В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир ПЛОТНИКОВ: Земля - начало всех начал Назад
Владимир ПЛОТНИКОВ: Земля - начало всех начал
О проблемах вечного для России земельного вопроса идет речь в актуальном интервью депутата Государственной думы, Председателя Аграрной партии России, Президента АККОР Владимира ПЛОТНИКОВА.

- Владимир Николаевич, начнем с главного и прямого вопроса: Ваше отношение к купле-продаже земли в России?

- Рыночной экономике трудно оградить землю от рыночного оборота. Суть проблемы в другом - на каких условиях земля становится товаром? Особенность земли, ее отличие в том, что она не просто средство производства, не просто объект приложения человеческого труда. Земля - основа государственности, потому что без территории, без земли не может быть государства. Она основа экономики - ведь промышленные предприятия не только находятся на земле, но и перерабатывают то, что рождает земля или находится в ее недрах. Основа культуры и нравственности - потому что духовность человека, народа, нации формируется жизнью на земле. Основа патриотизма и гражданственности - потому что отношение к родной земле является мерилом чувств к своему Отечеству.

Именно поэтому земля - начало всех начал. А потому недопустимо осквернять и опошлять понятие "земля" голым прагматизмом и чистоганом. Недопустимо, чтобы земля стала рядовым товаром, средством наживы и махинаций.

Отсюда вывод. Абсолютно свободного, стихийного рынка земли не может быть. Кстати, его нет нигде в мире. Не должно быть и у нас в России. Особый характер земли требует, чтобы сфера земельных отношений непременно регулировалась государством. Оно должно ввести четкие правила, кому продавать и на каких условиях. Назову важнейшие из них:

Первое. Строгий контроль со стороны государства за целевым и рациональном использованием земель. Сельхозугодья должны использоваться для производства продовольствия.

Второе. Преимущественный доступ к рынку земли тех, кто в наибольшей степени заинтересован в ее возделывании, то есть сельским товаропроизводителям, крестьянам. Выставляется земля на торги - именно они должны иметь приоритетное право на ее приобретение.

Третье. Право на покупку земли должен иметь только тот, кто располагает специальным сельскохозяйственным образованием. То есть надо ввести своего рода профессиональный ценз. Кстати, в отношении ряда профессий такая практика в нашей стране узаконена. Так, в школах могут работать только люди с педагогическим образованием, в здравоохранении - только с медицинским, в адвокатских конторах - с юридическим и т.д.

Четвертое. Необходимо ввести также ограничение на максимальный размер земли, которая может находиться в собственности. Это - вопрос на усмотрение регионов, ведь условия везде разные.

- Как реализуется земельное законодательство Российской Федерации? Достигаются ли поставленные цели, помогает ли оно решить различные проблемы землепользования?

- Надо прямо сказать, что в нынешнем виде земельное законодательство далеко от совершенства. Оно не регламентирует рынок земли, и об этом только что шла речь.

Остановлюсь на еще одной, просто кричащей проблеме - проблеме обезземеливания крестьянства. Закон обязан закрепить права крестьян на землю и тем самым остановить этот взрывоопасный процесс.

Прежде всего необходимо навести порядок с земельными долями. Сегодня в перерегистрации паев царит полная неразбериха. Еще больше неразберихи с выделением земельного участка в натуре, как того требует закон. А где неразбериха, там произвол сильного, злоупотребления, махинации.

Считаю, что в неотложном порядке необходимо осуществить ряд мер:

Первое. Продлить срок действия закона о перерегистрации паев дополнительно на 2 года. Ведь ясно, что даже государственные органы просто физически не способны уложиться в отведенные сроки.

Второе. Упростить процедуру оформления права собственности на земельные паи.

Третье. Государству взять на себя все расходы по оформлению собственности на земельные паи. Первоначально государство брало на себя такое обязательство, но затем отказалось. Так не должно быть.

Государство обязано привести паевую проблему в некую систему. Иначе как пайщики могут стать участниками земельного рынка, к которому нас зовут?

Государство должно стать во главе этого процесса. Думаю, что настало время учредить Государственный земельный банк, который призван стать историческим преемником дореволюционного Крестьянского банка. Как только паевые собственники получат на руки документы о цене их участков, у каждого будет две возможности: либо избавиться от этой собственности, либо участвовать в инвестировании сельского хозяйства, став пайщиками этого банка. И только этот банк должен быть наделен правом проводить скупку и перепродажу земель и выдавать ссуды под залог участков.

- Известны ли Вам случаи афер с земельными паями, в результате которых крестьяне теряют свои исконные земли? Как избежать подобных ситуаций?

