В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма онлайн-конференции Мартина Шаккума Назад
Стенограмма онлайн-конференции Мартина Шаккума
9 августа состоялась онлайн-конференция члена Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председателя комитета Государственной Думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума на тему "Жилищный вопрос. Реализация нацпроекта".

Мартин Шаккум:

- Проект "Доступное жилье гражданам России", безусловно, является самым сложным их числа национальных проектов. В первую очередь, реализация этого проекта зависит не столько от количества финансовых ресурсов, которое на него выделяется, сколько от создания условий для его реализации.

Еще один немаловажный фактор: к началу реализации этого проекта жилищное строительство у нас находилось в достаточно сложном состоянии, эта отрасль достаточно инертна и от начала каких-либо действий до законченной квартиры или индивидуального дома проходит несколько лет. Поэтому даже меры, которые уже начали действовать, пока не дали каких-то принципиальных, серьезных результатов.

На сегодня есть три главных трудности в реализации проекта. Первый комплекс вопросов связан с порядком и самим процессом выделения участков под застройку. Процесс излишне забюрократизирован, законодательное регулирование требует серьезного совершенствования, процесс получения разрешений на различные этапы строительства требует серьезного законодательного регулирования и поправок в законодательство.

Второй вопрос - это обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Вопрос принципиальный и первостепенной важности.

Третья группа вопросов связана с организацией финансирования. Пока что основным способом финансирования является долевое участие граждан в строительстве. Этот вопрос не до конца законодательно урегулирован и здесь есть определенные резервы.

Вопрос от Дагестанского регионального отделения Партии:
- Какие шаги собирается предпринять руководство политической партии "Единая Россия" и лично Вы как председатель комитета ГД для ускорения принятия правительством РФ нормативных актов, касающихся введения в действие Градостроительного Кодекса?

- Такие шаги мы уже предприняли. Государственная Дума приняла подготовленные нашим комитетом 4 обращения к правительству. Последнее, вообще говоря, называлось беспрецедентно: "О невыполнении Министерством регионального развития своих функций и обязанностей". Мы достаточно жестко обозначили все вопросы, в том числе вопрос подготовки нормативных актов. В рамках переговоров с правительством по бюджету 2007 года мы предложили выделить средства на разработку этих нормативных актов. На наш взгляд, подготовка этих актов отстает на годы от принятия законов. А закон, как известно, не может действовать, пока не принят обозначенный в нем некий нормативный акт правительства, который должен регулировать определенные отношения.

Вопрос от Кабардино-Балкарского регионального отделения Партии:
- Обеспеченность жильем - важнейший показатель уровня и качества жизни людей и вообще уровня развития страны. Сможет ли к 2010 году треть граждан России приобрести достойное жилье? Возможна ли успешная реализация национального проекта без социального строительства?

- В соответствии с Жилищным Кодексом, единственный способ получения жилья малоимущими гражданами - это строительство социального жилья. Корректнее было бы сформулировать вопрос не о возможности приобрести достойное жилье, а о возможности граждан улучшить свои жилищные условия. Это один из показателей программы. Но он не означает, что 30% получат новое жилье, - они просто улучшат свои жилищные условия.

Вопрос от регионального отделения Пермского края:
- Руководители крупных строительных организаций порой готовы за счет собственной прибыли наращивать производственные мощности и создавать рабочие места. Но нет никаких гарантий, что у них не будет проволочек, например, с получением земельных участков. Нужны ли для определения правил игры новые законодательные инициативы на уровне Государственной Думы или это прерогатива местных законодателей?

- Да, безусловно, нужны, потому что на сегодняшний день процесс оформления участков под застройку излишне забюрократизирован. Сегодня внесен законопроект, подготовленный членами нашего Комитета, который устраняет ряд административных барьеров. В том числе - различные ведомственные согласования, которые установила Роснедвижимость для себя и, пользуясь этим, чиновники в организациях, которые оформляют участки под застройку, зачастую просто выкручивают руки инвесторам. Мы провели заседание комитета, приглашали представителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, включая министра, и мы приводили наглядные примеры: от приобретения земли до оформления под строительство уходило порядка 3,5 - 4 лет.

