В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лукин: `Правозащитники неудобны всем, всегда и везде` Назад
Владимир Лукин: `Правозащитники неудобны всем, всегда и везде`
Уполномоченный по правам человека в России отвечает практически за все, начиная с реформы ЖКХ и заканчивая ситуацией в армии. Ведь почти в любой сфере жизни так или иначе затрагиваются права человека. Этот тезис был подтвержден тем разнообразием вопросов, которые задали в рамках интернет-конференции читатели Страны.Ru российскому омбудсмену Владимиру Лукину. Интернет-конференцию подготовил Константин Николаев.


- Владимир Петрович, как вы оцениваете критику в адрес правозащитников, которая имеет место в последнее время? Как строится ваша работа с правозащитниками ? Игорь, Москва

- То, что правозащитников критикуют - явление совершенно нормальное: ведь они неудобны всем, всегда и везде. Другое дело, что в нормальных демократических странах диалог правозащитников и власти имеет цивилизованный характер, регулируется для обеих сторон достаточно чёткими "правилами игры", которые и составляют суть демократии, а у нас ещё на памяти те времена, когда советские правозащитники преследовались властью, заключались в лагеря и психушки.

Моя работа с правозащитниками строится на основах партнёрства, взаимного уважения и, во многих случаях, совпадения или близости мнений. Среди них есть мои друзья и близкие знакомые ещё с советских времён. Но, разумеется, это относится далеко не ко всем и далеко не во всём я согласен даже с моими давними друзьями.

Сотрудничаем мы практически со всеми правозащитными организациями, хотя, конечно, с какими-то более плотно, чем с другими. Например, мы тесно взаимодействуем с Московской Хельсинкской группой, деятельность которой я всегда оценивал и по - прежнему оцениваю исключительно высоко; Правозащитным центром "Мемориал"; Институтом прав человека; организацией солдатских матерей; Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия; Независимым экспертно-правовым советом; Региональной общественной организацией помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие"; Фондом защиты гласности; Молодежным центром прав человека и правовой культуры и многими другими. С некоторыми из них контакты имеют скорее эпизодический характер, с другими его попросту нет - нельзя объять необъятное, - а правозащитных организаций в России, к счастью, немало.

Наше взаимопонимание и доверие друг к другу основано на том, что изначально инициатива создания в России института омбудсмена принадлежала общественным правозащитникам. Поэтому, когда я говорил с президентом о моем избрании на этот пост, я особо подчеркнул, что одним из главных условий, на которых я принимаю это предложение, будет положительная реакция правозащитников. Она такой и была.

Сегодня ключевую роль во взаимодействии с НПО играет созданный в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Экспертный совет при Уполномоченном, в работе которого участвуют многие ведущие правозащитники. На заседаниях Экспертного совета обсуждаются актуальные вопросы прав и свобод человека, вырабатываются рекомендации и предложения, в том числе по проблемам, требующим обращения Уполномоченного в органы государственной власти.

Мы сотрудничаем с представителями НПО в проведении научно-практических конференций и семинаров по проблемам защиты прав граждан, в составлении экспертных оценок документов, материалов, законопроектов и обращений, поступающих в наш аппарат. Со своей стороны, представители НПО все чаще инициируют рассмотрение Уполномоченным тех или иных вопросов, представляющих важное общественное значение.

- Владимир Петрович, скажите пожалуйста, правозащитники помогают вам в вашей работе или, скорее, мешают - ведь их в последнее время часто обвиняют в политизированности и обслуживании чуждых нашей стране интересов? Николай

- Я далёк от того, чтобы что-либо абсолютизировать или, тем более, идеализировать. Но, если организация действительно, как вы выражаетесь, "обслуживает чуждые нашей стране интересы", то с правозащитной деятельностью это не имеет ничего общего. Другое дело, кто определяет - чуждые это интересы или нет. Ведь ни для кого не секрет, что многие чиновники всех уровней склонны отождествлять свои личные интересы с интересами державы, за которую в этих случаях часто бывает обидно. Очевидно и другое. К сожалению, бытует мнение о том, что права человека, демократия чужды России, её какому-то "особому пути", что они сами по себе - чуждые для нашей страны ценности. Я с этим категорически не могу согласиться.

Не будем забывать и о том, что существуют международные договоры и стандарты по правам человека, которые вырабатывались при активном участии нашей страны и к которым в подавляющем большинстве наша страна присоединилась ещё в советские времена.

Иногда приходится слышать, что та или иная НПО "обслуживает чужие интересы" потому, что получает гранты из-за рубежа. Трудности с финансированием их деятельности - к сожалению, весьма характерная для России проблема. Скорее исключением, нежели правилом, является предоставление им средств из государственных или муниципальных источников, иногда от частных российских спонсоров. В результате НПО нередко вынуждены обращаться к зарубежным источникам финансирования, что в принципе не запрещено, а значит, разрешено российскими законами. Важно лишь, чтобы получение зарубежных грантов не превращалось в самоцель. А если за рубежом готовы вкладывать средства в нужное нам самим дело, то это можно только приветствовать.

А правозащитники в своём большинстве, конечно, помогают. Ведь мы призваны делать одно дело. Если действительно, а не декларативно, хотим обеспечивать конституционные права наших граждан.

- Можете ли вы обрисовать картину нарушения прав российских граждан? Какие права и какими органами нарушаются чаще всего? И каким образом власть реагирует на ваши обращения? Скажем, если чаще всего жалуются на милицию, должна ли власть делать соответствующие выводы, предпринять шаги по реформированию милиции? Ирина, Санкт-Петербург

- Диапазон нарушений прав человека достаточно широк - от повышения тарифов ЖКХ и положения наемных работников до дедовщины в армии и грубых нарушений прав граждан в милиции.

Почти в трети жалоб, поступающих с мест, речь идет о нарушении прав задержанных, подозреваемых, обвиняемых и потерпевших в ходе производства дознания, предварительного следствия и при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ОВД. В последнее время к этим уже наболевшим проблемам прибавилась та, что следователи и суды зачастую не реагируют своевременно и должным образом на проявления ксенофобии, приобретающие форму уголовно наказуемых деяний. Наша Фемида редко выносит приговоры по статье "организация деятельности экстремистской организации", а местные власти проявляют непонятную терпимость к подобным структурам и периодическим изданиям, которые те распространяют.

Вообще, все поступающие мне жалобы внимательно изучаются. Мы с коллегами обращаемся в государственные органы, которые отвечают за соблюдение тех или иных прав граждан, с предложением о принятии конкретных мер согласно законам РФ. В ряде случаев удаётся помочь, восстановить нарушенные права многих людей, в том числе и пострадавших от противоправных действий сотрудников милиции.

Что касается общей ситуации, сложившейся в последние годы в системе МВД, то о ней все хорошо знают. Болезнь наших правоохранительных органов сложная и довольно застарелая. В то же время, по многолетнему опыту сотрудничества с МВД я знаю, что там служит много квалифицированных и преданных своему делу людей. Сейчас нужна кропотливая, жесткая, принципиальная работа по изменению самой структуры правоохранительных органов, которая уже ведется, и воспитательная работа с молодыми кадрами МВД. Кроме того, необходим постоянный общественный контроль за деятельностью всех ее систем. Что касается имен и фамилий чиновников, то они приводятся в каждой нашей реакции на обоснованные жалобы граждан. Им "несть числа".

- Господин Лукин! Что нужно сделать, чтобы тема прав человека перестала использоваться другими странами для того, чтобы "надавить" на Россию? За примерами далеко ходить не надо - недавно вице-президент США Чейни обвинил нашу страну в сворачивании демократических свобод. Петр

- Прежде всего, не следует забывать, что нарушение прав человека не является внутренним делом какого-либо государства. Тем более это верно для нашей страны, подписавшей не один десяток международных правозащитных конвенций и соглашений. Соблюдение прав человека имеет универсальный характер и является приоритетным направлением в деятельности государственных органов власти России, что зафиксировано в Конституции РФ.

