В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Храмчихин: НАТО уже не военная сила Назад
Александр Храмчихин: НАТО уже не военная сила
В четверг в городе Порторош (Словения) открывается неформальная встреча министров обороны 26 стран-членов НАТО, в ходе которой будут обсуждаться подготовка к ноябрьскому саммиту альянса в Риге и вопросы трансформации НАТО в условиях современных угроз и вызовов. В рамках двухдневного форума также состоится заседание Совета Россия-НАТО, в котором примет участие глава Минобороны РФ Сергей Иванов. Как ожидается, одной из центральных тем этих переговоров будет вопрос об отношениях альянса с Грузией. Корреспондент Страны.Ru попросил заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина прокомментировать нынешнее состояние НАТО, его отношения с Россией, а также возможный прием Грузии в альянс.

- Александр Анатольевич, можно ли назвать важной начавшуюся в Словении встречу министров обороны 26 стран-членов НАТО?

- Это, по-моему, рядовая и рутинная встреча. Хотя в связи с последними событиями там, возможно, будет обсуждение ситуации в Грузии, хотя такие вопросы решаются не на протокольных мероприятиях.

- Как вы оцениваете нынешние отношения России и НАТО?

- Они довольно плохие. Стороны неадекватно друг друга воспринимают. То есть пережитки "холодной войны", как это ни банально, чрезвычайно сильны. Что касается улучшения отношений, то пока стороны слабо понимают, как это сделать и чего они вообще друг от друга хотят. Особенно, учитывая тот факт, что и само НАТО не очень понимает, что оно из себя представляет и для чего оно нужно. Тем более, чем больше в нем стран, тем оно становится слабее. Это вполне очевидно. И в политическом, и, тем более, в военном смысле. Кстати, последние события в Афганистане показывают, что как военная сила НАТО уже не существует. Дело в том, что большинство входящих в нее стран, или даже практически все страны континентальной Европы, воевать не будут. Просто не будут ни за что и никогда. Даже если представить агрессию против них. Хотя такого, конечно, не будет никогда. И соответственно, вооруженные силы они сворачивают, и остаются специфические контингенты, скорее предназначенные для полицейских и миротворческих операций. Но это уже не военные силы в классическом понимании.

- Какие вопросы будут обсуждаться на заседание Совета Россия-НАТО?

- Я могу формально ответить, что будут вопросы двухстороннего сотрудничества, хотя в чем оно заключается - понять не всегда возможно. Вот и ситуацию в Грузии могут обсудить заодно, тем более, обстановка там обостряется.

- Каковы причины обострения обстановки в Грузии?

- Уже идет такая эскалация с обеих сторон. Причем она идет давно, и стороны продолжают делать шаги по пути дальнейшей эскалации. И уже трудно сказать, кто начал и кто виноват. Опасность в том, что может зайти достаточно далеко. В конце концов, кто-нибудь может сорваться и начать стрелять.

- Как можно объяснить арест российских офицеров в Тбилиси?

- Это опять же эскалация. Это ответный шаг на предыдущие шаги. Или скорее это превентивный удар перед южноосетинским референдумом.

- Как, на ваш взгляд, должен разрешиться этот инцидент?

- Желательно обеим сторонам делать шаги назад. И, конечно, желательно это делать президентам в ходе двухстороннего общения. Потому что все равно все сводится к ним в таких случаях. И там, и там все решают президенты. Соответственно, они и должны этот конфликт "разруливать". Но такой встречи не предполагается. И, по всей видимости, дальнейшая эскалация будет продолжаться. Тем более, что Грузия рассчитывает на НАТО, что правомерно только отчасти. То есть политическую поддержку они получат, а вот военную - никогда.

- А в чем будет выражаться политическая поддержка Тбилиси со стороны стран НАТО?

- Запад попытается обвинить Россию в аннексии территории Грузии. Имеются в виду Южная Осетия и Абхазия. Собственно, это уже делает грузинское руководство. Хотя следует заметить, что Россия не признает эти две республики. Кроме того, при эскалации ситуации вполне возможен вариант приема Грузии в НАТО, так сказать в экстренном порядке.

- И натовцы реально могут пойти на этот шаг?

- Вполне. Сейчас на самом деле прием в НАТО уже давно не обусловлен никакими реальными военными условиями, что вот страна достигла некоего уровня. Никого это давно не волнует, этот некий уровень, который формально записан. Потому что страны Восточной Европы, уже принятые в НАТО, до сих пор не достигли этого уровня и, скорее всего, вообще никогда его не достигнут. Это чисто политическое решение. Тем более, что НАТО воевать ни за кого не собирается.

- Зная крайне негативное отношение России к приему Грузии в НАТО, для чего они все же готовы пойти на это?

- Западный военный альянс считает, что приемом в свои члены Грузии они помешают так называемой российской аннексии грузинской территории и вообще переходу Грузии под контроль России. Хотя воевать западные страны и США за Тбилиси не собираются, но формально "зонтик" НАТО все-таки есть.
Михаил Первушин


28.09.06
Национальная информационная служба Страна.R
uwww.strana.ru


Док. 262108
Опублик.: 28.09.06
Число обращений: 612

  • Храмчихин Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``