В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Маргелов: Россия культивирует европейские ценности, но ставит на многовекторную внешнюю политику Назад
Михаил Маргелов: Россия культивирует европейские ценности, но ставит на многовекторную внешнюю политику
В ожидании новых полюсов

Председатель комитета Госдумы по международным делам Михаил Маргелов выступил в понедельник на 12-м семинаре, который проводят совместно МГИМО и Французский институт международных отношений (The French Institute of International Relations). Нынешний семинар посвящен актуальным проблемам международной безопасности. Доклад российского сенатора, текст которого оказался у Страны.Ru, был посвящен внешней политике РФ.

"На языке нашего министерства иностранных дел Россия ведет так называемую "многовекторную политику". Эта политика многим кажется беспринципной. Ведь она строго не ориентирована не только на конкретную страну, будь она даже мировым лидером, но и - на конкретную часть света. Россия готова сотрудничать с Севером и Югом, Востоком и Западом. И избегает, как говорит президент Путин, членства в любых "священных союзах". Среди причин такого подхода я отметил бы, прежде всего, незаконченность международной идентификации новой России. Страна все еще в поиске. Выбор демократии автоматически подразумевал и европейскую ориентацию внешнеполитического курса. Эта ориентация сохраняется. Россия - часть Европы, а ценностные барьеры между ней и другой Европой - преувеличены. Более того, сознательно или нет, но представления большинства российского народа о "хорошей жизни" в точности соответствуют именно европейским социальным стандартам, и никаким другим", - сообщил сенатор.

Другая причина "многовекторности", по мнению г-на Маргелова, заключается в неприятии Россией однополярного мира. "В политической науке есть представление, согласно которому однополярный мир в высшей степени неустойчив. А потому его с необходимостью сменяет мир многополярный. Нет оснований безоговорочно это принимать, хотя авторы в своих построениях опираются на внушительную историческую ретроспективу. Но то, что мы видим сегодня, ближе именно к этой теории. Проблем в мире прибавилось, а безопасности - убавилось. При этом международные институты в однополярном мире теряют авторитет. Россия, тем не менее, продолжает считать ООН главным инструментом международного урегулирования и работает над ее реформированием. Россия, например, выступает за активизацию работы ООН с региональными организациями, в частности, и на постсоветском пространстве", - заявил он.

"Ожидание многополярности" заставляет Россию приближать ее. Она ведет самостоятельную политику на постсоветском пространстве, а также в восточном направлении. "Есть не одна причина, по которой Россия не в Евросоюзе. Но самая важная - не в надуманных "ценностных различиях", а в том, что Россия хочет играть самостоятельную роль в Евразии. Отсюда - внимание к связям с Индией, отсюда - ШОС и ЕврАзЭС. А общая граница с таким мощным соседом, как Китай, подразумевает тесноту и высокую корректность отношений с ним", - подчеркнул г-н Маргелов. Поведение России - объективно. Россия в 21 веке оказалась в окружении крупных геоэкономических пространств: Евросоюз, НАФТА, ОПЕК, АТР. "Поскольку Запад достаточно интегрирован, Россия предпринимает попытки включиться в интеграционные процессы АТР. Задача трудная - здесь демократическая Россия воспринимается как чуждая сторона, как ставленник Запада. Россия приемлет правила глобальной экономики, на что указывает, например, ее стремление присоединиться к ВТО. Хотя требования к нам - явно завышены. Кое-кто не хочет понять, что модернизация экономики у нас не закончилась, что топливно-энергетический крен угрожает "голландской болезнью", что покончить с этим креном можно лишь структурным сдвигом экономики. А для этого приходится защищать ее значимые сектора. Так обстоят дела, кстати, у всех членов ВТО", - подчеркнул сенатор.

Сегодня мир имеет дело со смешением относительно новых и прошлых глобальных проблем. Среди них - международных терроризм, нераспространение оружия массового уничтожения, миграция, этническая и религиозная конфликтность, бунт предместий, инфекции и эпидемии, несостоявшиеся государства. По мнению г-на Маргелова, позиция России в отношении проблемы терроризма довольно ясна и прозрачна. "Известно, что Россия после 11 сентября одной из первых вошла в антитеррористическую коалицию. Она оказала прямую помощь в разгроме афганских талибов, вплоть до предоставления воздушных коридоров для транспортной авиации стран НАТО. Не без участия России США получили военно-воздушные базы в бывших советских республиках Средней Азии - в Узбекистане и Таджикистане. Поведение России понятно. Она вела борьбу с международным терроризмом задолго до 11 сентября - я имею в виду операции на захваченной террористами территории Чечни. Операции шли в условиях беспрецедентной информационной войны со стороны западных СМИ", - уточнил сенатор. "Россия считает, что с терроризмом в одиночку не справиться, здесь ответы на все вопросы требуют коллективных размышлений. Международный терроризм нельзя победить, деля террористов на своих и чужих, одних - вылавливать в пределах своих границ, а других в тех же пределах - надежно прятать. Странно, когда в одной стране террористов называют террористами, в другой сепаратистами, а в третьей - вообще борцами за свободу и независимость. К сожалению, перед единой террористической сетью мировое сообщество разобщено, и ведет борьбу не сжатым кулаком, а растопыренными пальцами", - этот укол сенатора Маргелова, безусловно, направлен в адрес государств, оказывающих политическую поддержку так называемым ичкерийским лидерам.

"Другая глобальная проблема - нераспространение оружия массового уничтожения, прежде всего, ядерного. Эта проблема сегодня все чаще увязывается с тем же терроризмом. Пока случаев ядерного терроризма не было, но охотников "украсть нейтроны" для повышения эффективности убийств - сколько угодно. Со времени подписания Договора о нераспространении ядерного оружия количество ядерных государств выросло. А недавно ядерный клуб пополнился непредсказуемым и несговорчивым членом в лице Северной Кореи. В борьбе с ядерными амбициями стран "другого мира" не дают эффекта ни экономические санкции, ни ярлыки "стран-изгоев". Даже наоборот, чем больше стран становятся "изгоями", тем больше в мире оружия вообще, и ядерного, в частности. И северокорейская бомба, и иранское ядерное досье - подтверждают это. Настала пора затыкать в ДНЯО "дыры". Нужны конкретные шаги. Я имею в виду, например, международные услуги ядерного топливного цикла. Такие инициативы возникают в ходе переговоров, а не бесплодной конфронтации. Россия считает, что любой конфликт должен быть урегулирован политико-дипломатическим путем. Что может дать сегодня военное вмешательство, скажем, в Северной Корее? Войну с Китаем?", - заявил сенатор, комментируя позицию России в отношении проблемы нераспространения.

Не мог обойти в своем выступлении Маргелов и такую актуальную тему, как энергетическая политика России. Сенатор назвал ее "энергетической дипломатией". "Россию с Евросоюзом связывает прочный "энергетический мост". Мы не вступаем в пустые споры с пограничными странами Евросоюза - спорить можно с теми, кто хотя бы с чем-то соглашается. Россия разнообразит свой углеводородный транзит в Старую Европу, прикрепляет к ее рынку все больше месторождений. Последний пример - штокмановский природный газ", - подчеркнул сенатор. "Кризисы 90-х годов остались в прошлом, и российский капитал приобретает деловую респектабельность", - полагает он.

16.10.06.
Анна Щекин-Кротова

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 262881
Опублик.: 17.10.06
Число обращений: 656

  • Маргелов Михаил Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``