Пушков объяснил опасения из-за восстановления России в ПАСЕ
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Приоритетные национальные проекты: критика и критиканство Назад
Приоритетные национальные проекты: критика и критиканство
Привычка поругивать власть в крови у образованного русского человека. Сидит такой "интеллигент" дома на кухне, кушает наваристый борщ, посматривает телевизор и оттачивает на жене свой обличительный дар.
Это - бытовое критиканство. Оно неприятно, но привычно и не имеет, как правило, серьезных общественных последствий.
Другое дело - критиканство политическое, когда огульная критика властей всех уровней становится главным содержанием идеологии и практики крупных политических партий, представленных в Государственной Думе и претендующих на участие в направлении государством.
Общественная жизнь современной России изобилует примерами такого рода, но первое место в "рейтинге критиканов" неизменно занимает КПРФ.
Сегодня внимание российских СМИ привлечено к реализации Приоритетных национальных проектов (ПНП). Это закономерно, поскольку ПНП затрагивают жизненно важные интересы миллионов россиян и отражают общую тенденцию усиления социального направления в политике государства.
Как известно, идея выделения четырех приоритетных направлений в социально-экономическом развитии страны была сформулирована Президентом В. Путиным чуть более года назад, а практическая реализация ПНП началась в январе текущего года.
Первоначально было выделено четыре основных направления - приоритетных национальных проекта: "Образование", "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Позднее, к ПНП прировняли мероприятия, направленные на преодоление переживаемого Россией демографического кризиса.
Методологической основой всех без исключения ПНП стала идея выделения "точек роста" в соответствующих секторах народного хозяйства и их избирательная поддержка. Проект "Образование", например, вовсе не предполагает раздачи направо и налево бюджетных денег всем образовательным учреждениям без разбора. Такая практика была бы расточительна и контрпродуктивна. Приоритетный национальный проект "Образование" выделяет лишь несколько ключевых направлений в развитии отечественного образования и сосредотачивает именно на них внимание представителей власти всех уровней. Скажем, по направлению "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования" предполагается оказать государственную поддержку лишь тридцати вузам (на сумму двадцать миллиардов рублей) и 6 тысячам школ (на сумму шесть миллиардов рублей), активно внедряющим инновационные образовательные программы. Но эти вузы и школы будут отбираться по итогам всероссийского конкурса. Таким образом стимулируется внедрение передовых методов образования во всех вузах и школах страны.
Приоритетный национальный проект "Здоровье" включает в себя лишь два направления: "Развитие первичной медико-санитарной помощи" и "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью", но за этими направлениями, как нитка за иголкой, тянется вся система здравоохранения: профилактическая медицина, оснащение медицинских учреждений новейшим оборудованием, повышение квалификации врачей и другие мероприятия, повышающие уровень российского здравоохранения в целом.
То же самое можно сказать и о других ПНП: их следует рассматривать во-первых, как своего рода знак "Внимание!" для общества, указывающий, что именно эти секторы народного хозяйства будут развиваться наиболее интенсивно и, во-вторых, как "пилотные" проекты, на которых государство отрабатывает практические механизмы реализации новой социально-экономической стратегии.
Именно этого не понимают, вернее не хотят понимать, некоторые критики Приоритетных национальных проектов, в принципе отметающие саму их идеологию. И здесь в первых рядах, так водится, руководители КПРФ. Об их позиции можно судить по опубликованной в газете "Правда" в октябре сего года статье заместителя Председателя ЦК КПРФ Владимира Кашина "Блеф национального масштаба" с подзаголовком "Размышления о так называемых нацпроектах".
Как следует из названия, Приоритетные национальные проекты автор считает "примитивным блефом" и "шумной пиар-кампанией", приводя в подтверждение своих позиций массу цифр. На неосведомленного человека это статистическая лавина может произвести впечатление. Однако вдумчивый читатель должен заметить, что цифры-то эти лукавые, что называется "с двойным дном".
Главный тезис идеолога КПРФ - незначительность бюджетных средств, выделяемых на реализацию Приоритетных национальных проектов. Двести тридцать миллиардов рублей (8,6 миллиарда долларов) на 2007 год! "Это всего 4,2 % от расходной части бюджета" - возмущается автор. И начинает перечислять проблемы нашего образования, здравоохранения и АПК.
Проблем, действительно, предостаточно. Но ведь проект "Образование" (48,9 миллиарда рублей) не заменяет собой бюджетного финансирования сферы народного образования! На эти цели в бюджете будущего года предусматривается выделение 287,5 миллиарда рублей или 5,1 % всех федеральных расходов. Причем, без учета средств, выделяемых на эти же цели по линии межбюджетных отношений, то есть в виде дотаций субъектам федераций.
Аналогичная ситуация с проектом "Здоровье", на который планируется потратить 107,7 миллиарда рублей, а в целом федеральные расходы на здравоохранение составят в 2007 году 206,2 миллиарда рублей или 3,8 % всего бюджета.
Конечно, этого не достаточно. Состояния здравоохранения в России весьма плачевно, что драматическим образом сказывается на продолжительности и качестве жизни россиян. Но проблема имеет давнюю историю. Финансирование социальной сферы по остаточному принципу было характерно еще для советской плановой экономики, а в первые годы после распада СССР недофинансирование социалки приобрело катастрофический характер. Давайте обратимся к статистике, взяв в качестве характерного примера бюджетное финансирование образования и здравоохранения. При этом, поскольку курс российского рубля испытывал значительные колебания, рассматривать в качестве основного показателя будем процент расходов от всего бюджета выделяемый на ту или иную отрасль социальной сферы.
В 1994 году российский бюджет предусматривал выделение на образование 3,6% всех расходов, а на здравоохранения лишь 2%. Это притом, что бюджетный дефицит составлял 36%, то есть реальное финансирование было значительно ниже планового. Представление о том, как складывалась ситуация с финансированием образования и здравоохранения дает следующая таблица.

