В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила ВЕРБИЦКАЯ, Илья ДЕМЕНТЬЕВ: Инновационное образование - новый стандарт университетской среды Назад
Людмила ВЕРБИЦКАЯ, Илья ДЕМЕНТЬЕВ: Инновационное образование - новый стандарт университетской среды
Инициирование поддержки вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, является своевременным шагом для создания условий, обеспечивающих формирование российского общества, построенного на знаниях.

Расстановка приоритетов Правительством Российской Федерации при формировании национального проекта "Образование" обеспечивает поддержку вузов, разрабатывающих новые образовательные программы и подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных современным обществом, в том числе и инновационных менеджеров, а также создание и развитие инфраструктур региональных инновационных систем.
Санкт-Петербургским государственным университетом разработан и реализуется проект "Инновационная образовательная среда в классическом университете". Он призван обеспечить эффективную адаптацию образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к быстро изменяющимся условиям российского и международного образовательного пространства. Вместе с тем, проект должен способствовать приоритетному развитию фундаментального образования, базирующегося на исследованиях, преемственности традиций и достижений российского образования и науки.
Принципиальной особенностью проекта, обеспечивающей устойчивость и развитие достигнутых результатов по его завершению в декабре 2007 г., является одновременное инициирование трех десятков пилотных проектов, в которых задействованы все 19 факультетов университета. Кроме того, будут сформированы проекты по созданию:
- системы поддержки и развития инновационных образовательных технологий; - системы проектного менеджмента и фандрайзинга;
- информационно-аналитической интегрированной системы.
Подобный подход позволяет, с одной стороны, обеспечить информационно-консультативную поддержку факультетов в реализации пилотных проектов инновационных образовательных программ. С другой стороны, наоборот - проводя в системе проектов сбор, обобщение и распространение опыта пилотных проектов других вузов России и зарубежных стран, сформировать пул уникальных знаний и опыта (кейсов) по внедрению различных инновационных решений при организации образовательного процесса.
Аналогичные подходы применяются при внедрении элементов Болонского процесса, использовании информационно-коммуникационных технологий при планировании и организации образовательного процесса (дистанционное обучение, создание "электронного деканата" и др.).
В области фундаментальных дисциплин естественнонаучного профиля существуют свои жесткие правила формирования учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Поэтому на этапе "запуска" проекта приоритет был отдан приобретению современного уникального оборудования и необходимости решения всего комплекса задач его гармоничного включения в образовательный процесс.
На следующем этапе реализации проекта в качестве приоритетных определены следующие направления:
- реализация программ повышения квалификации и переподготовки специалистов;
- разработка и приобретение учебного и программного обеспечения.
Следует отметить и ряд проблем, с которыми столкнулся коллектив проекта. В первую очередь, сложности связаны со спецификой механизмов поддержки вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. В частности, с необходимостью использования средств субсидий, рассчитанных на год, в течение полугода (с июля по декабрь 2006г.). Это ставит в тяжелые условия вузы и потенциальных поставщиков услуг и оборудования. Во-вторых, следует констатировать несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие сторон, участвующих в проекте. Например, финансово-экономическая терминология базируется на практике органов исполнительной власти и не связана с системой образования. В связи с этим отсутствует однозначность толкования таких ключевых понятий, как "софинансирование", "внутренний грант". Это ставит вузы в тяжелое положение перед федеральными контролирующими органами - Росфиннадзором, прокуратурой и т.д.
Вместе с тем, следует констатировать, что проект поддержки инновационных вузов является своевременным и позволит создать необходимые условия для становления инновационной российской экономики.



ВЕРБИЦКАЯ Людмила Алексеевна

- Ректор Санкт-Петербургского государственного университета, член Совета при Президенте РФ по реализации национальных проектов и демографической политике



ДЕМЕНТЬЕВ Илья Александрович

- Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета

http://rus-reform.ru/



Док. 263955
Опублик.: 07.11.06
Число обращений: 1052

  • Вербицкая Людмила Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``