В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава Антимонопольной службы России И. Артемьев. Начинается охота на крупный бизнес Назад
Глава Антимонопольной службы России И. Артемьев. Начинается охота на крупный бизнес
НА ЭТОЙ неделе вступает в силу новый закон "О защите конкуренции". Монополистов - сотовые компании, делающие бесплатные входящие платными, строительные, вздувающие цены на жильё, бензиновых королей - наконец-то можно будет взять за горло. Удастся ли? Это корреспондент "АиФ" пытался выяснить в беседе с главой ФАС Игорем АРТЕМЬЕВЫМ.

- ВЫ ЗАКОНЧИЛИ разбираться с тремя крупнейшими сотовыми операторами - МТС, "Билайном" и "МегаФоном". Окончательно установили, что это были согласованные действия - при расчётах друг с другом они использовали один тариф, а при расчётах с более мелкими операторами - на 15% выше. Удастся ли применить к нарушителям санкции по новому закону?

- Надо отметить, что компания "Вымпелком" после наших замечаний сама вышла из этих договорённостей. В самый последний момент МТС тоже объявила, что учтёт наши рекомендации. От "МегаФона" пока не последовало никакой реакции. В ближайшее время они получат от нас предписание устранить нарушение. Дальше начнётся длинная череда судебных процессов. Но мы будем стоять до конца.

- Операторы буквально плюнули в душу потребителям и законодателям: пошли на всевозможные хитрости, чтобы после введения бесплатных входящих не только не потерять, но ещё и заработать: в частности, повысили плату за первую минуту разговора, ввели внутренний курс у. е.

- Пока мы взялись только за межоператорский расчёт. Это ниточка, за которую можно вытащить всё остальное. Во-первых, это дело более перспективное - здесь больше юридических доказательств нарушения антимонопольного законодательства. Во-вторых, оно в большей степени отражается на кошельке абонентов. Ведь как маленькие региональные операторы конкурируют с большими? Звонки у них дешевле примерно на 15-20%. А дополнительные 15 копеек, которые отнимают у них крупные компании, сводят эту разницу до нуля. Крупные тем самым заставляют мелких поднимать тарифы. Те банкротятся, и их скупают по дешёвке. Происходит монополизация. Поэтому, если мы выиграем это дело, возможно, операторы сами откажутся от всех этих плат за соединение и первые минуты.

Когда же бензин подешевеет?
- НАМ обещали, что, когда мировые цены на нефть упадут, сезон отпусков и уборки закончится, бензин должен подешеветь. Пока мы этого не заметили. Вас не беспокоит такое положение?

- Естественно, беспокоит. Мы тоже выжидаем, когда же нефтяные компании в связи с этими объективными обстоятельствами снизят цены. По законам экономики они должны это сделать. Если этого не произойдёт, мы начнём расследование.

Могу отметить, что дела, которые мы выиграли у нефтяных компаний, не прошли даром. Я слышал, как их руководители жаловались премьер-министру, что ФАС замучила их исками. Мол, нефтяникам приходится тратить большие деньги на юристов, и всё равно они проигрывают дела. И это правда. Мы не переоцениваем наши возможности, но около десятка судебных дел, которые мы выиграли за последние несколько лет, имеют свой эффект. Плюс правительство продемонстрировало свою волю и внесло вопрос о значительном повышении штрафов за такие нарушения на рассмотрение Госдумы. Всё это будет, как мне кажется, сдерживать рост цен.

Цены на жильё "подогревают" чиновники
- ГОД назад во время нашей встречи мы обсуждали цены на жильё, монополизм в строительстве. Тогда в разгаре было дело "Евроцемента", который, пользуясь своим монопольным положением, постоянно повышал цены.

- Мы считаем, что цель, которую мы преследовали в деле "Евроцемента", достигнута. Компания (кроме того, что заплатила штраф) держала в течение года и сейчас продолжает держать цену ниже, чем у конкурентов. Но цемент в стоимости строительства занимает всего от 5 до 8%. Так что его "вклад" в рост цен не самый большой.

Дело, скорее, в другом - в распределении участков под застройку. Совершенно очевидно, что во многих случаях имеет место сговор недобросовестных чиновников и отдельных компаний. Пожалуй, сегодня это главное, что способствует повышению цен на жильё. Представьте, что на рынке работают 2 тысячи компаний, а землю получают всего 5.

