В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина на Всероссийском Муниципальном форуме Назад
Выступление полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина на Всероссийском Муниципальном форуме
Уважаемые участники конференции!

Город - это своеобразная "визитная карточка" государства, показатель положения страны в целом. В связи с этим особенно актуальны проблемы и перспективы развития современных городов России, в том числе регионального значения.

Археологические исследования подтверждают существование первых городов еще в эпоху палеолита (15 тыс. лет до н.э.).

Город - это не просто высокая концентрация населения, высокий промышленный потенциал и развитая инфраструктура. Это особый дух, городская культура. Городские традиции в Европе насчитывают несколько веков. Фактически городское самоуправление стало основой современной государственности. Города еще с феодальных времен считались оплотами свободы и просвещения, задавали тон всей культурной и экономической жизни европейских стран.

Россия вошла в XXI век как страна городов. В настоящее время на территории страны насчитывается 2345 городских округов и городских поселений, в которых сосредоточена основная часть населения. В Сибирском федеральном округе, как и в целом по России, в городах проживает более 70% населения.

Необходимость разработки политики развития крупных городов назрела давно. Для Сибири это особенно актуально. Здесь, за Уралом, должна формироваться сеть самодостаточных крупных научных и промышленных центров, городов, в которых каждый желающий сможет реализовать свои возможности. Из таких "центров притяжения" люди уже не будут стремиться уехать в столицу или за рубеж. Эта "кристаллическая решетка" призвана скреплять всю страну.

Все это требует объединения усилий и воли федеральных, региональных и муниципальных властей, населения, специалистов, ученых.

Несомненно, важнейшую роль в социально-экономическом развитии регионов играют, прежде всего, крупные города-центры. Хотя они составляют менее 7% от общего числа сибирских городов, в них проживает более половины городского населения. Крупные города имеют значительные интеллектуальные, финансовые и материальные ресурсы. Они выполняют системообразующие функции в различных областях экономики и социальной сферы. Городские округа зачастую являются "ориентиром" и "генератором" для развития близлежащих муниципальных образований, на них стараются "равняться".

Но и это же их делает наиболее уязвимыми с позиций социально-экономической безопасности.

Конечно, экономика любого города во многом зависит от возможности формирования полноценного бюджета. Но сбор налогов это не самоцель. Надо стремиться к созданию новых рабочих мест, развитию системы жизнеобеспечения и достижения высокого уровня жизни для жителей. Нельзя "жить одним днем", мыслить только на год-два-три вперед.

Более 80% городов Сибири - это малые и средние города. Судьбы этих городов в России складываются по-разному. Шансы на успех имеют только те из них, кто ведет активную инвестиционную и информационную политику, пытается сохранить население и делает ставку на самоуправление. Буквально на днях подведены итоги всероссийского конкурса "Золотой рубль". В номинации "Лучший город Российской Федерации по экономическим показателям развития" в категории "средний город" из нашего округа победу одержал Саяногорск, в категории "малый город" - Белокуриха.

Особо стоит отметить важность укреплений связи "город-село" для взаимного развития. С одной стороны, город выступает как потребитель продукции аграрного комплекса и партнер в организации её переработки, с другой, - как производитель и поставщик на село промышленных товаров, агент по обеспечению сельскохозяйственного производства материальными и финансовыми ресурсами, как научно-образовательная база сельской территории, источник мощного культурного влияния на население сельских районов.

Формы взаимного сотрудничества между городом и селом сегодня есть, но их явно недостаточно. В Новосибирске разработан План мероприятий по развитию сотрудничества города с районами области. Сегодня уже есть результаты подобного сотрудничества. В этом году договорные отношения 36-ти предприятий города и 108-и хозяйств области превысили сумму 610 млн. руб. ОАО завод "Сибсельмаш Спецтехника" проводит испытания новой почвообрабатывающей техники на полях племенного завода "Чикский". Возобновил активное сотрудничество с хозяйствами области по модернизации оборудования временного хранения молока и холодильного оборудования новосибирский фонд "Город - селу". Для построения современных деловых партнерских отношений и продвижения сибирского рынка в другие территории создаются союзы товаропроизводителей и переработчиков. Так, "Сибирский зерновой союз" объединил 23 предприятия сибирского региона, из них 5 - Новосибирской области, 4 - города Новосибирска.

