В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Макеев, член Общественной палаты Российской Федерации: Шанс от Президента Назад
Анатолий Макеев, член Общественной палаты Российской Федерации: Шанс от Президента
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ в нашей редакции побывал член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель председателя областного движения "За возрождение Урала", почетный гражданин Магнитогорска Анатолий МАКЕЕВ.

Человек этот, чья трудовая биография связана с металлургическим комбинатом и метизно-металлургическим заводом, прекрасно знаком магнитогорцам. Не случайно он неоднократно избирался депутатом различного уровня. В 1983-1993 гг. был депутатом городского и районного Советов народных депутатов, в 1990-1993 гг. - народным депутатом РСФСР, в 1997-2000 гг. - заместителем председателя городского Собрания. В состав Общественной палаты России Анатолий Макеев включен в декабре минувшего года.

- Анатолий Иванович, как вы расцениваете избрание в Общественную палату России?

- Прежде всего, как еще одну возможность поработать на людей - и не только нашей области, но и всей России - по ряду проблем, которые в срочном порядке нужно решать. Основное предназначение Общественной палаты - услышать, о чем говорит народ, проанализировать этот голос, а потом довести его до сведения президента и соответствующих органов федеральной власти. Общественная палата - задумка лично Владимира Путина. Он действительно хочет знать истинную ситуацию в стране.

- С какой периодичностью происходят заседания ОП?

- Согласно регламенту, члены Общественной палаты собираются на пленарное заседание раз в полгода. А заседания комиссий, которых у нас 17, проходят ежемесячно. Но и в перерывах между заседаниями работа не останавливается. Нам рассылают документы, мы их анализируем и по электронной почте сообщаем свое мнение и задаем вопросы.

- Не кажется ли вам, что Общественная палата рискует превратиться в место для "выпускания пара"?

- Такое может случиться. Общественная палата - не первый подобный орган, созданный в стране за последние 15 лет. Очень бы не хотелось, чтобы ему была уготована судьба всех предшествующих общественных институтов, которые бесславно почили в бозе. Многое зависит от тех, кто вошел в состав Общественной палаты, что это за люди - все 126 человек, интересы каких слоев они представляют. Судя по первому пленарному заседанию и по заседанию комиссии по вопросам развития гражданского общества и участию общественности в реализации национальных проектов, членом которой я являюсь, большинство из тех, кто вошел в состав Общественной палаты, - очень серьезные думающие люди, которые пришли не зарабатывать себе имя, а действительно решать проблемы. Но есть и такие, кто вошел в комиссии с одной целью - провести через них, а потом через пленарные заседания узкие корпоративные вопросы.

- То есть лоббирование существует и в ОП?

- Лоббирование есть везде. Но наша задача - не повторить ошибок, которые допустили предшественники, и все-таки постараться оправдать доверие. Все мы прекрасно понимаем, что лимит доверия для Общественной палаты невелик. Сейчас к нам идет много писем и предложений, и если они будут повисать в воздухе, разочарование наступит очень скоро. К счастью, люди правильно поняли предназначение палаты и высказывают иногда неожиданные, нестандартные мысли. Практически в каждом предложении есть рациональное зерно. Но в то же время хотел бы сказать, что возлагать надежды только на деятельность Общественной палаты было бы неверным. Практика показывает, что к нам часто приходят люди, побывавшие во всех инстанциях, и мы для них - последняя надежда. В большинстве своем их вопросы просто не решаемы. Мы сожалеем, но помочь ничем не можем.

- Как, на ваш взгляд, Общественная палата может влиять на реализацию национальных проектов?

- Я бы по-другому сформулировал вопрос. Члены Общественной палаты да и всех других общественных организаций, которые находятся в городах, районах, областях, уже поняли, что впервые за несколько десятилетий власть в лице президента, правительства поворачивается лицом к тем слоям населения, которые мы называем социально необеспеченными. Вот эти четыре национальных проекта - что они могут дать людям обеспеченным?

- Ничего...

- Вот именно - ничего. Потому, что у них все есть! Лекарства они купят любые и по любым ценам. Проблема жилья перед ними не стоит. Их дети обучаются в престижных учебных заведениях, в том числе и зарубежных. Проблемы сельского хозяйства их не волнуют. То есть, эти люди от реализации национальных проектов практически ничего не получают. Четыре национальных проекта, по сути, адресованы именно социально незащищенным слоям. Это первый и очень заметный шаг президента и его команды в этом направлении. Наконец-то власть посмотрела в сторону тех, кого большинство в нашей стране! И второй немаловажный шаг (я думаю, на это обратили внимание не только политологи, но и те, кто внимательно следит за развитием общественной ситуации) - кому поручают контроль за реализацией национальных проектов! Президент обращается к Общественной палате, общественным организациям областей, городов, районов: создайте свои общественные советы по контролю за ходом реализации этих проектов. То есть предлагается организовать контроль за чиновниками, не дать им возможности закатать в клубок все эти проблемы и выбросить, как уже бывало не раз. Более того, президент, по сути, предлагает: если мы где-то ошиблись в планах реализации национальных проектов, вносите коррективы. Это серьезный политический шаг - не заметить его могут только не желающие видеть.

