В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Константинов: Проблема 2008: в поисках лидера. Назад
Илья Константинов: Проблема 2008: в поисках лидера.
Политическая элита России все более настойчиво и энергично ищет ответ на основной вопрос: кто возглавит страну после 2008 года?
Значение предстоящего выбора трудно переоценить: в силу особенностей национального менталитета, исторических традиций и сложившейся политико-правовой системы. Президент Российской Федерации - не только Глава государства, гарант Конституции и высшее должностное лицо... Президент России сегодня - это символ и гарант государственного единства, национального и социального мира и согласия. Более того, в личности Президента персонифицируется национальная идея в том виде, в котором она воспринимается в данный исторический момент большинством населения.
Президент Владимир Владимирович Путин к настоящему времени в полной мере сформировался как национальная идея. В самом упрощенном виде эту идею можно сформулировать так: восстановление полуразрушенного в предыдущие годы государства с его одновременной модернизацией. При этом, восстановление сильной государственности вовсе не означает воспроизведения советской схемы управления обществом, а модернизация страны идет по рецептам, все менее напоминающим стандартные схемы Международного Валютного Фонда и рекомендации "чикагских мальчиков".
Россия нащупывает собственный путь развития, соответствующий национальному менталитету и экономико-географическим реалиям нашей страны. Все это , разумеется, преломляется в призме ускоряющейся глобализации, требования которой являются категорическим императивом новейшей истории.
Владимир Путин отстраивает Россию как динамично развивающееся современное государство, глубоко интегрированное в Мировое сообщество. Но это такой вариант интеграции, при котором исключено размывание государственного суверенитета, а напротив укрепляется международное влияние России.
Такая программа встречает поддержку подавляющего большинства россиян. Не вызывают особых нареканий и методы достижения поставленной задачи. Власть, конечно, прибегает к "хирургическому скальпелю", но не так уж часто, да и сами операции относятся скорее к категории "микрохирургии", что импонирует уставшему от потрясений населению.
И потому, периодически звучащие призывы к пересмотру Конституции и продлению полномочий действующего Президента не следует рассматривать как чей-то злонамеренный политический заказ. Они совершенно естественны и отражают искреннее стремление большей части общества к сохранению стабильности и достигнутого с таким трудом относительного порядка.
Но в том-то и парадокс, что выстраданная Россией национальная идея, персонифицируемая В.Путиным, органично включает в себя устойчивость конституционного строя и сохранение основных прав и свобод граждан, прежде всего - права на выбор Главы государства. Именно президентские выборы привлекают наибольшее внимание населения, именно через них осуществляется базисное политическое волеизъявление нации.
Любая попытка поставить под сомнение незыблемость основных конституционных норм, включая положение об обязательной сменяемости, не реже, чем раз в восемь лет, Главы государства, сразу разрушит легитимность режима и дискредитирует несомненные успехи последних лет.
Избежать политических потрясений Российское государство может только одним способом: в назначенный срок провести президентские выборы и избрать нового лидера страны, обеспечив при этом преемственность основных направлений как внутренней, так и внешней политики.
Разумеется, успешная реализация этой задачи связана с определенными трудностями. И дело здесь не только в борьбе личных амбиций и групповых интересов: сам факт предстоящей смены Первого лица в Российском государстве влечет за собой неизбежную коррекцию политического курса, появление нового образа Вождя, формирование нового варианта национальной идеи.
В силу этих обстоятельств, активно ведущиеся разговоры о преемнике не следует рассматривать как великосветские сплетни или праздную болтовню.
Поиск преемника - это поиск пути развития России, поиск политико-экономической модели, которая, выражая интересы элиты, будет приемлема и для большинства россиян.
Мы не станем гадать "на кофейной гуще", рассуждая о близости к Путину того или иного чиновника и строить предположения о том, на ком нынешний Президент России остановит свой благосклонный взгляд.
Практика кадровых назначений свидетельствует о том, что этот выбор может оказаться совершенно неожиданным.
