В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЗЫКОВ Олег Владимирович: Демографическая политика как формирование общества полноценных личностей Назад
ЗЫКОВ Олег Владимирович: Демографическая политика как формирование общества полноценных личностей
Задача демографической политики - создание механизма, который приводит к тому, что в обществе появляются полноценные личности. Они смогут создать условия для развития этого общества.


- Член Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы, Президент Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Главный детский и подростковый нарколог Москвы

- Олег Владимирович, в чем, на Ваш взгляд, должна состоять демографическая политика государства?

- Задача демографической политики состоит не только в том, чтобы увеличить рождаемость. Гораздо более серьезной проблемой является создание условий, при которых человек смог бы реализоваться в этом мире. Нам необходим механизм, благодаря которому в обществе появится много личностей, которые будут в состоянии позитивно преобразовывать это общество.
Однако именно этот момент у нас почти не обсуждается. Решение демографической проблемы предлагается путем стимулирования рождаемости, изменения миграционной политики.
Можно привлекать мигрантов. Но делать это необходимо осознанно и осмысленно. Нам не нужны новые асоциальные граждане. Важно создавать условия, обеспечивающие приток именно позитивных граждан из-за границы.
Можно увеличить рождаемость, но нам не нужны дополнительные сироты и дети, которые не способны эффективно реализоваться в жизни.
У нас есть дети, которые уже родились. Они говорят по-русски, живут в наших семьях. Их не надо адаптировать. Но мы не обеспечили сохранение каждой уже рожденной личности как полноценной, не создали механизма защиты их прав.
Ключевой вопрос демографии - воспитание полноценной личности, которая сможет реализоваться в обществе. Это подразумевает, прежде всего, защиту прав ребенка, который завтра будет гражданином.

- Олег Владимирович, Вы возглавляете рабочую группу Общественной палаты по защите прав детей и входите в Комиссию по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы. Как с этих позиций Вы оцениваете проблемы нашего общества?

- Существует масса показателей, характеризующих и уровень защищенности, и уровень вовлеченности граждан в решение проблем общества. Рассматривая объективные цифры, связанные с насилием (травмами, судебными делами и т.д.), мы объективно можем сказать, что у нас катастрофическая ситуация с бытовым насилием, именно там основная смертность.
Особенно страшна ситуация, когда насилию подвергается ребенок. В свои 6-8 лет он воспринимает это насилие как норму жизни, и это абсолютно коверкает его психику.
К сожалению, общество не создало механизма влияния на семью в тот момент, когда она лишается собственного ресурса выстраивания позитивных отношений.
Я вхожу в Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. На первом заседании этой комиссии прозвучала история, рассказанная председателем этой комиссии, министром МВД Р.Г. Нургалиевым. В одной воспитательной колонии сидит парень, который убил своего отца. Кажется, ему дали 9 лет. И когда его спросили, как же так случилось, он рассказал следующую историю. Мать у него умерла рано, отец пьянствовал, все время заставлял ребенка работать в хлеву. И однажды отец пьяный приходит в этот хлев и видит, что парень наступил на корыто и перевернул еду для свиней. Отец разозлился, взял ремешок и за руки привязал парня к балке, а сам вышел. Парень висел какое-то время. Но у него узкие запястья, поэтому он сумел выскользнуть и забрался в сено. Отец вернулся, увидел, что сын не висит, взял вилы и стал тыкать ими в сено. Парню хватило ловкости вывернуться и перевернуть эти вилы. Отец наткнулся на них и погиб. Парня судили, дали ему 9 лет.
Разве это имеет смысл и есть ли здесь какое-то нравственное начало или справедливость?
Система ничего не сделала для того, чтобы помочь парню, который находился в трагической ситуации насилия со стороны своего отца. Никто не разобрался в конфликте. Но было сделано все, чтобы этот парень превратился в бандита. Ему 15 лет. Через девять лет он выйдет, при этом он не знает ничего, кроме насилия, которому его уже научил отец и наверняка научит тюрьма.
Эта история отражает всю глубину бессмысленности и порочности судебной системы, которая не мыслит категорией восстановления личности, а мыслит только категориями наказания.
Система должна создать такие условия, при которых все позитивное, что есть в личности, будет служить ресурсом для строительства этой личности.
И преступления ребенка надо рассматривать как социальную болезнь.
Необходимо создать правовую основу социальной политики в отношении несовершеннолетних. Во всем мире такой основой является ювенальная юстиция. Ювенальный суд рассматривает ребенка как личность, которую надо реабилитировать. Он рассматривает случаи, когда ребенок находится в ситуации опасности.
Вот этот парень, пока он в хлеву свиней кормил, должен был быть объектом рассмотрения ювенального суда. Суд должен был его защитить. Но у нас пока нет таких механизмов. И даже если какая-то сердобольная соседка, видя, как над ним издевается отец, пойдет к участковому милиционеру - она ничего не добьется.
Мы не создали механизма защиты прав такого ребенка. И даже те, кто искренне сочувствует ребенку и пытается ему помочь, - не знают, куда обратиться.
Конечно, у всех есть право на личную жизнь, и общество не имеет право вторгаться в семью в тот момент, когда у нее есть ресурс выстраивания позитивных отношений. Защищать нужно в той ситуации, когда семья не справляется со своими проблемами. Существуют симптомы такой ситуации. Уровень насилия внутри семьи характеризуется количеством беспризорных. Только 1% из тех, кто убегают, - психически больные. Остальные 99% - это нормальные дети, которые стремятся уйти от проблем внутри семьи.
Как это ни странно звучит, но если ребенок нашел в себе силы уйти от этого насилия, то честь ему и хвала за это. От хорошей семьи ребенок не убегает.
Говоря о насилии, я имею в виду прежде всего психологическое насилие. Оно может быть выражено или в безразличии к тому, что происходит в душе у ребенка (гипоопеке). Или, наоборот, в гиперопеке, когда родители пытаются за ребенка решать все его проблемы, не рассматривая его как личность и не уважая его.
Ребенку не богатство нужно. Ему нужны любовь и уважение со стороны своих родителей, которые именно этого ему и не дают.
Профилактика алкоголизма, наркомании, преступности состоит в воспитании границ личности. Если ребенок уважает сам себя, он всегда сможет сопротивляться негативным проявлениям вокруг себя.

