В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Федун: `Три задачи пенсионной реформы` Назад
Леонид Федун: `Три задачи пенсионной реформы`
Леонид Арнольдович, на конференции "Развитие пенсионной системы в РФ - проблемы и пути решения", организованной по инициативе РСПП, обсуждались предложения, представленные Рабочей группой по развитию пенсионных систем (см. сайт www.rspp.ru), а также Вашу презентацию. Какие основные моменты этих предложений Вы могли бы выделить?



На конференции мы обсудили программу действий, в рамках которых наметили те наиболее важные вопросы, которые должны быть решены достаточно быстро. Хотя хочу сразу отметить, что нельзя ждать от пенсионной реформы быстрой отдачи. Всегда вспоминаю виноградаря, который, посадив виноградную лозу, прекрасно понимает, что лучшее вино от нее будет получено через 20-30 лет.

Так и с пенсионной реформой, ведь социальное страхование - это очень длительный процесс. Но, если мы сегодня хотим сделать так, чтобы люди получали нормальную пенсию в 2015-2020 году, то мы должны немедленно действовать уже сейчас. И каждый день, на который мы откладываем те или иные шаги, будут аукаться через 15-20 лет, и в более поздние сроки. Поэтому сейчас самое главное, чтобы государство создало для населения четкое понимание того, что оно поддерживает пенсионную реформу, что государство не собирается возвращать такую советскую квазираспределительную систему, которая ничего хорошего не дала, кроме гарантированной нищеты для большей части населения. И, чтобы государство через налоговые стимулы, через взаимодействие с работодателями и работниками дало четкое понимание того, что оно заинтересовано в развитии той пенсионной реформы, которую начало пять лет назад.

Мы предлагаем вернуть систему на страховые принципы, при которых размер пенсии напрямую зависит от заработка. Для этого надо отменить ЕСН и заменить его полноценными страховыми взносами, действительно возвращающимися работнику в виде пенсионных выплат. Поскольку действующий размер взносов (14% от фонда оплаты труда) недостаточен, еще не менее 4% от своего заработка работник должен вносить самостоятельно. Чтобы поддержать работника, государство должно докладывать на пенсионный счет до половины взносов. По нашим расчетам, к 2015 году таких сознательных граждан может быть 9,5 млн. человек (из примерно 45 млн. работающих). Такая прибавка позволит работнику получать пенсию в среднем уже не 35% от заработка, как сейчас, а порядка 45-47%. Чтобы дать работнику заработать больше, предлагается дать ему право самому решать, когда выходить на пенсию, то есть сделать пенсионный возраст "плавающим".

Для развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ) предлагается отменить не встречающееся нигде в мире "тройное" налогообложение, при котором с взносов предприятий в фонды уплачивается ЕСН, а с граждан еще и взимается подоходный налог - как с взносов, так и с получаемых потом пенсионных выплат.

Я надеюсь, что позиция РСПП, которая нами практически сформирована, будет утверждена с определенными доработками на заседании бюро РСПП в декабре месяце. Мы примем ее в качестве рабочего документа, и затем начнем продвигать этот документ в органы государственной власти - законодательной, исполнительной.

Не сомневаюсь, что тема пенсионной реформы - это одна из самых важных тем. Мы в РСПП рассчитываем, что "Единая Россия", как правящая партия, эти вопросы тоже поднимет в тезисах своей предвыборной платформы. Поэтому, учитывая, что в 2007-2008 гг. пройдут выборы, я надеюсь, что предложенная РСПП программа будет поддержана, имеет большие шансы на успех и на успешное прохождение во властных структурах. Сегодня социальные расходы в бюджете занимают еле-еле 13%, но бюджет постоянно растёт, и у государства есть возможность решать эти вопросы.



По Вашему мнению, почему так долог переходный период пенсионной реформы? Глава ПФР Геннадий Батанов подчеркнул, что результаты этой реформы скажутся только в 2020-2030 году. Как изменить менталитет основной части населения, психологию людей, которые пока предпочитают заботиться о сегодняшнем дне, а не о будущем? Что для этого делает Рабочая группа РСПП, которую вы возглавляете?



Геннадий Николаевич (Батанов) правильно сказал, что результаты пенсионной реформы проявятся через достаточно длительный период и результатами ее смогут воспользоваться только те, кто моложе 35 лет. А те, кто сегодня уходят на пенсию, которые постарше - не смогут воспользоваться никогда, в крайнем случае - только в очень и очень отдалённом будущем. Поскольку процесс накопления и процесс создания пенсионных резервов - слишком длительный процесс, то именно поэтому и берётся такой широкий горизонт - около тридцати лет. Но, если население не втянется в период пенсионных накоплений, если население не осознает, что оно само ответственно за свою спокойную старость, то ситуация может взорваться гораздо раньше и нанести гигантский социальный ущерб в гораздо более короткий период.

