В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на семинаре по вопросам комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства в рамках приоритетного национального проекта `Доступное и комфортн Назад
Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на семинаре по вопросам комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства в рамках приоритетного национального проекта `Доступное и комфортн
Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Уважаемые участники и гости семинара, уважаемые коллеги, наш разговор сегодня здесь, в Коломне, будет целиком посвящен проблемам жилищного строительства и соответствующего национального приоритета, который в нашей стране реализуется. И с этим разговором безусловно и непосредственно связаны и долгосрочные факторы развития, экономического роста, и условия для социальной и демографической политики в нашей стране.

По оценкам социологов, - это общее место, по сути, - большинство наших граждан полагают необходимым улучшить свои жилищные условия. Так рассуждают процентов 70 наших людей. И для значительной части этих людей решение жилищной проблемы является актуальной и нереализованной задачей. Специалистам понятно, что остроту жилищных проблем необходимо снимать, и делать это можно только в том случае, если существенно увеличить объемы и темпы жилищного строительства, осуществлять программы массовой застройки. На это и направлены основные параметры национального проекта "Доступное жилье".

В чем конечная цель проекта "Жилище"? Естественно, в решении этой проблемы. Но нашей текущей задачей на ближайшие два года является создание эффективного набора инструментов, который позволит решить эту проблему очень значительной части наших граждан. В ближайшие два года нужно создать такой механизм жилищного кредитования, условия которого будут подъемными и понятными для значительной части людей. И определенные результаты уже есть. За первое полугодие наши граждане взяли ипотечные кредиты на сумму 80 млрд руб. Это более чем в пять раз превышает объемы прошлого года. Мы полагаем, что до конца года суммы ипотечных кредитов превысят 110 млрд руб., а, стало быть, сама ипотека станет более доступным и реальным способом решения жилищной проблемы для наших граждан.

В целом неплохо развивается ситуация и с объемами ввода жилья по этому году. За восемь месяцев введено более 20 млн кв. м, что на 11% больше, чем в прошлом году. Это позволяет выйти на запланированный в этом году уровень в 50 млн кв. м. Однако такая ситуация неравномерна, и в ряде регионов набранные темпы строительства абсолютно не отвечают растущему спросу на жилье.

Вчера Совет при Президенте по реализации национальных проектов и демографической политике обсудил перспективы повышения динамики развития отрасли. Так, на будущий год в рамках национального проекта начнется финансирование малоэтажного домостроения, в том числе субъектам Российской Федерации мы будем отдельно предоставлять субсидии в размере до общего объема в 3,5 млрд рублей на развитие улично-дорожной сети и автомобильных дорог. По этим и другим направлениям из федерального бюджета на программу "Жилище" предполагается проинвестировать порядка 50 млрд руб. Также мы предполагаем использовать государственные гарантии в размере 33 млрд руб.

Между тем совершенно очевидно и для нас, и для вас, уважаемые коллеги, усилиями одного федерального центра не решить всех проблем населения с жильем, не двинуть масштабный жилищный проект. На это вчера прямо обратил внимание в своем выступлении Президент России. Достаточно большой круг полномочий в жилищной сфере возложен на регионы и муниципалитеты. Им нужно привести свою правовую базу в соответствие с новыми требованиями земельного, жилищного законодательства, законодательства о градостроительстве, значительно увеличить число аукционов по выделению земель под застройку, ускорить разработку планов развития поселений. Замечу также, что отсутствие на местах документов территориального планирования и градостроительного зонирования, правил землепользования и застройки - это все сейчас является одним из главных тормозов развития отрасли. Может быть, сейчас это вообще самое главное, на чем нужно сконцентрироваться региональным и муниципальным властям. В числе регионов, где эта работа ведется, можно назвать такие, как Татарстан, Чувашия, Краснодарский и Красноярский края, Кемеровскую область, некоторые другие субъекты, но пока ситуация в этой сфере, надо признать откровенно, неудовлетворительная. Мы этим не занимались последние пятнадцать лет, и сейчас нужно выделить и организационные силы, мобилизовать необходимые финансовые средства, для того чтобы эти планы возродить.

Следует отметить, что рост объемов жилищного строительства тормозится и рядом сугубо экономических причин - они вам тоже известны, долго говорить об этом не буду. Конечно, это и недостаток мощностей в строительной индустрии, нехватка высококвалифицированных кадров. Не так давно я встречался с нашим крупным бизнесом. Они активно говорят о том, что значительное число высококвалифицированных строительных рабочих специальностей, значительное число проектировочных специальностей в настоящий момент в нашей стране готовятся в недостаточном объеме. Это задача также для федерального центра и для региональных властей - просто увеличить набор на соответствующие виды специальностей как в средних специальных учебных заведениях, имея в виду возрождение профессионально- технического образования - мы этим будем заниматься в том числе и в рамках другого национального приоритета, - так и в высших учебных заведениях.