- Сферы и махинации с земельными паями, к сожалению, вовсе не единичные случаи. Для захвата крестьянских земель разного рода проходимцы и дельцы используют широкий арсенал средств и возможностей. От примитивного силового давления и угроз физической расправы до хитроумных финансово-экономических схем и юридических комбинаций.

Надо прямо сказать - ныне сфера земельных отношений стала одной из самых криминогенных зон. Типичные приемы - умышленное разорение крестьян, искусственные банкротства хозяйств. А далее - лишение крестьян их земельных паев.

Как результат, во многих регионах обезземеливание крестьян приобрело широкие масштабы. Настолько широкие, что вылились в острейшую социальную проблему на селе.

Вот только несколько примеров, которые свидетельствуют о серьезности положения. Массовые митинги протеста и пикеты обманутых и разоренных пайщиков состоялись в Краснодарском и Ставропольском краях. Идут они и в Московской области, где создано даже общественное движение "Крестьянский фронт".

В апреле этого года съезд Аграрной партии России потребовал от Правительства срочно вмешаться в ситуацию и защитить права крестьян на землю. Мы предлагаем следующее решение проблемы:

Во-первых. Установить на государственном уровне жесткий контроль за сделками с землей, в том числе с земельными долями.

Во-вторых. Решительно пресекать любые попытки нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения.

В-третьих. Принять исчерпывающие меры по предотвращению преднамеренного банкротства сельскохозяйственных предприятий.

В-четвертых. Создать государственную службу по оказанию правовой помощи и защиты сельского населения при осуществлении операций с землей.

Крестьянин непосредственно живет на земле и возделывает ее, и для него земля - не грязь под ногами, а матушка-кормилица. Но если кто-то из сильных мира сего положил глаз на его землю, самостоятельно дать отпор он просто не в состоянии.

Потому что крестьяне - самая незащищенная часть наших граждан. Они живут вдалеке от милиции и судов. У них нет средств, чтобы нанять дорогостоящих адвокатов. Да и нищета зачастую вынуждает распрощаться с землей и отдать за бесценок единственное свое добро, чтобы хоть временно как-то свести концы с концами.

А значит, прямая конституционная обязанность государства - помочь крестьянину в защите права на землю, оградить его от произвола и махинаций нечистых на руку дельцов.

- Владимир Николаевич, как Вы относитесь к возможной покупке земли, в том числе и земли сельхозназначения, иностранными гражданами?

- Отрицательно. А в отношении сельхозугодий - особенно! Максимум возможного для иностранцев - это предоставление концессии и аренда земли. Причем также при строгом государственном контроле за соблюдением ими всех требований по целевому и бережному использованию земли.

Считаю неубедительными всякого рода доводы тех, кто ратует за частную собственность на российскую землю для иностранных граждан. Мол, землю в чемодан не положишь и за море-океан не вывезешь.

Часто звучит и такой аргумент: дескать, не надо бояться, ведь все равно земля, купленная иностранцами, будет под юрисдикцией нашего государства.

В таком случае уместен вопрос - а как же быть с незыблемым принципом неприкосновенности частной собственности? То есть как только земля переходит в собственность иностранцев, в отношении нее де-факто снижается суверенитет российского государства.

Да, землю за границу вывозить не будут - просто будет возникать новая граница. И чем больше земель будет находиться в собственности иностранных граждан, тем больше будет своего рода иностранных анклавов на российской территории. И тем больше будет уменьшаться территория государства российского. Этого мы допустить не можем! Просто не имеем права.

Отмечу еще один момент - демографический. Запрет на продажу земли иностранцам нужен для того, чтобы поставить заслон заселению наших территорий гражданами иностранных государств.

Есть проблема и другого рода - нравственная. Если мы называем свою землю священной, потому что это земля наших отцов и дедов и за нее они проливали кровь, то торговать святынями- грешно и кощунственно. Глубоко убежден в этом.

А если говорить в целом, наведение порядка в земельных отношениях необходимо, но не достаточно. Государству надо целенаправленно заниматься созданием условий, при которых работа на земле не оборачивалась бы убытками, а становилась доходной. Труд земледельца, крестьянина должен приносить хороший достаток. Тогда он и будет престижным, тогда и сами земельные отношения, в том числе и оборот земли, получат прочную, здоровую основу.


Геннадий Урванцев,
14.06.2006

Газета "Российская земля" - Выпуск 22



Док. 263063
Опублик.: 19.10.06
Число обращений: 803

  • Плотников Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``