Общество в своем развитии должно пройти несколько этапов, сейчас идет этап такого быстрого, я бы сказал интуитивного удовлетворения насущных потребностей. Те, у кого скопилось немножко денег, мечтали о машинах, и теперь, с приходом рыночных преобразований, они имеют возможность ее купить. У многих людей также появилась возможность приобретения жилья. Но существует опасность того, что идет формирование потребительской психологии. Доступность дешевых кредитов, доступность каких-то благ за счёт кредитов - это хорошо, но кредит надо отдавать. А самое главное - население привыкает к высоким уровням потребления. Если вы посмотрите на средний уровень потребления сегодня - то для 50% граждан тот уровень, который был ранее и сейчас - это гигантская разница.

Люди привыкают к высоким стандартам, но когда им будет 50 лет, и они не смогут соответствовать таким стандартам потребления, то для многих это будет шоком и ударом. Это может вызвать серьезные социальные коллизии, именно поэтому, одновременно с формированием высоких потребительских стандартов, населению надо внушать необходимость осуществлять накопления, пусть в небольших объемах. И это должно стать заботой государства, потому что население, как правило, всегда думает сиюминутно, оно реагирует импульсивно и рефлекторно на текущую ситуацию.

Но у нас есть и профессиональные политики, есть законодательные органы, политическая элита, которые должны думать на несколько шагов вперед. Поэтому и мы в РСПП, где собраны не самые глупые люди, которые способны посмотреть, как в шахматах, на два - три хода вперед - стали заниматься этой общенациональной проблемой.



Как пенсионная реформа отражается на экономике, на людях?



Я бы сказал, что пенсионная реформа - это не только обеспечение старости людей. Во всем мире пенсионные фонды являются инвесторами, крупными инвесторами с длинными деньгами, но не спекулятивными, которые "шарахаются" при первом волнении из-за сильной волатильности нашего фондового рынка. Многие проекты, которые связаны с развитием ипотеки, рынка доступного жилья, развития платного здравоохранения, развития курортологической системы - это все строится на пенсионных деньгах во всем мире. Поэтому одной из задач пенсионного фонда является создание такого инвестора.

Помимо того, что пенсионные фонды должны стать инвесторами, они еще являются и определенными абсорберами инфляции, поскольку отсасывают деньги с потребительского рынка в длинные накопительные системы. И при этом формируют еще такую чрезвычайно важную и психологическую роль - то, что люди, которые обременены пенсионными накоплениями, становятся политически менее агрессивными. Если вспомнить знаменитую фразу, что пролетариату нечего терять, кроме своих цепей, то здесь как раз цепей образуется все больше и больше, и эти цепи формируют спокойный средний класс. Средний класс формируется не только на маленьких предприятиях, в индивидуальной предпринимательской деятельности, но и за счет специальных предпринимательских социальных программ.

А людям надо дать возможность вкладывать свои средства. Большие или маленькие деньги - кто-то будет сто рублей вкладывать, а кто-то будет вкладывать десять тысяч рублей - это уже вопрос достатка человека и вопрос его доходов. Но при этом государство должно дать возможность каждому из людей делать либо налоговый вычет, либо давать прямую социальную дотацию тем, у кого этих денег нет. Плюс к этому есть еще один важный момент - сейчас рабочий абсолютно индеферентен к тому, как ему платится зарплата - в конверте дают, или так дают, никто не разбирается. Теперь через некоторое время эта система придет к тому, что работники сами будут стараться избегать, или выступать против тех систем, которые лишают их возможности получения дополнительного заработка в будущем. Потому что, выплачивая зарплату в конверте, работодатель тем самым ворует у него часть его будущего дохода. Согласится он с этим, или не согласится, это другой вопрос, это вопрос конкуренции, но многие будут не соглашаться там, где есть дефицит на данные специальности. Это - самый лучший метод борьбы с "зарплатными" теневыми схемами.



Как Вы считаете, не стоит ли подумать о том, чтобы у пенсионной системы появился гарантийный фонд, в той или иной форме гарантирующий основные накопления, или как в Казахстане, гарантии с учетом инфляции?



В Казахстане гарантом выступает государство, которое гарантирует вкладчикам сохранность их накоплений. У нас пока государство к этим шагам не готово, хотя это был бы красивый и благородный жест.

Конечно, сейчас пенсионные вклады необходимо страховать, существует определенная система, которая подписана государством, шесть страховых компаний. Но следующий шаг, скорее всего, это будет общество взаимного гарантирования. Любая страховка увеличивает надежность, но снижает доходность. Пока эти накопления чрезвычайно малы, и они не столь социально ощутимы, но когда доля накопительной системы превысит 10%, то, естественно, будет создаваться некая система, аналогичная той, которая сейчас наконец-то пробита для банков - Агентство по страхованию вкладов.