Попробуем рассмотреть вопрос в другой плоскости: можем ли мы определить некие основные параметры, которым должен соответствовать будущий лидер России, чтобы его правление не имело для страны катастрофических последствий?
Президентом России сможет стать только тот претендент, который сумеет объединить вокруг себя большую часть российской элиты. Потому, что именно элита определяет политику любого государства и формирует общественное мнение. Такова реальность. Следовательно, политики, представляющие оппозиционные силы, какой бы идеологической ориентации они не придерживались, могут не беспокоиться. Ни эпатажный Дмитрий Рогозин, ни респектабельный Михаил Касьянов не имеют, на мой взгляд, никаких шансов в предстоящей президентской гонке.
Лишь действующий чиновник из самого верхнего эшелона власти обладает административным ресурсом, достаточным для захвата соответствующего политического плацдарма. А наиболее подходящим плацдармом, как известно, в России принято считать кресло Премьер-министра. Так что будущий Президент должен находиться в непосредственной близости от этого заветного поста.
Второе непременное условие, которому должен соответствовать будущий лидер - способность обеспечить преемственность политики, что предполагает, как минимум, понимание и одобрение тех целей и практических задач, решение которых эта политика обеспечивает. Требуется также знание механизмов подготовки и принятия значимых политических решений. Иными словами, будущий Президент России должен входить в ближайшее окружение нынешнего Лидера и в достаточной мере быть его единомышленником.
С учетом этого фактора круг претендентов сужается до 10-15 человек, имена которых хорошо известны и нет нужды их перечислять.
И, наконец, третье безусловное требование к будущему Президенту России: он должен быть способен, если не сформулировать, то хотя бы внятно артикулировать новую привлекательную идею, персонификацией коей ему суждено в будущем стать. В его биографии, внешности, манере говорить и вести себя, излюбленных словечках и оборотах речи должно латентно присутствовать нечто, способное в будущем оформиться в образ Правителя. При таком подходе круг перспективных кандидатов в Президенты резко сужается.
Сегодня в ближнем окружении Владимира Путина лишь 2 человека позволяют себе выступать с программными заявлениями и при этом демонстрируют определенную харизму, хорошо монтирующуюся с содержанием их выступлений.
Это Министр обороны Сергей Иванов и Первый Вице-премьер Дмитрий Медведев. Оба они воспринимаются обществом как соратники и возможные преемники Владимира Путина, способные успешно продолжить его дело.
У них много общего: оба родились в Ленинграде, закончили один Университет, по нескольку лет проработали на высоких государственных должностях, оба принадлежат к команде нынешнего Президента.
Но, при этом, может быть независимо от их желания, общественность видит в них потенциальных лидеров разных группировок российской элиты, придерживающихся разных, порой полярных, взглядов на будущее страны.
Есть ли основания для такого противопоставления? Посмотрим сначала на биографии наших героев:
С. Иванов (1953): "Переводческое отделение филологического факультета ЛГУ, высшие курсы КГБ СССР в городе Минске, 101-я школа ПГУ КГБ СССР. Прошел путь от оперуполномоченного ПГУ КГБ СССР до первого заместителя начальника управления СВР. Заместитель директора ФСБ. Секретарь Совета безопасности Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации. Заместитель председателя правительства - министр обороны РФ". Как говорится, "кровь от крови и плоть от плоти". С. Иванов - сфера ведения: национальная оборона и безопасность, правоохранительная деятельность; государственный оборонный заказ и развитие оборонной, атомной и ракетно-космической промышленности.
Д. Медведев (1965): "Юридический факультет ЛГУ. Кандидат юридических наук, доцент. Преподаватель университета. Советник председателя Ленинградского городского совета, эксперт комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Заместитель руководителя аппарата правительства РФ. Первый заместитель руководителя администрации президента. Председатель совета директоров ОАО "Газпром". Руководитель администрации президента. Первый заместитель председателя правительства РФ". Д. Медведев - сфера ведения: национальные проекты, единство и свобода экономической деятельности, природные ресурсы, массовые коммуникации, прокуратура и юстиция.
