В Кремле заявили об отсутствии информации об уходе Матвиенко из Совфеда
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Виктор Знаков: Познание в понимании и общении Назад
Виктор Знаков: Познание в понимании и общении
Знаков В. В.

ПОЗНАНИЕ В ПОНИМАНИИ И ОБЩЕНИИ

1.1. Научные направления изучения понимания
Проблема понимания является междисциплинарной: в последнее время она все чаще становится предметом обсуждения философов, историков, математиков, физиков и ученых других специальностей. Особенно резко возросла за последнее десятилетие частота употребления термина "понимание" в области работ по созданию систем искусственного интеллекта и применению их в научных исследованиях [206]. Естественно, что феномен понимания находится и в фокусе внимания исследований психологов. К сожалению, в основном зарубежных. Мой пятнадцатилетний профессиональный интерес к указанной проблеме дает основание утверждать, что подавляющее большинство исследований, так или иначе затрагивающих тему понимания, проводится нашими западными коллегами. Во всех российских психологических журналах каждый год появляется не более трех- четырех статей, которые можно отнести к области психологии понимания.
    Учитывая этот факт, при анализе основных направлений научного исследования понимания я акцентирую внимание читателя на иностранных работах, а оступные большинству наших психологов публикации на русском языке в основном буду упоминать в следующих главах книги. В соответствии с преимущественно психологической направленностью монографии общенаучные подходы к проблеме понимания будут изложены кратко. Основное внимание в этом разделе уделено рассмотрению психологических исследований, выполненных в рамках описываемых подходов.
    В современной англо и немецко язычной научной литературе представлены по меньшей мере семь контекстов, в которых употребляется термин "понимание": методологический, когнитивный, логический, семантический, лингвистический, коммуникативный и психологический (пять из указанных семи контекстов перечислены в работе О.В. Ковалевской [58], но без соответствующего анализа). В соответствии с этими контекстами можно выделить и семь основных научных направлений изучения понимания. Поскольку все они представляют собой подходы к анализу одной и той же проблемы, то естественно, что любой из них не может развиваться обособленно от остальных. Тем не менее, как показывает рассмотрение конкретных исследований, каждый из подходов характеризуется наиболее пристальным вниманием авторов исследований лишь к одному из аспектов понимания при относительном игнорировании остальных (что и дает мне основание отнести их работы к определенному научному направлению).


Док. 263958
Опублик.: 07.11.06
Число обращений: 918

  • Знаков Виктор Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``