В чем Вы видите популяризацию участия населения в негосударственных пенсионных фондах?



Можно сказать, что единственные меры, наиболее действенные - это государственное стимулирование по развитию накопительной системы. Условно говоря, если вы из собственного заработка решили перевести тысячу рублей, то государство вам двести или пятьсот рублей добавляет, и вы знаете, что это - определенный подарок государства. Когда подарок будет выражен в налоговых льготах вашему предприятию, либо к вам применят налоговые льготы, либо это будет прямая социальная дотация - это вопрос обсуждения с Минфином, когда-нибудь это будет. Пусть это будет небольшая социальная дотация, понятная для каждого гражданина. Все остальное, вся реклама - это тоже важно, это необходимо, но оно не будет оказывать столь решительного влияния. Я знаю, что эта позиция поддерживается и Минздравом, они тоже понимают что это, пожалуй, единственный шаг, который сможет добавить популярности.



Эту схему хотят сделать "обязательной"?



Рассматривается такой же вариант и по медстраху. Условно говоря, если вы идете страховать себя в частную медицинскую контору, то вы имеете право на определенный вычет. Если вы платите государству два процента с вашей зарплаты, то эти два процента вы можете присоединить туда. Здесь предлагается все то же самое, ОСМС будет доплачивать за ваше участие в пенсионном фонде.



Леонид Арнольдович, что необходимо сделать для того, чтобы российские пенсионеры могли доживать свою жизнь в более комфортных условиях, например, на Черноморском побережье Кавказа? Выступая на конференции, Вы в самом начале отметили, что пенсионеры из многих стран ЕС могут себе позволить покупать недвижимость в Испании, Португалии, Франции, а у нас это пока далеко от реальности.



Я думаю, что надо четко определиться в направлении деятельности, которая бы стимулировала людей на накопления, и, тем самым, создавала для будущих поколений возможность достойно жить при достижении пенсионного возраста.

Надо создавать налоговые и идеологические стимулы, для чего необходимы конкретные политические решения. В Казахстане, например, фактически на каждого жителя уже накоплено, в том числе и на каждого младенца, более 1000$ пенсионных накоплений. Это произошло всего за 4-5 лет, потому что была жёсткая команда Президента Назарбаева выбрать модель, которую сразу же начали реализовывать. Это происходит там, где есть определенная политическая воля, политическая ясность. Поэтому и нам нужна политическая воля, а наша задача - обратить внимание законодательной и исполнительной власти на необходимость двигаться в этом направлении. В 2000 году были сделаны некоторые хорошие программы реформирования пенсионной системы, но потом, в силу целого ряда политических причин, это не было доведено до конца.



Недостатки пенсионной реформы сказываются и на промышленном росте, вследствие того, что для развития предприятий нужны длинные деньги, длинные кредиты, которые могут предоставить, в основном, пенсионные фонды.



Естественно, ведь сама пенсионная реформа решает три задачи. Во-первых - она создает у людей накопления. Во-вторых, средства эти инвестируются, в том числе, и в фондовый рынок, тем самым, обеспечивая развитие предприятий. В-третьих - это будущий спрос. Поскольку, когда человек выходит на пенсию, он не теряет покупательную способность, а продолжает покупать товары, тем самым, стимулируя развитие экономики и стимулируя развитие страны.

Массовое вовлечение граждан в накопительную систему, в страхование накопительной системы, пенсионного обеспечения - это позволит привить навыки культуры накопления, инвестирования, понятия того, как работать на фондовом рынке и т.д. Это - большая работа, и нет какого-то одного определенного рецепта. Естественно, что государство не только должно стимулировать, но и побуждать граждан к такой деятельности, поскольку иначе государство само потом окажется в очень сложной ситуации, когда с него начнут спрашивать миллионы людей за те социальные разочарования, которые они будут переживать в те или иные периоды деятельности. А так они разочарование должны перекинуть на себя.



Вы говорили о трехуровневом частно-государственном партнерстве. Как это осуществить применительно к пенсионной реформе?



Поясню. Гражданин своим трудом зарабатывает деньги, и он заинтересован в том, чтобы ему зарплату приносили "в чистую". Работодатель заинтересован в том, чтобы работник работал активно и квалифицировано, за это он ему доплачивает, в том числе, и для пенсии. Государство заинтересовано в том, чтобы это альянс работал эффективно, потому что оно само существует как за счет труда работников, так и их предпринимательской сметки. Вот так и осуществляется партнерство применительно к пенсионной сфере.

Федун Леонид Арнольдович
10 октября 2006
http://www.opec.ru/

Док. 262979
Опублик.: 18.10.06
Число обращений: 490

  • Федун Леонид Арнольдович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``