В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Чиркунов: Чудо будем делать своими руками Назад
Олег Чиркунов: Чудо будем делать своими руками
В гостях у "Маяка" - губернатор Пермского края Олег Анатольевич Чиркунов.

- Не часто у нас бывают губернаторы, тем более губернаторы, чьи имена в последние несколько дней присутствуют в новостных сообщениях практически всех информационных агентств. За последние два дня много чего случилось. Сегодня состоялся президиум Государственного совета, обсуждалась такая вечная и важная проблема для России, как дороги. Я думаю, что для Пермского края это тоже проблема нерешенная. Как с дорогами в Пермском крае по сравнению со всей Россией и какие задачи неотложные, насущные у вас есть в этой области, как решаете их?

ЧИРКУНОВ: Мне сложно сравнивать со всей Россией, наверное, всю Россию я и не видел, велика страна. Но что касается дорог, действительно ключевая и серьезная проблема. Строим, ремонтируем постоянно, а дороги по-прежнему плохие. Я думаю, что мы сделали важный шаг, введя новое правило, согласно которому в течение пяти лет тот, кто построил эту дорогу, несет полные гарантийные обязательства за нее. И сегодня я уже спокоен: те дороги, которые строятся, это головная боль тех, кто строил. Наша задача в каждом году проконтролировать, посмотреть, появились ли какие-то проблемы, и заставить устранить эти недостатки.

- Это решение, которое только у вас действует в регионе?

ЧИРКУНОВ: Я думаю, что это во многих регионах действует. Я не берусь судить, в каких регионах действует, в каких нет, но у нас это системно действует уже достаточно давно. Вопрос только в том, чтобы эту систему постоянно поддерживать. Подрядчик должен знать: несколько раз в году мы точно спросим за качество дорог. И вот это мы стараемся делать публично, с телекамерами, выезжаем на эти дороги и начинаем в каждую ямку образовавшуюся тыкать носом. Кому-то это нравится, кому-то нет. А вы знаете, подрядчикам нравится. Они говорят следующее: ведь главное, чтобы правила игры были изначально понятны. Мы выходим на торги, и если нам за копейку предлагают сделать капитальный ремонт и кто-то берется, очевидно, что он сделает его некачественно. Если мы понимаем, что с любого спросят за качество, мы оказываемся в равных условиях, и в этом отношении мы власть поддерживаем. Так что, как ни странно, мы в этой части союзники.

- Что касается новых дорог, их явно не хватает, во всей России не хватает, и я думаю, что здесь вы не исключение.

ЧИРКУНОВ: Мы не исключение. Каждому хочется строить больше. Но мы строим. В прошлом году мы вместе с федеральными властями, с федеральным бюджетом ввели в действие мост через Каму. Это частичка объездной дороги вокруг Перми. А что значит объездная дорога для любого города? Это значит, из города выводится поток транзитного транспорта, это значит, детишки в школах... Вы знаете, ведь удивительное-то самое, что у нас все школы, я думаю, в большинстве городов стоят на самых серьезных трассах, и дети этим дышат. Так вот, наша задача была вывести транспорт из Перми, мы это уже сделали, мы сейчас продолжаем строительство этой дороги, но основная масса транспорта транзитного уже идет мимо города. Не принято как-то губернаторам хвалить федералов, но вот здесь я скажу: в этом отношении спасибо федералам, спасибо федеральному бюджету, спасибо министру транспорта Левитину, который лично приезжал, там гайки крутил на мосту (естественно, ритуальные) и ленточку разрезал. Думаю, что мы и дальше будем сотрудничать и строить объездную дорогу.

- Хотел как раз поговорить про то, как вступают в противоречие интересы федерального центра и интересы региона, а вы сразу давай хвалить федералов.

ЧИРКУНОВ: Ну, на самом деле противоречия есть, они должны быть, они будут. Но это не говорит о том, что мы не находим общего языка и не работаем в чем-то совместно. А противоречия... Дело даже не в противоречиях, а в том, что нам надо всем вместе определить, а кто за что отвечает и как строится система управления экономикой страны. Я считаю, что с построением вертикали власти тем не менее в экономике надо децентрализовывать управление. Я считаю, что сегодня все больше и больше полномочий, экономических и стратегических полномочий надо отдавать на уровень регионов. На мой взгляд, в этом направлении, как ни странно, мы и движемся все.