Важная роль крупнейших городов как промышленных, научных центров это возможность обеспечить специализацию на отраслях "несырьевого" комплекса, обрабатывающей промышленности. Поэтому дальнейшее развитие городов Сибири во многом, прежде всего, определяется возможностью развития высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств. Необходимо сокращать разрыв между научными разработками и их внедрением в реальный сектор экономики.

Ежегодно наши ученые подают более 400 заявок на патентование изобретений. Сибирская наука уже сегодня имеет более 500 уникальных разработок и технологий, которые могут быть востребованы в самом современном промышленном производстве.

В округе, конечно же, имеется положительный опыт внедрения как отдельных научных разработок так и создание целых инновационных территорий.

Вы знаете, что в городе Томске активно строится особая экономическая зона технико-внедренческого типа. К 2020 году поступления в бюджеты всех уровней от деятельности зоны значительно превысят бюджетные инвестиции в создание ее инфраструктуры и составят, по предварительным оценкам, более 70 млрд. рублей. К 2010 году выручка предприятий, работающих в зоне, предположительно составит 23 млрд. рублей.

В Новосибирске ведется работа по созданию Научно-технологического парка "Академгородок". Реализация такого проекта позволит создать 9-10 тыс. новых рабочих мест. А на сегодняшний день общая численность работающих в Сибирском отделении Российской академии наук более 33 тыс. человек.

До конца года запланировано учредить международный центр трансфера технологий - Российский центр инноваций с сетью представительств в особых экономических зонах (ОЭЗ) РФ. Центр будет зарегистрирован в Томске в течение ноября в форме некоммерческого партнерства. Он станет управляющей компанией, координирующей развитие прорывных инновационных проектов, с целью их продвижения на западные рынки. Таким образом, возможно решать проблемы коммерциализации научных разработок не только Томской ОЭЗ, но и всех остальных особых зон на территории России, с которыми будут установлены прямые контакты.

В то же время, по количеству патентных заявок на изобретения Россия отстает от маленькой Германии более чем в 2,5 раза. А если сравнить затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту, то у нас они составляют лишь 1,3, в той же Германии этот показатель в 2 раза выше.

Таким образом, у нас очень широкое поле деятельности и надо активнее включаться в этот процесс.

Нельзя обойти стороной и такой жизненно важный вопрос крупных городов как функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Объекты ЖКХ в большинстве городов сильно изношены. Решать проблему следует через переход на новые технологии, использование новых материалов.

В противном случае идет ремонт "каменного топора", проблема загоняется внутрь. Мы перекладываем её решение на другие поколения.

Это сложный и длительный процесс. Конечно, новые технологии очень высокозатратные. Но если мы смотрим вперед, то не можем отрицать, что рубль, вложенный сегодня в ремонт объектов ЖКХ, дорог требует потом постоянных вложений в десятки, сотни раз больше для поддержания их в состоянии "относительной" жизнедеятельности.

Сегодня на отопление жилых и общественных зданий расходуется более 60% всей вырабатываемой в стране тепловой энергии. Учитывая промышленные здания, эта доля еще больше. На единицу жилой площади у нас расходуется в 2-3 раза больше теплоэнергии, чем в странах Северной Европы. В среднем по России суммарный расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение составляет около 80 кг условного топлива в год (на один кв. метр), в то время как в странах Скандинавии - около 20 кг условного топлива в год. При этом известно, что до 70% тепла отечественных ТЭЦ не доходит до потребителей, из них 40% теряется в теплоцентралях и 30% - непосредственно в домах.

Рациональное использование ресурсов, в том числе и на основе имеющихся научных разработок - одна из первоочередных задач реформы управления комплексом. Так, к примеру, внедрение мини ТЭС позволяет сократить затраты на энергоснабжение жилых многоквартирных домов на 60-70%. Для работы этого аппарата, величиной не больше кухонной плитки, не требуется специальный обслуживающий персонал, протяженные коммуникации. Топливом для мини ТЭС является газ.

Новые технологии должны применяться не только в производственном процессе, при выборе материалов, но и при выборе системы управления. Новым шагом к повышению эффективности управления жилищно-коммунальным сектором является введение с 1 января 2007 года новых правил оказания коммунальных услуг.

Большому числу собственников жилья в многоквартирных домах предстоит выбрать форму управления. Но какая бы форма не была выбрана - непосредственное управление, товарищество собственников жилья, управляющая компания, главная задача - недопущение в эту сферу деятельности всевозможных мошенников и аферистов.

