В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
По мнению ведущих экспертов, вступление в ВТО в перспективе сделает Россию конкурентоспособнее Назад
По мнению ведущих экспертов, вступление в ВТО в перспективе сделает Россию конкурентоспособнее
Шаг к постсырьевой экономике

В среду самолет американского президента приземлился во внуковском аэропорту для технической дозаправки, после чего Джордж Буш продолжит полет во Вьетнам, чтобы принять участие в XIV форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В ходе недолгого пребывания президента США на российской земле Владимир Путин обсудил с ним за обедом ряд тем, и в частности вступление России в ВТО. Ранее помощник президента России Сергей Приходько заявил, что в Москве высоко оценивают роль Джорджа Буша в успешном завершении российско-американских переговоров по вступлению РФ в ВТО, и выразил мнение, что уже в ходе предстоящей встречи американский президент даст окончательное согласие на присоединение России к этому престижному экономическому клубу. Своим мнением о последствиях для экономики РФ членства в ВТО со Страной.Ru поделились известные эксперты-экономисты.

Лев Якобсон, первый замдекана по научной работе "Высшей школы экономики":

- Вступление России в ВТО - важная для страны проблема, хотя на этот счет есть разные мнения. Лужков, например, считает, что это пагубно отразится на отечественной экономике. Но прежде чем сказать, что принесет вступление, я бы хотел напомнить, что пока ведь есть не договор, а договоренность с администрацией США. И большой вопрос еще - отношение Конгресса США в новом составе к этой договоренности. Говорить о том, что мы вступили в эпоху итогов, еще рано, предстоит большая переговорная работа, и шансы здесь - они, конечно, повысились, но отнюдь не стопроцентные.

Теперь о том, хорошо или плохо вступление в ВТО. Я принадлежу к числу тех, кто считает, что хорошо. А почему? Все зависит от того, как мы оцениваем перспективу развития нашей экономики. Если мы собираемся всю жизнь жить на энергоресурсах плюс на самообеспечении товарами низкого качества, - все это предполагает выстраивание высоких таможенных барьеров. Вот о чем редко внятно говорят. А обычно говорят так: "Мы - такие могучие, и энергетическая сверхдержава к тому же. Давайте защитим нашего товаропроизводителя". Имея при этом в виду того товаропроизводителя, который есть и который производит некачественные товары. Это разумная логика, если мы не верим в будущее российской промышленности, если мы не верим в диверсификацию, в освоение новых технологий.

Если же мы в это верим, то нам понадобится продавать ту высокотехнологичную продукцию, которую мы собираемся создавать. Если мы считаем, что мы не будем отсталой в промышленном отношении страной, которая полагается лишь на то, что у нее в земле заключено, а сможем свои мозги воплотить в продукцию, то во весь рост встанет вопрос уже не защиты каких-то сирых и убогих наших производителей, а продвижения на зарубежные рынки передовой продукции. И вот тогда - если мы не будем в ВТО, - мы захлебнемся и ничего не продвинем, так как при нынешних тенденциях глобализации нельзя производить, скажем, электронику или заниматься нанотехнологиями только для себя. Это - нерационально.

Вот где лежит пункт разногласий между сторонниками и противниками вступления России в ВТО. Разногласия между теми, кто хочет законсервировать и сберечь все, что есть (их можно тоже понять, это реальная, правильная озабоченность), и позицией тех, кто смотрит в будущее с неким оптимизмом, - это нормально. Другой вопрос, что безоглядный оптимизм столь же опасен, сколь опасен и однозначный пессимизм, страх. Стало быть, нужно искать баланс. И позиция России в переговорах по ВТО представляется достаточно разумной, сбалансированной: она долго вырабатывалась и в ходе самих переговоров корректировалась. Это нормальная позиция, поэтому я за то, чтобы эти переговоры закончились успешно.

Евсей Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной группы при правительстве России:

- По поводу вступления России в ВТО есть вещи глубокие и есть - лежащие на поверхности. Из лежащих на поверхности это снятие некоторых ограничений для доступа российских товаров на зарубежные рынки. По сообщениям министерства экономики, к нашим товарам в настоящее время применяется много ограничений, которые выходят за рамки стандартов ВТО. Все это будет устранено после нашего вступления в ВТО. Но более важно в долгосрочном плане то, что присоединение к ВТО повысит открытость наших рынков, приведет к усилению конкуренции. Это ведь одна из наших фундаментальных проблем - слабость конкуренции на российских рынках, а значит отсутствуют стимулы для развития.

