В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.П.Карпенко: Образование требует перемен Назад
М.П.Карпенко: Образование требует перемен
ОДНИМ из крупнейших российских вузов сегодня стала Современная гуманитарная академия. Всего за полтора десятка лет СГА достигла размеров мегауниверситета. В 800 учебных центрах в России и СНГ учатся более 170 тысяч студентов академии из 15 стран мира. Накоплен колоссальный опыт применения информационно-коммуникационных образовательных технологий в области дистанционного обучения.
В эти дни основателю и ректору СГА М.П.Карпенко исполняется 70 лет. В канун юбилея мы встретились с Михаилом Петровичем и попросили его высказаться по актуальным проблемам российского образования.

- Михаил Петрович, как Вы могли бы охарактеризовать нынешнюю ситуацию в высшей школе на постсоветском пространстве?
- Поначалу все системы высшего образования на постсоветском пространстве были очень похожи. Но ситуация изменилась. Каждая страна пошла собственным путем. Где-то система образования стала страшно коррумпированной. Настолько, что при поступлении в вузы взятки идут на самый верх, вплоть до министра образования. В других странах сложилась более разумная ситуация. Например, в Казахстане за образец была взята западная модель. Здесь человек, получив степени бакалавра, магистра и доктора философии, уже в 26-27 лет начинает исследовательскую работу. В то время как российская система образования позволяет стать доктором наук примерно к 60 годам. А когда же работать в науке? Наше консервативное следование советским традициям в их ухудшенном варианте приводит к тому, что высшая школа России стоит на пороге кризисной ситуации. Мы как были заворожены тезисом о том, что наше образование лучшее в мире, так и пребываем в этой уверенности. А необходимы срочные реформы в духе, сформулированном на петербургском саммите "восьмерки".

- Наметился ли прогресс в практическом использовании инновационных образовательных технологий?
- Прогресс этот происходит в основном на словах. Мы ловко рапортуем. Но об использовании инновационных технологий надо судить не по тому, какое количество компьютеров стоит в классах, а по расписанию занятий, проходящих в инновационных средах. Нужны коренные изменения. Методы прямых контактов должны вытесняться информационными методами.

- Как Вы оцениваете государственную политику в области образования? Какие коррективы считаете необходимыми?
- Неправильно, что государство напрямую берет на себя финансирование образования. Если бы образование рассматривалось как производительная отрасль экономики, снялись бы все вопросы о недостаточности финансирования. В России очень большой интеллектуальный потенциал.
То, что государство держит отрасль образования как дотационную, не дает развивать трансграничное образование с тем, чтобы занять соответствующее место в мире. Дотировать нужно потребителей, а не производителей образовательных услуг. Тогда появится здоровая конкуренция, будет улучшаться качество образования.

- Идет второй год реализации приоритетного национального проекта "Образование". Какие из направлений национального проекта видятся Вам наиболее и наименее успешными, в каких считаете необходимым участвовать?
- Проект предполагал стимулирование инновационных программ высшего образования. Но мы не увидели самих инновационных программ. Не было и объективного отбора. Все свелось к обычной раздаче денег ведущим вузам. И результат получится обратный, ведь материальная подпитка производителей образовательных услуг ведет к тому, что пропадает стимул к введению инноваций.
Ещё один аспект проекта: поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. Замечательно. Но ведь способные люди составляют лишь 4-5% населения и, если они действительно способные, пробиваются сами. А что делать людям средних способностей? Их 80%, и ведь именно они тянут на себе всю экономику страны!
Что касается развития системы профессиональной подготовки в армии. Это необходимо сделать, это назревший государственный вопрос. Когда мы пытались внедрить такие системы, нам отвечали, что в армии нужно не учиться, а служить. Получалось, что даже в тюрьме можно учиться, но не в армии. Сегодня ситуация меняется, в военных гарнизонах работает около 30 учебных центров СГА.

- За 15 лет СГА превратилась в мегауниверситет, в котором учились и учатся уже многие сотни тысяч наших соотечественников. Каковы перспективы развития академии, чем она может помочь отечеству в решении его социальных проблем?
- СГА создавалась на пустом месте. И в этом академии повезло. Не было приспособленных зданий, груза традиций. Пришлось сразу начать осваивать информационно-коммуникационные образовательные технологии. Наше преимущество в том, что наши технологии позволяют совершенно одинаково и качественно организовать образовательный процесс в любой географической точке страны. Нам не требуется наличие университетской инфраструктуры. Кроме того, мы лучше всех подготовлены к трансграничному образованию. И этот опыт СГА очень ценен. Мы сами народный образовательный проект.

Беседовала А. УШАКОВА

"АиФ Москва" No 41 (691) от 11 октября 2006 г.


Док. 262744
Перв. публик.: 12.10.06
Последн. ред.: 19.10.06
Число обращений: 2811

  • Карпенко Михаил Петрович
  • О новой книге М. Карпенко, В. Казанцева и А. Иванова `Приоритетные национальные проекты и новая идеология`

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``