В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Горячие проблемы холодного Севера Назад
Горячие проблемы холодного Севера
Игорь Чернышенко об основных направлениях работы по поддержке регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока

Улучшение пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера

- Какие основные задачи стоят сейчас перед Вашим комитетом?

- На текущий момент наша главная задача - это исправление просчетов, допущенных в ходе первых лет пенсионной реформы. Как известно, новое пенсионное законодательство вступило в действие с 1 января 2002 года. К сожалению, несмотря на отдельные позитивные сдвиги, реформа негативно отразилась на благосостоянии пожилых жителей Севера. В большинстве северных регионов по-прежнему средняя пенсия меньше прожиточного минимума. Речь идет примерно о 20-ти субъектах федерации. В частности, в Мурманской области средняя пенсия составляет лишь 80% от прожиточного минимума. В связи с этим мы (депутаты Госдумы от северных регионов) обратились к Президенту России. Мы предлагаем главе государства срочно принять меры для устранения дефектов в пенсионном законодательстве. Обращение было опубликовано в "Парламентской газете" и имело, как мне кажется, неплохой резонанс. В нем концентрированно выражена позиция депутатов-северян по этому вопросу, есть конкретные цифры, конкретные проблемы, конкретные предложения.

В развитие этого постановления группа депутатов во главе с тремя лидерами центристских фракций - Пехтиным, Морозовым, Володиным и Райковым - внесли новый законопроект, который предлагает ввести районный коэффициент к базовой части пенсий для жителей, проживающих в северных регионах России. Как известно, каждая северная территория имеет свой районный коэффициент заработной платы. Этот же коэффициент предлагается применять и при исчислении пенсий. На мой взгляд, это позволит увеличить пенсию северян на 15-20%. Это генеральное направление нашей работы.

Кроме того, мы пытаемся отдельными точечными законами улучшить положение отдельных категорий пенсионеров-северян. Например, нами был внесен законопроект о включении в северный льготный стаж времени срочной службы в вооруженных силах. К сожалению, он не нашел поддержки у правительства. Был внесен законопроект о снижении возраста выхода на социальную пенсию на 5 лет представителям коренных малочисленных народов Севера. Мы вносили предложение об исчислении пенсий на севере по районному коэффициенту, который действует на данной территории, а не по условному коэффициенту, который значительно меньше районного. Эти законы, к сожалению, пока блокируются правительством и Пенсионным фондом, но мы продолжаем вести борьбу.

Еще одно направление пенсионной защиты северян - это восстановление льготного исчисления северного стажа по схеме год за полтора, которая действовала до 1998 года. По старым законам человек, проживающий на Севере, при достижении пенсионного возраста, имел право считать для начисления размера пенсии не год за год, а год за полтора. И многие северяне строили свои жизненные планы с учетом этой льготы. А когда в 1998 году очень незаметно эту льготу отменили, уровень пенсий многих пожилых северян, которым сейчас по возрасту невозможно ни найти работу, ни продолжить свой стаж, сильно пострадал. Поэтому мы считаем, что для тех северян, которые ушли на пенсию до 1 января 2002 года (до вступления в силу пенсионной реформы), эта льгота должна быть сохранена. Я думаю, что это абсолютно справедливо, в Конституции записано, что не могут приниматься законы, которые задним числом умаляют права граждан.

Сейчас наша главная, стратегическая задача - добиться, чтобы пенсия в северных регионах страны была как минимум не меньше прожиточного минимума, а оптимальный вариант - чтобы на 10-15% больше. Если нам удастся провести закон о введении районного коэффициента и о восстановлении исчисления стажа год за полтора, плюс еще 2-3 точечных закона, то я считаю, что мы свою задачу в Думе третьего созыва выполнили.

- Кто ваши противники и кто ваши союзники в этой работе?

- Среди депутатов противников у нас нет. Все понимают и соглашаются с нами, когда мы говорим о реальных цифрах, например, что в Мурманской области средняя пенсия 1850 руб., а прожиточный минимум для пенсионера - 2100 руб., за квартиру надо платить около 2 тыс. рублей, а еще пожилым людям нужны лекарства, да и за отопление на севере нужно платить 8-9 месяцев в году и т.д. Беда в том, что жесткую негативную озицию по всем вопросам, связанным с увеличением пенсий северянам, занимает правительство РФ и Пенсионный фонд, которые имеют серьезное влияние на депутатов. А наши союзники - это все северные губернаторы, все северные депутаты, которые должны отчитываться перед своим избирателем. И вообще отношение к пожилым людям и детям - это отличный индикатор состояния нашего общества.

О поддержке материнства и детства

- Вы вплотную занимаетесь программами поддержки многодетных семей и детства, как обстоят дела на этом фронте?

- Дума уже неоднократно обращалась к проблемам, связанным с плохой поддержкой многодетных семей, со снижением рождаемости по России в целом и, особенно, в северных регионах. Там детям особенно тяжело. И, прежде всего, из-за плохого материального положения семей. Сегодня пособие на ребенка составляет всего 100 руб. - смешная сумма, а прожиточный минимум для ребенка - примерно 2 тыс. руб. То есть пособие - это 1/20 часть прожиточного минимума. В обращении к президенту мы отмечаем необходимость увеличить детские пособия. Кроме того, мы предлагаем полностью компенсировать стоимость питания детей в школах. На сегодняшний день эта компенсация составляет всего 3 руб. в сутки. На эти деньги не купишь даже пирожка в школьном буфете.

Не дожидаясь реакции на это обращение, ряд депутатов, в том числе и я, внесли законопроект, в котором предлагается увеличить детские пособия если не до прожиточного минимума, то хотя бы до уровня минимального размера оплаты труда - 600 руб. Кроме того, мы предлагаем значительно увеличить пособия для одиноких матерей и семей, в которых отцы находятся на действительной военной службе в рядах вооруженных сил РФ.

Существует федеральная программа "Дети России". Она прописывается отдельной строкой в бюджете и имеет особое финансирование. Эта программа делиться на разные подпрограммы - "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Одаренные дети" и т.д. На протяжении последних пяти лет до прошлого года в рамках проекта "Дети России" существовала специальная программа "Дети Севера", направленная а поддержку детей, проживающих в тяжелых климатических условиях Крайнего Севера. Почему для нас эта программа так важна? Потому что дети на Севере не получают нужного для нормального роста и развития организма солнечного света, тепла, фруктов, а значит, и витаминов. К сожалению, программа была "заморожена". Причем это произошло не по злой воле правительства, а просто по причине того, что она была разработана на 5 лет и в 2002 году закончилась. Мы предлагали ее продлить, но правительство нас не поддержало.

Еще одна большая проблема - это летний отдых. Если ребенка не вывезти за пределы Полярного круга, если не дать ему возможность побыть на солнце, покупаться, поесть фруктов, то нормально он не восстановит силы для следующего учебного года, организм ослабнет.

Раньше работала система федеральной поддержки летнего отдыха. В этом году правительство тоже приняло такое постановление, но из него исчез пункт о бесплатном или льготном проезде детей, которые выезжают в летние оздоровительные лагеря из заполярных регионов.

В связи с тем, что стоимость железнодорожных и авиабилетов чрезвычайно высока, некоторые родители оказываются не в состоянии отправить ребенка в лагерь. Поэтому необходимо вернуть норму о льготном проезде детей, проживающих на севере, к месту отдыха. Но, к сожалению, правительство без понимания встретило наше предложение.


Док. 265127
Опублик.: 20.11.06
Число обращений: 400

  • Чернышенко Игорь Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``