- Чтобы закрыть дорожную тему: ваше отношение к платным дорогам и перспективы их появления в вашем крае?

ЧИРКУНОВ: Платные дороги - это нормально, это правильно. Там, где есть альтернатива, есть возможность построить новую дорогу за счет привлеченных средств, ее надо строить. Что касается перспектив появления этих дорог, у нас перспектива небольшая. Ведь экономика любой платной дороги базируется на том, что очень большая нагрузка должна быть транспорта на дорогу, чтобы она окупалась. То есть все-таки это на самых оживленных трассах. Понятно, что Москва - Петербург может быть платной дорогой. Наверное, могут быть какие-то участки и у нас, но думаю, что это не ближайшее время. Наша задача построить то, что жизненно необходимо уже сегодня, а вот потом будем уже строить параллельно этому суперскоростные автобаны, делать их платными. Хочу еще обратить внимание на то, что на самом-то деле ведь дороги платные все, только не прямое взимание. Во-первых, каждый платит транспортный налог. Дальше. Каждый, покупая бензин, платит акциз за бензин. Вообще-то это просто скрытое взимание платы за дороги. Так что дороги платные все, в той или иной форме мы платим. Вопрос скорее другой: нужно ли взимать прямую плату где-то? Я ответил, что, наверное, такие проекты должны существовать.

- Инфраструктура - это не только дороги, это еще и электрические сети, и водопровод, и канализация, и прочее. Подходим к главному, может быть, проекту национальному - "Доступное жилье" в России, и в Пермском крае в частности. Вот насколько инфраструктура сегодня позволяет вам расширять объем жилищного строительства, осваивать новые территории? Или не в нее упирается решение проблемы?

ЧИРКУНОВ: Плохи дела сегодня у нас со строительством жилья, плохи, надо честно признать. Хотя в прошлом году мы увеличили объем ввода жилья почти на 40 процентов, в этом году едва-едва остаемся на этом уровне, но проблема для нас не в коммуникациях, не в электроэнергии. К слову сказать, мы энергоизбыточный регион, поэтому приглашаем всех инвесторов к себе и говорим о том, что в большинстве регионов, включая столицы, вам не могут дать подключение - мы дадим подключение по электроэнергии. Та же самая ситуация по газу. У нас проблема в жилье не с инфраструктурой, вернее, основная проблема не с инфраструктурой. Земля, земля.

- Я знаю, что вы решили провести полную инвентаризацию земель как раз с тем, чтобы расширить земельный оборот.

ЧИРКУНОВ: Это так, но это частности. Это много не даст. Все, что касается точечной застройки, что это означает? Вот находится одна площадочка, и на ней ставится дом. Ну, представьте, что есть какой-то объем земельных площадок. Новый дом построили - значит земельных площадок стало меньше, построили 10 домов - еще меньше. Земли-то не добавляется. Вспомните, в определенные этапы социалистического периода строили целыми микрорайонами. Вот нам сейчас надо делать то же самое. Нам надо делать большую комплексную застройку, вводить районы, города-саттелиты. Проблема Перми заключается в том, что она работает в окружении сельхозземель, вокруг нас сельхозпредприятия. Тоже важно, но где-то нам это окружение надо будет прорвать, где-то решить проблему с большими объемами земли, для того чтобы мы могли нормально строить. Вот эту задачу мы пытаемся решать. Но ее не решишь за месяц, это все равно если не годы, то год-два. На мой взгляд, у нас это тормозит строительство, сильно тормозит. Думаю, в других субъектах Федерации ситуация почти такая же.

- Вы вошли в состав специальной комиссии по национальному проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Руководить ею, координировать ее работу от Администрации Президента будет господин Шувалов. И одна из задач, как в официальных сообщениях говорится, это рассмотрение вопроса комплексного освоения территорий в России и квалифицированная экспертиза возможных проектов. Для чего пошли в комиссию, и что с ее помощью можно изменить, почему она нужна?