Так что для того, чтобы оградить себя от правозащитного давления "коварных" соседей, надо просто в более полной мере соблюдать принятые на себя обязательства по соблюдению прав и свобод человека. Это, прежде всего, в наших собственных интересах.

Между прочим, критике в связи с нарушениями прав человека со стороны многих правозащитных организаций подвергаются также США и многие традиционно демократические государства. Они не только огрызаются, но и учитывают критические замечания.

Продолжение интернет-конференции

Чем обернулась для граждан реформа ЖКХ?
Задай вопрос Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину
25.04.2006
На днях на официальном сайте российского омбудсмена Владимира Лукина был обнародован ежегодный доклад о соблюдении в нашей стране прав человека. В документе делается вывод о том, что сегодня наиболее актуальными являются вопросы, касающиеся социально-экономических прав российских граждан. По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ, к таким проблемам, как низкий уровень зарплаты и пенсий, проживание значительной части населения "за чертой бедности", сложности в получении достойного жилья и качественной медпомощи, - добавились новые, связанные с поспешным проведением пакета соцреформ и намеченным переходом к 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, недавно Владимир Лукин выступил с предложениями создать в стране военную полицию, повысить призывной возраст до 21 года, образовать службу пробации, которая занималась бы ресоциализацией бывших заключенных. Как оценивает омбудсмен реформы ЖКХ, ситуацию в Чечне, работу правоохранительных и судебных органов? Какова, по его мнению, ситуация в армии? Не грозит ли России чрезмерное ужесточение законодательства и ограничение прав граждан в связи усилением борьбы с терроризмом? Какие меры для защиты прав населения может принять омбудсмен? С какими жалобами обращаются к нему российские граждане? Страна.Ru предлагает своим читателям задать эти и другие вопросы Владимиру Лукину.

Полный список заданных вопросов


Владимир Петрович, как вы оцениваете критику в адрес правозащитников, которая имеет место в последнее время? Как строится ваша работа с правозащитниками? Игорь, Москва

То, что правозащитников критикуют - явление совершенно нормальное: ведь они неудобны всем, всегда и везде. Другое дело, что в нормальных демократических странах диалог правозащитников и власти имеет цивилизованный характер, регулируется для обеих сторон достаточно чёткими "правилами игры", которые и составляют суть демократии, а у нас ещё на памяти те времена, когда советские правозащитники преследовались властью, заключались в лагеря и психушки.

Моя работа с правозащитниками строится на основах партнёрства, взаимного уважения и, во многих случаях, совпадения или близости мнений. Среди них есть мои друзья и близкие знакомые ещё с советских времён. Но, разумеется, это относится далеко не ко всем и далеко не во всём я согласен даже с моими давними друзьями.

Сотрудничаем мы практически со всеми правозащитными организациями, хотя, конечно, с какими-то более плотно, чем с другими. Например, мы тесно взаимодействуем с Московской Хельсинкской группой, деятельность которой я всегда оценивал и по - прежнему оцениваю исключительно высоко; Правозащитным центром "Мемориал"; Институтом прав человека; организацией солдатских матерей; Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия; Независимым экспертно-правовым советом; Региональной общественной организацией помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие"; Фондом защиты гласности; Молодежным центром прав человека и правовой культуры и многими другими. С некоторыми из них контакты имеют скорее эпизодический характер, с другими его попросту нет - нельзя объять необъятное, - а правозащитных организаций в России, к счастью, немало.

Наше взаимопонимание и доверие друг к другу основано на том, что изначально инициатива создания в России института омбудсмена принадлежала общественным правозащитникам. Поэтому, когда я говорил с президентом о моем избрании на этот пост, я особо подчеркнул, что одним из главных условий, на которых я принимаю это предложение, будет положительная реакция правозащитников. Она такой и была.

Сегодня ключевую роль во взаимодействии с НПО играет созданный в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Экспертный совет при Уполномоченном, в работе которого участвуют многие ведущие правозащитники. На заседаниях Экспертного совета обсуждаются актуальные вопросы прав и свобод человека, вырабатываются рекомендации и предложения, в том числе по проблемам, требующим обращения Уполномоченного в органы государственной власти.

Мы сотрудничаем с представителями НПО в проведении научно-практических конференций и семинаров по проблемам защиты прав граждан, в составлении экспертных оценок документов, материалов, законопроектов и обращений, поступающих в наш аппарат. Со своей стороны, представители НПО все чаще инициируют рассмотрение Уполномоченным тех или иных вопросов, представляющих важное общественное значение.

Не считаете ли вы, что правозащитное движение нужно в той стране, где отсутствует госзащита прав человека? Как писал Брехт, добродетельные граждане и герои нужны той стране, которая плохо управляется. Так и у нас. Михаил

Говоря о нашей стране, сказанное вами напрямую относится к периоду застоя, да и на этапе перестройки правозащитники очень много сделали, как тогда говорилось, для демократизации нашей жизни. Сейчас правозащитное движение тоже необходимо, хотя ситуация и изменилась. Вообще же думаю, что подлинно эффективная государственная система защиты прав человека должна всегда и везде опираться на зрелое гражданское общество, неотъемлемой частью которого являются неправительственные в том числе правозащитные организации.

Владимир Петрович, скажите пожалуйста, правозащитники помогают вам в вашей работе или, скорее, мешают - ведь их в последнее время часто обвиняют в политизированности и обслуживании чуждых нашей стране интересов? Николай

Я далёк от того, чтобы что-либо абсолютизировать или, тем более, идеализировать. Но, если организация действительно, как вы выражаетесь, "обслуживает чуждые нашей стране интересы", то с правозащитной деятельностью это не имеет ничего общего. Другое дело, кто определяет - чуждые это интересы или нет. Ведь ни для кого не секрет, что многие чиновники всех уровней склонны отождествлять свои личные интересы с интересами державы, за которую в этих случаях часто бывает обидно. Очевидно и другое. К сожалению, бытует мнение о том, что права человека, демократия чужды России, её какому-то "особому пути", что они сами по себе - чуждые для нашей страны ценности. Я с этим категорически не могу согласиться.

Не будем забывать и о том, что существуют международные договоры и стандарты по правам человека, которые вырабатывались при активном участии нашей страны и к которым в подавляющем большинстве наша страна присоединилась ещё в советские времена.

Иногда приходится слышать, что та или иная НПО "обслуживает чужие интересы" потому, что получает гранты из-за рубежа. Трудности с финансированием их деятельности - к сожалению, весьма характерная для России проблема. Скорее исключением, нежели правилом, является предоставление им средств из государственных или муниципальных источников, иногда от частных российских спонсоров. В результате НПО нередко вынуждены обращаться к зарубежным источникам финансирования, что в принципе не запрещено, а значит, разрешено российскими законами. Важно лишь, чтобы получение зарубежных грантов не превращалось в самоцель. А если за рубежом готовы вкладывать средства в нужное нам самим дело, то это можно только приветствовать.

А правозащитники в своём большинстве, конечно, помогают. Ведь мы призваны делать одно дело. Если действительно, а не декларативно, хотим обеспечивать конституционные права наших граждан.

Как вы оцениваете практику по российским делам Европейского суда по правам человека? Меняется ли наша судебная практика под влиянием ЕСПЧ? Наталья

Я непосредственно участвовал в процессе вступления России в Совет Европы. Это было нелегкое дело, чеченская война уже была фактом нашей жизни. И тем не менее нам удалось доказать, что в перспективе Россия - это часть Европы, страна, которая будет разделять базовые ценности общеевропейской цивилизации. Вхождение в Европейский суд по правам человека было необходимо. И я считаю этот опыт очень полезным. Мы с большим трудом, со скрипом проводили в течение многих лет судебную реформу, смысл которой в том, что личность человека может противостоять государству в судебном порядке: ведь суд не должен выступать слугой государства. К сожалению, в реальности зачастую мы работаем в духе "Шемякиного суда" - судьи просто являются проводниками мнения власти. Европейский суд является для нас эталоном, постольку поскольку он опирается на длительную европейскую традицию независимости судебной системы. Поэтому я считаю, что к решениям Европейского суда надо относиться просто - их надо выполнять. Отдавая себе при этом отчёт в том, что если Европейский суд по правам человека принял решение, которое опровергает решение наших судебных органов, значит наш суд действовал неквалифицированно. А для того, чтобы дела заканчивались в пользу России, наши суды должны работать лучше.

