В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Премьер призвал отрасль не успокаиваться на достигнутых высоких показателях Назад
Премьер призвал отрасль не успокаиваться на достигнутых высоких показателях
Металлургов сориентировали на растущий спрос

В четверг на своем заседании правительство рассмотрело и добрило план мер по развитию металлургической отрасли до 2015 года. На первый взгляд состояние дел в металлургии не должно вызывать у правительства особого беспокойства, но видимое благополучие скрывает целый комплекс нерешенных проблем. Поэтому согласившись с содержащимся в представленном Минпромэнергии списком мер, правительство решило еще раз вернуться к данному вопросу. И уже в декабре одобренные кабинетом предложения должны стать основой для окончательной редакции стратегии развития металлургии до 2015 года.

В самом начале заседания премьер остановился на той работе, которую проводит правительства в области миграционной политики. Буквально на днях вышло четыре правительственных постановления, которые направлены на упорядочивание миграционных потоков и защиту отечественного рынка труда от миграционного демпинга. По словам Михаила Фрадкова, реализация этих постановлений предусматривает определенный переходный период, в течение которого необходимо провести работу в регионах и по отраслям экономики, чтобы оценить их потребности в рабочей силе. Эту работу правительство предполагает завершить в течение ближайших недель, и г-н Фрадков призвал интенсивно подключаться к ней ряд министерств, включая Минсельхоз, МЭРТ, Миграционную службу, Минюст и другие ведомства. При этом он указал, что данная работа уже с первых дней ее проведения должна сочетаться с разъяснительной практикой. "Нужно учитывать не только экономические факторы, но и общечеловеческие, - подчеркнул премьер, - тем более что эта тема не исчерпывается границами России". Таким образом, в течение самого ближайшего времени правительству предстоит провести большую работу по выработке эффективной стратегии в миграционной сфере и в сфере регуляции трудовых потоков.

По идее, обществу скоро предстоит узнать о результатах предпринятых правительством усилий по наведению порядка в данной сфере. Однако, похоже, что у самих членов кабинета нет полной ясности, какое влияние оказывает миграция на российскую экономику и общество. Достаточно откровенно этот факт подтвердил назначенный ответственным за эту комплексную проблему первый вице-премьер Александр Жуков, который выйдя в перерыве заседания кабинета к журналистам, сообщил им, что государственные органы не имеют точной статистики и даже учета, сколько и в каких сферах у нас работает мигрантов. По словам вице-премьера, принятые правительством решения по наведению порядка в сфере трудовой миграции направлены в первую очередь на то, чтобы собрать такую информацию, а затем отрегулировать миграционные потоки в зависимости от ситуации в разных сферах экономики и в разных регионах. Из этого вытекает, что, учитывая осторожный характер нынешнего главы кабинета, не стоит ожидать от правительства каких-либо оперативных и глубоких по воздействию шагов в сфере миграции в ближайшем будущим. А если меры и будут предприняты, то скорее они носить косметический характер, и не смогут предотвратить многие негативные последствия, которые неизбежно порождают нарастающие миграционные потоки.

Далее правительство перешло к плановой повестке дня, и первый вопрос, который оно рассмотрело, был план действий по модернизации металлургической отрасли. Перед тем, как на трибуну поднялся заместитель главы Минпромэнерго Андрей Реус, который замещал отсутствующего Виктора Христенко, Михаил Фрадков в кратком вступительном слове указал на то, что металлургическая промышленность является одной из ключевых отраслей экономики. "Отрасль была в первых рядах приватизирована, в ней прошла реструктуризация и ликвидация не профильных активов, и эти результаты можно почувствовать на практике. Она достаточно конкурентоспособна на внешних рынках, - указал премьер, - но кажущееся на поверхности благополучие не должно нас успокаивать".

Один из важнейших вопросов, который предстоит решить, - как сочетать растущий внутренний спрос с потребностями металлургии в электроэнергии и ресурсах. Михаил Фрадков напомнил, что пока что только 19% продукции алюминиевой промышленности идет на внутренний рынок, по никелю этот показатель 4%, в то время как российские предприятия являются вторыми в мире по производству алюминия и лидируют по никелю. "Вот, если хотите, ключевая оценка работы этих секторов, - указал премьер.

Между тем, в последние годы внутренний спрос на продукцию металлургии устойчиво растет. Не в последнюю очередь это результат правительственной политики по развитию некоторых секторов производства, в частности, автомобилестроения, судопроизводства и так далее. Так, одним из условий для иностранных инвесторов, которые организуют в России сборку иномарок, является последующая локализация производства компонентов для машин на российской территории. Премьер обратил внимание, что никакая локализация не возможна, если металлурги не предложат автомобилестроителям качественный металл. Это будет узким местом . И мы должны видеть и решать эти вопросы - отметил Михаил Фрадков. Поэтому отрасль нуждается в качественном обновлении и модернизации своего производственного потенциала.

