В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
РЖД -- `не дойная корова` Назад
РЖД -- `не дойная корова`
Владимир Якунин, сменивший Геннадия Фадеева на посту президента "Российских железных дорог" (РЖД), на прошедшем в пятницу селекторном совещании впервые обозначил свое представление о состоянии компании и перспективах ее развития. "Наша рентабельность минимальна. Износ основных средств близок к критическому. Нам требуются огромные инвестиционные ресурсы. А наши рыночные позиции имеют тенденции к ухудшению. Мы теряем рынки высокодоходных грузов", - сообщил глава РЖД. В итоге РЖД недополучили за полгода 10,5 млрд руб. (почти 300 млн долл.) от запланированного советом директоров дохода. Ответственность за такое состояние дел г-н Якунин возложил на прежнее руководство РЖД - по его словам, антикризисные меры были разработаны еще в феврале, но не приняты, что усугубило положение компании. Для сохранения прибыльности компании на минимальном уровне железнодорожники просят правительство дополнительно повысить в этом году тарифы на грузовые перевозки на 4%.

"Оптимистичные декларации о том, что у нас все замечательно и будущее наше безоблачно, были, похоже, либо отражением поговорки "Оптимист - это плохо информированный пессимист", либо непониманием сути бизнеса в рыночных условиях, - заявил г-н Якунин. - Мы находимся в длительном процессе реформирования, и есть риск, что РЖД, вместо того чтобы к концу третьего этапа реформирования стать инфраструктурно-перевозочной компанией, занимающей 50% рынка перевозок, постепенно превратится в компанию, с одной стороны, предоставляющую капиталоемкие услуги инфраструктуры, а с другой -- осуществляющую низкорентабельные грузовые перевозки, без которых невозможно функционирование базовых отраслей российской экономики... И нас не должен вводить в заблуждение небольшой рост отдельных, как правило, количественных показателей работы. Тем более что система отчетности вызывает все больше сомнений в своей адекватности".

Результаты деятельности РЖД за первое полугодие, по его оценке, оказались чуть ли не самыми плохими за последние годы. По словам г-на Якунина, РЖД может недополучить как минимум 17 млрд руб. дохода. Полученный же доход от перевозок составил менее 47% от годового плана, что лишь на 9,6% больше, чем за тот же период прошлого года. Хотя с учетом проведенной индексации тарифов и планового роста объема должен был вырасти на 15%.

Компания, как говорит г-н Якунин, не может сама компенсировать потери доходов, возникающие из-за изменения структуры грузооборота (из-за более низких тарифов судоходных компаний грузоотправители в период навигации предпочитают использовать железную дорогу исключительно для доставки грузов к портам). Поэтому РЖД выступает с настойчивыми просьбами к государственным регулирующим органам увеличить тариф на грузоперевозки в текущем году на 4%. Впрочем, по его словам, вместе с предложенным комплексом мер по снижению издержек это позволит обеспечить лишь "минимальный уровень прибыльности компании в текущем году". Пока же, по прогнозам г-на Якунина, прибыль РЖД во втором полугодии может составить 223 млн долларов.

О том, что РЖД ведет с ФСТ переговоры о доиндексации тарифов на грузоперевозки в 2005 году, г-н Якунин говорил еще в конце мая (тогда он был первым вице-президентом РЖД). По его словам, тарифы РЖД в этом году должны быть индексированы на 8,5%, при том что уровень инфляции может достичь более 10%. Если этого не случится, РЖД, говорил он, получит около 22 млрд руб. убытков. Впрочем, руководству РЖД во главе с Геннадием Фадеевым тогда не удалось склонить правительство на свою сторону. На заседании правления компании в июне (при назначении г-на Якунина ее президентом) г-н Фрадков заявил, что правительство готово рассмотреть возможность доиндексации тарифов, однако выразил сомнение в качестве представленных РЖД обоснований. Вице-премьер Александр Жуков указал на то, что решение о дополнительной индексации идет вразрез с линией правительства на сдерживание инфляции и вызовет необходимость увеличения бюджета ведомств, которые пользуются услугами РЖД (Минобороны, МЧС, Минздрав и др.). Кроме того, утверждал вице-премьер, финплан развития РЖД на 2006-2008 годы не содержит программы оптимизации издержек и носит инерционный характер. Эту точку зрения поддержал и Минфин.

Изменилась ли сейчас позиция финансового ведомства, неизвестно. В Минэкономразвития "Времени новостей" сообщили, что согласны поддержать предложения РЖД доиндексировать грузовые тарифы, но только на 2-3%. "И то при условии, что в следующем году железнодорожные тарифы будут меньше, чем планировалось, на столько процентов, на сколько они будут повышены в нынешнем", - пояснил сотрудник министерства. По словам источника, такая мера позволит РЖД получить прибыль уже сейчас, а в 2006 году эффект от повышения тарифов сгладится, поскольку рост не будет столь резким. Окончательно вопрос о доиндексации тарифов, по словам чиновника, должен решиться в августе, когда будут корректироваться программы развития естественных монополий.

Г-н Якунин после селекторного заседания пошел на правление Федеральной службы по тарифам, где, по его словам, должен был рассматриваться вопрос о повышении железнодорожных тарифов. И президент РЖД выразил уверенность в том, что он будет решен положительно. "Подготовлено детальное подробное обоснование, которое было согласовано со всеми ведомствами", - пояснил он. Однако в пресс-службе ФСТ в пятницу сообщили, что итоги правления будут известны только 18 июля, уточнив, что отдельно вопрос о железнодорожных тарифах не обсуждался.

Впрочем, РЖД наметили и некоторые другие корпоративные шаги, направленные на улучшение финансовых показателей. Г-н Якунин напомнил, что будет проведена управленческая реформа, в результате которой резко сократится число членов правления компании, а также произойдет укрупнение филиалов (дорог). Помимо перехода к новой структуре управления, по словам главы РЖД, нужно научиться работать с клиентами и внедрить дифференцированный подход к ним, ввести в практику разные классы услуг. "Нам надо подчинить всю нашу технологию перевозок интересам клиентуры, - заявил г-н Якунин, - и наконец выйти на рынок с интегрированными транспортными услугами, стать своеобразным транспортным интегратором, распространить свое влияние за пределы железнодорожной инфраструктуры. Необходимо повысить прозрачность своей деятельности, обеспечить равнодоступность инфраструктуры и на этой основе добиться дерегулирования вагонной составляющей. Одним из элементов индивидуального подхода к работе с клиентом должны стать долгосрочные контракты с грузоотправителем с определением взаимной финансовой ответственности - по принципу "вези или плати". Только получив гарантии объема перевозок по согласованным маршрутам и стабильную доходную базу, мы можем поддерживать решения о предоставлении исключительных тарифов".

Г-н Якунин особо подчеркнул: компания должна работать так, чтобы страна и чиновники не воспринимали ее ни как федеральное министерство, ни как "государство в государстве, ни, извините, как дойную корову".

http://www.lenpravda.ru/

viperson.ru

Док. 264753
Перв. публик.: 15.11.06
Последн. ред.: 30.05.12
Число обращений: 603

  • Фадеев Геннадий Матвеевич
  • Фрадков Михаил Ефимович
  • Якунин Владимир Иванович
  • Жуков Александр Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``