В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Родионов, Марина Сангулия: `Почему Владимир Путин поручил именно Дмитрию Медведеву осуществить реализацию приоритетных национальных проектов?` Часть 2. Что нам делать с нашей наукой и высшим образованием? Назад
Олег Родионов, Марина Сангулия: `Почему Владимир Путин поручил именно Дмитрию Медведеву осуществить реализацию приоритетных национальных проектов?` Часть 2. Что нам делать с нашей наукой и высшим образованием?
Приоритетный национальный проект "Образование" включает в себя и раздел о дальнейшем развитии и поддержке высшего образования в России. Уже есть первые успехи в его реализации. В 2006 году 5 миллиардов рублей получили 17 вузов страны, представившие на конкурс лучшие инновационные программы. В ноябре 2006 года начнется новый конкурс инновационных программ по отбору ещё 20 вузов, которые получать деньги в 2007 году. Закончена подготовка всей необходимой документации о начале строительства двух новейших университетов в Сибири и Южном округе. Заложен первый камень в строительство под Москвой совершенно нового для России образовательного учреждения - первой в стране бизнес-школы, которая будет готовить топ-менеджеров для промышленности, банков и в целом для бизнеса. В 2007 году начнётся строительство такой же школы под Санкт-Петербургом. И Президент РФ Владимир Путин и первый вице-премьер Дмитрий Медведев высоко оценили эти первые достигнутые результаты. К сожалению, развитие фундаментальной и прикладной науки в научных и академических институтах не реализуется в рамках этого или нового проекта. Вероятно, всё впереди. А пока попробуем доказать, что даже реализация национального проекта "Образование" жизненно необходима стране.

О кризисе в научной сфере сегодняшней России известно, но и в советское время далеко не все выглядело идеальным. Успехи СССР в научной и технической области были сильно преувеличены. В конце 80-х годов количество студентов вузов в пересчете на 1 тыс. населения составляло в СССР около 18 человек, тогда как в США - почти 55; при этом доля населения, получавшего образование в высших учебных заведениях на протяжении хотя бы одного года в течение пяти лет после окончания школы, составляла в СССР около 20%, тогда как в США аналогичный показатель превышал 63%.
Следует отметить, что в советское время научные кадры использовались в передовых отраслях, но не оказывали решающего воздействия на конечное потребление. Нередко они находили себе место на предприятиях, не пытавшихся обновлять технологии и ассортимент готовой продукции. Поэтому разрыв в эффективности использования высокообразованных специалистов оказывался еще более значительным, чем в их численности. Эта проблема еще больше усугубилась в современной России, где уровень инновационной активности снизился даже по сравнению с советским. Доля России в экспорте наукоемкой продукции в мире - 0,3%, притом, что ВВП - 2,6% от мирового. Это означает, что более чем скромный экономический вклад России в мировую экономику значительно превосходит вклад России в экономику знаний. Его можно назвать просто ничтожным.
Основной же причиной краха советской экономики стала ее неспособность в полной мере создавать и использовать интеллектуальный капитал - важнейший ресурс постиндустриального типа хозяйства. Этот вывод, к сожалению, совпадает с характеристикой экономики современной России.
Объективности ради стоит сказать, что российская экономика (за исключением пока что, к сожалению, немногих примеров) также не ориентирована на создание интеллектуального капитала и внедрение инноваций.
Между тем, очевидно, что в соревновании на лучшее общественное и государственное устройство победит то общество, которое добьется максимально эффективного процесса создания и внедрения знаний. Это видно на следующем примере взаимосвязи интеллекта (в данном случае одного из секторов этого явления - образования) и эффективности экономики. По оценке экспертов Современной гуманитарной академии, он выглядит следующим образом.
Вклад высшего образования в экономику страны
Образование    ВВП на одного работника, тыс. руб./год
    В производственной
сфере    В производственной
и непроизводственной сфере
Высшее    700    350
Среднее общее    47    50
результат    Увеличение в 15 раз    Увеличение в 7 раз