Конечно, все могут ошибаться, и наши внутренние суды, и европейские суды. Но Европейский суд принял много решений, в том числе и по России, и среди них были очень грамотные решения.

Сегодня каждый российский судья имеет в виду, что если обвиняемый достаточно упорен и если дело достаточно серьезное и показательное, то оно дойдет до Европейского суда - и тот отменит неправедное решение. Надеюсь, это сыграет роль в преобразовании наших судов из бюрократически коррумпированного довеска к государству в полноценную современную судебную систему.

Насколько российское законодательство соответствует международному праву, касающемуся прав человека? И насколько реально защищаются эти права? Ирина

Я считаю, что Конституция Российской Федерации - один из лучших в мире документов такого рода. В ней обозначены все основные права человека. Если бы наши законодатели и правительство следовали ее положениям, то проводимые в стране реформы достигли бы поставленной цели - сделать жизнь людей лучше. Но в последние годы, как на федеральном, так и региональном уровне некоторые законы и решения принимаются в спешке, не пройдя должной юридической и правовой экспертизы, а следовательно часто не соответствуют нормам и принципам международного права.

Согласно Конституции РФ не должны приниматься социальные законы, которые ухудшают жизнь людей. Но именно так получилось со 122 законом о льготах, с Жилищным кодексом и может произойти с другими законами, если они будут приниматься без общественного обсуждения. Поэтому сегодня назрела необходимость усилить общественный и государственный контроль за соблюдением экономических и социальных прав граждан. А для этого необходимо, чтобы граждане сами знали свои права и учились со школьной скамьи жить по законам.

Можете ли вы обрисовать картину нарушения прав российских граждан? Какие права и какими органами нарушаются чаще всего? И каким образом власть реагирует на ваши обращения? Скажем, если чаще всего жалуются на милицию, должна ли власть делать соответствующие выводы, предпринять шаги по реформированию милиции? Ирина, Санкт-Петербург

Диапазон нарушений прав человека достаточно широк - от повышения тарифов ЖКХ и положения наемных работников до дедовщины в армии и грубых нарушений прав граждан в милиции.

Почти в трети жалоб, поступающих с мест, речь идет о нарушении прав задержанных, подозреваемых, обвиняемых и потерпевших в ходе производства дознания, предварительного следствия и при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ОВД. В последнее время к этим уже наболевшим проблемам прибавилась та, что следователи и суды зачастую не реагируют своевременно и должным образом на проявления ксенофобии, приобретающие форму уголовно наказуемых деяний. Наша Фемида редко выносит приговоры по статье "организация деятельности экстремистской организации", а местные власти проявляют непонятную терпимость к подобным структурам и периодическим изданиям, которые те распространяют.

Вообще, все поступающие мне жалобы внимательно изучаются. Мы с коллегами обращаемся в государственные органы, которые отвечают за соблюдение тех или иных прав граждан, с предложением о принятии конкретных мер согласно законам РФ. В ряде случаев удаётся помочь, восстановить нарушенные права многих людей, в том числе и пострадавших от противоправных действий сотрудников милиции.

Что касается общей ситуации, сложившейся в последние годы в системе МВД, то о ней все хорошо знают. Болезнь наших правоохранительных органов сложная и довольно застарелая. В то же время, по многолетнему опыту сотрудничества с МВД я знаю, что там служит много квалифицированных и преданных своему делу людей. Сейчас нужна кропотливая, жесткая, принципиальная работа по изменению самой структуры правоохранительных органов, которая уже ведется, и воспитательная работа с молодыми кадрами МВД. Кроме того, необходим постоянный общественный контроль за деятельностью всех ее систем. Что касается имен и фамилий чиновников, то они приводятся в каждой нашей реакции на обоснованные жалобы граждан. Им "несть числа".

Достаточно ли у вас полномочий? Довольны ли вы законом об омбудсмене или считаете, что институт нуждается в реформировании/возможно, не реформировании, но некоторых преобразованиях? Нужны ли вам другие полномочия? И чем российский омбудсмен с этой точки зрения отличается от западных коллег? Михаил, Москва

Уполномоченный в нынешней непростой ситуации в России должен не на словах, а на деле выполнять свойственную ему роль посредника между государством и обществом, быть настоящим народным адвокатом. Для этого необходимо укрепление законодательной базы института Уполномоченного. Например, остро нуждается в определенной корректировке федеральный Закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Ряд его положений неоправданно ограничивает возможности Уполномоченного. Во-первых: это - отсутствие права законодательной инициативы, а во-вторых, неполное право для обращения в Конституционный суд РФ. Эти и ряд других проблем мешают полноценной работе федерального Уполномоченного, повышению авторитета и развитию в регионах данного института правовой защиты. Кроме того, положения статьи 5 этого Закона, не устанавливающие четких рамок взаимодействия федерального и регионального уполномоченных, сдерживают развертывание эффективной структуры государственной правозащиты по всей России. Например, многие субъекты РФ (в том числе и отдаленные - Приморье, Камчатка) обращаются с просьбой назначить региональных представителей федерального Уполномоченного на их территории, но Законом это не предусмотрено.

Поэтому считаю, что еще одна из задач сегодня - это как законодательно, так и на договорной основе создать механизм взаимодействия всех российских уполномоченных для совместных акций, выступлений и работы с жалобами граждан.

Институт Уполномоченного по правам человека в РФ естественно отличается от институтов омбудсменов в других странах. Они и называются по разному. Например, в Албании - Адвокат народа, в Австрии - Народный правозащитник, в Норвегии - Парламентский омбудсмен, в Литве - Контролеры Сейма, в Португалии - Уполномоченный по делам правосудия.

На правовой статус омбудсмена оказывают влияние социальные, политические, культурные факторы, характерные для каждой отдельно взятой страны. Но задачи у всех одни - защита прав и основных свобод человека.

Как вы считаете ваша работа хоть как-то повлияла на общую ситуацию с соблюдением прав человека? Жить в нашей стране благодаря институту омбудсмена стало лучше? Андрей, Москва

Понимаю вашу иронию. Но было бы наивным считать, что можно за пару лет повлиять на общую ситуацию в стране. Удалось другое - помочь отдельным людям в решении их конкретных проблем. Я считаю, что это уже не мало. По мере продолжения деятельности института Уполномоченного количество людей, которым удалось помочь, будет возрастать, тем самым оказывая влияние на состояние общества в целом. Немаловажно, что это будет способствовать - и уже способствует - повышению правовой культуры населения, его умению отстаивать свои права и законные интересы. Так что мы стремимся, согласно нашей компетенции, помочь восстановить нарушенные права каждого обратившегося к нам человека, но изменить общую ситуацию с соблюдением прав граждан мы, естественно, не можем.

Добиться серьезных результатов возможно только, если кропотливо трудиться всем вместе - и власти, и обществу. Когда все осознано будут жить согласно действующим законам, тогда и будет ликвидирован разрыв между Конституцией и реализацией прав граждан. Но это не значит, что я не высказываю свое мнение по общей ситуации в области прав человека в России, формах и методах их защиты. Все документы по этим вопросам опубликованы на нашем сайте.

