В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Кисляк: `Размен` в СБ ООН Северной Кореи на Грузию едва ли станет прецедентом при решении иранской проблемы Назад
Сергей Кисляк: `Размен` в СБ ООН Северной Кореи на Грузию едва ли станет прецедентом при решении иранской проблемы
Санкции как предмет торга

В среду замглавы российского МИД Сергей Кисляк опроверг информацию о том, что Россия готова рассмотреть резолюцию Совета Безопасности ООН по иранскому ядерному досье только при условии отмены санкций, введенных Соединенными Штатами против российских компаний "Сухой" и "Рособоронэкспорт". Напомним, что вчера с такой инициативой выступил посол России в ООН Виталий Чуркин. "Это два серьезных самостоятельных вопроса, которые мы будем решать в индивидуальном порядке", - так прокомментировал г-н Кисляк предложение посла не поддерживать санкции, "уже наложенные на наши компании".

По словам Чуркина, предложение проголосовать за резолюцию Совбеза ООН, предусматривающую введение санкций в отношении Ирана, поставит Россию "в нелепое и затруднительное положение". Одобрение Россией такой резолюции будет косвенно означать, что "мы поддерживаем санкции, уже наложенные на наши компании". В США данное заявление восприняли со всей серьезностью - Вашингтон не в первый раз пытается провести жесткую резолюцию по Ирану в Совете Безопасности, каждый раз натыкаясь на "непробиваемое лобби" в лице России и Китая.

Напомним, что Госдепартамент США объявил о введении санкций в отношении двух российских компаний в августе 2006 года. Они были обвинены в нарушении внутреннего закона США от 2002 года, запрещающего сотрудничество с Ираном в военно-технической и смежной сферах. Итогом данных санкций стал фактически запрет на сотрудничество с российскими компаниями на американском рынке.

Недавним успехом России во внешней политике, который ряд экспертов назвали "дипломатической победой", стало голосование Совета Безопасности по абхазско-грузинскому конфликту. Это единогласное голосование стало возможным при поддержке США российского, а вернее, пророссийского варианта текста резолюции. Предположим, что наше "алаверды" американцам заключалось в голосовании по резолюции по Северной Корее. Это голосование по времени фактически совпадает с "грузинской" резолюцией. Существуют и некоторые параллели в позиции России в отношении КНДР и Ирана - применительно к этим двум странам Москва довольно долго "держала удар" в ответ на требования партнеров по СБ ООН принять жесткую резолюцию и ввести санкции. "Запад не мог не пойти на принятие резолюции по Грузии. Но фактор КНДР помог сделать эту резолюцию лучше для нас. Без КНДР в резолюции было бы меньше пророссийских формулировок и больше прогрузинских", - подчеркнул в интервью Стране.Ru первый заместитель директора Центра политических технологий Борис Макаренко.

Впрочем, если говорить о российских интересах, такая комбинация была выгодна как с тактической, так и со стратегической точек зрения. Во-первых, понятно, что режим в Пхеньяне не удержать никакими резолюциями, а значит, ядерные испытания, скорее всего, будут продолжены и позиция России, которая из последних сил пытается сохранить лицо в диалоге с КНДР, будет дрейфовать в сторону ужесточения. Трудно оставаться союзником государства, в котором власти демонстрируют непредсказуемость и полное пренебрежение к безопасности огромного региона. Во-вторых, в истории с Грузией должна была быть поставлена некая точка, и это было равно важно и для международного имиджа России, и для сохранения относительного спокойствия в непризнанных республиках - Абхазии и Южной Осетии, подавляющее большинство населения которых имеет российское гражданство.

Таким образом, практику "обмена санкций на санкции" многие российские эксперты сочли вполне успешной и продуктивной. Не говоря уже о том, что она прекрасно вписывается в нынешнюю концепцию внешней политики России, которая, наряду с защитой национальных интересов страны, предусматривает многовекторность сотрудничества. Эта политика, по меткому замечанию главы комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова, "многим кажется беспринципной" своей неориентированностью на конкретную страну или часть света. Россия готова сотрудничать со всеми во имя своих интересов. Образно говоря, выбирая между КНДР и Грузией, мы выбрали Грузию, избежав или, по крайней мере, отсрочив начало войны на Кавказе, что на данный момент является более продуктивным, чем "носить воду ситом", поглаживая по головке милитаристский Пхеньян. Но можем ли мы "по прецеденту" выбирать между экспортом "оборонки" и Ираном?

"Теоретически такой размен возможен. Во всяком случае, США резолюция по Ирану нужна сейчас гораздо больше, чем санкции против наших компаний. Но это будет непросто. Хотя санкции принял Госдеп, и отменить их проще, чем если бы их принял Конгресс, я думаю, что это вряд ли произойдет. Американцам эта резолюция по Ирану нужна, как воздух, к выборам в ноябре. Но делать сейчас пророссийский жест, притом, что Россия очень немодна в Вашингтоне, тоже никто не решится. У администрации Белого дома довольно сложное положение", - считает эксперт Страны.Ru, президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов. Иными словами, переговоры об отмене санкций против "Сухого" и "Рособоронэкспорта", скорее всего, ведутся в постоянном режиме. И "тонкие намеки" нашего МИД в лице г-на Чуркина на то, что "нехорошо" России одобрять санкции, которые накладываются на компании, сотрудничающие с Ираном, то есть фактически на российские же компании, это еще "пять копеек" в копилку наших дипломатов. Правда, есть один нюанс: все подобные размены имеют смысл только в одном случае - когда они не прорываются в публичное пространство. "Любой торг - это часть дипломатии. Но как только торг становится достоянием гласности, это значит, что он провалился. Если торг попадает в публичное пространство, он превращается в грязную сделку", - полагает эксперт Страны.Ru Борис Макаренко.

18.10.06.
Ангелина Тимофеева


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 263001
Опублик.: 19.10.06
Число обращений: 596

  • Кисляк Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``