- Какие механизмы государства запущены сегодня для оздоровления отношений между обществом и детьми?

- Сегодня политика в отношении несовершеннолетних реализуется исключительно через ведомственные механизмы. Яркий пример - это заседание Правительства Российской Федерации, которое прошло 20 июля 2006 года. Тема - "О мерах, направленных на улучшение положение детей в РФ на 2007-2010 годы". Все были согласны с идеей развития альтернативных способов воспитания, упразднения интернатов. И одновременно шло обсуждение программы "Дети России", значительная часть которой направлена на строительство новых интернатов. То есть говорится об одном, а в документах предусмотрено другое.
В программе "Дети России" есть позитивный момент. В ней упоминаются ювенальные технологии. Но в целом эта программа направлена на сохранение существующей политики в отношении несовершеннолетних, в том числе и чудовищной машины уничтожения людей под названием "интернатная система".
Программы, в которых не заложено понимания того, на что они работают, не приводят к эффективному результату. Если не определено направление, то человек никуда не движется. Он просто осваивает средства.
К детям это почти никакого отношения не имеет.
Если есть понимание, куда ты движешься, то даже при малом количестве ресурсов шаги совершаются в нужном направлении.
На упомянутом заседании выступал губернатор одной из областей. Он говорил, что из интернатов не могут выйти нормальные люди. Если ребенок в детстве не имеет рядом с собой модели семейного воспитания, то он не сможет создать нормальную семью. Поэтому значительная часть детей после интернатов все равно не могут жить в этом мире - они спиваются, совершают преступления, часть заканчивает жизнь самоубийством в течение первых двух лет и т.д.
Конечно, несмотря на порочность системы, некоторые из этих ребят все равно становятся нормальными людьми. Но это происходит не в результате осмысленных действий государства, а благодаря сопротивлению государственной машине.
Тот губернатор сказал: "Ребенку нужна мамка". И он абсолютно прав. Вся наша система должна работать на эту идею.

- Какие позитивные примеры организации социальной работы существуют в России?

