о каспийских, и о западном секторе Арктики.

Игорь Чернышенко при этом отметил, что многие работы требуют соответствующего законодательного сопровождения. Придется внести поправки в законы о недрах, о лицензировании и другие, принять законы об Арктике и Северном морском пути, которые уже на подходе. Если Россия будет наращивать добычу нефти намеченными темпами, не спровоцирует ли она перенасыщение мирового рынка и вместе с тем обвал цен? Этот вопрос был у журналистов последним. Предпосылок для этого пока нет, ответил Александр Селин.

Но внутренний рынок должен нас интересовать не меньше, чем международный. По потреблению нефтепродуктов на душу населения мы еще далеко отстаем от США и других развитых стран. Но свою отсталость не намерены консервировать. В вестибюле здания правительства области, подавая мне пальто, гардеробщица спросила:

- С пресс-конференции? По нефти? Так будет нефть?
Ну как сказать... Вообще-то перспективы у нас замечательные...


Док. 265130
Опублик.: 20.11.06
Число обращений: 347

  • Чернышенко Игорь Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``