В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Якунин: `Пассажирские перевозки станут прибыльными к 2009 году` Назад
Владимир Якунин: `Пассажирские перевозки станут прибыльными к 2009 году`
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в среднем каждый россиянин пользуется услугами железнодорожного транспорта 9 раз в год. При этом 70% респондентов называют железнодорожный транспорт самым безопасным, из них 15% - считают его "безусловно, самым безопасным". Однако вопрос комфортного проезда в поездах до сих пор остается одним из самых насущных, да и другие аспекты организации пассажирских перевозок вызывают нарекания. Это подтвердила и Интернет-конференция с президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным - вопросов было задано просто огромное количество. Интернет-конференцию подготовил и провел Константин Николаев.

Уважаемый господин президент! Хотелось бы узнать, какие реформы будут происходить на железной дороге?

- Первым шагом структурной реформы, как вы знаете, стало создание 1 октября 2003 года ОАО "Российские железные дороги" с закреплением 100% акций в федеральной собственности. Благодаря реформе отрасли в компании была внедрена система корпоративного управления, обеспечена финансовая прозрачность хозяйственной деятельности.

Одним из важнейших результатов пройденных этапов реформы стало создание новой нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, гарантированный недискриминационный доступ независимых операторских компаний к инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Третий этап реформирования продлится до 2010 года. Основная цель - переход в инвестиционную фазу, то есть привлечение масштабных инвестиций в железнодорожную отрасль и обеспечение расширенного воспроизводства инфраструктуры железнодорожного транспорта.

На этом этапе нам предстоит решить три стратегические задачи:

Во-первых, развить, в сотрудничестве с Министерством транспорта России, конкурентный рынок услуг железнодорожного транспорта. Во-вторых, повысить глобальную конкурентоспособность Российских железных дорог как основной составляющей транспортной системы России, для чего существенно увеличить эффективность компании. И, в-третьих, в условиях жесткого государственного регулирования добиться повышения капитализации компании.

Для решения поставленных задач будут, прежде всего, предприняты меры по разделению естественно-монопольных и конкурентных секторов рынка, основой которого станет полное отделение инфраструктуры от операторской деятельности.

Сегменты инфраструктуры и локомотивной тяги сохранятся в 100%-ной собственности государства. Предоставление услуг инфраструктуры и локомотивной тяги станет основным видом деятельности ОАО "РЖД".

Операторскую деятельность планируется выделить в отдельные компании. Так, в частности, планируется полностью обособить грузовые и пассажирские перевозки в дальнем следовании путем создания дочернего общества ОАО "РЖД" Грузовой компании и Федеральной пассажирской компании.

Таким образом, мы сможем увеличить присутствие холдинга "РЖД" в высокодоходных сегментах рынка, повысить эффективность использования подвижного состава, а также развивать на железнодорожном транспорте новые технологии, в частности - логистические.

Одновременно повысятся рентабельность и капитализация компаний по грузовым перевозкам: мы получим дочерние общества, которые в совокупности будут генерировать выручку около 3 млрд долларов США, и прибыль до налогов, процентов и амортизационных отчислений (EBITDA) в сумме около 1 млрд долларов США.

В результате 3-го этапа реформирования мы планируем добиться устойчивого развития сегментов инфраструктуры и локомотивной тяги, находящихся в стопроцентной государственной собственности, повысить доходность операций холдинга РЖД за счет развития операторской деятельности. Кроме того, планируется привлечь частный капитал путем продажи пакетов акций дочерних компаний, создаваемых в конкурентных секторах рынка, а также добиться роста объемов перевозок, существенно модернизировать инфраструктуру и вагонный парк.

- На мой взгляд, в системе продажи билетов нужно применить электронные платежи, я имею в виду продажу билетов через Интернет. Это должно удешевить стоимость проезда, облегчить процедуру покупки билета, снизить очереди у касс. Данная система уже много лет успешно применяется во многих странах мира. У нас, в России, получается, наоборот, в эту цепочку между пассажиром и железной дорогой встает фирма-посредник, и цена растет. Расскажите подробнее о планах РЖД на этом поприще?