Мы внесли поправки, которые упрощают эту процедуру, в том числе не в последнюю очередь сложность оформления земли зависит от процедуры перевода земли в так называемую "иную категорию". Вообще, так называемая категорийность земли, на наш взгляд, с введением Градостроительного кодекса стала уже архаизмом. Мы предложили и упрощенный порядок изменения черты поселения, и возможность строительства на землях иных категорий. В частности, речь идет о строительстве жилья на землях Министерства обороны, на землях сельского хозяйства. Только в Подмосковье огромное количество земель, которые не используются по назначению и при этом не могут быть вовлечены в оборот под застройку.

Вопрос от медиахолдинга "Уральский рабочий":
- Согласно Вашему мнению, высказанномум в "Российской газете", нельзя рассчитывать на то, что с реализацией нацпроекта жилье будет дешеветь. Надо формировать для граждан возможности купить жилье. Какие возможности государство должно сформировать для этого?

- Действительно, вряд ли жилье будет дешеветь, нигде оно не дешевеет, поскольку население планеты растет, черты крупных населенных пунктов, как правило, не изменяются. Люди едут в мегаполисы, мы знаем проблему по Москве, где реальная численность проживающих сегодня уже под 15 миллионов человек. Понятно, что жилье при этом дешеветь никак не будет. Другое дело, что нужно сдержать рост стоимости жилья и, второе, конечно, дать возможность людям приобрести жилье по каким-то схемам в рассрочку.

Основной механизм для приобретения - ипотека. В результате принятия в 2004 году 27 законов, инициатором которых в том числе была партия "Единая Россия", удалось серьезно увеличить возможность граждан получить ипотечный кредит. С начала 2004 года к сегодняшнему моменту количество выдаваемых ежедневно кредитов выросло в 6 раз.

Кроме того, предусмотрены меры поддержки отдельных категорий граждан в части возможности приобретения ими жилья. Это, в первую очередь, молодые семьи. Так, 182 тысячи молодых семей получат к 2010 году средства на первый взнос - 35 или 40% в зависимости от количества детей - на приобретение квартир. То есть первый взнос будет полностью оплачен за счет государства. Кроме того, есть масса региональных программ, которые субсидируют часть процентной ставки по кредиту. И в целом политика государства направлена на то, чтобы снижать инфляцию, соответственно, снижать ставку на кредитование, а от этого возможности граждан по обслуживанию ипотечного кредита будут возрастать.

Однако я бы хотел сразу предостеречь от излишнего перекоса. Излишнее стимулирование покупательной способности граждан при отсутствии предложения приводит к существенному увеличению роста стоимости жилья.

Вопрос от Инги Дороховой:
- Периодически звучат призывы ввести мораторий на сделки с первичной недвижимостью на 5 и более лет после сдачи дома в эксплуатацию для борьбы со спекулянтами, которые скупают квартиры на этапе начала строительства, а потом продают по завышенной цене готовые квартиры. Кроме того, под горячую руку главы Минрегионразвития Владимира Яковлева попали все владельцы двух и более квартир: предложено ввести для них повышенный налог или повысить плату за содержание жилья. Насколько это справедливо?

- Может быть это, если абстрактно рассматривать, и справедливо, но на самом деле противоречит принципам рыночной экономики: мы не можем в отдельных секторах вводить нерыночные отношения. Инициатива Яковлева не была поддержана и так и осталась нереализованной. Мы не можем вводить такие запреты не только потому, что они противоречит рыночным принципам, но - что важнее - потому, что это ущемило бы права граждан. Гражданин в этом случае лишен права распоряжаться своим имуществом, а мы не может лишь его этого права.

С другой стороны, почему сложилась такая ситуация и почему она вредна? На самом деле, те, кто покупает жилье на стадии строительства, выполняют социально полезную функцию. Они, по сути, спонсируют строительство. Но эта функция является здоровой, когда темпы роста стоимости жилья сравнимы с темпами роста инфляции или на 5-7% выше. То есть, когда рост стоимости на уровне 12-15% в год - это более-менее нормально. Но сегодня это значительно выше и сразу рождается спекулятивный спрос. Как с ним бороться? Только увеличением объема предложения на рынке.