Позиция Сергея Иванова в наиболее развернутом виде была представлена 19 июля с. г. газетой "Известия" в виде статьи "Триада национальных ценностей".
Этот материал представляет собой попытку сформулировать новую общенациональную идеологию России. Квинтэссенция статьи - "Новая триада российских национальных ценностей - это суверенная демократия, сильная экономика и военная мощь."
При этом автор исходит из предположения, что Россия сегодня в полной мере вернула себе статус великой державы, несущей глобальную ответственность за ситуацию на планете.
На чем же, по мнению Сергея Иванова, базируется новое великодержавие России? На энергетическом потенциале (энергетическая сверхдержава), реальном государственном суверенитете ( суверенная демократия) и "ассиметричной" военной мощи.
Главная ценность для министра обороны, разумеется, военная мощь, хотя он и открещивается от этого обвинения, утверждая, что претендовать на статус великой державы России позволяет формирование нового национального мировоззрения. Беда в том, что это новое мировоззрение насквозь пропитано милитаристским духом.
Суверенная демократия - это право граждан самим определять политику в своей стране и защищать это право от внешнего давления любым, в том числе и вооруженным, путем. Это позиция Иванова. А сильная экономика позволяет обеспечивать высокий уровень обороноспособности в стране!

Сама по себе идея обеспечения реального суверенитета Российской Федерации не вызывает, разумеется, никаких возражений. Понятно и то, что суверенное государство должно заниматься укреплением своей обороноспособности. Однако нового в этой идеологии ничего нет. Приведенные постулаты до боли напоминают пропагандистские штампы поздней советской эпохи, когда одряхлевшая коммунистическая идея постепенно уступала место великодержавному советскому патриотизму.
Самые злободневные вопросы остаются без ответа: что конкретно дает статус великой державы рядовому гражданину, какой ценой он достигается и как Россия готовится ответить на глобальные вызовы 21 века?
Впрочем, требовать ответа на эти вопросы от министра обороны было бы, наверное, несправедливо.
А вот от Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева мы вправе ждать глубокого анализа глобальных тенденций развития и разработанной программы преобразования России. И должен признаться, он наши ожидания не обманул!
Выступление Дмитрия Медведева на "Х Петербургском международном форуме" содержало развернутую программу модернизации России в условиях современной глобализации.
Признав объективный характер глобализации, как процесса глубочайших качественных изменений всех без исключения сфер деятельности человека, Медведев предложил нестандартный сценарий развития этого процесса: "Другой сценарий, который в большей степени соответствует самому духу глобализации - это предоставление возможности всем странам для выбора наиболее эффективного пути развития. Глобализация здесь должна обеспечивать возможность выбора лучших решений, в зависимости от их качества, а не от субъекта, который эти решения предлагает ".
Говоря о современном состоянии международной финансовой сферы, Дмитрий Медведев поставил вопрос о коренном изменении правил игры в этой области, о назревшем отказе от использования доминирующей мировой резервной валюты.
Это действительно смелое заявление было подкреплено предложениями по формированию системы, основанной на нескольких резервных валютах, одной из которых в ближайшем будущем станет рубль.
Как видим, здесь тоже идет речь о восстановлении позиций России как великой державы, но основа великодержавия качественно иная - экономическая, базирующаяся не на изоляционизме, а на эффективной интеграции в мировую экономику.
На это же нацелено и другое предложение Дмитрия Медведева - обеспечение предсказуемого спроса на электроэнергию на основе долгосрочных соглашений, включая обмен энергетическими активами.
В недавнем интервью журналу "Эксперт" Первый Вице-премьер конкретизировал свою идею: " Взаимное же участие в активах энергетических компаний означает ни что иное, как взаимное участие в разделении рисков. И их надо разделять между разными видами энергетического бизнеса, а в ряде случаев и между бизнесом и государством".
Дмитрий Медведев хорошо понимает, что российские проблемы не могут быть решены по методике "чучхе", т.е. исключительно своими силами. И он дает четкий ответ на вопрос о месте России в международном разделении труда.
