В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Григорьев: В закромах государства российского Назад
Александр Григорьев: В закромах государства российского
В октябре с. г. исполняется 75 лет со дня создания в СССР системы государственного резерва, наследником которой в наши дни стало Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв). Шеф-редактор информационного агентства "ФК-Новости" Владимир Большаков взял эксклюзивное интервью у руководителя Росрезерва Александра Григорьева.

В. Б.: Александр Андреевич, какова сегодня функция Росрезерва?

А. Г.: Государственный материальный резерв - это особый общероссийский запас материальных ценностей, предназначенных для особых обстоятельств, чрезвычайных и кризисных ситуаций: от стихийных бедствий и техногенных катастроф, сбоев в экономике до отражения агрессии. В этих особых обстоятельствах прежде всего требуется обеспечить выживание людей - дать им продовольствие, питьевую воду, хотя бы временный кров, тепло, свет, медицинские средства. Стратегическим отраслям промышленности, транспорту, коммунальному хозяйству и аграрному сектору необходимые энергоносители, сырье и материалы. Одновременно нужно снабдить строительными материалами и техникой восстанавливаемые объекты инфраструктуры, жилья. Все это - обязанность государства.

Государственный материальный резерв Российской Федерации стал универсальным инструментом руководства страны для преодоления ресурсных ограничений в критических условиях, стабилизирующим фактором в экономике, важным компонентом системы обеспечения национальной безопасности.

Потенциал системы значителен и позволяет решать стратегические задачи. Одного продовольствия запасено на 90 дней для всего населения страны.

В. Б.: После развала Советского Союза многое было разрушено, а вот государственный резерв сохранился. Как это удалось?

А. Г.: Это действительно было трудно. Только один факт: с 1992 по 2003 год государственное, бюджетное финансирование государственного же резерва практически отсутствовало. Но и в переломные 90-е годы Госрезерв выполнил свое предназначение, способствуя стабилизации экономической и социально-политической ситуации. В этот период он был одним из немногих надежных источников поставки продовольствия, сырья, топлива и материалов. Население получало из Госрезерва сотни тысяч тонн сахара, мяса, масла, пищевых консервов и другого продовольствия, что покрывало жизненные потребности многих, особенно дотационных регионов на 50 и более процентов.

Попробуем разобраться в причинах жизнестойкости системы Госрезерва.

Система всегда была одной из наиболее закрытых структур. О реальном содержимом "закромов Родины" полную информацию имел возможность получать весьма ограниченный круг в высшем руководстве страны. "Разрушители" же, возможно, просто не успели разобраться, ведь перед ними были более очевидные и поэтому более интересные объекты.

Но не закрытость - основная причина. Главное - люди, работники системы государственного резерва, их патриотизм, воспитанное десятилетиями сознание принадлежности к уникальной отрасли народного хозяйства. За пять лет руководства Росрезервом у меня сложилось впечатление, что для большинства "резервистов" важна не любая работа за деньги, а служение Отчизне. Отсюда и ответственность, и преданность своему делу, и сохранность запасов.

В. Б.: Какова сегодня роль Росрезерва в государстве Российском?

А. Г.: Состояние государственного материального резерва во многом определяет устойчивость государства к экономическим, социальным и политическим потрясениям, природным катаклизмам, а также его способность организовать надежную оборону. Сегодня, когда сложно прогнозировать будущие вызовы и угрозы, значение государственного материального резерва и его системы существенно возрастает.

В. Б.: Можно ли сегодня сказать, что Росрезерв обеспечен всем необходимым для поддержания боеготовности?

А. Г.: Росрезерв живет так же, как и вся Россия. Мы перешли от выживания к возрождению.

Система не только выстояла, но и без структурной ломки вписалась в новые экономические отношения, став важным субъектом российского рынка. Опираясь на собственные возможности, с 2004 года приступила к модернизации материально-технической базы - основы существования и будущего развития. Мы чувствуем не только заботу, но и доверие руководства государства. Сегодня опережающими, по сравнению со многими другими отраслями, темпами растут бюджетное финансирование, объемы хранения, капитальное строительство. По мере развития и совершенствования системы мы все в большей степени будем отвечать требованиям к государственному материальному резерву, к его готовности в полной мере решать поставленные задачи.