Этот простой пример иллюстрирует важный тезис - количество лиц с высшим образованием в принципе не может быть большим (тем более, "слишком большим") для общества и государства. В идеале все 100% граждан должны обладать высшим образованием. Более того, в процессе работы они должны постоянно, не реже одного раза в 5-7 лет, проходить серьезную переподготовку.
Сегодня в России, во-первых, такая переподготовка приходится на 15-20 лет, а, во-вторых, в целом ряде специальностей она вообще не осуществляется на протяжении всей трудовой деятельности.
Примечательно и другое. Известно, что по специальности, полученной в ВУЗе, в процессе жизнедеятельности работает все меньшее количество людей. К 40 годам, по некоторым оценкам, не более 10-15%. Это означает, что остальные 85-90% граждан должны были пройти переподготовку самостоятельно, либо в ВУЗе, либо на каких-то курсах. На практике, однако, оказывается, что такая переподготовка, как правило, проводилась самостоятельно, что, естественно, не могло не сказаться на ее качестве.
Наконец, экономика знаний породила еще один феномен - все большее число граждан, занятых, прежде всего, в наукоемких отраслях и творческих профессиях, становятся "индивидуальными предпринимателями", либо переходят к такой форме работы, как работа по проектам. Это ведет, естественно, не только к смене работы, но часто и специальности. Это, в свою очередь, опять требует переподготовки, а нередко и создания новых профессий и специальностей.
"Наукоемкость" личности тесно связана с получением доходов.
Образование    Годовая зарплата (ср. по РФ), тыс. руб.
    В производственной
сфере    В производственной
и непроизводственной сфере
Высшее    220    70
Среднее общее    31    35
Выпускники вуза: увеличение подоходного налога - в 2 раза;
Увеличение ЕСН - в 2 раза;
Увеличение налога на прибыль - в 2 раза;
Увеличение НДС - в 4 раза;
Освоение высоких технологий и увеличение темпов роста экономики - в 4 раза.

Как видно из приведенных данных, "доходность" не только личности, но и государства резко возрастает с ростом образованности граждан. В итоге получается, что новая экономика - экономика знаний - неизбежно ведет к радикальной трансформации общественной структуры и качества личности. Формируется, по сути, качественно новая социальная модель общественного устройства не имеющая ничего общего с классическими предыдущими моделями - либеральной, коммунистической, социал-демократической. Именно поэтому, новая социальная модель, новая социальная система в России не должна и не будет иметь ничего общего ни со старой, советской ни с неолиберальной социальными системами для России. Это необходимо понимать, "конструируя" сегодня новые политические программы. По самым принципиальным вопросам: месту в производстве, отношению к собственности, роли государства, соотношению национальных и партийно-классовых интересов, отношению к истории и культуре России, ее духовному, в том числе православному наследию, формам собственности и т.д., а главное - к человеку, - новая модель будет решительно отличаться от политической практики социалистического и неолиберального мировоззрения и наследия.
Подводя итоги, приведу мнение первого вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Медведева - основного куратора реализации приоритетных национальных проектов. На одной из своих многочисленных встреч, на которых обсуждается ход реализации приоритетных национальных проектов, касаясь национального проекта "Образование", Дмитрий Медведев отметил, что знания в настоящее время превратились в тот фактор, который имеет не только нравственную и педагогическую ценность, но вполне материальное измерение. "В мире растет понимание того, что вся экономика наступившего столетия будет основана на знаниях, будет основана на инновациях, и поэтому ценность интеллектуального ресурса многократно возросла" - сказал он.
По словам Дмитрия Медведева, работа в рамках национального проекта направлена как раз на создание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским. Это, по словам Дмитрия Медведева, будет способствовать и повышению престижа образования, причем не только в части престижа работы самого преподавателя. "Если образование престижно, к нему приковано внимание родителей. И дети начинают чувствовать ценность образования, причем их не обманешь. Они понимают, что знания напрямую конвертируются в жизненный успех. В этом смысле поддерживать престиж образования - это государственная задача и задача для всего общества", - сказал первый вице-премьер.
Осталось разработать и начать реализацию приоритетного национального проекта "Наука"

14 ноября 2006 года.

viperson.ru

Док. 264555
Перв. публик.: 14.11.06
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 742

  • Сангулия Марина Нодариевна
  • Родионов Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``