- Сегодня повсеместно можно наблюдать государственный патернализм и иждивенчество общества. В такой ситуации невозможно проводить эффективную социальную политику. Необходимым условием успеха является включенность человека в решение своих собственных проблем через общественные механизмы.
Поэтому требуется изменение самой социальной сферы. Должны произойти ее демонополизация и разгосударствление. Сегодня у нас государство - монополист на оказание социальных услуг. А в нормальном государстве государство является только заказчиком. Исполнителями являются институты гражданского общества.
Например, в Пермской области третья часть бюджета через конкурсный механизм направляется на финансирование социальной сферы - общественных организаций, которые реализуют социальную политику. Если возникают социальные проблемы, то граждане самоорганизуются и через конкурсный механизм заключают контракт с городом или с областью для решения этих проблем.
Граждане сами решают не только свои собственные проблемы, но и проблемы соседей за деньги государства. Администрация Пермской области выступает заказчиком по отношению к собственным гражданам.
И этот процесс настолько далеко зашел, что чиновники по-другому уже вести себя не могут. Общественные организации эффективны, потому что работают не за зарплату, а за собственный интерес. Зарплата появляется позднее. Человек заинтересован в этой работе, душу в нее вкладывает.
Такая система экономически эффективна. Потому что в этом контракте можно предусмотреть, что такие общественные организации должны привлекать волонтеров, искать дополнительные деньги.
Кроме того, здесь появляется элемент прозрачности. Можно проверить - куда были направлены деньги и каков результат. Если они занимаются инвалидами, то всех будет интересовать не отчет, сколько они денег потратили, а судьба инвалида в результате этой работы.
Поэтому основной способ решения социальных проблем - это различные технологии вовлечения граждан в решение проблем общества.
Таким образом строится гражданское общество.

- Общественная палата работает в тесном контакте с чиновниками различных уровней. Как воспринимаются ими Ваши позиции и какого рода рекомендации Вы выносите на их рассмотрение?

- Поддержав изменения закона о судебной системе 5 марта 2005 года, Президент поддержал идею создания ювенальной юстиции. Поэтому сегодня мы ждем проявления такой политической воли от Законодательного собрания. Это главная задача, которая должна сейчас реализоваться.
Необходимо принятие пакета законов - изменений к закону о судебной системе, закона о ювенальных судах, и третьего основного закона "О ювенальной юстиции в РФ".
Когда мы говорим о жилье, образовании, здоровье вне контекста вовлечения самих граждан в решение этих проблем, то совершенно очевидно, что проблемы не будут решены. Деньги будут освоены, а проблемы так и останутся. Потому что человек не воспринимается как базовая ценность. Есть какие-то правовые механизмы, совещания, деньги выделяются, но тема вовлечения гражданина в решение его собственных проблем звучит слабо.

- Какой опыт работы ювенальных судов в России?

- Cуды ювенальной юстиции работают в Ростовской области в городах Шахты и Таганрог. На примере Таганрога, где ювенальные суды работают уже 4 года, мы можем делать некоторые выводы.
Вместе с ювенальными судьями в Таганроге работают социальные работники. Правонарушение ребенка становится поводом для осмысления причины случившегося.
Суд делает вывод о несостоятельности системы на местном уровне. И через частное определение суда предлагает соответствующим структурам или конкретному чиновнику совершить действия, которые обеспечат профилактику правонарушений или проблем этого ребенка.
В зависимости от этого строится социальная политика.
Судебная система рассматривает ситуацию через призму судьбы конкретного ребенка и принимает решения вне зависимости от того, насколько системны и глобальны выявленные проблемы.
В прошлом году никто из детей, которые получили условное наказание в ювенальном суде г. Таганрога, не совершил повторное правонарушение. Нет рецидива преступности. Это при том, что в целом по стране рецидивная преступность составляет 60-70 %. То есть 70 из 100 совершают повторное правонарушение, потому что они воспринимают условное наказание как безнаказанность.
Решение ювенального суда становится индивидуальной программой реабилитации. Оно насыщено социальными технологиями. Есть социальный работник, который отслеживает судьбу ребенка. Он увязывает это с реабилитационными программами, которые существуют, то есть на самом деле система выстраивается в интересах ребенка, а не чиновника.
Сегодня в России ювенальные суды существуют в виде эксперимента.
Мы пытаемся осмыслить опыт этих экспериментов на разных территориях. Этот процесс уже начался. Хотелось бы, чтобы он шел быстрее, поскольку результатом задержки развития этого процесса являются трагедии конкретных детей.
Возвращаясь к проблеме демографии, хотелось бы отметить следующее. Я поддерживаю то, что женщины будут получать "материнский капитал" - деньги на образование ребенка, на пенсию и так далее. Но не в этом суть демографической политики. Конечно, хорошо, если рождаемость увеличится, но меня интересует дальнейшая судьба этих детей. От того, как мы сегодня к ним отнесемся, зависит наше будущее.

Беседу вела редактор-эксперт журнала "Национальные проекты"
Елена Девяткина


http://rus-reform.ru/

Док. 261467
Опублик.: 15.09.06
Число обращений: 878

  • Зыков Олег Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``