В.Б.: Поговорим о том, что ближе всего нашим читателям. Система государственного материального резерва является субъектом рынка, а логика рыночных отношений требует прозрачности ее деятельности. Но Федеральным законом "О государственном материальном резерве" установлено, что "сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной, разглашение которой влечет за собой ответственность в установленном законом порядке". Как разрешается это противоречие Росрезервом?

А.Г.: Мы полагаем, что "прозрачность" нужна как мера по недопущению злоупотреблений. В настоящее время все операции с материальными ценностями и финансовыми средствами в системе государственного резерва осуществляются путем проведения конкурсного отбора поставщиков и покупателей с соблюдением требований, установленных законом "О государственной тайне". В конкурсах участвуют только те поставщики и покупатели, которые имеют лицензию ФСБ России на допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Образована и действует Конкурсная комиссия по проведению конкурсов на размещение заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, выполнение работ и оказание услуг для нужд Росрезерва. В ее состав вошли представители Минэкономразвития РФ, других заинтересованных ведомств, что позволило исключить келейность в принятии решений. Образована и аналогичная Конкурсная комиссия по проведению отбора покупателей материальных ценностей, выпускаемых из государственного и мобилизационного резервов.

В соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" начальная стоимость товаров, выпускаемых из Госрезерва, устанавливается на основе оценки, проводимой независимыми оценщиками. Их отбор производится также на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Минэкономразвития РФ в своих сводных данных за девять месяцев 2005 года - более поздних пока не опубликовано - показывает, что в этот период Росрезервом проведено 152 конкурса и операций других видов по закупкам, экономия от проведения которых составила 31,6 процента. По этому показателю Росрезерв превосходит абсолютное большинство других федеральных органов государственной власти.

До 2002 года Росрезерв проверял подведомственные учреждения и, самое главное, пункты ответственного хранения мобзапасов в основном самостоятельно. При вскрытии хищений и самовольного расходования материальных средств информация направлялась в органы следствия и прокуратуру. Анализ ситуации показал, что для надежного предотвращения правонарушений такая организация работы недостаточна. Поэтому с 2002 года по инициативе Росрезерва введен механизм взаимодействия с ФСБ России, МВД России и органами прокуратуры.

В.Б: Насколько эффективным оказался этот механизм?

А.Г.: В результате совместной работы за истекшие пять лет удалось в значительной степени сократить как в количественном, так и стоимостном выражении хищения и самовольное расходование материальных ценностей мобилизационного резерва. Так, количество хищений уменьшилось в 6,15 раза, а в стоимостном выражении - в 7,7 раза. Количество случаев самовольного расходования запасов мобрезерва за этот же период снизилось в 2,4 раза, а в стоимостном выражении - в 4,9 раза.

Прошу учитывать, что эти цифры относятся только к мобилизационному резерву, который хранится в сторонних по отношению к Росрезерву организациях. Сохранность запасов государственного резерва, размещенных на комбинатах системы госрезерва, надежно обеспечивается собственной ведомственной охраной, Внутренними войсками МВД России, специальным охранным оборудованием, системой организационных мер, мер контроля и учета. За все годы случаев хищений здесь практически не было.

В.Б.: Вы довольны этими результатами?

А.Г.: Статистика показывает существенный успех в борьбе с посягательствами на материальные ценности мобилизационного резерва. Но анализ обстановки дал основания полагать, что этого недостаточно. Мы пришли к выводу о необходимости в нынешних условиях интеграции усилий Росрезерва не только с органами безопасности, правоохранительными органами и прокуратурой, но и органами финансового контроля.

Наши предложения были доложены на совещании в Совете безопасности, проходившем под председательством Президента Российской Федерации, и одобрены.

17 мая 2006 года состоялось межведомственное совещание по предотвращению правонарушений в сфере государственного материального резерва, в котором приняли участие представители Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Аппарата Правительства РФ, ФСБ, МВД, Минэкономразвития, Федеральной налоговой службы, Служба финансово-бюджетного контроля Минфина.

В результате начато создание комплексного, многофункционального, четкого и более эффективного механизма практического взаимодействия Росрезерва с прокуратурой, , правоохранительными органами, органами финансового контроля и безопасности. Кроме того, вновь увеличивается "прозрачность" системы государственного резерва для контролирующих органов.


"ФК-НОВОСТИ" - www.fcinfo.ru



МОСКВА, 16 октября 2006 /"ФК-Новости"/.




Док. 263178
Опублик.: 24.10.06
Число обращений: 681

  • Григорьев Александр Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``