Как вы относитесь к критике в адрес присяжных? Согласны ли вы с мнением, что нужно еще больше сузить их компетенцию? Или имеет смысл наоборот расширить ее? Сегодня на суды присяжных пытаются просто повесить недостатки в работе следствия. Все почему-то говорят о том, что оправдали убийцу Хуршеды Султоновой. Но разве можно говорить, что следствие представило железные доказательства его вины? Разве могут присяжные вынести вердикт "виновен", если нет стопроцентных доказательств вины, если следствие плохо поработало? У нас ведь презумпция невиновности. Часто перед присяжными просто ставят некорректно сформулированные вопросы. Их в угол загоняют. Я видел вопросы по "делу Ульмана" - они составлены так, что нормальный человек разобраться в них не сможет. Михаил, Москва

Я не согласен с тем, что необходимо сузить компетенцию присяжных. И это нельзя сделать без изменения закона. В то же время, необходимо грамотнее формулировать вопросы для присяжных.

Согласен также с тем, что следствие порой направляет в суд "сырые" дела, без достаточной доказательственной базы. В связи с этим, необходимо совершенствовать работу следствия, привлекать для этого более квалифицированные кадры.

В продолжение темы о присяжных. Верховный суд очень расширительно толкует нормы УПК о том, что перед присяжными не должны ставиться юридические вопросы. Под этим "соусом" у нас в итоге отменяется огромное число оправдательных вердиктов. Чуть ли не любой вопрос считается юридическим. Не считаете ли вы, что таким образом происходит девальвация института суда присяжных? Максим, Москва

Считаю. Кроме того, я согласен со сложившимся в последнее время у юридической общественности мнением о необходимости внесения в действующее законодательство нормы, запрещающей отмену оправдательного приговора более одного раза. Другой вопрос, что к подбору и подготовке присяжных надо относиться гораздо более серьезно. В специальном докладе Уполномоченного "Проблемы совершенствования деятельности суда присяжных в современной России" подробно говорится о всех проблемах суда присяжных.

Сегодня пенсии практически не зависят ни от стажа, ни от заработка и взносов в ПФ. Как вы относитесь к пенсионному законодательству, когда работник с заработной платой 2,2 тыс. руб. и 22 тыс. руб. получают одинаковую пенсию (пресловутый коэффициент 1,2), а взносы в ПФ отличаются в 10 раз? Не ущемляет ли пенсионное законодательство пенсионеров плативших взносы с зарплаты более 2,2 тыс. руб.? Вадим, Москва

Это, действительно, очень сложный вопрос. Его суть мне видится в том, что каждый должен получать заработанное, в том числе и в виде пенсии. С другой стороны, государство должно обеспечивать и тех граждан, которые по нынешним стандартам оказались бы на пенсии без средств к существованию.

Я неоднократно обращался в различные федеральные органы власти с предложениями о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство.

Последнее мое обращение в феврале 2006 года с предложением о внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отменяющих, в том числе ограничение отношения среднего заработка застрахованного к среднемесячному заработку по стране, было направлено Председателю Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2005 году Государственная Дума рассмотрела два законопроекта о внесений изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Законопроекты предусматривали снятие ограничения (1,2), которое установлено к размеру отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при определении расчетного пенсионного капитала. В ходе рассмотрения эти законопроекты на заседании Государственной Думы были отклонены, поскольку с учетом поступивших отзывов и заключений ни одни из них не набрал необходимого числа голосов для принятия в первом чтении.

В целом проблема пенсионного обеспечения крайне деликатна и чувствительна. Это мы видим на примере некоторых западноевропейских стран, в которых за счёт старения населения и, соответственно, увеличения количества пенсионеров на долю работающего населения, рассматривается вопрос об увеличении пенсионного возраста или о других непопулярных мерах.

Господин Лукин! Что нужно сделать, чтобы тема прав человека перестала использоваться другими странами для того, чтобы "надавить" на Россию? За примерами далеко ходить не надо - недавно вице-президент США Чейни обвинил нашу страну в сворачивании демократических свобод. Петр

Прежде всего, не следует забывать, что нарушение прав человека не является внутренним делом какого-либо государства. Тем более это верно для нашей страны, подписавшей не один десяток международных правозащитных конвенций и соглашений. Соблюдение прав человека имеет универсальный характер и является приоритетным направлением в деятельности государственных органов власти России, что зафиксировано в Конституции РФ.

Так что для того, чтобы оградить себя от правозащитного давления "коварных" соседей, надо просто в более полной мере соблюдать принятые на себя обязательства по соблюдению прав и свобод человека. Это, прежде всего, в наших собственных интересах.

Между прочим, критике в связи с нарушениями прав человека со стороны многих правозащитных организаций подвергаются также США и многие традиционно демократические государства. Они не только огрызаются, но и учитывают критические замечания.

Как вы оцениваете дело Щербинского? Владимир, Сибирский округ

Решение Алтайского краевого суда об оправдании Олега Щербинского вдохновило всех, кто добивается справедливости в деле отстаивания своих прав, и одновременно заставило власть предержащих на всех уровнях лишний раз задуматься о последствиях своих действий.

Принципиально важно, что исправление судебной ошибки стало возможным благодаря мощной общественной акции солидарности с невинно осужденным Щербинским.

Укрепляемая сегодня властная вертикаль может быть устойчивой только тогда, когда будет опираться на гражданскую горизонталь, на разветвленную сеть общественных организаций, составляющих каркас гражданского общества.

Кроме того, необходимо отметить и тот факт, что первый процесс по делу в суде Зонального района Алтайского края проходил в закрытом режиме, что, несомненно, сказалось на вынесении незаконного приговора. Это лишний раз подтвердило, что одной из важнейших задач судебной системы должна быть реализация конституционного принципа гласности судебного разбирательства в полном объеме.

Когда же государство начнет бороться националистами, которые могут разрушить Российскую федерацию? Кто виноват в этом? Донагян Эдуард Георгиевич, Москва

Действительно, одной из угроз, которые несет с собой национализм, является распад нашей страны. Ведь вслед за лозунгом "Россия для русских", могут появиться призывы: "Башкирия для башкир", "Калмыкия для калмыков" и т.д.

На мой взгляд, власти в России должны более активно и принципиально бороться с этим крайне серьезным и опасным явлением. Пока же мы слишком часто сталкиваемся с упорным стремлением нашей судебной системы видеть за откровенными актами национализма лишь проявления "хулиганства" и подростковой шалости, с порой открытым покровительством "борцам за расовую чистоту" со стороны правоохранительных органов, практически беспрепятственным распространением ксенофобской литературы и периодики.

Наблюдаемый в последнее время всплеск ксенофобии и разгул группировок скинхедов является следствием, в том числе и такой попустительской политики.

Необходимо, наконец, выработать государственную программу по борьбе с ксенофобией и пропаганде веротерпимости в нашем обществе. Никакая дополнительная охрана не обезопасит представителей национальных и религиозных меньшинств в нашей стране, пока государственные структуры любого уровня не осознают реальную опасность национального экстремизма и жестко пресекут его любые проявления.

Владимир Петрович, вы предлагаете повысить призывной возраст до 21 года. Но это же возраст активной репродукции. Как вы считаете, реализация вашего предложения положительно или отрицательно скажется на итак ужасной демографической ситуации (ученые уже сейчас говорят о депопуляции)? Андрей Якурин

Существуют убедительные доводы в пользу значительного увеличения призывного возраста. К 18 годам молодые люди, даже окончив школу, зачастую не успевают сформироваться как личность, социально и психологически незрелы, легко поддаются негативному внешнему влиянию и в силу этого не вполне готовы к военной службе, в частности, к тому, чтобы с должной ответственностью и достоинством выполнять свои обязанности и отстаивать свои права. Все эти возрастные "недостатки", как правило, исчезают или минимизируются к 20-21 году. Именно в этом возрасте целесообразно призывать на военную службу, по самой своей природе сопряженную с немалыми физическими и психологическими нагрузками.