Кстати и рост цен выполняет свою, как это не парадоксально, полезную функцию. Больше инвестиций идет на рынок жилья, строительные компании пытаются больше строить, больше земли вовлекается в оборот и, естественно, за резкими темпами роста стоимости будет, безусловно, определенный спад роста цен. И сегодня уже это видно: нет таких темпов роста стоимости жилья, как был в феврале, апреле-мае.

Вопрос от Алексея Верховского:
- Могло бы способствовать снижению темпов роста цен на жилье увеличение имущественного налога? Сегодня он едва покрывает стоимость почтовых отправлений налоговой службы.

- В концепции изменения законодательства, способствующего решению жилищной проблемы, предусмотрено введение налога на недвижимость для физических лиц. Безусловно, такой налог будет введен. Однако, это достаточно сложная задача, потому что сегодня реально этот вопрос упирается в вопрос оценки недвижимости, которой обладает гражданин. Рынок еще не устоялся, он не является в полной мере цивилизованным. Цены продажи и приобретения жилья фактически отличаются от того, что обозначено в договорах. А главное, цены, которые фигурируют в различных документах об оценке, в частности, в документах БТИ, зачастую существенно отличаются от рыночных цен. Приближение цен, с которых взимаются налоги, к реально рыночным - это сегодня серьезная задача.

Вопрос от Анны Неверовой:
- Что депутаты вкладывают в понятие комфортное жилье? Сколько это метров на человека, и как эти метры коррелируются с мировыми стандартами, если таковые имеются?

- Нет конкретного определения "комфортное жилье" в квадратных метрах. Это интегральный показатель, который включает и количество квадратных метров, и определенный набор коммунальных услуг, и определенный уровень отделки, и определенный уровень по теплопотерям, по энергоэффективности. Это сложный показатель, и он на сегодняшний день он не формализован в законодательстве. Есть только определенные строительные нормы и правила, но они носят ограниченный характер.

Вопрос от Чихарина Алексея Васильевича:
- Какое может быть доступное жилье для военнослужащего, если я родом их Санкт-Петербурга и если я получу сертификат, который стоит 30-35 тысяч долларов, что можно приобрести? Какое доступное жилье?

- На сегодняшний день для военнослужащих введена ипотечно-накопительная система. Что касается данного конкретного случая, никто не говорит, что сертификат позволит военнослужащему купить квартиру на Тверской улице в центре Москвы, даже если он родом с этой улицы. Стоимость сертификата определена. Она соответствует некой средней цене по России. Если есть желание купить квартиру именно на Тверской, нужно добавить некоторое количество средств.

Вопрос от Переверзева Николая Игнатовича:
- В чем необходимость образования ТСЖ?

- Каждый дом, помимо имеющихся в нем квартир имеет еще некие площади общего пользования. Даже для того чтобы оформить эти площади общего пользования - эти площади могут сдаваться в аренду, приносить доход - необходимо объединиться в товарищество собственников жилья. Причем закон не предписывает обязательно объединяться в ТСЖ, даже общее собрание жильцов дома может принимать любые решения, которые приравниваются к решениям товарищества собственников жилья. То есть это не является обязательной нормой. В интересах самих же граждан объединяться. Кроме того, на сегодняшний день не урегулирован законодательством (но, я думаю, будет урегулирован) вопрос передачей от муниципалитетов дома в общую собственность. Сегодня существует некий правовой вакуум. Квартиры приватизированы, общее имущество дома, казалось бы, принадлежит жильцам, но на самом деле правового акта передачи этой собственности от муниципалитета не существует. Жильцы могут, например, потребовать, чтобы все это имущество было передано в нормативном состоянии. Вот здесь есть принципиально важный момент, по которому муниципалитеты будут обязаны приводить это в нормативное состояние. Это вопросы, которые ставят очень многие граждане, в том числе и о капитальном ремонте их домов. Многие дома граждане получили в ветхом состоянии, они нуждаются в капитальном ремонте, но законодательно этот вопрос пока никак не урегулирован.