Год    Доля расходов на образование в расходной части бюджета     Доля расходов на здравоохранение в расходной части бюджета     Дефицит бюджета в % к расходной части
1995    3,6 %    1,7 %    29,5 %
1996    3,4 %    1,7 %    21 %
1997    3,5 %    2,1 %    18 %
1998    3,45 %    1,88 %    26,6 %
1999    3,5 %    1,6 %    17,6 %
2000    3,7 %    1,9 %    6,8 %
2001    4,1 %    1,8 %    0 %
2002    4,05 %    1,6 %    профицит
2003    4,2 %    1,7 %    профицит
2004    4,4 %    1,8 %    профицит
2005    5,1 %    2,8 %    профицит
2006    4,7 %    3,5 %    профицит
2007    5,1 %    3,8 %    профицит

Из приведенных данных со всей очевидностью видна тенденция к росту удельного веса федеральных расходов на образование и здравоохранение, особенно заметно проявившаяся в последние годы.
Подчеркну, что лишь с 2001 года российский бюджет стал сбалансированным, и, стало быть, реальным. До этого момента средства на социальную сферу выделялись по большей части лишь на бумаге, а на деле происходила тотальное разрушение всей социальной инфраструктуры.
Обращу внимание еще на одно обстоятельство: 2007 год во всех отношениях является рекордным по социальным расходам (именно благодаря Приоритетным национальным проектам).
Согласен, современная Россия делает лишь первые шаги по направлению к социальному государству. Но не заметить явную тенденцию может лишь заведомо необъективный наблюдатель.
Теперь несколько слов о том, как идет реализация Приоритетных национальных проектов. "Образование": в 2006 году в рамках проекта было проведено два конкурса: конкурс школ, внедряющих инновационные программы и конкурс лучших учителей. Победителями школьного конкурса были признаны три тысячи общеобразовательных школ и каждая из них получила по 1 миллиону рублей - деньги немалые, особенно для российской глубинки. Что касается конкурса лучших учителей, то в нем приняло участие 27 тысяч педагогов и 10 тысяч победителей получили по 100 тысяч рублей каждый!
"Здоровье": в целом по России средний уровень оплаты труда участковых врачей в 2006 году повысился в 2,2 раза, медицинских сестер - от 1,6 до 2,4 раза. Коэффициент совместительства, один из основных показателей качества работы врача, снизился с 1,6 до 1,4.
"Развития АПК": в рамках проекта уже заключено 1198 кредитных договоров на сумму более 107 миллиардов рублей. За 8 месяцев текущего года производство скота и птицы возросло на 4 %, производство молока увеличилось на 1,5 %.
"Доступное жилье": строительство жилья за 8 месяцев 2006 года возросло на 10,1 %. В рамках программы на развитие жилищно-коммунального хозяйства в 39 регионов уже направлено 508,6 миллиона рублей. Предоставлены субсидии в объеме 17,8 миллиарда рублей для 21200 семей на приобретение недвижимости, выпущено 22013 жилищных сертификатов.
Все эти факты говорят о том, что Приоритетные национальные проекты не остаются на бумаге, они уже приносят первые осязаемые плоды.
Конечно, проблем в их реализации более чем достаточно. Особенно это касается ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Не секрет, что, несмотря на все усилия Правительства, продолжается рост стоимости жилья, особенно в Столице и крупных городах. Медленнее чем ожидалось, развивается ипотека, с перебоями работает индустрия строительных материалов. Обидно, что предприниматели, к которым в значительной степени и обращены ПНП, пока еще довольно вяло реагируют на полученные от государства сигналы.
Все эти проблемы надо решать, причем решать совместными усилиями государства, бизнеса, всего общества.
Самой большой ошибкой, я бы сказал - национальной трагедией, был бы отказ от самой идеи Приоритетных национальных проектов и возврат к прежней политике бессистемного латания социально-экономических дыр. Напротив, представляется совершенно необходимым формирование новых ПНП в важнейших секторах народного хозяйства.
Например, появление нацпроекта "Наука", нацеленного в первую очередь на развитие прикладной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стало бы первым шагом в направлении к "экономике знаний", то есть к экономике высоких технологий и наукоемких производств.
Вот где колоссальное поле для приложения усилий многочисленных критиков действующих нацпроектов - разрабатывайте, обосновывайте, предлагайте! Ищите пути и способы совершенствования уже действующих нацпроектов, подключайтесь к их реализации, организуйте общественный мониторинг и контроль за работой чиновников, отвечающих за реализацию ПНП. Кстати говоря, для такой массовой организации как КПРФ, это вполне посильная задача.
Но не пытайтесь затоптать первые ростки новой социально-экономической политики, пробивающиеся сегодня в России. Не плюйте в колодец, самим же пригодится воды напиться!


1.11.2006г.

Илья Константинов.


Док. 263610
Опублик.: 01.11.06
Число обращений: 411

  • Константинов Илья Владиславович
  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``