Увеличение призывного возраста будет способствовать привлечению в Вооруженные Силы более "качественного" контингента призывников, что положительно скажется на боевой готовности войск, состоянии дисциплины и правопорядка, на подготовке личного состава, снизит по-прежнему весьма высокий уровень аварийности и травматизма.

Я считаю, что повышение призывного возраста до 21 года не отразится, на уровне рождаемости. Следует учесть, что значительная часть молодых людей как раз в этом возрасте завершает получение высшего образования, в связи с чем утрачивает право на отсрочку от призыва на военную службу и реально может быть призвана. Кроме того, планируется сократить срок службы по призыву до 1 года. Исполнение конституционного долга в течение 1 года не может повлиять на желание и возможность молодых людей обзавестись семьей и детьми.

А вот предлагаемая Минобороны отмена отсрочек от призыва на военную службу гражданам, имеющим ребенка до 3 лет и гражданам, имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель, отрицательно скажется на уровне рождаемости и осложнит и так крайне негативную демографическую ситуацию в стране. Поэтому считаю их отмену нецелесообразной.

Уважаемый Владимир Петрович. Последние случаи дедовщины в нашей армии просто ужасают. Как вы думаете, сможет ли помочь российской армии создание военной полиции? Наталья, Санкт-Петербург

Для борьбы с неуставными взаимоотношениями мною предложен комплекс мер, в том числе создание военной полиции.

В настоящее время вопросами организации гарнизонной службы, оперативно-розыскной деятельности, дознания и другими, связанными с поддержанием правопорядка и борьбы с правонарушениями в армейской среде в различной степени занимаются командиры, штатные и нештатные коменданты, дознаватели и другие лица. Зачастую они не имеют достаточного образования, достаточных знаний и навыков в этой сфере. Думаю, штатные органы военной полиции выполняли бы эти задачи на более высоком профессиональном уровне.

Это позволило бы кроме всего прочего освободить военнослужащих в воинских частях и подразделениях от несвойственных им обязанностей, а сосредоточиться именно на тех вопросах в обеспечении обороны страны, для которых они государством призваны на военную службу или проходят ее по контракту.

Принципиально важно при этом, чтобы органы военной полиции не находились ни в административной, ни в финансовой зависимости от "силовых" ведомств.

Разумеется, создание военной полиции - только один из возможных путей борьбы с "дедовщиной". По-моему, его надо испробовать, хотя бы в порядке эксперимента. Но я абсолютно не исключаю того, что могут быть и другие, возможно более действенные меры.

Можно (и нужно) ли сократить численность российской милиции, чтобы поднять им зарплату и не брать туда на работу откровенных бандитов и психически неуравновешенных людей? Дмитрий

Разумеется, милиция должна быть декриминализована, её сотрудники должны вызывать уважение в обществе. Для этого туда должен осуществляться более тщательный отбор, работа милиционеров должна контролироваться. Это - одна сторона проблемы. Другая состоит в том, что военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов нуждаются в особой защите со стороны государства. На протяжении последних лет я неоднократно обращал внимание органов государственной власти на эту проблему. Только в 2005 году дважды (в марте и июне) обращался в Правительство Российской Федерации с предложениями о принятии действенных мер по повышению денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. В декабре 2005 г. в защиту военных пенсионеров я обратился к Президенту Российской Федерации, Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами В.В. Путину, причём текст обращения был опубликован в "Российской газете" и в "Красной звезде".

В итоге было принято решение Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2005 г., в соответствии с которым с 1 января 2006 г. повышены на 15% размеры окладов по воинским должностям и званиям военнослужащих и соответственно пересмотрены пенсии ветеранам военной службы.

В дальнейшем Правительством планируется осуществить индексацию окладов денежного содержания: с 1 января 2007 г. - на 10 процентов; с 1 ноября 2007 г. - на 15 процентов; с 1 сентября 2008 г. - на 15 процентов. Одновременно планируется пересмотр пенсий уволенным военнослужащим.

Понимаю, что принятых мер далеко не достаточно для обеспечения достойной жизни граждан, посвятивших свою жизнь защите Родины.

Государство намерено сбивать самолеты с террористами. Не получается ли, что таким образом простых людей хотят заставить отвечать за провалы правоохранительных органов, которые этих самых террористов пустили на самолет? Как тут с правами человека? Как вы считаете усиление полномочий спецлужб и ограничение прав человека принесли свои результаты в борьбе с терроризмом? Игорь, Москва

К сожалению, права человека плохо рифмуются с терроризмом. Помимо прочего, борьба с ним может требовать определённого ограничения некоторых прав человека. Например, тот же личный досмотр пассажиров в аэропортах. Другое дело, что эти ограничения должны быть действительно необходимыми, строго пропорциональными поставленной цели.

Сказанное относится и к спецслужбам, которые должны неукоснительно уважать права и свободы граждан, действовать исключительно в рамках своей компетенции и в рамках закона. Любое злоупотребление дополнительными полномочиями недопустимо.

Что касается самолётов, конечно, лучше сделать так, чтобы террористы были обезврежены до того, как они попадут на борт корабля. Если же этого не случилось, и в том числе по вине конкретного работника милиции или службы безопасности аэропорта, то в случае захвата самолета и достоверных данных о том, что самолет может быть использован в качестве средства лишения жизни других людей (не пассажиров данного самолета), может быть принято решение о его уничтожении. В данном случае приходится выбирать между большим и ещё большим злом, выбор не простой и, конечно, должно быть конкретное должностное лицо, которое примет это тяжелое решение и будет отвечать за его обоснованность и последствия.

А приведет ли усиление полномочий спецслужб к положительным результатам в борьбе с терроризмом, покажет время. Деятельность спецслужб - это не панацея в борьбе с преступностью, главное, чтобы граждане, институты гражданского общества, все государственные структуры осознали опасность терроризма и действовали в соответствии с возникшей угрозой.

Какой должна быть система надзора за бывшими заключенными? Неужели сегодня ее вообще нет? Михаил

Система надзора за бывшими заключёнными - не такая простая и однозначная вещь. Ведь согласно международному праву, ни кто не может дважды подвергнуться наказанию за одно и то же правонарушение. В то же время, правоохранительные органы должны в рамках их работы по профилактике преступности уделять этим лицам соответствующие внимание, не ограничивая при этом их права и законные интересы - ведь они уже наказаны за содеянное.

В ближайшее время по решению Совета Государственной Думы состоятся парламентские слушания на тему : "О проекте Федерального закона "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Надеюсь, что после принятия законодательной основы, надзор за осужденными, освобожденными из мет лишения свободы приобретет системность и будет направлен на профилактику преступлений при неукоснительном соблюдении принципов, о которых я говорил выше.

А чем пробация будет на практике отличаться от высылки за 101 км? Игорь, Москва

Во-первых, никакой высылки никуда не предполагается. Необходимость наличия пробации заключается в том, что она должна стать альтернативой назначению наказания в виде лишения свободы за совершение малозначительных преступлений. Пробация (от английского слова ргоbаtion - испытание) это юридический термин, означающий назначение наказания, не связанного с лишением свободы. Сущность пробации состоит в условном осуждении с наложением на осужденного определенного круга обязанностей.

При этом сотрудниками службы пробации с ним проводится воспитательная работа. По замыслу служба пробации должна быть самостоятельным видом государственной службы, не относящейся по принадлежности к органами внутренних дел. В большинстве европейских стран этот институт получил широкое распространение, его необходимость не подвергается сомнениям.

Работа службы пробации должна начинаться еще до осуждения, с момента фактического задержания. На этом этапе сотрудник службы проводит своего рода социальное исследование, которое заключается в том, что о правонарушителе на основе бесед с ним, его родственниками, медицинских исследований и официальных собирается максимум информации. На основе этого делается вывод о целесообразности применения к нему условного осуждения. Результаты исследования направляются в суд, который принимает окончательное решение.