Вопрос от ИТАР-ТАСС (Наталья Паньшина):
- В Госдуму внесен закон, который упрощает процедуру представления земельных участков. Это поправки в Земельный кодекс. Что там с переводом земли из одной категории в другую, в частности использования земли Минобороны. Не будет ли здесь перекосов?

- Этот законопроект внесен в июле. Он упрощает изменение черты поселения. Если изменена черта поселения, либо какая-то земля внесена в черту поселения, автоматически она может использоваться под индивидуальное жилищное строительство.
Что касается земель Минобороны, то на самом деле сейчас даже Минобороны для того, чтобы начать стройку, должно перевести эти земли из земель обороны в земли под индивидуальное жилищное строительство. Мы считаем, что это неправильно. Кстати и Президент сказал, что это неправильно.

На сегодняшний день очень большим тормозом является обязательное проведение аукциона для выделения земли под застройку. В результате, чтобы построить дома, необходимо сначала переселить граждан, снести ветхий фонд и аварийное жилье. На сегодняшний день все эти программы реконструкции оказались вне закона. Теперь по закону только муниципалитет может реализовывать инвестиционные проекты, то есть затратить средства на переселение граждан. Мы внесли законопроект, по которому будет проводиться не аукцион, а инвестиционный конкурс. Это существенно ускорит процедуру.

В особенности это касается территорий, на которых расположено ветхое, малонаселенное жилье. Даже в ближайшем Подмосковье есть такие заброшенные деревни. В то же время они оснащены инженерной инфраструктурой и могли бы эффективно застраиваться многоэтажными домами. На сегодняшний день муниципалитет должен сначала расселить жителей, потом выставить площадку на аукцион, у муниципалитета естественно средств нет, поэтому все эти проекты встали.

Программа расселения пятиэтажек сегодня тоже вне закона. Внесены соответствующие поправки в законодательство, этот вопрос будет разрешен. Принять эти поправки мы планируем в текущем году.

Вопрос от газеты "Единая Россия. Подмосковье":
- Подмосковье - один из регионов, где люди пострадали от строительных пирамид, всем известны проблемы с обманутыми вкладчиками, с двойными-тройными перепродажами квартир. На каком этапе сейчас находится реализация национального проекта "Доступное жилье" в Подмосковье? Какие объемы финансирования придут, в какие города, на какие проекты в первую очередь?

- Сказать сегодня, какие средства выделены на каждый регион, я не могу. На сегодняшний день Московская область подала четыре площадки на конкурсы. По ним будут получены гарантии федерального правительства на обустройство коммунальной инфраструктуры, будут выданы кредиты и субсидирована половина процентной ставки на обустройство коммунальной инфраструктуры.

Далее Московская область получит средства на обеспечение молодых семей. В целом по России 27 тысяч молодых семей в этом году получат средства на первый взнос. Примерно пропорционально численности регионов будут выделяться эти средства.

В рамках реализации национального проекта есть программа обеспечения жильем чернобыльцев, ликвидаторов "Маяка", инвалидов. 21 млрд. рублей выделен на обеспечение жильем этих федеральных льготных категорий. Московская область получит эти средства пропорционально численности льготников.

Вопрос от Графова М.В.:
- Почему при реализации проекта "Молодая семья" отдается предпочтение городам и полностью игнорируется сельское население? Вместо обеспечения двух городских семей можно обеспечить сто сельских семей на те же средства. Как планируется решить проблемы обеспечения жильем молодых специалистов?

- Пропорции, безусловно, неверны. Вопрос этот наверняка возник потому, что эти программы разделены. Программа обеспечения жильем молодых специалистов на селе финансируется через Минсельхоз, а программа "Молодая семья" финансируется через Минрегионразвитие. Финансируются обе программы, обе проблемы решаются, принципы примерно одинаковы. Примерно 40 процентов первого взноса выделяется молодым специалистам либо на ипотеку, либо на строительство индивидуального жилья. Существуют соответствующие нормативные акты, каким требованиям должны отвечать эти специалисты, в каком порядке это все оформляется.

