В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Рябов: `Звучит это как-то на уровне `Вась, дай кусочек колбаски` Назад
Андрей Рябов: `Звучит это как-то на уровне `Вась, дай кусочек колбаски`
Деньги и СМИ Березовского
Кроме коммунистов, в России не осталось политических сил, с которыми Борис Березовский мог бы сотрудничать. КПРФ заинтересована в его деньгах и в его СМИ. Но на открытое сотрудничество коммунисты все равно не пойдут. Точно так же, как не пойдут на увеличение с 5 до 12,5 процента порога прохождения партий в Госдуму на выборах. Эксперт Фонда Карнеги Андрей Рябов рассказал в интервью обозревателю ГАЗЕТЫ почему. Борис Березовский: "Я не пою, я танцую" Александр Проханов: "Березовский ушел сам"
- Возможен ли альянс Березовского с коммунистами?

- Альянс в прямом смысле этого слова, т.е. публичная политическая коалиция, - это невозможно. Потому что Березовский, как бы он там ни обращался, но среди части коммунистического электората это все равно фигура нон грата. Но вот неформальное взаимодействие, на уровне закулисной политики, между коммунистическими лидерами и Березовским вполне возможно.

- Как это будет происходить?

- Будут задействованы СМИ Березовского, которые по-прежнему влиятельны. Их можно использовать в кампаниях, которые, может быть, прямо и не играют на КПРФ, но помогают ей решать задачи. Коммунисты и Березовский смогут организовывать выступления против совместных политических противников. Т.е. формально это может не выглядеть как альянс, но фактически - да.

- Зюганов высказался осторожно: сказал, что не даст Березовскому оказывать влияние на коммунистов...

- Именно это, наверное, и определит их круг взаимодействия. Коммунисты говорят: "От твоей помощи не отказываемся, но имей в виду, что крутить ты нами не будешь".

- А что, Березовскому не с кем, кроме коммунистов, найти себя на российской политической арене?

- Нет, конечно. Потому что с губернаторами у него не получилось, с представителями передовой либеральной интеллигенции тоже. С правой частью политического истеблишмента невозможно, потому что с одной стороны есть Чубайс, а с другой стороны Явлинский, который никогда с ним не будет играть ни в какие игры. В общем-то больше ничего реального не светит. Фигур героев-одиночек типа Лебедя, которые раньше ходили сами собой, сейчас нет. И методом вычитания остается только одна реальная политическая сила - коммунисты.

- Давайте представим, что предложение "Единой России" реализовано и порог для прохождения партий в Госдуму увеличен с 5 до 12 с половиной процентов. Что произойдет с коммунистами и с Березовским?

- Я думаю, двухпартийной системы не получится, потому что стабильная двухпартийная система возникает из трех факторов. Первый - наличие мажоритарной избирательной системы. Второй - существование этой мажоритарной системы как минимум в течение нескольких десятилетий. Третий фактор - это возможность второй партии прийти к власти, они должны сменять друг друга у власти. У нас же это пытаются создать на базе смешанной избирательной системы и, главным образом, партийных списков. Срок ставят рекордно короткий, чтоб уже "в следующий раз" было. И еще подразумевают, что КПРФ обречена быть в роли вечной оппозиции, что приход ее в какой-то форме к власти исключен. Ни одного фактора нет, значит, это уже не будет двухпартийная система. И все ссылки на то, что у нас должно быть как в Великобритании или США, сомнительны.

- Что же получится?

- Это будет некий симбиоз нормальной политической системы с доминирующей партией, как было фактически на протяжении 70 лет, но с элементами формальной двухпартийности. Естественно, что эта система долго не продержится, просто по определению.

- Почему?

- Потому что для ее функционирования, хотя бы вот в таком виде, требуется, чтобы эта партия была не просто группой квакеров, а механизмом принятия решений, центром принятия решений. Т.е. номинировать из своей среды президента, контролировать его каким-то образом или формировать ответственное правительство, а если что - убирать его.

- "Единая Россия" не может принимать решения?

- Они робко ставят этот вопрос, но звучит это как-то, извините, на уровне "Вась, дай кусочек колбаски". Они ведут себя как просители. И всерьез их никто не рассматривает. Такая группа квакеров не может быть устойчивой. Любой серьезный кризис, не обязательно тотальный: финансовый, экономический или прочее, вызовет серьезные разногласия в рамках правящей элиты, которые тут же проявятся в рамках этой новой гигантской партийной конструкции. Это породит раскол, образование каких-то либеральных фракций.