Во-первых: "Интеллектуальный потенциал России позволяет нам рассчитывать на место одного из мировых интеллектуальных центров, в рамках которого будут развиваться интеллектуальные услуги для крупнейших корпораций мира".
Во-вторых: " Мы не собираемся снижать долю России в поставках на мировой рынок энергоносителей и товаров, основанных на переработке природных ресурсов, но своей главной задачей мы видим увеличение глубины их переработки и поставку на мировой рынок конкурентно-способной продукции, продукции последних технологических переделок с высокой долей добавленной стоимости".
"В-третьих, нашим преимуществом является уникальное географическое положение России. Оно создает предпосылки для развития у нас крупнейших транспортных коридоров, которые могут ускорить передвижение товаров, сделают Россию одним из крупнейших коммуникационных и логистических центров мира".
Таким образом, стратегия предложена! И стратегия перспективная, учитывающая динамику развития человечества в 21 веке.
А тактика? Как достичь поставленных задач? Есть ответ и на этот вопрос: привлечение частного капитала в приоритетные сектора экономики, создание необходимой производственной инфраструктуры, использование финансовых ресурсов государства.
Еще один важный тезис, свидетельствующий о наличии целостной, хорошо продуманной концепции модернизации: " ...мы должны ориентироваться на создание крупных российских корпораций и поддержку их внешнеэкономического продвижения. При этом на внутреннем рынке такие компании не будут занимать монопольного положения из-за конкуренции с другими компаниями, в том числе - иностранными".
Есть у Дмитрия Медведева и ответ на важнейший вопрос, волнующий каждого россиянина: а что он, рядовой гражданин России, получит в результате реализации этой грандиозной программы? Ответ звучит так:
" Наконец последнее и главное - мы должны обеспечить долгосрочные инвестиции в человека, в создание возможности для его самореализации, а значит - в более высокое качество жизни. Руководствуясь этим особое внимание в России сегодня уделено развитию социальной сферы... Одновременно Россия приступила также к решению острейшей для нашего государства проблемы - проблемы демографии".
Как говорится, почувствуйте разницу! Первому заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Медведеву, на мой взгляд, удалось сформулировать целостную концепцию ускоренной модернизации страны в условиях глобализации. Реализация такой программы даст России исторический шанс совершить настоящий скачок в развитии и уже в ближайшие десятилетия войти в число наиболее развитых и благополучных стран мира.
Очевидно, что основные идеи, озвученные как Сергеем Ивановым так и Дмитрием Медведевым, коренятся в реальной политике действующего Президента РФ Владимира Путина.
Президент Владимир Путин, как национальная идея Россия, многогранен и даже многополярен. В его действиях и высказываниях можно найти основания (или оправдания) для почти любого поворота российской внутренней и внешней политики.
Две возможных модели России 21 века уже предложены: модель Сергея Иванова и модель Дмитрия Медведева. У каждой из них уже есть свои сторонники. Можно предположить, что представители спецслужб, правоохранительных органов, работники ВПК, а также люди, ностальгирующие по Великой Империи относятся к потенциальному электорату Сергея Иванова.
С другой стороны, представители среднего класса, молодежь, значительная часть бюджетников, гуманитарная интеллигенция - скорее всего, сделают выбор в пользу Дмитрия Медведева.
По сути дела можно говорить о начале формирования внутри российского общества двух позиций, двух идеологий, противостоящих, но не исключающих одна другую. Развитие этого процесса должно в перспективе привести к появлению двух партий, отражающих интересы различных слоев нового российского общества - настоящих партий, а не того политического компота, который варится на кухне администрации Президента.

Наверное, в будущем появятся в России и другие политики, способные поднять знамена новых идеологий. Может быть, это произойдет довольно быстро. Но сегодня на суд народа выносятся лишь две внятных и реалистичных модели развития России в 21 веке. Одну из них мы связываем с именем Сергея Иванова, другую с именем Дмитрия Медведева.
Окончательный выбор за Россией.

14.09.2006



Док. 261417
Опублик.: 14.09.06
Число обращений: 141

  • Константинов Илья Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``