В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Караганов: Маленькая победоносная война? Назад
Сергей Караганов: Маленькая победоносная война?
Тактика "выкручивания рук" вновь выходит на первый план в отношениях России и Европейского союза.

27 июня Совет министров транспорта ЕС поставил России ультиматум, фактически потребовав отказаться от ограничений на частоту пролетов европейских компаний над Сибирью. Де-факто это означает отказ от контроля над значительной частью российского воздушного пространства. Словно потеряв голову от внутриполитических неурядиц, часть евробюрократии пытается добавить к уже существующим проблемам разлад в отношениях с Россией и решить внутренние проблемы за счет внешних партнеров.

Летом 2005 года Евросоюз оказался на исторической развилке. Провальными для Брюсселя стали результаты референдумов по Евроконституции во Франции и Нидерландах. На саммите в Брюсселе лидеры стран Европейского союза продемонстрировали неспособность договориться по поводу общего бюджета на 2007-2013 годы.

Евросоюзу предстоит сложный процесс осмысления уже достигнутого и выработки новой, более устойчивой модели. Дискуссия об этом уже идет, и российским политической и научной элитам неплохо было бы к ней подключиться, ведь степень нашей взаимозависимости столь велика, что Россия не может более оставаться сторонним наблюдателем.

Да и сама Европа не имеет уже морального права игнорировать наше мнение. Тем более что, как поторопились записать в совместных документах по общему экономическому пространству, целью нашего сотрудничества является "построение открытого и интегрированного рынка".

Вместе с падением популярности интеграционной идеи пошатнулся и авторитет управляющих органов Европейского союза - Комиссии и Совета ЕС. Хотя на первый взгляд ничего особенно не изменилось, коллективный Брюссель, чье мнение долго было решающим, уже не может играть роль всемогущего и единственного представителя Европы. Поэтому, увязнув во внутренней дискуссии, некоторые в Евросоюзе решили срочно поднять собственный авторитет за счет внешних партнеров ЕС, в том числе и России.

Без особых размышлений Европа, всегда отличавшаяся благоразумием и сдержанностью, решила пойти по рискованному пути. 27 мая Совет Евросоюза принял решение поддержать ультиматум Еврокомиссии в адрес России, касающийся сферы воздушного транспорта. Еще в апреле еврокомиссары Питер Мандельсон и Жак Барро в ультимативной форме потребовали отменить практику получения компенсаций за использование европейскими компаниями российских воздушных коридоров над Сибирью. Да еще и вовсе отказаться от контроля и ограничений полетов по этой важнейшей магистрали, связывающей Европу и Азию. Продолжение диалога в сфере транспорта и ряде других было поставлено в зависимость от выполнения Россией ультиматума.

Вопрос уже не столько в доходах, кстати, не столь уж малых - не менее 300 миллионов долларов в год, - российского бюджета, сколько в самом принципе. Для нас недопустим отказ от значительной части суверенных прав в сфере воздушного сообщения. Выполнение таких требований может иметь самые серьезные последствия, намного превосходящие проблему компенсационных платежей.

Поскольку данная отрасль переживает не лучшие времена и в Европе, европейцы решили поправить свои дела за счет России и отказаться выплачивать компенсации, которые не противоречат ни одной из подписанных нашей страной международных конвенций. А ведь за счет падения курса доллара реальная стоимость платежей уже и так существенно снизилась. Так что Россия на самом деле могла бы, и поднять размеры выплат.

Но Москва так вопрос и не думала ставить. Весной 2004-го мы договорились с Евросоюзом о постепенной модернизации системы пролетов после 2013 года. На этом условии Брюссель согласился на наше вступление в ВТО. Не без помощи российского экономического ведомства ЕС удалось буквально вырвать из нас обещание отменить часть выплат после изучения вопроса российскими и европейскими экспертами. Речь шла даже о подготовке всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве в сфере воздушного транспорта - первом действительно совместном проекте.

К весне же 2005-го о сотрудничестве в Евросоюзе напрочь забыли. Переговоры об авиатранспортном соглашении заморозили, так и не начав. Вместо серьезной и совместной работы специалистов России "предлагают" просто сдать свои позиции, обещая взамен все тот же, уже не единожды оплаченный, "пряник" вступления в ВТО. Похоже, что новый комиссар ЕС по торговле решил "продавить" вопрос во что бы то ни стало.

И здесь с ним фактически солидаризируется российское министерство экономического развития и торговли. Минэкономразвития буквально "наезжает" на профильное ведомство, требуя удовлетворить запросы Брюсселя.

В некоторых российских газетах появляются статьи о том, что президент якобы на все согласился во время последней встречи с председателем Еврокомиссии. Последнее может деморализовать тех в России, кто продолжает отстаивать национальные интересы. Хотя именно глава государства, насколько известно, заявлял обратное - Россия готова сотрудничать, но не может позволить себе роскоши "сдавать" экономические позиции.

Если Москва не пойдет на уступку по вопросу сибирских маршрутов, Евросоюз якобы угрожает "вскрыть" соглашение о вступлении России в ВТО. Но уж этого-то точно не будет: официальный Брюссель блефует и никогда не пойдет на политический скандал такого уровня. Евросоюз и так ослаблен, поссориться с одним из важнейших партнеров и полностью лишить себя возможности влиять на Россию через ВТО для него недопустимо.

Другое дело, что на блеф евробюрократов успешно "ловится" часть российских чиновников и даже начинает заниматься "евролоббизмом" сомнительного свойства. Закрывая при этом глаза на политические последствия, в том числе для отношений Россия - Европейский союз.

В российском экономическом ведомстве, по всей видимости, не вполне понимают, что происходит сейчас в Европе. Европейский управленческий аппарат ослаблен, и делать ему такие подарки несвоевременно даже исходя из того, что нам таки придется строить с Европой стратегическое партнерство. А значит, нужно уже сейчас вести себя как уверенный и солидный партнер.

Аппетит приходит во время еды, и уступка в части авиационных отношений не станет последней. Некоторые в Брюсселе уже поговаривают о возможности повторной постановки вопроса о внутрироссийских ценах на нефть и газ, сокращении поддержки отечественного сельского хозяйства, и так в сотни раз уступающей по размерам аналогичным дотациям в Евросоюзе. Поэтому Россия - великая держава Европы на протяжении многих веков - не может соглашаться с ролью "мальчика для битья".

И в российской, и в европейской истории хорошо известно весьма циничное и опасное средство отвлечь внимание от собственных внутренних проблем: развязать "маленькую победоносную войну". Оно никогда не приводило к желаемому результату, только усугубляя трудности.

Караганов С. А.
2005 г.

Док. 263671
Опублик.: 02.11.06
Число обращений: 906

  • Караганов Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``