Ни в коем случае нельзя ожидать какого-либо шока, подобного тому, что был в 1992 году из-за открытия нашей экономики - просто потому, что наша экономика уже достаточно открытая. Во-первых, ограничений на импорт продуктов и услуг не так уж много, чтобы это было каким-то глобальным потрясением. Во-вторых, в рамках договоренности о вступлении в ВТО предусмотрены переходные периоды, т.е. в большинстве случаев в начальный момент присоединения к ВТО вообще ничего не изменится, а речь пойдет о том, чтобы в течение нескольких лет переходного периода мы постепенно переходили к принятым стандартам, снижали размеры дотаций и т.д. В некоторых случаях речь идет только о том, что мы не можем увеличить размеры дотаций, к примеру, в сельском хозяйстве (но они и сейчас малы по международным меркам). Поэтому больших негативных потрясений я никак не ожидаю.

Но, конечно, некоторые сектора пострадают от открытия рынков. Это в основном какие-то слаборазвитые сектора: такие как сектор страхования, его развитие у нас несопоставимо с развитием в развитых странах. Поэтому сюда придут большие западные компании, с которыми российским страховым компаниям будет очень трудно конкурировать. С другой стороны, это будет выигрыш в целом для российской экономики.

Что касается позиция Грузии и Молдавии на переговорах, то я думаю, что удастся решить эту проблему, хотя нам, наверное, придется сделать какие-то шаги в направлении разумных компромиссов: например, больше регламентировать деятельность нашего санитарного контроля и т.п.

Евгений Гавриленков, главный экономист ИК "Тройка Диалог":

- Я отношусь положительно к вступлению России в ВТО, несмотря на дискуссии о том, что наша промышленность будет увядать, что сельское хозяйство никаких плюсов не получит. На самом деле, если мы посмотрим вообще на суть этих дискуссий - угрозы из-за вступления в ВТО, - то увидим, что они длятся уже с начала девяностых годов. И, не будучи членом ВТО, мы видим, что, например, наша авиационная промышленность - не в самой лучшей форме. То же самое с легкой промышленностью и с другими секторами экономики. И дело тут не только в ВТО. Даже не являясь пока членом ВТО, мы не смогли воспользоваться теми преимуществами, которые дает "закрытость" экономики. На самом деле, я думаю, мы будем иметь как раз обратный процесс: вступив в ВТО, Россия принимает на себя обязательства в смысле институтов и будет функционировать так же, как и большинство других стран мира. Это делает более привлекательными инвестиции в страну; законодательство будет более понятным, это должно способствовать притоку капиталов. Ну и, кроме того, я думаю, что вступление в ВТО будет способствовать диверсификации экспорта и, соответственно, экономики в целом. Мы привыкли, что 82-85 % экспортных доходов - это нефть, металл и химическая промышленность. Но вот многие продукты обрабатывающей промышленности, которые мы, наверное, могли бы экспортировать или, по крайней мере, пытаться продвинуть на международный рынок, они наталкиваются на барьеры, и против нас могут применяться многие санкции.

Конечно, в одночасье рамочные условия для экспорта и импорта в Россию не изменятся - это поэтапный процесс. Но в принципе вступление в ВТО и игра по общим правилам открывает возможности для того, чтобы не просто сырье - газ, нефть, металлы, - шли на мировой рынок, но и облегчались условия для продвижения обрабатывающей продукции. Ну и, наконец, самое фундаментальное и долгосрочное преимущество от членства в ВТО: не став членом этого сообщества, мы не можем определять будущие правила игры. Сейчас мы не имеем никакого голоса. Я не говорю, что мы будем там доминировать, но, по крайней мере, будет возможность так или иначе влиять на решения ВТО.

Далее, что касается плюсов для нашей экономики. Мы так долго готовились к вступлению в ВТО, что все, что могло произойти отрицательного, оно уже по большей части произошло. Многие сектора чувствуют себя неплохо, и я не думаю, что, например, пищевая промышленность рухнет от наплыва импортных товаров, она уже приспособилась. Я не исключаю, что Россия может стать экспортером продуктов питания - этот сектор растет и укрепляется, население сокращается, и есть оно больше не будет. Мы всегда были импортерами продуктов питания, но сейчас ситуация меняется, необходимо искать ниши в других странах для экспорта российской продукции сельского хозяйства, и ВТО и дает как раз механизмы для поиска таких ниш. То есть что-то, может быть, и усложнится, но в целом результат от вступления в ВТО будет позитивным.

Что касается перспектив изменения позиция Грузии и Молдавии на переговорах, то думаю, что вопрос этот решаемый, и есть далеко не единственный способ решения этого вопроса. Да, отчасти это политический вопрос, но это решаемый вопрос.

15.11.06.
Роман Пархоменко


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 264802
Опублик.: 16.11.06
Число обращений: 961

  • Гавриленков Евгений Евгеньевич
  • Гурвич Евсей Томович
  • Якобсон Лев Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``