ЧИРКУНОВ: Ну, не я принимал решение, что я иду в комиссию. Но я, в общем, доволен, мне интересна эта тема, я буду ей заниматься. Ведь понимаете, рынок жилья - это рынок жилья, это не прямое воздействие государства. Мы можем действовать только опосредованно на рынок потребления. То есть через ипотеку мы стимулируем спрос. И второй вариант - мы должны каким-то образом стимулировать строительство. Вот спрос мы хорошо сегодня стимулируем, ипотека развивается замечательно, и цены растут. Осталось решить другое: как сделать так, чтобы строили много. Вот я думаю, это основная задача комиссии, и действовать здесь придется не административными, а исключительно рыночными рычагами.

Конечный итог, наверное, должен быть такой. Если каждый житель понимает, что он может купить землю для строительства частного дома: дорого - в городе, чуть дешевле - за городом и совсем дешево - где-то далеко-далеко, но все равно эта возможность есть, значит, решена проблема по частному сектору, по частному строительству. Мы должны понимать, что каждый инвестор, если он хочет вложиться в строительство, должен иметь возможность купить на аукционе на рыночных условиях землю и строиться. Но ситуация должна быть с аукционами абсолютно прозрачна, эту землю должны получать не "свои да наши", а на каких-то прозрачных, ясных рыночных условиях. Вот главная задача, на мой взгляд, жилищного проекта. Все остальное будет решаться без государства. Да, вы сказали важную вещь: еще инфраструктура, очевидно. Вот на этом этапе мы должны поддержать бизнес строительством инфраструктуры. Это тоже важно, но земля важнее.

- И еще в одном случае Пермский край стал пионером в России, соединив два региона, Пермскую область и Коми-Пермяцкий АО. Много говорилось о плюсах для жителей и того, и другого региона. Вот уже несколько лет существует это объединение. Плюсы очевидны?

ЧИРКУНОВ: Во-первых, не несколько лет, а год мы будем отмечать 1 декабря. Понимаете, чудес не бывает. Не бывает так, чтобы вот объединились два субъекта и сразу все стало замечательно. Мы говорим о другом, о том, что это правильный процесс, и я искренне считаю, что он выгоден жителям и того, и другого субъекта Федерации, а сейчас одного субъекта Федерации - Пермского края.

Пермская область выиграла в том, что она стала мощнее, у нее изменилось название, она стала краем - как ни странно, это тоже важно, важно даже для привлечения инвестиций, - она получила доступ к дополнительным ресурсам, имеются в виду в первую очередь лесные ресурсы. Пермская область в состоянии вкладывать сегодня деньги в строительство лесных дорог, и мы 150 миллионов на следующий год вложим, в том числе дороги будут строиться на территории Коми-Пермяцкого округа. Коми-Пермяцкий округ выиграл в первую очередь с точки зрения поддержки со стороны области, мы значимые деньги в 2007 году направим на поддержку муниципалитетов Коми-Пермяцкого округа, в районе 500 миллионов рублей по распределению пойдет. (При их бюджете в 2 миллиарда это очень существенные деньги.) Плюс к тому есть выигрыш, на мой взгляд, и другого плана. Интеграция в большой субъект все равно дает другие возможности. Но чуда не произошло. Да, пришел в Кудымкар газ, но чудо будем делать своими руками.

- Олег Анатольевич, Пермский край, я заметил, довольно много сил и средств тратит на позиционирование себя в России и за рубежом через культуру. Театр, художественная галерея, культурное наследие Пермского края. Для вас это такое хобби, вы лично любите культуру, или это все-таки экономический расчет, то есть вы понимаете, что это не просто благотворительность, а это принесет какие-то дивиденды?