В случае, если суд вынесет решение об альтернативном наказании правонарушителя, сотрудники службы пробации устанавливают надзор за осужденным, проводят работу по ресоциализации по индивидуальной программе.

В России миллионы людей прошедших через колонии. В каком-то смысле мы страна зэков. Воровские законы, воровская культура все больше распространяются по стране. Почему судебная система и правоохранительные органы придерживаются такой карательной политики, почему у нас не распространено применение альтернативных видов наказания, например не лишение свободы, а ее ограничение? Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию. Ведь по числу санкционированных судом арестов мы приблизились к тем временам, когда санкцию давал прокурор. Андрей, Москва

Нельзя не согласиться с вами в части того, что в нашей стране правоприменительная практика имеет карательный уклон. Россия действительно в лидерах по количеству лиц, отбывавших наказание в расчете на 100 тыс. населения. Вы абсолютно правильно ставите вопрос о необходимости наличия видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Это давно меня волнует, а в особенности то, что в колонии попадают несовершеннолетние, зачастую за совершение малозначительных преступлений. Именно по этим причинам в конце прошлого года я обратился к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с предложением о создании в РФ пробации, которая и должна стать альтернативой наказанию в виде лишения свободы.

Как Уполномоченный по правам человека вы наверняка прекрасно знаете ситуацию с тюрьмами в России. Сейчас в стабфонде куча денег - почему бы не потребовать немного на улучшение ситуации с заключенными. Ведь тюремный беспредел как всю сложившуюся систему воровского воспитания вполне возможно разломать перестроив тюрьмы, чтобы в одной камере было не более 3-х заключенных, как в Европе, например. Каково ваше мнение? Борис, Дальнее зарубежье

Справедливости ради надо сказать, что на сегодняшний день в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации имеются позитивные перемены. Это и практически полностью измененная как законодательная, так и ведомственная нормативно-правовая база, в значительной степени приближенная к пенитенциарным нормам мирового сообщества. Финансирование уголовно-исполнительной системы увеличено в несколько раз, ведется строительство новых следственных изоляторов, реконструируются и ремонтируются старые. Вместе с тем, дело далеко не только в улучшении материальной базы пенитенциарных учреждений. Не менее важным, а может быть даже более важным является необходимость перестройки сознания персонала этих учреждений, которая заключается в том, чтобы сотрудники колоний и следственных изоляторов видели в осужденных прежде всего людей, которые рано или поздно вернутся в социум, будут ходить с нами по одним улицам, ездить в общественном транспорте. И от того, какими они вернутся в общество, зависит состояние правопорядка и общественной безопасности в наших городах и селах, да по сути дела во всей стране.

Нурпашу Кулаева, главного обвиняемого по бесланскому делу, хотят приговорить к смертной казни. На ваш взгляд, могут ли власти России в исключительном случае отменять мораторий на смертную казнь? Ольга Семеновна

Я был бы категорическим противником такого решения. Сразу возникла бы ассоциация с "исключительной мерой наказания", которая в действительности очень широко применялась в СССР. Считаю недостаточным и мораторий, потому что уверен: смертная казнь должна быть отменена. И, уверяю вас, это только снизит количество опасных и особо опасных преступлений, о чём говорит опыт всех без исключения стран, пошедших по этому пути.

Кому жаловаться на действия прокурора? Александр, Санкт-Петербург

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" - прокуратура составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

При несогласии с решением, принятым прокурором, лицо вправе обратиться за защитой своих прав к вышестоящему прокурору либо в суд. Есть ещё, конечно, и Уполномоченный по правам человека.

Уважаемый господин Лукин, как вы относитесь к написанию новой Декларации прав человека, что вытекает из выступления Кирилла на Соборе и из, безусловно иного понимания нынешней декларации исламом, да и устоявшийся в Европе термин "политкорректность" потихоньку переходит из разряда общественного императива в разряд оккультного заклинания? Вячеслав Муравлев

X Всемирный русский народный собор принял "Декларацию о правах и достоинстве человека". В ней выражена позиция Русской православной церкви по отношению к проблеме прав человека.

Декларация не является актом правового значения. Она не подменяет и не отменяет ни одного из ныне действующих внутренних или общепринятых международных документов по правам человека, да участники Собора и не претендовали на это. Фундаментом, как мне представляется, всей международной правозащитной системы была и остается Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты по правам человека.

Безусловно, каждая из религиозных организаций вправе давать религиозно-этическое толкование любой глобальной проблеме, и тем обосновывать свое (и своих последователей) участие в ее разрешении. Всемирный русский народный собор посчитал, и мне это кажется вполне обоснованным, в числе таковых проблему прав человека. И в своем итоговом документе он обозначил, как ему видятся пути ее решения. Я считаю, что это полезный вклад в обсуждение одной из важнейших общественных проблем.

Какие новые проекты готовы уже сегодня возродить ценность женщины-матери и способствовать воспитанию в семье более двух детей? Если таких проектов нет, то ведется ли конкурс по их разработке? Галина Хвалынская, Москва

К сожалению, должен признать, что во всех законах, имеющих отношение к семье и детям, вычеркнуто любое упоминание об ответственности государства. Даже самого понятия "защита детей" в российских законах с недавних пор больше не существует: вместо него используется слово "поддержка". Но эта поддержка настолько мала, что не может играть существенную роль в бюджете обычной семьи, не говоря уже о многодетной. Постоянно растущие цены на жилье, трудности в его получении и приобретении, конечно, не способствуют росту числа детей в семье.

Кроме того, общая ситуация с соблюдением прав детей в нашей стране далека от идеальной. Обязательства России, принятые в соответствии с международной Конвенцией по правам ребенка, надлежащим образом не выполняются. Я считаю, что сложившаяся в последнее время демографическая ситуация в России приобрела черты опасные для будущего страны.

Безусловно, это понимают и власти страны. Поэтому в Послании Президента России Федеральному Собранию и определены основные направления государственной политики по улучшению демографической ситуации и меры государственной поддержки материнства и детства. Как они будут выполняться - это другой вопрос.

На региональном уровне такие программы существуют, они включают в себя разные модели как материального, так и морального стимулирования рождаемости и различаются размерами помощи многодетным семьям, которые зависят от бюджета регионов.

Что вы можете сделать и что вы делаете для защиты российских граждан, проживающих в других странах, в том числе в бывших республиках СССР? Светлана

Такая деятельность предусмотрена Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В этих целях установлены и на регулярной основе поддерживаются деловые контакты с руководителями национальных институтов омбудсмена в более чем 50 странах мира.

К примеру я обратился к украинскому коллеге с просьбой содействовать восстановлению прав К., который уже на протяжении шести лет он не получает компенсацию по факту несчастного случая на производстве от крымского предприятия. Материалы дела были направлены в Прокуратуру АР Крым. В результате предпринятых правозащитных действий ООО "Фирма "Консоль ЛТД" выплатила К. задолженность по страховым платежам в полном объеме. Для проведения дальнейших страховых выплат в связи с утратой трудоспособности предприятие передало документы заявителя в отделение Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний г.Симферополя.

Другое обращение было от родственников арестованных властями Нигерии 8 октября 2003 г. 12 граждан России - членов экипажа танкера "African Рride" с жалобой на недопустимые по всем международным стандартам условия содержания в течение полутора лет в нигерийской тюрьме российских моряков.

Дело моряков танкера "African Рride" получило широкий международный резонанс. Совместными, хоть и запоздалыми усилиями государственных органов Российской Федерации и общественных организаций удалось добиться освобождения моряков под поручительство российского Посольства.

