В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
К 100-летию парламентаризма в России Назад
К 100-летию парламентаризма в России
Интервью Председателя Думы ЧАО Василия Николаевича Назаренко, которое он дал газете "Крайний Север"

- Василий Николаевич, начнем с небольшого экскурса в историю - с момента образования Первой Государственной думы, столетие которой будем отмечать, как первую веху зарождения парламентаризма в России. Обостряя вопрос, скажу - была единая страна, но стоило ввести институт Государственной Думы, как сразу же начались проблемы, имевшие трагические последствия для России: проиграли Первую мировую войну, страна вступила в фазу революций и в конечном итоге, Россия распалась. А, может, без парламентаризма этого и не произошло?

- Я не согласен с такой постановкой вопроса, будто парламентаризм в России начался с 1906 года. Его элементы известны с глубоких веков нашего государства и это нисколько не мешало стране прирастать и территориально, и набирать силу. Поэтому я думаю, парламентаризм надо рассматривать как очень тонкий и точный инструмент, которым должны владеть люди с ясным умом и чистыми руками. Что же касается тех событий, которые последовали за созданием в России Первой Государственной Думы, то я уверен, что появление ее было вызвано острейшей ситуацией, сложившейся внутри страны. На мой взгляд, причина этого в том, что к тому времени власть, прервав традиции нашего народа и став самодержавной, не сумела ею распорядиться во благо общества. Так что создание Первой Государственной Думы можно расценивать, как вызов общества, протест лучших умов того времени.

- А период советской власти как можно оценивать? Его можно отнести к парламентаризму?

- Думаю, условно можно. Эксперты относят Советы к нижнему уровню парламентаризма. Как известно, Советы всех уровней, за исключением Верховного Совета, не обладали законодательными функциями, они были только представительными органами, через которые общество влияло на развитие подконтрольных им территорий. Государственное управление тогда было многоступенчатым, и в определенной мере более демократичным, чем первые Государственные Думы, которые кое-кто пытается представить едва ли не эталоном парламентаризма.

Как бы ни относились к тому периоду, но нельзя отрицать того, что Советы в нашей жизни играли очень большую роль. Все, чем прирастали территории, а в целом и страна, как менялся уровень жизни людей, происходило под их влиянием. И думаю, совсем не случайно, частицы опыта тех лет использованы в 131-м законе, известном, как закон о местном самоуправлении. В какой-то мере нашлось ему применение и в нынешнем институте избрания высшего должностного лица территории через представление его Президентом о наделении его полномочиями и утверждение законодательным органом субъекта Федерации - тогда ведь председатели исполкомов всех уровней избирались депутатским корпусом.

- Хотя бы вкратце, тезисно, хочется затронуть вопрос становления Советской власти на Чукотке. Ее процессы здесь начались с "опозданием" больше, чем в 10 лет. На Ваш взгляд, почему? И с чего здесь начинался "парламентаризм" тех лет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо окунуться в историю. По учебникам истории мы знаем, что гражданская война на Дальнем Востоке на несколько лет длилась дольше, чем в остальных регионах страны. Чукотка тогда входила в состав Камчатской области. И только со взятием у японцев и белогвардейцев Владивостока, как последнего пункта Приморья, а это произошло 22 октября 1922 г., закончилась гражданская война на Дальнем Востоке. А 31 мая 1923 г. в приказе командующего Охотско-Камчатским краем отмечено, что в Анадырско-Чукотском районе закончена ликвидация банд.

Вот, по сути, только после этого и началось советское строительство. Не буду вдаваться в подробности, но хотел бы обратить внимание на как бы изначальную, отправную точку этого процесса. Начиналось все с изучения вопроса, для чего в 1924 г. ВЦИК создал специальный орган - Центральный Комитет содействия народностям северных окраин, а в 1925 г. при президиуме Дальревкома, а затем - Далькрайисполкома был образован Комитет Севера. И только после того, как было изучено положение малочисленных народностей Севера, Дальневосточный Комитет Севера разработал "Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР". Это положение явилось началом административно-судебного устройства малочисленных народов Севера: создавалась возможность для их вовлечения в политическую жизнь страны, приобщения их к советским формам государственности. Видите, насколько аккуратно и осторожно тогда подходили? Вторым этапом, наверное, следует считать постановление ВЦИК об организации национальных объединений в северных районах, принятое 10 декабря 1930 г. Согласно ему на Чукотке был образован национальный округ и 5 районов: Анадырский, Чукотский, Марковский, Чаунский, Восточно-Тундровский и Западно-Тундровский (через год он был передан Якутии). Вот с этого и началась активная фаза советизации - в районах были проведены выборы в Советы, в марте 1932 г. прошли районные съезды Советов, а в апреле - состоялся первый окружной съезд Советов.

- И с чего здесь начинался "парламентаризм" тех лет?

