В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ноутбук по цене чашечки кофе. К 2008 году к глобальной сети Интернет должны быть подключены все школы страны Назад
Ноутбук по цене чашечки кофе. К 2008 году к глобальной сети Интернет должны быть подключены все школы страны
Интернет-ресурс должен быть в каждом образовательном учреждении страны. С таким лозунгом выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По мнению нашего "главного учителя", задача эта хотя и амбициозная, но вполне решаемая. Информационные технологии являются неотъемлемой частью национального проекта "Образование". Но насколько "подкованы" в этой области российские педагоги?



Еще недавно на Западе называли Россию страной, где отсутствуют надежная банковская система, качественная телефонная связь и современная компьютерная техника. Оставляя в стороне вопрос преодоления первых двух компонентов российской "безграмотности", скажем, что специальные федеральные целевые программы, такие, как "Электронная Россия" и "Развитие единой образовательной информационной среды", появились у нас еще пять лет назад. Однако, как утверждает Евгения Полат, академик Международной академии наук по информатизации, информационным процессам и технологиям, заведующая лабораторией дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО, успехи наших педагогов в овладении новыми средствами обучения оставляют желать лучшего. Полат называет несколько причин, мягко говоря, недостаточно высокого уровня "компьютеризации" российских преподавателей. Это природный учительский консерватизм, невозможность из-за низкой зарплаты приобрести компьютер в личную собственность и неопределенная государственная политика в этой сфере образования.

В отличие от нас наиболее развитые страны мира уже давно поняли, что учить учителей осваивать новые информационные технологии нужно, как говорится, в обязательном порядке. Опыт такой. К примеру, британские чиновники не только бесплатно обеспечили каждого педагога персональным ноутбуком, но и обязали их пройти курс повышения квалификации. Бюджетная Интернет-сеть "накрыла" сначала все университеты Великобритании, а затем и школы. А допустим, во Франции принята трехгодичная программа, название которой звучит поистине как лозунг: "Каждому студенту ноутбук по стоимости чашечки кофе". Информатизация образования поставлена во главу угла в Ирландии, Южной Корее, Китае, Индии.

У нас подобной программы в образовательной сфере нет. Была когда-то программа "Информатизация сельской школы". Компьютеры в школы поставили, но вопрос о том, кто будет заниматься обучением педагогов, так и повис в воздухе. Сегодня очевидно: нужна специальная подготовка студентов в педагогических вузах. Кстати, как замечает Полат, на периферии в педуниверситетах учат информатике гораздо лучше, нежели в Москве и Санкт-Петербурге. Речь идет в первую очередь о таких регионах, как Иркутская, Томская, Тюменская, Новосибирская области.

Но что значит научить будущего педагога информатике?

- Пользовательскими навыками, - говорит Евгения Семеновна, - владеют многие, а вот как применять интернет-ресурсы в преподавании своего предмета в школе знают не все. У нас получается, что мы все или переносим на компьютер (даже там, где это вовсе не требуется), или не используем компьютер в классе вообще. Педагог должен уметь определять степень эффективности виртуального и реального опыта. Например, дети проходят по физике тему "Ускорение". Понятно, что здесь гораздо проще и нагляднее использовать опыт реального взаимодействия с предметами материального мира. Дидактические свойства и функции каждого средства обучения - это педагогическая область, которой в полной мере должны владеть учителя.

Другой выход из ситуации - дистанционное обучение. Это действительно просто, а главное - эффективно. Обучение "на расстоянии" развивается во всем мире очень интенсивно. При министерстве образования и науки Украины, допустим, организована даже специальная комиссия по дистанционному обучению, которая ответственна за экспертизу качества образования. В России же дистанционное обучение существует только де-факто. В нашем Законе "Об образовании" четко прописано, что различаются следующие формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная и самообразование. Говорится также, что каждое учебное заведение имеет право выбирать собственные образовательные технологии, в том числе и дистанционное обучение. Однако что такое образовательные технологии, не совсем понятно.

Как ни крути, но в России нет единой концепции информатизации обучения, единого государственного центра, занимающегося этим вопросом. Здесь мы сильно отстаем от стран Запада и США. А это сказывается на качестве обучения и, соответственно, на конкурентоспособности отечественного образования. Вот вам и результат - по итогам престижного международного тестирования PIZA Россия в последние годы занимает лишь 28-е и 29-е места.

Светлана Зорченко
21.02.06
http://rg.ru/

Док. 263880
Перв. публик.: 21.02.06
Последн. ред.: 06.12.06
Число обращений: 757


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``