Строители сами оправдывают высокую цену квадратного метра тем, что они вынуждены платить коррумпированным чиновникам за многочисленные согласования. Это выливается в многомиллионные траты.

Ещё одна проблема - компании набирают побольше земельных участков, придерживают их, поскольку земля очень быстро дорожает. За счёт земли на рынке растёт цена самих этих компаний. Потом они подороже продают свои акции. А строят многие, откровенно говоря, тяп-ляп.

Прокуратура возбудила уже около 200 дел, у нас в производстве ещё порядка 400. Единственным принципом распределения земли под жилищную застройку должен стать аукцион. Я верю, что так и будет.

- С одной стороны, вы боретесь с монополизмом. А с другой - в стране происходят объединения и слияния, которые приводят к созданию новых монополий. Взять хотя бы "Газпром", полностью контролирующий газ и стремящийся теперь заполучить нефть. Или слияние "Русского алюминия" и "СУАЛа". Может быть, скоро отомрёт понятие "сговора", потому что не с кем будет сговариваться?

- Российский бизнес сегодня активно интегрируется в мировой. Это помогает нашей экономике конкурировать с западной. Но существует разумное соотношение между внутренней конкуренцией и внешней конкурентоспособностью. Самый трудный для нас вопрос - нащупать это соотношение. Например, будут сливаться такие крупные компании, как "РУСАЛ" и "СУАЛ". Понятно, что эта сделка увеличивает конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке. Но при этом завтра на внутреннем рынке возникнет монополия. Как совместить плюс с большим минусом?

Приведу пример. Не так давно мы разрешили сделку по поглощению Новолипецким меткомбинатом завода по производству трансформаторов "ВИЗ-Сталь". Они доказали, что в результате слияния трансформаторы, которые они производят, будут потреблять меньше энергии на 20-25%. При этом цена останется прежней. Если есть такой плюс, можно давать разрешение.

Что касается "Газпрома", то надо признать: участие государства в экономике действительно увеличивается. Скажем, тот же "Газпром" полностью ликвидировал всю конкуренцию.

Есть и другая проблема. Мы с вами обсуждаем, можно ли сливаться двум металлургическим компаниям. А я задам встречный вопрос: можно ли в одних руках объединить все лицензии на разработку металла, газа или нефти? Сегодня закон "О недрах" не регулирует этот вопрос, и в результате сложилась ситуация, когда одно-два физических лица владеют правами на разработку всего разведанного ресурса в России. Мне кажется, что должно быть чётко прописано: если в руках одной компании находится больше 50% разведанных месторождений, до конкурса на разработку новых месторождений она не допускается.

- А как вы оцениваете ситуацию с рекламой? Стало ли лучше после вступления в силу нового закона "О рекламе"?

- Об этом судить должен потребитель. Сегодня вы уже не увидите рекламу так называемых "зонтичных брендов", когда под видом воды или конфет рекламируют водку. Удалось "зачистить" рекламу лекарственных препаратов и биоактивных добавок. Сейчас в Госдуму внесена новая поправка в отношении наружной рекламы: будет запрещено владеть более чем 25% площадей по наружной рекламе. Это приведёт к демонополизации рынка. Поэтому цены на рекламу не должны будут так быстро увеличиваться, если только в этом не будет "виновен" реальный спрос. А ведь они влияют на цену товара!

Впрочем, подобные ограничения должны быть и в других областях. Скажем, мы внесли в правительство поправки, чтобы компаниям, имеющим более 50% бензоколонок в регионе, для строительства новых землю не выделяли, а выделяли их конкурентам. Многие наши инициативы сейчас обсуждаются в правительстве.

Вообще, мне кажется, рынок должен быть доволен. Ведь сейчас ФАС "освободила от себя" 90% всего бизнеса. Малый и средний бизнес не должен никак перед нами отчитываться. И я как руководитель горжусь этим. Обычно чиновники радуются, когда получают дополнительные полномочия. Мы же хотели, чтобы произошло усиление наших позиций именно в отношении 10% крупного бизнеса. И теперь мы все ресурсы сконцентрируем на нём.




Максим ЧИЖОВ

Фото Олега ДЬЯЧЕНКО


1997-2006 ЗАО "Аргументы и Факты"


Док. 263232
Опублик.: 25.10.06
Число обращений: 733

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``