Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Валерий Воротников: Об эффективности экономических реформ Назад
Валерий Воротников: Об эффективности экономических реформ
В конце января 2002г. Центром социологии межнациональных и региональных отношений ИСПИ РАН был проведен опрос, посвященный оценкам хода и представлениям о результатах экономических реформ среди читателей Российской государственной библиотеки (100 чел.).
Высокий образовательных уровень респондентов, принявших участие во втором опросе (98% из них имеют ученую степень кандидатов и докторов), специфика занятий (это, как правило, сотрудники академических институтов, преподаватели вузов, журналисты), представленность в выборке всех возрастных категорий (4% - респонденты в возрасте до 30 лет, 36% - в возрасте 30-55 лет и 60% старше 55 лет) позволяют рассматривать этот опрос как экспертный.
Сравнительный анализ результатов двух исследований, посвященных этой проблеме (первый опрос проведен в начале января 2002г. среди населения Москвы и второй - среди читателей Государственной Российской библиотека) дает возможность определения сходства (различия) оценок и представлений названных групп по рассматриваемому вопросу.
При сравнении итогов опросов обращает на себя внимание прежде всего, сходство оценки периода экономических реформ в сравниваемых группах (см. табл.1).
Таблица 1
Оценка периода экономических реформ
(в % от числа опрошенных в группах)
    Население    Эксперты
- это трудный, но необходимый этап развития нашей страны    21    24
- это период поиска выхода из сложной ситуации с неизбежными для него ошибками и находками, успехами и неудачами    24    34
- это сложный, кризисный, но результативный в будущем период    17    14
- это время неоправданных необходимостью потрясений и трагедий    23    20
- затрудняюсь ответить    15    8
Распределение данных говорит о достаточно четко выраженной поляризации оценок и представлений опрашиваемых. Практически равные доли опрошенных (21-24% в сравниваемых группах) оценивают этот период как трудный, но необходимый этап в развитии нашей страны. Те же доли респондентов (23 и 20% соответственно) характеризуют период экономических реформ как время не оправданных необходимостью потрясений и трагедий.
Примерно каждый шестой в группе москвичей (17% по массиву) и каждый седьмой (14% в группе экспертов) считает, что прогнозы этого периода позитивны - по их мнению, период реформ - "это сложный, кризисный, но результативный в будущем период".
В то же время, почти каждый четвертый опрошенный москвич (24% в группе) и каждый третий эксперт (34% в группе) полагают невозможным определение четкого однозначного прогноза процесса реформирования, поскольку "это период выхода из сложной ситуации с неизбежными для него ошибками и находками, успехами и неудачами".
Отсюда, вероятно, и значимая степень пессимизма в оценках респондентами в обеих группах итогов экономических реформ (см. табл.2).
Таблица 2
Оценка итогов экономических реформ
(в % от числа опрошенных в группах)
    Население    Эксперты
- положительно    7    6
- скорее положительно    20    20
- примерно в равной степени положительно и отрицательно    32    34
- скорее отрицательно    16    24
- отрицательно    17    12
- затрудняюсь ответить    8    4

"Положительно" и "скорее положительно" оценивают эти итоги 27 и 26% опрошенных в сравниваемых группах, "скорее отрицательно" и "отрицательно" - 33 и 34% в этих же группах. Около 1/3 опрошенных (32 и 34% в группах опрошенных москвичей и экспертов оценивают эти итоги "в равной мере положительно и отрицательно".
Определяя издержки реформ, эксперты видят их, прежде всего (см. табл.3), в утрате людьми веры в завтрашний день (67%), в недопустимо резком расслоении населения России по признаку материальной обеспеченности и ослаблении действенности права и закона (по 56% от числа опрошенных в группе), утрате чувства социальной защищенности (33%), падении авторитета России на международной арене (28%), и резком падении авторитета российских властей и властных структур всех уровней (28% в группе экспертов).
Таблица 3
В чем, по Вашему, прежде всего выражены издержки реформ
(в % от числа опрошенных в группах)
    Эксперты
- ослабление действенности права и закона    56
- недопустимо резкое расслоение населения по признаку материальной обеспеченности    56
- утрата людьми веры в завтрашний день    67
- утрата чувства социальной защищенности    33
- резкое падение авторитета властей всех уровней    28
- падение авторитета России на международной арене    28
- другое    -
- затрудняюсь ответить    -