- Задачи перед органами власти, в том числе и представительными, на ту пору стояли сложнейшие: ликвидация неграмотности, создание письменности, организация системы образования, здравоохранения, развитие национального искусства, подготовка национальных кадров, экономика. За все происходившее на территории, были ответственны исполнительные и представительные органы, в которых были представлены практически все слои трудящихся и интеллигенции, что позволяло Совету быть в курсе всех слоев общества и влиять на дела.

- Насколько известно из учебников истории, в составах Первых Государственных Дум до 1917 г. также были представители всех сословий общества и различных народов и национальностей Империи. Можно ли понимать, что Советы в какой-то мере использовали опыт тех Дум, а вот в новейшей истории России эта преемственность оказалась прерванной - ведь, как известно, в нынешнем составе Государственной Думы нет ни рабочих, ни крестьян?

- Фактически, так и есть. Но в этом я не вижу трагедии - задачи, стоящие перед высшим законодательным органом страны, в корне отличаются. Сейчас надо не ПРЕДСТАВЛЯТЬ, а заниматься ЗАКОНОТВОРЧЕСТВОМ. Думаю, Америки не открою, если скажу, что вникнуть в законотворческий процесс легче тому, кто имеет высшее, а может, и не одно, образование. Кстати, это же я вижу и на практике Думы Чукотского автономного округа. Я хорошо знаю, как работали депутаты раньше, и вижу, насколько возрос потенциал нынешнего ее состава, хотя 12 депутатов, естественно, не могут представлять слои всего социума Чукотки. Но вместе с тем, уверяю, что никто, никакая категория жителей не будет при этом забыта. На это нацелены планы работы Думы, в этом видят главный смысл своей деятельности депутаты.

- Хотел бы затронуть вопрос взаимоотношения парламентов с исполнительной властью. Первая Госдума просуществовала всего 72 дня, после чего Николай II распустил ее. Та же участь постигла и вторую Думу. Мы помним трагедию октября 1993 г. На Ваш взгляд, что лежит в основе этих конфликтов? И второй вопрос - как складывались и как можно оценить отношения двух ветвей власти Чукотского автономного округа?

- Если коротко ответить на первый вопрос, то, по-моему, в основе конфликтов всегда находилось стремление и желание исполнительной власти править единолично и, главное, бесконтрольно. В определенные периоды, требующие концентрации власти в одни руках, наверное, это оправдано. Скажем, когда нависает опасность над страной. В остальных же, скорее всего, - это свидетельство неумелого обращения с таким тонким инструментом, каким является парламентаризм. Отсюда роспуски и даже расстрелы собственного парламента, как это произошло в 1993 г. Как мы помним, тогда в стране менялся общественный строй - исполнительная власть вела ее к капитализму, а съезд народных депутатов и Верховный Совет пытались ее удержать в социализме. Вот Боливар и не вынес двоих...

Что же касается взаимоотношения двух ветвей власти в округе, то в те же 90-е годы здесь, как и во всей стране, тоже были осложнения. Конфронтация была делом привычным и обыденным. В марте 1992 г., например, дело доходило до вынесения недоверия, до "импичмента" председателю окрисполкома. Но все же, несмотря на противоборство, и Совет, и предисполкома по принципиальным вопросам выступали вместе. Благодаря их совместным усилиям в 1992 г. Чукотке удалось выйти из состава Магаданской области и стать самостоятельным субъектом РФ - это очень большое достижение. А вот "дотянуть" Чукотку до статуса автономной республики, которая была провозглашена на II сессии XXI созыва окружного Совета в 1990 г., не удалось.

Но, начиная с 1994 г., после избрания Думы Чукотского автономного округа первого созыва, функции которой из представительных (в Советах) поменялись на законодательные, конфликтное поле существенно уменьшилось. Сейчас же мы работаем с исполнительными органами автономного округа в тесном контакте, при полном взаимопонимании. Задачи-то у нас одни, просто разные способы и методы их решения. Каждая из ветвей власти знает и понимает, что мы сообща работаем в интересах жителей территории.

- И последний вопрос. Со всевозможными оговорками можно утверждать, что парламентаризму в России исполняется 100 лет. А что дальше?

- Я верю, что России без парламентаризма уже не обойтись. Обратите внимание на такие институты, как общественные организации, а в местах компактного проживания малочисленных народов, как и у нас на Чукотке, - родовые общины и национальные общины. Они ведь тоже свидетельствуют о стремлении людей влиять на процессы, то ли глобального, то ли локального характера. Думаю, что это все производное парламентаризма, столетие которого будем отмечать. А в перспективе, мне кажется, могут несколько меняться полномочия ветвей власти, часть их от исполнительной может перейти к законодательной, что должно способствовать повышению эффективности работы первой, ведь не для кого не секрет, что это запрос не только сегодняшнего времени. Вообще, по моему мнению, парламентаризм в нашей стране должен явиться катализатором становления гражданского общества, без чего невозможно построить нормальное демократическое государство. Но, повторяю, парламентаризм - это тонкий инструмент, с которым должны работать люди с ясным умом.

12.04.06
http://dumachao.anadyr.ru/


Док. 263585
Опублик.: 01.11.06
Число обращений: 566

  • Назаренко Василий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``