Решать проблему улучшения условий жизни жителей крупных городов необходимо и через развитие жилищного строительства. И здесь важно не только урегулировать процессы застройки центральной части городов, но и развивать малоэтажное строительство в пригородных районах, городах-спутниках и т.д. Дело чести городского самоуправления - в кратчайшие сроки остановить безумный рост цен на жилье, решить проблему строительства доступного жилья, т.е. выполнить задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в рамах национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Пока оно недоступно.

Кроме того, города являются опорными точками для формирования транспортной сети. Говорить о важности автомобильной дороги "Байкал" нет смысла - она соединяет Запад и Восток нашего государства. Частью этой громадной дороги являются и городские проезды. Как правило, эти самые проезды считаются "узкими местами" важнейших артерий страны. Сейчас огромное внимание уделяется строительству транспортных обходов крупных городов, которые позволят улучшить транспортную и экологическую ситуацию в городах и увеличить скорость грузоперевозок.

Совсем недавно сибирский город сделал вклад в развитие транспортного сообщения между Уралом и Забайкальем - открыт уникальный мост через р.Томь в г.Кемерово. Этот мост строился 16 лет и сейчас является крупнейшим за Уралом. Его ввод позволил увеличить пропускную способность переезда через р.Томь в 5 раз! Вот такие крупные проекты имеют огромный мультипликативный эффект для экономики региона, а не только для города Кемерово.

Самоуправление как форма управления социальным и экономическим развитием муниципальных образований, по своей сути предполагает участие в этих процессах не только бюджетных средств, но и ресурсов местного сообщества.

В настоящее время практически во всех развитых странах основным инструментом достижения целей муниципального управления является территориальное планирование и прогнозирование. Так, в Германии крупные города перешли к стратегическому планированию в 1985 году.

В конце марта этого года на совместном заседании трех советов - Совета при полномочном представителе, Совета законодателей округа и Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" мы коллегиально утвердили основные подходы к комплексному территориальному планированию в Сибирском федеральном округе. Определили типы, сроки действия, формы утверждения плановых документов муниципальных образований и регионов Сибирского федерального округа.

В настоящее время разработана и доводится до всех муниципальных образований единая методика формирования комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Для каждого жителя муниципального образования, будь то небольшое сельское поселение или городской округ с населением более 1 млн. человек, важно видеть, куда и в каком направлении будет развиваться его "малая родина", как в ближайшие годы, так и на десятилетия вперед.

Поэтому очень важно понимать, что под словом "комплексная" мы подразумеваем не условное название документа, а широкий взгляд на весь процесс социально-экономического развития города, способность одновременно видеть перспективы и умение решать текущие, ежедневные задачи своего города. Нельзя ограничиваться только годовыми или среднесрочными планами. Комплексная программа должна представлять собой целый пакет документов. Разрабатывая ее, важно не просто правильно определить цели и механизмы их достижения, но и доступно все это донести до людей, которые живут в этом городе. Каждый должен понимать программу "сердцем" и способствовать ее выполнению.

Комплексные программы должны четко формулировать задачи и ответственность власти, бизнеса и гражданского сообщества на каждом этапе формирования и реализации программ. Но эти задачи, особенно для бизнеса, следует формировать не в тишине чиновничьих кабинетов, а путем проведения переговоров, обсуждений, в том числе в средствах массовой информации, с участием широкого круга представителей общественности и предпринимателей.

Такой подход позволит определить реальные "точки роста" для каждого муниципального образования. Нельзя при этом забывать, что мы живем не в изолированном мире. Поэтому в программах должны быть учтены приоритеты развития соседних территорий. Это требует формирования балансов производства и потребления.

Городские аспекты в программных стратегических документах последних лет практически отсутствуют. Стратегии развития городов должны найти отражение в соответствующих региональных и федеральных программах и проектах. Поэтому мы должны думать и о роли крупных городов в реализации Комплексной программы развития Сибири.

Мы должны завершить весь процесс разработки, согласования и утверждения программ для всех муниципальных образований и субъектов Федерации к концу 2007 года. И с 2008 года мы должны приступить к работе по их реализации.

Желаю всем Вам и людям, живущим в сибирских городах всегда испытывать чувство гордости и ответственности за свой город, за людей, которые живут рядом, и реализовывать это чувство на практике каждый день. Удачи Вам, разумных решений и дерзаний!


г. Новосибирск
10 ноября 2006 г.


Док. 264406
Перв. публик.: 10.11.06
Последн. ред.: 07.12.06
Число обращений: 1418

  • Квашнин Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``