- А что будут делать правые демократы в такой двухпартийной системе?

- Сразу это вряд ли будет стимулировать единство демократических сил, но, скажем, к следующим выборам это вполне реально. С другими фигурами, другими персонами. Идеологию демократов поддерживает как минимум 15% населения, а как максимум - до 25%. Поэтому не сразу, а через какое-то время они себе место найдут. А вот центристы, лишенные возможности реально формировать исполнительную власть и формулировать ее курс, проживут до ближайшего серьезного кризиса.

- Если вернуться от гипотез к реальности, как вы считаете, центристы смогут увеличить планку? Ну хотя бы не до 12, а до 7-8 процентов?

- Я думаю, что ни того, ни другого не получат. Вопрос в коммунистах. Некоторые коммунистические лидеры, серьезно не проанализировав ситуацию, начали было это предложение расхваливать, но уже вчера появилась более спокойная и трезвая реакция. Безусловно, по всем параметрам коммунистам выгодно сохранение нынешней системы.

- Почему?

- При двухпартийной системе они все равно окажутся в меньшинстве, в глухом меньшинстве. За счет одномандатников, которыми прирастать будет могущество "Единой России". Сейчас у коммунистов есть возможность проводить нужные им законопроекты с помощью блокирования с "Яблоком", с СПС, реже с ЛДПР. И они неплохо этим пользуются. Если они останутся в глухом меньшинстве, то таких возможностей просто не будет. И вчера Иван Мельников уже заявил, что мы не можем игнорировать мнение части населения, которая придерживается демократических норм. Я считаю, что это очень сильный ход. Это легче, чем кидаться на первую же наживку, а потом оказаться в качестве того окуня, которого первым отправляют на сковородку. И Жириновский, который готов рассматривать любые предложения, не похож на политического самоубийцу.

- Без коммунистов и Жириновского предложение не пройдет?

- А чьими голосами принимать? Одной "Единой России" маловато. Даже с помощью Райкова не хватит. Поэтому я думаю, что не пройдет. Весь расчет был на то, что коммунисты быстро сжуют эту наживку.

- Но, может, они сторгуются и добьются, скажем, 7 или 8 процентов?

- Нет. Это никому не надо, кроме господина Беспалова. Я могу понять его логику. Разные партии пытаются продвигать какие-то разные идеи: кто реформу армии, кто за демократию борется. А у "Единой России" нет никаких идей. Поэтому им надо то губернаторов в свою партию принять скопом, то коммунистов выгнать, то президента попросить, чтобы он все-таки сам партию возглавил, как паровоз вытащил. Вот, барьеры... Такое впечатление, что нет уверенности в себе. Несмотря на все громогласные заявления о грядущих великих победах.

СПРАВКА

Молоток Березовского, серп Зюганова

Все, что осталось у Бориса Березовского из средств массовой информации, которыми при желании смогут воспользоваться коммунисты, - это "Независимая газета" и издательский дом "Коммерсант" (собственно газета, журналы "Власть", "Деньги" и "Молоток"). Хотя еще недавно он обладал весьма внушительной медиаимперией, и контроль над "Независимой газетой" (80%) и "Коммерсантом" (100%) - лишь малая доля того, чем опальный олигарх владел еще два года назад. В начале 2001 года предприниматель лишился своего самого крупного актива - 49% акций ОРТ, которые он вынужден был продать государству при посредничестве Романа Абрамовича. По словам последнего, эти акции были проданы Сбербанку (правда, сами банкиры пока факт сделки отрицают). В начале этого года Березовский потерял Московскую независимую вещательную компанию - старую "шестую кнопку", где он контролировал 75% акций. Окончательное решение о ликвидации МНВК было принято в январе. А в сентябре 2002 года должна была завершиться сделка по продаже Березовским своего пакета акций компании "ЛогоВАЗ - News Corporation", которой принадлежат "Наше радио" и "Радио Ultra". В качестве их нового владельца назывался австралийский медиамагнат Руперт Мердок и его News Corporation. Из-под контроля российского предпринимателя фактически сбежали и "Новые известия": управляющий этими акциями лояльности к их хозяину не проявляет. С журналом "Огонек" беглый олигарх тоже расстался. По утверждению предпринимателя, в его собственности также находится 10% акций телеканала СТС, однако источники, близкие к акционерам, эту информацию опровергают.

11.10.2002 / Андрей Реут

http://www.gzt.ru/

Док. 261353
Опублик.: 13.09.06
Число обращений: 506

  • Рябов Андрей Виленович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``