- Напомню, в мае этого года ОАО "РЖД" приступило к продаже через Интернет билетов на проезд в поездах дальнего следования. Выбрать в режиме реального времени и оплатить электронный билет (e-ticket) теперь можно с помощью банковской карты, обратившись к официальному сайту ОАО "РЖД".

Пассажир может зарезервировать билеты из любой точки мира. Получить их можно за несколько минут до отправления на специальных стойках на вокзале. Пока такие стойки установлены на Ленинградском, на Казанском вокзалах в Москве, и Московском вокзале в Санкт-Петербурге. За период с 31 мая текущего года данной услугой воспользовалось 14 тыс. 500 пассажиров.

С нового года нововведение в тестовом режиме начнет работать на всех вокзалах Москвы и других крупных российских вокзалах.

Поскольку этот сервис имеет пока ограниченные возможности, в ОАО "РЖД" совместно с научными институтами ВНИИЖТ, ВНИИАС, ОАО "ТрансКредитБанк" разрабатывается новая технология массового обслуживания пассажиров, которая предполагает выдачу проездных документов, приобретенных через Интернет, в любой железнодорожной кассе ОАО "РЖД" на всей территории России.

Клиенту будет предоставлено право самостоятельного выбора условий поездки из имеющегося спектра предложений, формирования заказа на проезд, оплаты стоимости билета в режиме on-line с использованием платежной карты, получения билета в любой кассе ОАО "РЖД" за 45 суток, в том числе перед отправлением поезда.

Хочу еще сообщить Вам о том, что наша компания ведет разработку около десятка разнообразных электронных систем для обслуживания пассажиров. Через несколько лет они должны ликвидировать очереди на вокзалах. Все эти системы будут завязаны с АСУ "Экспресс".

Недавно мы презентовали новую услугу: систему справочного обслуживания пассажиров через сети сотовой связи, в которой для передачи данных используется WAP-протокол.

Пассажиры, сотовые телефоны которых имеют доступ к WAP-протоколу, подписавшись на услугу, теперь могут круглосуточно, в режиме реального времени получать информацию о расписании следования поездов, наличии мест, стоимости проезда, опозданиях поездов непосредственно из АСУ "Экспресс-3. Система обслуживает абонентов всех сетей сотовой связи и работает во всех телефонах с возможностью набора текста как кириллицей, так и латиницей.

- Когда уберёте турникеты на выход? Они ущемляют права граждан!!!

- К сожалению, турникеты "на выход" пока остаются чуть ли не единственным эффективным способом "убеждения" наших пассажиров все-таки оплачивать проезд. Я не вижу в этом ущемления прав граждан.

Нашу позицию поддержал и Верховный суд Российской Федерации, который 10 августа 2005 года своим определением по делу подтвердил законность проверки наличия проездных билетов у пассажиров на станциях с помощью турникетных устройств "на выход" и отменил ранее вынесенные по этому поводу судебные акты.

У нас сегодня нет причин отказываться от данного способа контроля оплаты проезда пассажирами и турникеты "на выход" будут сохранены. Тем более, что наличие подобных автоматических средств контроля существует во многих цивилизованных странах, это нормальная практика.

- Когда будут в поездах мужские и женские купе?

- Должен отметить, что эксперимент с разделением купе на "мужские" и "женские" проводился в фирменных поездах некоторых железных дорог (Горьковской, Октябрьской, Свердловской). Сделано это было по инициативе и предложениям пассажиров, прежде всего женщин-мусульманок. Именно женщины, согласно статистике, наиболее часто пользуются правом выбора купе.

Это новшество было введено нашими филиалами без согласования с руководством ОАО "РЖД", и успешность их решения пока представляется сомнительной. Главной проблемой здесь являются технологические загвоздки, которые обязательно появятся при широкой продаже билетов отдельно мужчинам и женщинам.