В контексте последнего утверждения (резкое падение авторитета властей всех уровней) становится понятной специфика представлений опрошенных экспертов о степени влияния различного рода факторов на принятие руководством страны решений по различным аспектам социальной и экономической политики (см. табл.4).
Таблица 4
Кто, по Вашему, более всего влияет
на принятие руководством страны решения?
(в % от числа опрошенных)
- теневые структуры    46
- олигархи    42
- Запад    26
- региональные элиты    20
- органы государственной безопасности    16
- экономисты, рыночники    12
- СМИ    12
- криминалитет    8
- военные     4
- либеральные демократы    4
- никто из названных    2
- затрудняюсь ответить    10

Ответы респондентов определяют главную особенность всех, а не только экономических преобразований в российской обществе. Все эти преобразования в условиях слабости государственной власти осуществляются не как следствие воли и устремлений какой-либо организованной группы, в данном случае, властных структур, а под влиянием обстоятельств и в противоборстве внутренних (теневые структуры - 46%, олигархи - 42%, региональные элиты - 20%, органы государственной безопасности - 16%, экономисты-рыночники - 12%, СМИ - криминалитет - 8%, военные - 4%, либеральные демократы - 4%) и внешних (Запад - 26% опрошенных) сил.
Отсюда и отрицательная оценка наличия в политическом процессе России такого института как лоббирование (см. табл.5).
Таблица 5
Оценка наличия института лоббирования
в политическом процессе России
(в % от числа опрошенных)
- положительно     2
- скорее положительно, чем отрицательно    8
- скорее отрицательно, чем положительно    32
- отрицательно    38
- затрудняюсь ответить    20
Если в качестве "положительного" и "скорее положительного, чем отрицательного" явления его называют 10% опрошенных экспертов, то "скорее отрицательно, чем положительно" и "отрицательно" институт лоббирования оценивают 70% опрошенных в группе.
Активное использование механизма лоббирования в принятии важных для страны решений (см. табл. 6) олигархами (42% опрошенных), криминалитетом (32%), теневым бизнесом (20% опрошенных в группе) значимо опосредует смысл принимаемых решений, выхолащивая, если речь идет об эффективности рыночного реформирования России, их смысл.
Таблица 6
Кто наиболее полно использует механизм лоббирования
в принятии важных для страны решений
(в % от числа опрошенных)
- олигархи    42
- криминалитет    32
- теневой бизнес    20
- региональные элиты    20
- ведомства и организации    8
- политические партии    6
- затрудняюсь ответить    14

Активность использования его криминалитетом и теневым бизнесом делает, по мнению опрошенных, необходимой постановку на повестку дня вопроса о нейтрализации их влияния, о борьбе с различными видами экономических преступлений, теневым бизнесом, коррупцией (см. табл. 7).
Таблица 7
Важность проблемы борьбы с коррупцией и другими видами экономических преступлений
(в % от числа опрошенных)
- это самая важная проблема    16
- одна из важнейших проблем    54
- это второстепенная проблема     16
- вообще не вижу в этом проблемы    -
- затрудняюсь ответить    14

О важности в жизни современной России проблемы борьбы с коррупцией и другими видами экономических преступлений говорят 70% опрошенных по сравнению с 14% экспертов, считающих эту проблему второстепенной.
Следует сразу же отметить (см. табл. 8), что возможность правового решения проблемы вообще отвергается четвертью (24% в группе) опрошенных, полагающих, что теневизация России - это системная болезнь, и что решить ее правовыми методами невозможно.
Если же речь идет о возможности правового решения проблемы борьбы с теневым бизнесом и коррупцией, то значимая доля опрошенных считает, что эффективность этой борьбы может быть обеспечена путем ужесточения мер и способов этой борьбы (28% опрошенных), то ли методом последовательной реализации принципа неотвратимости наказания (26% экспертов).
Таблица 8
Как легче всего справиться с теневым бизнесом, коррупцией,
если речь идет о правовом решении проблемы
(в % от числа опрошенных в группах)
- последовательно реализовывать принцип неотвратимости наказания     26
- ввести чрезвычайные законы    28
- смягчить ныне существующие законы во имя создания благоприятных условий для легального предпринимательства     14
- усилить гласность в борьбе с преступностью     24
- другое     2
- теневизация России - это системная болезнь и только правовыми методами ее решить нельзя    24
- затрудняюсь ответить    10