Наша семья - законопослушные граждане России, с высшим образованием, переехали в Россию в 2003 году из Киргизии, работаем в Москве легально. За прошлый год мой муж заплатил 50 тыс. рублей налогов, я - 17 тыс. рублей. И при этом мы не можем реально пользоваться многими социальными гарантиями (медицинское обслуживание для моей престарелой матери, получение ипотечного кредита на приобретение жилья и т.д.) потому, что у нас нет ПРОПИСКИ, т.е. постоянной регистрации по месту жительства. Есть только временная, да и ту нужно регулярно продлевать, а это не так-то просто, особенно если делать ее официально - по закону. Вопрос: когда в России будет реально отменено крепостное право и я стану гражданином, а не бомжом? Ирина

Изложенные вами факты, честно говоря, меня и удивляют, и не очень. Если они соответствуют действительности, то это нарушение действующего законодательства и международного права. Не удивляет из-за широко известного произвола многих чиновников, их коррумпированности. Мне, однако, трудно вынести окончательное суждение по этому поводу - ведь для этого необходима исчерпывающая информация. Если вы хотите, чтобы попытался вам помочь, обратитесь ко мне письменно, приложив копии всех относящихся к делу документов. Мы с коллегами, специализирующимся по этим вопросам, попытаемся подсказать приемлемое решение.

Как, по вашему мнению, следует относится к проблемам возвращения русскоязычного населения на историческую родину-Россию? Следует ли упростить этот процесс в части получения гражданства? Наталья, Ближнее зарубежье

На мой взгляд, государственная помощь возвращающимся соотечественникам ничтожна и требует самого серьезного внимания и финансовой поддержки. Хотя действующим законодательством о гражданстве Российской Федерации уже предусмотрен упрощенный порядок приема в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральными законами от 11.11.2003 г. ? 151-ФЗ и 3.01.2006 г. ? 5-ФЗ).

Указанные лица, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (без соблюдения условия о постоянном проживании в России в течение 5 лет, а также без подтверждения наличия источника средств к существованию и владения русским языком), если они до 1 января 2008 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время разрабатывается программа переселения соотечественников, тем самым Россия подтверждает свою заинтересованность в их приезде на постоянное проживание на историческую родину.

Уважаемый господин Лукин! Можно ли назвать реформу ЖКХ реформой? Абсолютно неизвестны ее цели и задачи, кроме одной - полностью обобрать и раздеть население. Ольга

Не могу согласиться с тем, что цели и задачи не были сформулированы. Есть Концепция реформы, одобренная Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. Другое дело - как и насколько они будут реализованы, не ухудшит ли реформа ЖКХ положение граждан, не приведёт к ущемлению их прав. Опасения относительно того, что "хотели как лучше, а получилось как всегда", к сожалению, не беспочвенны. Но, думается, пока об этом судить рано.

У нас в г. Находка чиновники говорят, что по Жилищному кодексу в квартирах счётчики воды не будут приниматься во внимание! А показания одного домового счётчика будут делиться на весь дом! Неужели это правда? Зачем тогда мы ставили счётчики в квартирах?? Или... это очередной обман?? Уткина В.П.

Если вы займёте активную позицию, то таким чиновникам не поздоровится. С ними должны разобраться в администрации города. Если там этого не сделают, есть прокуратура, есть суд, которые не будут игнорировать Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 392, в которых чётко говорится, что размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета.

Почему за коммунальные услуги с детей, проживающих в квартире, высчитывают 100 % оплаты? Ведь дети не работают, и сами платить не могут? Валерий

Вы правы, вопрос, конечно, есть. Но это - вопрос к законодателю. Я же со своей стороны могу сказать только одно: таков закон, в данном случае, статьи 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые определяют права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении и членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Я - участник ВОВ. Стоял в очереди на квартиру в САО г. Москвы. Бесплатную муниципальную трехкомнатную квартиру (76 м2) дополнительно к уже имеющейся кооперативной квартире (46 м2) получила вместо меня семья Кармановой, в то время работающей в префектуре САО. На суде представитель префектуры заявила, что распоряжение Лужкова Ю.М. относительно участников ВОВ носит "декларативный характер". Судья даже не сделал ей замечания, а в иске мне отказал на основании того, что якобы жилищные условия мне были улучшены. Но ведь в распоряжении четко говорится о предоставлении участникам ВОВ отдельной квартиры. Так почему же на основании именно этого распоряжения Кармановым, не имеющим никакого отношения к участникам ВОВ, квартира была предоставлена, а мне - участнику ВОВ - было отказано, хотя я в очереди стоял. Михаил

Судя по всему, данный спор был предметом судебного разбирательства и имеется вступившее в законную силу судебное решение, которым отказано вам в удовлетворении заявленных требований. Если Вы с ним не согласны, то вы вправе были обжаловать его как в кассационном, так и в надзорном порядке. Что же касается заявления представителя префектуры о "декларативном характере" распоряжении Ю.М.Лужкова, я думаю, избранному мэру будет интересно узнать, как трактуются его указания подчинёнными ему бюрократами.

Я живу в г. Всеволожске Лен. обл. в феврале я заплатила за кв.2-ком (живу с сыном) 2040 руб. в марте насчитали 1700руб, а в мае уже - 2400. Насколько законно решение администрации? Ирина

Затрудняюсь ответь что-либо конкретное, так как государственное регулирование тарифов на газоснабжение, электроснабжение, топливо твердое и печное, водоснабжение и водоотведение осуществляют региональные энергетические комиссии (комитеты) при администрациях (правительствах) субъектов Российской Федерации. Могу только посоветовать обратиться в компетентные органы (региональную энергетическую комиссию, прокуратуру и др.) для проверки правомерности установленных органом местного самоуправления цен и тарифов на ЖКХ.

Живу в общежитии с 1983 года. Сейчас, в связи с реформами в ЖКХ появилось много вариантов расселения нашего дома. Но, к сожалению, никто не может гарантировать проживающим достойное жилье и проживание вообще, я имею в виду, что нет прав у человека, живущего в общежитии, за нас кто-то решает, а нам предлагают просто подписывать документы. Юристы разводят руками - у них нет законопологающей базы для лиц, проживающих в общежитии длительное время. Куда обращаться в случае не правомерного отношения к проживающим в общежитии? Есть ли специальные службы? Дмитриева Ольга, Санкт-Петербург

Проблемы для граждан проживающих в общежитии действительно существуют, и это одни из самых острых проблем. Необходимо отметить, что все вопросы, связанные с выселением разрешаются только в судебном порядке. Если этот порядок нарушается, обратитесь к нам с жалобой.

Уважаемый Владимир Петрович! Почему вы как Уполномоченный по правам человека не выступили в защиту жилищных прав граждан, которые лишились права на бесплатную приватизацию жилья, в нарушение статей 19, 55 Конституции РФ, только потому, что им жилое помещение было предоставлено после 1 марта 2005 года? Даже несмотря на то, что они стоят в очереди на получения жилья уже 20 лет. Как такое возможно, что одни граждане имеют и пользуются своим правом, а у других это право отобрали? А ведь речь идет о сотнях тысяч очередниках, военнослужащих, граждан проживающих в аварийных домах, в общежитиях и необоснованно лишенных права на приватизацию. Государственная Дума ничего не делает, чтобы законодательно решить этот вопрос. А ведь речь идет о грубейшем нарушении Конституции РФ и прав граждан на бесплатную приватизацию жилья. Почему вы ничего об этом не сказали в своем докладе и не обозначили четко свою позицию по указанному вопросу? Николай Васильев, Москва

Это не совсем так. Мною направлено обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову с просьбой об ускорении решения вопроса о внесении на рассмотрение Государственной Думы законопроекта подготовленного рядом депутатов, направленного на защиту интересов граждан, в том числе малоимущих, имевших в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР право на первоочередное получение жилых помещений и ряд других вопросов.

Важным представляется устранение законопроектом сроков приватизации и деприватизации гражданами жилья.