По национальному проекту нам предстоит решить и целый ряд системных правовых вопросов, в частности - запустить ряд механизмов по сокращению административных барьеров, а также предпринять все усилия для достижения добросовестной конкуренции на рынке жилья. Не буду на эту тему тоже долго распространяться - все вы хорошо знаете ситуацию в своих регионах, и в каждом из регионов есть над чем здесь подумать.

Сейчас в работе целый ряд инициатив. Несколько дней назад Государственная Дума приняла в первом чтении изменения в ряд законов, которые позволяют создать в нашей стране единую систему государственной экспертизы проектной документации и единого государственного строительного надзора.

Сейчас рассматривается и ряд предложений по обустройству земельных участков инфраструктурой, и уже в ближайшее время мы обсудим возможность наделения органов местного самоуправления правом залога соответствующих земельных участков. Об этом тоже вчера говорили на Совете. Такая идея есть. Она причем в общем и целом основана на существующем земельном законодательстве, на законодательстве о недвижимости. В то же время реализация вот этого правомочия собственника, в данном случае муниципалитета, на передачу земельных участков в залог в настоящий момент в полной мере на законе не основана. Поэтому такая идея есть, и мы в нормативном плане ее будем воплощать. Здесь тоже есть свои сложности, есть проблемы, связанные с текущим финансовым состоянием муниципалитетов, с соблюдением соответствующих нормативов. Тем не менее это, может быть, один из наиболее цивилизованных способов привлечь финансы в развитие инженерной инфраструктуры.

Предстоит также оценить целесообразность предоставления субсидий и государственных гарантий на обустройство земельных участков застройщикам и предприятиям коммунального комплекса. Мы обсуждали ход реализации государственных гарантий в этом году. Тот механизм, который предложен, с одной стороны, государству понятен, с другой - избыточно усложнен. Вы сами с этим сталкиваетесь. Мы обязательно доведем то, что начали в этом году, до конца. Поэтому я призываю всех руководителей регионов, муниципальных образований все необходимые решения, для того чтобы гарантиями, на которые вы претендуете, вам использовать, чтобы все эти решения были приняты. Но к последующему году мы готовы рассмотреть и вопрос предоставления государственных гарантий застройщикам и предприятиям коммунального комплекса.

Предстоит также доработать механизм государственного участия в подготовке земельных участков под жилищную застройку. Пока лишь шесть субъектов Российской Федерации включились в эту работу. Это Читинская, Тамбовская, Кировская, Кемеровская, Сахалинская и Астраханская области.

И еще один аспект, на который хотел бы обратить ваше внимание. Всем очевидно, что перспективы точечной застройки в нашей стране, особенно в крупных центрах, практически полностью исчерпаны, и необходимо переходить к комплексному строительству, к освоению больших земельных массивов. Понятие "большой" для России, естественно, растяжимое. Где-то это могут быть, по сути, новые города, где-то большим может считаться предоставление больших, чем сейчас планируется, участков. Тем не менее очевидно, что точечная застройка уже в прошлом.

Крупный бизнес такие проекты уже начал. Есть достаточно много примеров, когда наши компании этим стали заниматься. Назову только Внешторгбанк, компании "Нафта-Москва", "Ренова Строй Групп" и некоторые другие, которые занимаются жилищным строительством как в столице, так и в регионах. Эти проекты идут и в Чувашии, и в Подмосковье, и в Ленинградской области, и в Екатеринбурге. Надо, конечно, чтобы спектр территорий расширялся как можно интенсивнее.

Для создания необходимых условий жизни необходимо оборудовать эти перспективные территории современной инженерной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктурой. Это то, о чем мы, естественно, помним, но далеко не всегда включаем в наши расчеты соответствующие финансовые позиции. И вы понимаете, что учет всех перспектив социального обустройства приведет к росту себестоимости застройки на 15-20% против заложенной сегодня стоимости. Но мы обязаны это делать, потому что если мы людям предлагаем качественное жилье, если мы используем современные инструменты, такие как ипотека, и люди уже платят за жилье из собственного кармана, а не получают его от государства, они вправе рассчитывать на то, что вокруг будет не выжженное поле, а достойная социальная микросреда.

От этих процессов в стороне не могут стоять и наши инфраструктурные монополии - я вчера об этом говорил, еще раз повторю, - такие как РАО ЕЭС и открытое акционерное общество "Газпром". Ввод домов должен вестись согласованно и с энергетической инфраструктурой регионов. Здесь тоже масса проблем, есть о чем поговорить. Думаю, что вы в своих выступлениях об этом скажете.

Работа над нашим национальным приоритетом займет не один год, и я думаю, что один вывод уже можно сделать сегодня. Вывод этот прост: справиться с этой задачей мы можем только совместными усилиями.

Спасибо за внимание.

Коломна, 6 октября 2006 г.
9 октября 2006 года
http://www.rost.ru/official/

Док. 262624
Опублик.: 10.10.06
Число обращений: 1242

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``