Одним из действенных способов борьбы с этими явлениями должно стать, по мнению экспертов, усиление гласности в борьбе с преступностью (24% опрошенных в группе).
Лишь 14% опрошенных считают, что проблема теневизации России может быть решена путем смягчения ныне существующих законов, путем создания благоприятных условий для легального предпринимательства.
Сложность процесса реформирования России опосредуется, по мнению опрошенных, отсутствием механизмов контроля за проводимой государством экономической, социальной политикой, зрелых действующих институтов демократического общества.
Говоря об успехах реформ в России, чаще всего упоминают свободу слова, печати, формирующих значимое в процессе реализации этих реформ общественное мнение.
Тем не менее, лишь 8% опрошенных считают, что российские СМИ достаточно полно используют открывшиеся перед ними возможности в освещении сути, движущих сил и перспектив идущих в стране процессов (см. табл. 9).
Таблица 9
Достаточно ли полно используют СМИ свободу слова?
(в % от числа опрошенных)
- да    8
- отчасти    46
- нет    40
- затрудняюсь ответить    6

Еще 46% опрошенных полагают, что свои возможности СМИ используют лишь отчасти, а 40% считают, что эти возможности не используются.
Так же пессимистично оцениваются респондентами и итоги становления многопартийности в России (см. табл. 10).
Таблица 10
Считаете ли Вы, что многопартийность в России
(в % от числа опрошенных)
    Да     Нет     Затрудняюсь ответить
- придает динамизм политическому процесса     36    38    24
- является залогом учета интересов основных слоев населения России, вовлеченных в реформы    12    58    26
- является условием необратимости начавшихся процессов демократизации     32    46    18
Более половины (58%) респондентов считают, что многопартийная система не является сегодня залогом учета интересов основных слоев населения России, вовлеченных в реформы; 46% - что ее наличие не является условием необратимости начавшихся в стране процессов демократизации. 38% респондентов полагают, что призванная придать динамизм политическому процессу, российская многопартийность своих функций сегодня не выполняет.
В выступлениях СМИ достаточно подробно обсуждался президентский Проект закона "О политических партиях". Тем не менее, знакомы с этим проектом лишь 16% опрошенных и еще 36% осведомлены о нем отчасти. Около половины (48% в группе экспертов) с Проектом Закона не знакомы (см. табл. 11).
Таблица 11
Знакомство с президентским проектом закона
"О политических партиях"
(в % от числа опрошенных)
- да    16
- отчасти    36
- нет    48

Отсюда, вероятно, размеры доли опрошенных - 60% в группе, затруднившихся ответить на вопрос анкеты "Сделает ли принятие закона "О политических партиях" политические партии действенным инструментом осуществления политической власти в стране" (см. табл. 12).
Таблица 12
Сделает ли принятие закона "О политических партиях"
эти партии действенным инструментом осуществления
политической власти в стране?
(в % от числа опрошенных)
- да    8
- нет    24
- затрудняюсь ответить    60

Лишь 8% опрошенных уверены в конструктивном потенциале предлагаемого Президентом Проекта Закона, а 24% убеждены, что принятие Закона существующего ныне положения не изменит.
Отношение к Проекту Закона может, на наш взгляд, опосредоваться не только степенью информированности экспертов, но, в частности, и их представлением о роли ныне существующих в России оппозиционных партий в установлении контроля за проводимой государством социальной экономической политики (см. табл. 13).
Таблица 13
Способствует ли наличие в России оппозиционных партий возможности установления контроля за проводимой государством социальной, экономической политикой
(в % от числа опрошенных)
- определенно, да    8
- скорее да    28
- скорее нет    40
- определенно нет    14
- затрудняюсь ответить    10

Лишь 8% опрошенных твердо убеждены, что наличие в России оппозиционных партий создает возможность контроля за действиями властей. Еще 28% убеждены в этом отчасти. 14% экспертов считают, что это "определенно" не так и еще 40% - "скорее" не так.
Оценивая в целом нынешнюю политическую систему России с точки зрения ее демократичности, а отсюда и с точки зрения прозрачности, контролируемости происходящих в ней процессов, большая доля экспертов считает, что таковой она вряд ли является (см. табл. 14).
Таблица 14
Можно ли назвать нынешнюю политическую систему России демократической?
(в % от числа опрошенных)
- да, полностью    2
- отчасти да    20
- отчасти да, отчасти нет    28
- отчасти нет    12
- полностью нет    34
- затрудняюсь ответить    4
Лишь 22% опрошенных считают, что это определение политической системы России "полностью" и "отчасти" закономерно. 36% - "отчасти" и "полностью" убеждены, что демократической политическая система России не является.
Сомнения экспертов в степени демократичности политической системы России определены не только их представлениями о роли институтов демократизации (СМИ, политические партии) в процессе реформирования России, но и резким снижением их возможностей контролировать власти даже по сравнению с советским периодом (см. табл.15).
Таблица 15
Считаете ли Вы, что такие люди как Вы сейчас имеют больше возможностей контролировать власть, чем при советской власти
(в % от числа опрошенных)
- да    0
- отчасти да    18
- отчасти нет    12
- совершенно нет    56
- затрудняюсь ответить    14