Уважаемый Владимир Петрович. Я думаю вы согласитесь, что реформу ЖКХ нельзя рассматривать без учета того, как обстоят дела в сфере социальной справедливости. Если в Канаде средний доход 20% самых богатых граждан лишь в 4 раза превышает средний доход 20% самых бедных (с учетом социальных программ), а в России в 18 раз, то не правильно ли сначала осуществить радикальные изменения в этой сфере и лишь потом поднимать вопрос о либерализации цен на услуги ЖКХ. Как можно отпускать цены при отсутствии рынка услуг в этой сфере? Владимир Золотых, Приволжский округ

Практическая реализация жилищно-коммунальной реформы усугубила положение пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан. Проведенные проверки показали, что в ряде субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти и органами местного самоуправления тарифы на услуги ЖКХ устанавливались без учета платежеспособности населения и социально-экономической обстановки в регионе.

Мною направлено обращение в Правительство Российской Федерации о снижении размера федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также корректировке системы жилищного субсидирования.

Уважаемый Владимир Петрович, почему новый Жилищный кодекс перечеркнул такое понятие, как регистрация (прописка) мужа к жене, на жилую площадь супруги? Почему исчезло понятие восстановления семьи? Проблема, с которой мы столкнулись в этом году. Все члены семьи имеют гражданство РФ. 2-х комнатная квартира является муниципальной и метража, по новой норме 10 м2, на всех членов семьи не хватает. Начальник паспортного стола в ИЕРЦ Кунцево г.Москвы говорит - "Потом Вы еще и на очередь по улучшению жилищных условий захотите стать. До свидания!". Милиция (местное ОВД) разводит руками. Вселением их служба паспортного стола не занимается по новому закону. Пока удалось зарегистрироваться временно. Хорошо, что родившегося ребенка прописали "вне метров". Хорошо известно, что "высшие" инстанции принимают жалобы по этому поводу и жалобы эти остаются удовлетворенными. Будем пытаться вновь, а пока, пожалуйста, прокомментируйте данную ситуацию с новым законодательством. Андрей Гриценко, Москва

К сожалению, без изучения соответствующих документов, я её прокомментировать не могу. Но могу повторить совет, данный Ирине: обратитесь ко мне письменно, приложив копии всех относящихся к делу документов, и мы с коллегами попытаемся помочь.

Уважаемый Владимир Петрович. К вам обращается житель города Ставрополя. Более 20 лет стою в очереди на получение жилья, живу в общежитии, в одной комнате - трое детей, младший - инвалид детства. Условия тяжелые, но выжить можно, если есть надежда. А надежда для моей семьи - в 1989 году организация, где я работаю, перечислила городу денежные средства на жилье. И с тех пор только переписка, под любыми предлогами в жилье отказывают. И что нам даст реформа ЖКХ? И какие у меня могут быть ПРАВА как человека, гражданина? А НЕОБХОДИМО воспитать детей в любви к Отечеству, гордости за Страну, за ВЛАСТЬ. Подскажите выход из этого тупика. Извините за письмо. Всем читающим Божьей благодати. Огромная человеческая благодарность strana.ru за эту возможность. Владимир Родионов, Южный округ

Спасибо вам за этот вопрос. Вы абсолютно правы, что воспитать детей в любви к Отечеству, гордости за страну, за власть практически невозможно, если дети не имеют самого необходимого. Повторю совет, который уже давал дважды: напишите мне, приложите копии всех документов, и я постараюсь помочь.

Когда вопросы ЖКХ будут решаться не в аварийном порядке, а постепенно, по мере накопления опыта. Создание ТСЖ - срочно, бесплатная приватизация - срочно, передача жилья в управление гражданам - срочно, а исполнение обязательств по приведению жилья в порядок - потом, когда-нибудь. Александр, Санкт-Петербург

С введением в действие нового жилищного законодательства, которым предусмотрен выбор собственниками жилых помещений способа управления многоквартирными жилыми домами мною был проведен круглый стол, на котором были обсуждены данные вопросы.

По итогам круглого стола в Правительство Российской Федерации направлено обращение как о продлении срока по выбору способа управления многоквартирными жилыми домами, так и возможном введении поэтапного перехода на новые принципы управления многоквартирными жилыми домами исходя из социально-экономических условий регионов.

Почему никто не задается вопросом, каким образом расходуются деньги, полученные за коммунальные услуги? Ведь зарплата в сфере ЖКХ гораздо больше чем на производстве! Татьяна, Уральский округ

В соответствии с нормами ЖК РФ Вы праве обратиться в орган местного самоуправления и управляющую организацию как по установлению размера цен и тарифов на ЖКХ, о перечне и качестве оказываемых услуг, так и по расходованию средств.

Последние 20 лет коммунальное хозяйство только ветшало и разворовывалось. А теперь ремонт текущих крыш и приведение в порядок залитых фекалиями подвалов перекладывают на плечи жильцов. Правительство голову сломало: "Куда девать стабилизационный фонд?" Мое мнение - на капитальный ремонт жилого фонда и коммуникаций, но под пристальным оком Счетной палаты. Ольга Владимировна, Москва

Насчёт Стабилизационного фонда ничего сказать не могу - не моя компетенция, да и не совместимо это с моей должностью. Другое дело, что мною как в обращениях в Правительство Российской Федерации, так и Государственную Думу ставились вопросы о проведении капитальных ремонтов жилых помещений или возмещении стоимости не произведенного капитального ремонта дома.

Здравствуйте, Владимир Петрович! Извиняюсь, что не совсем по теме, но я к вам обращаюсь как к Уполномоченному по правам человека. Мой муж является собственником (пай выплачен в 1980г.-ЖСК). Вот уже 3 г. суд отказывает нам в иске о снятии с регистрации бывшего зятя, который не проживает в квартире и не платит за нее более 6 лет. Проживает с новой женой в ее 2-комнатной квартире, уже имеет 2 детей, но с регистрации у нас не снимается, кроме того его мать имеет 3-х комнатную квартиру. Суд разрешил ему безвозмездное пользование квартирой собственника - как члена его семьи в качестве "супруга" (собственник тоже мужчина?). Последняя надежда на ст.31 ч.4 нового ЖК - какая судебная практика по этой статье? Можно ли рассчитывать на благополучный исход, опасно оставлять его зарегистрированным в квартире неработающего пенсионера. Спасибо, надеюсь на ответ. Галина Николаевна, Москва

В ч.4 ст.31 ЖК РФ предусмотрено, что при наличии определенных обстоятельств право пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику, может быть сохранено на определенный срок за бывшим членом его семьи на основании решения суда.

Из положений данной нормы следует, что если собственником жилого помещения заявлен иск о выселении бывшего члена его семьи, то суд решает только вопрос о сохранении права на жилое помещение, но не о порядке пользования указанным помещением.

Вопросы применения жилищного законодательства опубликованы в Бюллетене Верховного Суда РФ ? 3 за март 2006 года.

Уважаемый Владимир Петрович! Я являюсь пострадавшим инвестором, т.е. в 2002 г. вложил все деньги от проданной в Москве единственной квартиры в строящийся в г. Домодедове дом. Квартиру в этом доме, согласно договору, должен был получить в 2003 г. Сейчас дом построен, но боюсь, что без вашего вмешательства вселиться будет весьма трудно, т.к. строительная компания продолжает постоянно называть разные сроки сдачи дома. Не могли бы вы как Уполномоченный по правам человека вмешаться в данную ситуацию и помочь получить столь важное для моей семьи жильё? Юрий

Разумеется, я не мог пройти мимо ситуации, сложившейся в связи с нарушением интересов инвесторов строительными компаниями при исполнении взятых договорных обязательств, связанных со строительством многоквартирных домов. Мною направлены ходатайства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о принятии конкретных мер по восстановлению нарушенных прав участников строительства жилья.

Рискую показаться монотонным, однако повторяю свой совет: обращайтесь ко мне письменно и тогда я смогу подключиться к решению вашей проблемы, привлечь к этому специалистов.


21.06.06.
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006

Док. 262038
Опублик.: 28.09.06
Число обращений: 913

  • Лукин Владимир Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``