В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инна Антипенко: Свобода стоит дорого Назад
Инна Антипенко: Свобода стоит дорого
Юмористический журнал с многолетней историей "Веселые картинки" не исчез и не затерялся среди множества изданий, возникших в начале 90-х. Более того, на его базе возник издательский дом, регулярно выпускающий новые тематические детские журналы. Многому приходится учиться заново, завоевывать новых читателей в условиях жесткой конкуренции, но неизменна оригинальность журналов и уважение издательских традиций.

О том, как сегодня живет ИД "Веселые картинки", корреспонденту Витрины рассказывает его генеральный директор и главный редактор Инна Антипенко.

- У "Веселых картинок" давняя и богатая история. Как вам удалось перешагнуть из советской издательской системы в современную российскую и как вы ощущаете себя на рынке СМИ?

- История нашего перехода была достаточно драматичной. "Веселые картинки" входили в состав издательства "Молодая гвардия" и принадлежали ЦК комсомола, но в начале 90-х не стало комсомола, а потом и издательство решило отказаться от двадцати своих журналов. Все они в одночасье оказались свободными и выбрали разные пути: кто-то приглашал в состав учредителей бывших руководителей комсомольских организаций, кто-то - банки. Наш журнал был тогда преобразован в ТОО, и в состав его учредителей вошли члены трудового коллектива. Все это было сделано нашим главным редактором Рубеном Артемовичем Варшамовым, замечательным художником, редактором и организатором, очень грамотно и вовремя. И с того самого времени мы существуем как самостоятельная издающая организация. Все наши журналы имеют свое лицо, наш принцип и состоит в том, чтобы использовать работы оригинальных художников. Хранителями лучших традиций являются у нас в редакции Нина Ивановна Иванова, литературный редактор, который работает в "Веселых картинках" вот уже более 45 лет, и главный художник Сергей Петрович Тюнин, которого знает весь мир как одного из лучших карикатуристов.

Кроме "Веселых картинок", мы издаем сегодня журнал о природе "Филя", журнал об искусстве "Эскиз", журнал о путешествиях "Синдбад". А в прошлом году выпустили первый в России детский журнал о спорте и здоровом образе жизни "Трамплин". Новый проект столкнулся с большими трудностями: себестоимость журнала высокая, требуется много оперативной работы, а цена должна оставаться на уровне большинства детских изданий. Ведь мы придерживаемся принципа, что детские журналы должны быть доступны всем. Тем не менее мы чувствуем, что потребность в таком журнале, как "Трамплин", есть, интерес к нему большой Правда, все нас приветствуют, но помощи никто не предлагает. Мы знаем, что разработана государственная программа по пропаганде спорта и идей здорового образа жизни, и надеемся, что наше издание будет в этой программе участвовать.

- Вы не пытались издавать "Трамплин" совместно с каким-нибудь спортивным журналом или газетой?

- Нет. Дело в том, что все наши издания - это лицо Издательского дома. Мы свою свободу и независимость, в том числе творческую, завоевали с трудом. Поэтому могу сказать, что свобода стоит дорого.

- Из публикаций я узнала, что именно в "Веселых картинках" придумали особенную форму рекламы для детских изданий. Что она собой представляет?

- Шесть лет назад наш главный редактор Рубен Варшамов занял очень жесткую позицию и сказал, что вообще никакой рекламы в детском журнале не потерпит. Это прекрасная позиция, но в современных условиях рынка без рекламы не обойтись, нужны деньги. И он решил, что в этом случае реклама должна быть такой, какой нет ни у кого. Некоторые эту рекламу и не распознают с первого взгляда. Либо это книжка-малышка, либо раскраска, либо какой-то комикс на тему, предложенную рекламодателем, либо разработанная нами тема с использованием какой-либо торговой марки. Или еще такой пример: кондитерская фабрика выпустила шоколад с нашими героями на обертках, а мы разместили ее рекламу. Главный прием рекламы в детских изданиях - это игра, а любой герой нравится детям, если он добрый, ну и, конечно, раздает подарки. Поэтому в наших журналах так много конкурсов и викторин.

- Вы можете сегодня сказать, что вписались в современный издательский рынок?

- Да. В основном проблемы наши не отличаются от проблем других изданий. Мы живем только на то, что получаем от продажи своих журналов. А были бы вспомогательные средства, мы могли бы справляться с условиями рынка без особых трудностей.

- Государство вам сегодня помогает? И как, по-вашему, государство должно поддерживать детские издания?