Лишь 18% экспертов считают, что эти возможности сегодня "отчасти" возросли. Около 70% в группе ответили, что они или "совершенно" (56%) или "отчасти" (12%) уменьшились.
Определяя свое отношение к способности нынешнего руководства России изменить создавшуюся в стране ситуацию к лучшему, ответили, что верят в эту способность "полностью" - 12% опрошенных, "отчасти" - еще 38%. Около трети группы экспертов в эту способность не верят, а еще 16% ответить на вопрос затруднились (см. табл. 16).
Таблица 16
Верите ли Вы в способность нынешнего руководства России изменить ситуацию к лучшему
(в % от числа опрошенных)
- верю полностью     12
- верю отчасти    38
- не верю    32
- затрудняюсь ответить    16

Рейтинги современных политических деятелей, вызывающих наибольшее доверие, приведены в таблице 17.
Таблица 17
Кто из политических деятелей России вызывает у Вас
наибольшее доверие
(в % от числа опрошенных)
- В. Путин    42    - В. Жириновский    10
- Б. Немцов     18    - В. Матвиенко    8
- Ю. Лужков    18    - И. Иванов    6
- Е. Примаков    18    - Б. Грызлов    6
- С. Шойгу    14    - М. Касьянов    4
- Г. Зюганов    12    - С. Иванов    2
- Г. Явлинский    10    - ни один    18
        - затрудняюсь ответить    2

Согласно данным, приведенным в таблице, 18% опрошенных не доверяют ни одному из нынешних руководителей и еще 2% ответить на вопрос затруднились.
Первое, по частоте упоминаний, место занимает Президент России В.Путин (42%), затем с равной частотой упоминания следуют Б.Немцов, Ю.Лужков и Е.Примаков (по 18%), С.Шойгу - 14%, Г.Зюганов - 12%, Г.Явлинский и В.Жириновский - по 10% каждый.
Будущее России опрошенные чаще всего связывают, как видно из таблицы 18, с партиями Единство - 24%, КПРФ - 10%, СПС - 8% (см. табл.).
Таблица 18
С какой из партий Вы связываете будущее России?
(в % от числа опрошенных)
- Единство     24
- КПРФ    10
- СПС    8
- ОВР    6
- Яблоко    6
- ЛДПР    6
- ни с одной    36
- затрудняюсь ответить    18

Тем не менее, более 60% опрошенных в группе ("да, полностью" - 34% и "скорее да, чем нет" - 28%) убеждены, что для выхода России из сложившейся ситуации сильное руководство для страны сегодня важнее, чем демократия (см. табл. 19).
Таблица 19
Считают, что для выхода из нынешней ситуации сильное руководство для страны важнее, чем демократия
(в % от числа опрошенных)
- да, полностью    34
- скорее да, чем нет    28
- скорее нет, чем да    22
- нет    8
- затрудняюсь ответить    8

Мнения экспертов об эффективности экономических реформ достаточно близки, если речь идет о характеристике периода реформ в целом, прогнозам исхода этого периода, оценкам и представлениям массового сознания.
Пессимизм оценок и представлений экспертов в значимой мере определяется как ощущаемыми на собственном опыте издержками реформ (утрата людьми веры в завтрашний день, недопустимо резкое расслоение по признаку материальной обеспеченности, ослабление действенности права и закона и т.д.), так и четко сформировавшейся убежденностью большинства респондентов в том, что реформенные преобразования в нынешней России это не следствие воли и устремлений властей, а результат противоборства, внутренних (теневые структуры, олигархи и т.д.) и внешних (Запад) сил.
Отказ большинства экспертов от признания нынешней политической системы России демократической сопряжен в сознании большинства респондентов с убежденностью в низкой эффективности таких институтов демократии как СМИ, оппозиционные партии, многопартийная система в целом.
Для большинства экспертов характерна вера в то, что выход из нынешней ситуации связан для России не с демократией, а с "сильной рукой".

Воротников В. П.
2005 г.

Док. 263683
Опублик.: 02.11.06
Число обращений: 896

  • Воротников Валерий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``