Вопрос от "Московской правды" (Лев Московкин):
- Покупка жилья в последнее время стала средством накопления. Это является одной из причин роста цен на жилье. Как с этим бороться?

- Мы не можем запретить гражданам вкладывать деньги в жилье. Единственный способ - увеличение темпов и объемов строительства жилья. Я не представляю механизма, как административными методами запретить гражданам покупать жилье. Деятельность власти должна быть направлена на увеличение темпов строительства, на увеличение предложения.

Вопрос от "Московской правды" (Лев Московкин):
- Как решится проблема, которая появилась в Бутово?

- Во многом ситуация в Бутово возникла в связи с законодательной неурегулированностью данного вопроса. На сегодняшний день готовятся поправки в Градостроительный кодекс о реконструируемых территориях. Там будет более четко прописан порядок переселения граждан из реконструируемых территорий и получения ими компенсаций. Не должно выйти двух крайностей. С одной стороны, не должны быть ущемлены права граждан, с другой - гражданин не должен получить возможность шантажировать органы государственной власти. Мы не можем ставить интересы значительного меньшинства людей против интересов большинства, которые могли бы получить в данных районах благоустроенные квартиры.

Вопрос от Кульгускина П.А.:
- Когда бюджет начнет компенсировать ставки по ипотечным кредитам населению, включая страхование, а не раздавать по непонятным схемам бесплатное жилье?

- Что касается бесплатного жилья, насколько я понимаю, речь идет о социальном жилье. Единственный способ для малоимущих в соответствии с жилищным кодексом - получение социального жилья. И не по "непонятным схемам", а в порядке очереди. Что касается финансирования из бюджета части процентной ставки, у руководителей ипотечной программы, в частности - у руководителя агентства по ипотечному жилищному кредитованию несколько другая позиция. Они считают, что субсидировать часть процентной ставки - неправильно. Более правильно финансировать из федерального и местных бюджетов первый взнос, а в дальнейшем все проводить по рыночной ставке.

Такая программа финансирования первого взноса существует для молодых семей, для молодых семей на селе. Что касается отдельных категорий граждан, например, врачей и учителей, в субъектах существуют программы финансирования как первого взноса, так и части процентной ставки. Но субъекты сами определяют, какие это категории граждан. Финансирования ставки ипотечного кредита из федерального бюджета на сегодняшний день нет.

Вопрос от Михаила Северцева:
- Можно ли решить проблему с жильем при существующей модели расселения в больших городах - слабой транспортной связи с пригородами, из которых надо добираться до 2-3 часов. У нас не только инженерной, но и общей инфраструктуры нет для решения этого вопроса.

- Действительно, проблема обеспечения участков инженерной инфраструктурой, в том числе и транспортной, в том числе и электроэнергией, газом, канализацией, водой и так далее - одна из ключевых. Сегодня мы эту проблему не решим только за счет затрат застройщика. Это проблема государства.

Я уже имел несколько бесед с министром финансов Алексеем Леонидовичем Кудриным и неоднократно излагал ему эту проблему. Но пока мы не нашли понимания в этом вопросе. Позиция моя такая: сегодня рост стоимости жилья обусловлен, в первую очередь, тем, что цена на рынке нефти за последние несколько лет увеличилась в несколько раз. В страну хлынул поток нефтедолларов. Это обусловило опережающий спрос на жилье. Причем не только со стороны российских граждан, но и со стороны ближайшего зарубежья: если раньше из Казахстана, Кыргызстана, Туркмении к нам ехали и в общежитие селили детей, то сегодня стало нормой - приезжает ребенок, ему тут же покупают квартиру в Москве.

Спрос колоссальный. Это проблема мирового уровня. Чтобы строить больше жилья, нужна инфраструктура. В инфраструктуру нужно вкладывать средства. У муниципалитетов, у регионов этих средств нет. От нефти только некоторые регионы получают у нас какие-либо дивиденды. В то же время федеральный бюджет получает совершенно колоссальные средства от роста цен на нефть. Только в этом году будет получено около триллиона дополнительных доходов, помимо запланированных расходов бюджета, помимо отчислений в Стабилизационный фонд. Я приведу другую цифру. Только за половину этого года золотовалютные резервы выросли в полтора раза - уже 270 млрд. долларов. У нас есть средства для вложения в инфраструктуру, нужно активно ее обустраивать. Так мы будем стимулировать строительство жилья.