- Я считаю, что программа поддержки детских изданий должна быть обязательно. На данный момент ситуация на рынке такая: просто героическими усилиями редакции мы пытаемся удержать цены на доступном для покупателей уровне. Мы много ездим по стране, проводим праздники, участвуем во многих мероприятиях, которые проводит почта по активизации подписки на местах, и видим, что людям живется очень непросто, поэтому детские журналы должны быть дешевле. Конечно, государство должно помогать, хотя бы на уровне налогообложения.

- Можно ли ваши журналы найти в рознице по России?

- В основном, как и все старые издания, наши журналы на 60 - 65% распространяются по подписке. В регионах сохранилась традиция подписываться на журналы и газеты. В Москве же, наоборот, развита в основном розница. Мы сейчас работаем и с региональной розничной сетью, которая, может, и хотела бы получать больше наших журналов - для ассортимента это очень полезно и важно. Правда, по словам многих распространителей, это не очень выгодно, на детские издания высокую наценку не сделаешь, выгоднее продавать издания более дорогие. Есть, конечно, издательства, готовые продавать свою продукцию с пятидесятипроцентным списанием. Для них не важно - продаются журналы или нет. Мы можем себе позволить среднее списание на уровне трех - пяти процентов, и если мы будем производить журналы, которые не купят, то просто разоримся. А мы своих читателей подвести не можем. На "Веселые картинки" подписывается уже не одно поколение читателей. В редакции бережно хранят письма от тех, кто с первого номера читает наш журнал. Теперь это уже дедушки и бабушки, которые передали свою любовь к журналу внукам. В этом плане интересно, что остальные наши журналы рассчитаны на детей более старшего возраста, что позволяет сохранить читателя надолго. Хотя, конечно, наш читатель очень быстро растет.

- Кто сегодня еще издает детские журналы, и считаете ли вы их серьезными своими конкурентами?

- Из традиционных изданий можно назвать "Мурзилку", но это издание для детей постарше. Они делают много вкладок, а сейчас еще и упаковывают журнал в пленку и кладут вовнутрь игрушку. Но журнал при этом сколько стоит? Мы пошли по другому пути: кроме "Веселых картинок", стали издавать еще несколько тематических журналов. Сегмент рынка занимают зарубежные издания, основанные, как правило, на материалах мультсериалов, например, диснеевская серия. А журналов, опирающихся на русские культурные традиции, совсем мало. Конечно, издательства, пришедшие к нам из-за рубежа, могут позволить себе дорогую бумагу и полиграфию при достаточно низких отпускных ценах и, соответственно, конкурируют в цене. Но за нами - серьезная поддержка и заинтересованность наших постоянных читателей. А в общем я считаю, что именно детских изданий на рынке еще недостаточно.

- Что должны сделать распространители, чтобы оптимизировать продажи ваших журналов? Как протекает ваша совместная работа?

- Распространение журналов - дело трудное, каждый шаг стоит денег. Новое издание практически невозможно вывести на рынок. Хотелось бы, чтобы распространители руководствовались не только коммерческими интересами.

Современные родители - это перестроечное поколение. В юности они боролись за демократию и капитал, а культурные ценности отошли на задний план, так что их дети не любят читать - это не коммерческое увлечение.

- Вы не пытались распространять журналы собственными силами?

- Я не сторонник этого. Каждый должен заниматься своим делом, это иная сфера деятельности. Пять ежемесячных журналов - это очень непростая работа и немалая. Только и успеваем сдавать номера в типографию.

- Может быть, просто сама идея газетного киоска устарела, и пора продавать прессу в специализированных магазинах?

- Мне трудно говорить об этом. В Москве наверняка такая идея была бы и не плоха. А вот, например, мы были в одном небольшом городке в Татарстане, там центр всей жизни - рыбный магазин, баня и, как великое событие, поставили ларек. Это же не Москва! Да и в Москве есть как процветающие, так и заброшенные магазины. И за рубежом преобладает киосковая продажа периодики.

- Что в вашей работе приносит самую большую радость?

- Самая большая радость - это письма от детей с рисунками. Очень хорошие письма присылают к праздникам. Когда у меня плохое настроение, я знаю, что надо зайти в отдел писем и попросить какое-нибудь детское письмо.

У нас очень добрый читатель. И работать с ним, получать отдачу от своей работы - это огромное счастье.

Вопросы задавала Людмила Александрова
21.07.03
http://www.witrina.ru/

Док. 263716
Опублик.: 02.11.06
Число обращений: 656

  • Антипенко Инна Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``