- А что в результате?

- А вы посмотрите. Практически в каждой области создан или создается общественный совет. И у нас буквально на днях будет подписан документ, согласно которому я возглавлю областной общественный совет по контролю за ходом реализации национальных проектов. Причем, что очень важно, "вырисовывается" вертикаль общественных формирований - от общероссийского уровня до федеральных округов и субъектов Федерации. Я в Общественной палате вхожу в состав комиссии, "курирующей" национальные проекты, являюсь членом такой же комиссии в Уральском федеральном округе, а теперь возглавлю еще областной совет. Вертикаль замыкается! И дело здесь не в Макееве, а в том, что власть последовательно выстраивает систему общественного контроля за ходом реализации национальных проектов.

Если сейчас общественные формирования упустят шанс, когда им доверено фактически управлять государством в этом направлении, тогда и все национальные проекты ждет незавидная судьба. Самое главное опасение, которые мы слышим от людей: не заболтать эти проекты, не превратить их в очередную кампанию.

- Как я понял, вы намерены представлять в Общественной палате интересы самых обездоленных?

- Конечно! Ведь именно эти люди обращаются ко мне. Еще ни один обеспеченный человек не пришел со своими проблемами. Зато есть случаи, когда приходят люди, имеющие средства, и предлагают собственные деньги для решения какой-то проблемы в рамках национального проекта. Это и приобретение оборудования для родильного дома, и формирование какого-то класса в какой-то школе, и ремонт в какой-то поликлинике...

- То есть появляются внебюджетные источники для финансирования национальных проектов?

- Совершенно верно. И появляются они за счет обеспеченных людей, которые прониклись государственными интересами. Это надо только поощрять. Но есть, к сожалению, и примеры другого рода. Бывает, что приобретается медицинское оборудование, а устанавливать его некуда: здание не готово. Практически происходит омертвление денег, предназначенных для реализации национального проекта. Задача общественных формирований как раз и заключается в том, чтобы не допустить таких несостыковок, а также не допустить ситуаций, когда целевым назначением направленные средства местные власти могли бы использовать по своему усмотрению. Руководители некоторых городов, похоже, еще не разобрались в сути дела. Они считают, что им должны все дать, они же будут лишь выполнять предписание. Смысл национальных проектов в другом - государство дает толчок, который должны поддержать руководители федеральных округов, субъектов Федерации, городов и районов. Если такая вертикаль будет действовать, то за два года, отведенные на реализацию национальных проектов, многое удастся сделать.

Еще один отрадный факт: президент и его команда начали всерьез контролировать задуманное. Создан президентский совет по контролю за ходом реализации национальных проектов - кстати, наш губернатор Петр Сумин вошел в состав этого совета. Министры и другие руководители, ответственные за реализацию проектов, едут на места и там внимательно выслушивают всех тех, кто непосредственно занят реализацией. Буквально в минувшую субботу в Челябинске состоялся своеобразный телемост, который вели министр образования и науки Андрей Фурсенко и полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Состоялся откровенный разговор с представителями всех шести областей нашего УрФО. Речь, правда, шла об одном направлении - о внедрении национального проекта "Образование". По поведению самого Фурсенко было заметно, что некоторые вопросы были для него совершенно неожиданными. Он очень старательно их записал и поблагодарил за информацию.

- Говорят, что некоторые министры уже недовольны появлением Общественной палаты...

Я думаю, не только министры недовольны. Ведь появился реальный общественный контроль, который обуздать каким-то приказом очень трудно. За всеми общественными формированиями теперь стоит поддерживаемая президентом Общественная палата, деятельность которой, к тому же, определяется федеральным законом. Хотя решения всех общественных органов носят рекомендательный характер, в федеральном законе об Общественной палате сказано, что эти решения обязаны рассмотреть все структуры, которым они предоставлены. Просто так от общественных формирований уже не отмахнешься.

Пользуясь случаем, хотел бы через "Магнитогорский металл" призвать все общественные формирования, которые есть в городе, держать с нами связь. Главное для нас - получить исчерпывающую, достоверную, из первых рук информацию, позволяющую оценить состояние дел на местах. Многие вопросы нужно решать сообща, поэтому, я думаю, мы могли бы быть очень полезными друг другу.

Беседовал Владислав РЫБАЧЕНКО.


http://www.mmgazeta.ru/






Док. 263571
Опублик.: 31.10.06
Число обращений: 913

  • Макеев Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``