Воплотить идею в жизнь оказалось не так-то просто: в единой компьютерной программе РЖД нет функции, отмечающей в билетах пол пассажира. Работает система следующим образом. При покупке билета клиенту достаточно сообщить кассиру, что он хочет занять полку в мужском купе. Если места в вагоне есть, данное купе в компьютере помечается сокращением "МУЖ", а представительницам слабого пола билеты продают в другое купе. Однако пока эта услуга действует (из Нижнего Новгорода) только "в один конец": уехать из Москвы в таком вагоне нельзя. Проблема в том, что билеты на поезда из Нижнего Новгорода или с других станций Горьковской дороги продают кассиры данной дороги. А в Москве этим занимаются структуры Московской железной дороги, которые к формированию поездов ГЖД отношения не имеют. Поезда с мужскими и женскими купе отправляются в Москву из Казани, Йошкар-Олы, Чебоксар - мест, где много мусульман. Сама по себе дополнительная услуга пассажиру лишних денег не стоит.

Для того, чтобы внедрять широкомасштабно практику "мужских" и "женских" купе, необходимо изучить, насколько оправдывает себя данный эксперимент, и как будут наполняться такие вагоны.

Этот проект может быть реализован тогда, когда пассажирские перевозки будут полностью субсидироваться из государственного бюджета, тогда, когда пассажирский комплекс перестанет быть убыточным и сможет закупать то количество вагонов, которое ему требуется.

- Уважаемый г-н Якунин, до сих пор убыточность пассажирских перевозок покрывалась за счет прибыли грузовых. Что произойдет при разделе РЖД? Не повлечет ли это удорожание билетов для пассажиров? Не перестанет ли от этого железнодорожный транспорт быть самым демократичным, а для многих единственной возможностью увидеть родных и близких, проживающих вдалеке? Дотации и льготы, по-моему, не выход.

- С 1 июля этого года начала свою деятельность Федеральная пассажирская дирекция (ФПД), которая станет прообразом Федеральной пассажирской компании (ФПК). Основная задача, стоящая перед нами - сделать пассажирский комплекс безубыточным и вывести обслуживание наших клиентов на мировой уровень. При этом нам необходимо обеспечить доступность железнодорожного транспорта, в том числе - для пассажиров с невысоким уровнем доходов.

Задача не из легких - по нашим прогнозам, в этом году убытки от перевозок достигнут 52,7 млрд рублей, из них 29,4 млрд рублей - это убытки в сегменте дальнего следования, 23,3 млрд рублей - в пригородном сообщении. В случае, если мы так и не дождемся государственных средств на покрытие убытков, то в какой-то момент столкнемся с тем, что нам не на чем будет возить пассажиров. Имущество, переданное ФПД, находится в плачевном состоянии - износ зданий перешагнул за 50%, пассажирских вагонов - 65%, 70% парка вагонов не имеют даже примитивного оборудования для кондиционирования воздуха. ФПД сейчас разрабатывает комплексную инвестиционную программу, направленную на интенсивное обновление парка пассажирского подвижного состава и строительство депо. Предположительно объем вложений в инвестпрограмму на 2007-2017 годы составит более 300 млрд рублей. Тем не менее, нашей компании крайне тяжело единовременно решать вопросы закупки нового подвижного состава, модернизации старого, финансирования социально-значимых перевозок и убытков от пассажирских перевозок.

Если вы помните, президент РФ Владимир Путин в прошлом году очень жестко высказался на тему выделения ФПК. Он сказал следующее: при создании пассажирской компании, отвечающей за пассажирские перевозки, недопустимо перекладывать возникающую финансовую нагрузку на плечи пассажиров. Железные дороги обеспечивают порядка 40% пассажирских перевозок в стране, поэтому все, что связано с их реорганизацией, должно проходить с минимальным риском!

В 2007 году из государственного бюджета будет выделено 10,9 млрд рублей на покрытие убытков от пассажирских перевозок. Этой суммы, конечно, недостаточно, но даже сам факт того, что в бюджет страны на будущий год на покрытие убытков от пассажирских перевозок включена конкретная сумма - это уже большое достижение. К 2009 году проблема компенсации убыточности пассажирских перевозок должна быть полностью решена. При этом, я подчеркиваю, правительство страны поддерживает не ОАО "РЖД", а россиян для того, чтобы железнодорожный транспорт, оставаясь доступным для наших граждан, становился все более комфортным.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.
viperson.ru

Док. 262493
Перв. публик.: 09.10.06
Последн. ред.: 30.05.12
Число обращений: 787

  • Путин Владимир Владимирович
  • Якунин Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``