На это в частности направлены правительственные меры по снижению и обнулению импортных пошлин на многие виды оборудования для металлургии. Металлурги просят и дальше проводить эту политику. Однако составление действительно эффективного перечня такого оборудование дело не простое. Страна еще недавно была экспортером передового металлургического оборудования и стоит задача введением льгот не уничтожить остатки собственных достижений в данной сфере. Вот одна из дилемм, которая стоит перед правительством. Надеюсь, в докладе все эти темы будут обозначены - конкретизировал Михаил Фрадков.

В своем докладе г-н Реус также указал, что российская металлургия твердо стоит на ногах и уверенно движется вперед. Он констатировал, что существенно растет спрос, в том числе со стороны отраслей промышленности и естественных монополий. Поэтому сейчас стоит задача скоррелировать растущий внутренний спрос с возможностями металлургии. В частности Андрей Реус указал на то, что практика двусторонних контрактов между предприятиями себя отчасти исчерпала, и государство должно выступить как системный координатор промышленного роста. Это тем более важно, что доля металлургии в ВВП составляет 5%, а продукция отрасли занимает второе место в структуре экспорта. На сегодня в российской завершился процесс реструктуризации. Его итогом стало создание компаний-лидеров. В черной металлургии их создано 9, а в цветной - 5. Процесс слияний и поглощений будет идти и дальше, так как он способствует повышению конкурентоспособности российской отрасли на международной арене. Уже сегодня идущие в металлургии процессы вертикальной и горизонтальной интеграции привели к тому, что ведущим отечественные компании по силам реализовывать крупные проекты. И по мере дальнейшего накопления ими ресурсов, эта тенденция будет только усиливаться.

В своем докладе Андрей Реус привел ряд цифр, которые свидетельствуют о высоких показателях, достигнутых металлургами. Так, уровень рентабельности отрасли составляет 23%, реальная зарплата в последние годы растет темпами в 15% годовых, а темпы прироста инвестиций одни из самых высоких по сравнению с другими отраслями. Так, только в 2006 года по сравнению с предыдущем годом инвестиции составят 195 млрд рублей (рост +26%).

Вместе с тем, внешнее благополучие скрывает ряд серьезных проблем. Так, в черной металлургии изношена половина основных фондов, а в цветной - 40%, а лучшим мировым образцам соответствует только половина используемых в России технологий.

В изложенном членам правительства плане развития отрасли, как раз и содержится ряд первоочередных мер, которые должны вывести ее на новый уровень развития. В частности, г-н Реус указал на то, что правительству необходимо продолжить работу по совершенствованию налогообложения металлургической отрасли, стимулировать перевозки металлопродукции на дальние расстояния, снять ряд ограничений на оптимизацию структуры производства, шире использовать возможности Инвестиционного фонда и заняться серьезной работой по снятию инфраструктурных ограничителей. Все это действительно необходимо сделать. Но стоит отметить, что правительство так пока и превратилось в эффективный штаб, который бы оперативно координировал развитие сетевых и производственных возможностей в энергетике и инфраструктурное развитие (дороги, коммуникации) с потребностями металлургов и возможностями промышленности..

Одним из самых острых вопросов является неэффективное с точки зрения развития налогообложение металлургических предприятий. Так, несовершенство взимания НДПИ увеличивает нагрузку на предприятия отрасли от 3 до 10 раз, при этом наиболее болезненным для предприятий является не сама тяжесть налогообложения, а вопросы налогового администрирования. Необходимы также срочные меры по государственному финансированию НИОКР и долевому участие государства в высокотехнологических и наукоемких проектах. Эти меры должны помочь металлургам качественно улучшить ресурсосбережение, приступить к выпуску новых видов продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью (рельсы с улучшенными показателями, редкосплавные и полупроводниковые материалы, листы с улучшенной антикоррозионной защитой и т.д.).

Вяло ведет работу правительство и по защите внутреннего рынка. Андрей Реус указал, что год назад завершилось три расследования по импорту ряда продукции из Европы, но конкретных мер на правительственном уровне так и не было принято.

А проводить такую работу надо хотя бы из соображений самоуважения и паритета. Дело в том, что на сегодня в 18 стран мира против российской металлургической продукции используется 38 ограничений. В том числе в таких регионах и государствах, как США, ЕЭС, Мексика, Перу, Венесуэла и т. д. Сегодня рынок ЕЭС практически закрыт для российских труб. А скорое повышение европейцами некоторых видов пошлин до 7,5% сократит экспорт в страны континента русского алюминия на 20-30%.

Андрей Реус также предложил активизировать работу по гармонизации российских технических норм с международными требованиями, что позволит ускорить процесс взаимного признания результатов сертификаций. Эти меры, к реализации которых предстоит подключить многих игроков (бизнес, торгово-промышленные представительства России за рубежом, органы сертификации) должны снизить затраты металлургов по сертификации своей продукции.

Правительство одобрило содержащиеся в докладе положения, однако премьер указал на то, что уже в декабре предстоит вернуться к проблемам металлургии и к этому сроку представленный в докладе план должен превратиться в полноценную стратегию развития отрасли на период до 2015 года.

16.11.06.
Алексей Щеглов


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 264896
Опублик.: 17.11.06
Число обращений: 484

  • Фрадков Михаил Ефимович
  • Реус Андрей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``