ЧИРКУНОВ: Это не от меня зависит. Не только от меня, это точно. Понимаете, есть корни. Каждый город, каждый край хочет себя культурным центром считать. Считаем мы себя таковым тоже. Я думаю, что у нас есть основания так полагать, есть корни. Например, так сложилось, что во время войны вся интеллигенция из Ленинграда жила у нас. Это хореографическое училище, это театр, это сотрудники Русского музея. Это все равно остается. Остается аура, остаются люди, остается отношение ко всему этому. Нам везло на людей культуры. В общем, я считаю, что и сегодня для Перми это действительно и визитная карточка, и конкурентное преимущество, и то, что мы должны хранить, беречь и развивать.

- Существует такая местная проблема, насколько я знаю, она не только для вашего региона характерна, как передача зданий музеев Православной церкви. Что делать с этими коллекциями? Насколько регион сам в состоянии создать новые музейные здания, экспозиции, денег хватает на это?

ЧИРКУНОВ: Слушайте, у нас бюджет больше 40 миллиардов. Это точно не та проблема - музей, которую мы не в состоянии решить. Нет проблемы с музеем. Понимаете, очень люблю средства массовой информации, но иногда какие-то темы становятся настолько для них значимыми. Вот история про пермского мамонтенка: куда же бедного мамонтенка из музея уберут, когда музей выгонят из здания? Никто никуда выгонять этот музей не собирался. У нас действительно есть серьезная проблема. Она заключается в том, что в здании кафедрального собора расположена художественная галерея. А историческое церковное кладбище, расположенное рядом с этим собором, там сегодня... зоопарк. Вот так вот получилось, что в 20-е годы пришли комсомольцы, собрали металлолом, сдали на строительство танков и самолетов, а потом разместили там зоопарк. С точки зрения нравственности плохо, не должно быть так. Какое-то уважение к предкам должно быть. И мы обязаны построить новую галерею, обязаны переместить ее в новое хорошее здание, которое, надеюсь, тоже будет памятником в дальнейшем культуры и истории, а собор вернуть церкви. Мы вместе с церковью решаем эти проблемы, они достаточно спокойно, терпимо к этому относятся и не торопят нас. Я думаю, что мы решим эту задачу в течение ближайших трех лет. У нас будет новое здание галереи - у нас замечательная коллекция, которой мы гордимся, - и мы передадим церкви собор.

- От культуры - к политике. Все последние годы Пермь славилась как место довольно напряженной политической жизни, правые силы имели там вес. В декабре у вас выборы. Меняется в последнее время политический ландшафт, новая партия образовывается. Какова роль губернатора в формировании политического ландшафта в крае? Если руководите этим процессом, то как? Тем более что вы возглавляете список "Единой России" на декабрьских выборах.

ЧИРКУНОВ: Сложный вопрос. Может быть, даже не совсем на него отвечу, но начну отвечать. Я сформулирую, что вот сейчас, в этот период до декабря месяца, я считаю своей главной задачей. Вы знаете, главная моя задача сделать так, чтобы люди во время выборов просто не передрались, элиты не передрались. Можно быть любых политических убеждений, можно быть правым, левым, кем угодно, но надо сделать так, чтобы это не создало проблем во взаимоотношениях между людьми в крае, в первую очередь между элитами. И я думаю, такое у нас на сегодняшний день возможно. А с точки зрения обстановки... По-разному можно ее сегодня оценивать, но я горжусь тем, что это не болото. Да, нельзя сказать, что это провинция и политическое болото, где ничего не происходит. У нас - происходит. Очень хочу, чтобы это было в рамках цивилизованных, в рамках, которые позволяли бы краю развиваться.

- Тем не менее вы возглавляете список "Единой России", а ваш недавний коллега и человек, с которым вы не один пуд соли съели...

ЧИРКУНОВ: Вчера кофе пил с ним.

- ...Никита Белых возглавляет список СПС на этих выборах. Как политическая борьба сказывается на ваших отношениях, на том, что происходит? Вы готовы эту дружбу принести в жертву политике?

ЧИРКУНОВ: Главная задача какая? Чтобы Пермский край развивался. Для того чтобы Пермский край развивался, у него должно быть вменяемое Законодательное собрание. Там должны быть разумные люди. Мне тоже когда-то казалось, что самый оптимальный способ избрания - это одномандатные округа, когда личность доказывает свою способность или неспособность быть депутатом, губернатором или кем-то другим. Сейчас у меня другая позиция. Просто прошел какой-то жизненный путь и понял: общество не может делать ставку на личность. По одной простой причине: жизнь у личности очень коротка. Человек не может сказать: я 200 лет вами руководил, и смотрите, каких вы достигли результатов. 200 лет - это монархия. Второй вариант - это партия, которая может рассказать о своей истории, ответить за свои неправильные шаги и гордиться своими правильными шагами и нести историческую ответственность. Историческую ответственность может нести только партия. Поэтому партийное структурирование общества необходимо. Сегодня у нас предвыборная кампания, я буду дальше чуть поосторожнее, я не буду называть партии. Но понимаете, сегодня даже не важно, какая партия (мы, конечно, говорим о разумных направлениях), важно, что начался процесс структурирования общества. Важно, что люди уже начали выражать свои интересы через партию. Я надеюсь, у нас будет не единственная партия в стране - это плохо, мы это уже проходили, - у нас будет несколько партий. Так должно быть. Одинаково плохо, когда есть одна партия и когда этих партий нет. Мы в самом начале пути. Ни одна из партий тоже у нас сегодня не может сказать: мы вели вас 200 лет.

- Еще вопрос, который очень часто возникает, когда мы обсуждаем региональные проблемы. Наверное, это больше характерно для 1990-х, но, может быть, и сейчас тоже осталось. Порой тот или иной регион становится вотчиной крупной компании. Особенно нефтяные районы, газовые районы. Я думаю, что у вас в Пермском крае существует не одна крупная российская компания, которая имеет свои интересы. Как соблюсти интересы территории и ее населения и интересы компании, как выстроить отношения с такими монстрами экономическими, очень сильными и очень влиятельными? Наверняка есть некая грань, которую нельзя переходить.

ЧИРКУНОВ: Одна сильная компания - плохо для региона, потому что он является заложником и ее, и, самое главное, конъюнктуры. Хорошо, когда много сильных компаний. У нас несколько секторов, важных для нас, - нефть и нефтепереработка, калийные удобрения. В калийных удобрениях мы вообще являемся монополистами, это тот случай, когда монополия играет на нас: в России только у нас есть калийные удобрения, ближайший конкурент - Беларусь. У нас есть другие значимые сектора - это химия и нефтехимия. Очевидно, что на благополучии этих компаний во многом базируется благополучие региона. Необходимо выстраивать отношения. Надо каким-то образом учитывать интересы и региона, и компании. Я думаю, что у нас это получается. Причем я имею в виду даже не нас, власть сегодняшнюю. Я бы сказал, что на протяжении последних 10 лет в регионе исполнительной власти удавалось выстраивать сбалансированные отношения с бизнесом.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня Владимир зовут, я из Москвы звоню. Я хотел вот какой вопрос гостю задать. Сейчас очень плохо идет развитие сельского хозяйства. Вот как у вас с этим дела обстоят?

- Олег Анатольевич, у вас очень плохо идет развитие сельского хозяйства или не очень плохо?

ЧИРКУНОВ: Вообще, я не считаю, что развитие сельского хозяйства идет плохо в стране и у нас. У нас что, есть проблемы какие-то с продовольствием? Вы вспомните, тогда, когда у нас было "все хорошо" с сельским хозяйством, то есть во времена социализма, все стояли в очередях. Сегодня у нас все "очень плохо" с сельским хозяйством, а на полках в магазинах есть все. При этом есть проблемы с сельским хозяйством очевидно. Готов на эту тему дискутировать отдельно. С удовольствием расскажу, что происходит. В первую очередь занимаемся тем, что строим новые комбинаты по переработке молока и другой продукции. Важно, чтобы, когда колхозник, крестьянин что-то произвел, он знал, куда это ему сдать. Работаем, делаем, готовы отчитаться в эфире.

13.10.2006 "Панорама"

Слушать Отправить ссылку

Ведущий: Владимир Аверин

Гость: Олег Чиркунов - Губернатор Пермского края

Док. 262799
Опублик.: 16.10.06
Число обращений: 588

  • Чиркунов Олег Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``