Это ключевой вопрос, и решать его необходимо на федеральном уровне. Вот здесь самое узкое на сегодняшний день место. Необходимо развивать транспортную инфраструктуру, в первую очередь, дорожную. Средств, которые выделяются на дорожное строительство, не хватает просто на поддержание дорожной сети в существующем состоянии.

К тому же необходимо учитывать особенности нашей территории. Мы в 1,7 раза больше любой другой страны мира. Причем при несопоставимом уровне бюджетной обеспеченности. И сегодня есть деньги на строительство транспортной инфраструктуры, но мы их не используем. Основной аргумент противников таких инвестиций: вот сейчас елси дадим деньги на дорожное строительство, вырастет инфляция. Не будет расти инфляция! Инфляция - это дисбаланс денежной массы и оборота товарной массы. Так вот оборот товарной массы у нас, к сожалению, является замедленным. У нас экономическое пространство фрагментировано. Скорость движения грузопотоков по дорогам в 3 раза ниже, чем в любой другой европейской цивилизованной стране. Сроки эксплуатации транспорта намного ниже.

Еще один пример. Трудоспособный человек, вместо того, чтобы трудиться, по 3-4 часа тратит на дорогу на работу. Вот где наши потери! Причем не просто тратит, а приходит на работу в соответствующем состоянии, весь на нервах. Неразвитость инфраструктуры - это колоссальный урон. Без помощи, поддержки из федерального бюджета, прямого участия федерального бюджета в этих вопросах мы не решим задачи существенного увеличения объемов жилищного строительства.

Вопрос от Мордовского регионального отделения Партии:
- Как Вы относитесь к развитию малоэтажного строительства. Возможна ли коттеджная или таунхаусная Россия для большинства населения, для формирующегося среднего класса, который при благоприятных перспективах может вырасти с нынешних 20% населения до 60-70?

- То, что малоэтажное жилье является очень дешевым и за счет перехода на этот вид строительства или резкого увеличения его объемов мы решим вопрос с дешевым жильем - это в определенной степени миф.

На самом деле, малоэтажное жилье дороже, причем существенно. В первую очередь за счет того, что выше стоимость коммуникаций, стоимость сетей, причем не только внешних, но и внутриплощадочных сетей. Индивидуальное жилье дороже, чем многоквартирный дом, процентов на 30.

В то же время сегодня объемы строительства малоэтажного жилья имеют тенденцию к существенному росту. Можно было бы строить гораздо больше, но нужно развитие базы стройиндустрии. Пример: основной материал, который используется в США, Канаде, где развито дешевое, быстровозводимое малоэтажное жилье, это ОСП - ориентированная стружечная плита. У нас в России не существует ее производства, а импортная плита раза в три дороже, чем если бы мы производили ее здесь. Опять нужна государственная поддержка, нужно государственное стимулирование развитие базы стройиндустрии, если мы хотим это делать опережающими темпами, если мы хотим реализовывать некую программу.

Еще один вопрос - об организации реализации этой программы. На мой взгляд, при сегодняшнем положении вещей, мы вряд ли существенно сможем продвинуться. Реализация этого проекта идет, по сути дела, на общественных началах. Министр регионального развития возглавляет межведомственную группу по реализации проекта, то есть в свободное от работы время на общественных началах он руководит этим проектом. У него еще масса других обязанностей. На мой взгляд, необходимо создать Дирекцию по управлению проектов с широкими, широчайшими полномочиями, которая и осуществляла бы мониторинг, и координировала бы реализации отдельных проектов, и разрабатывала предложения по законодательному обеспечению реализации проекта. Это все должно быть в одних руках.

Проект особый: он и особой важности, и особой сложности, там существует масса проблем, которые требуют решения не только Государственной Думы, не только правительства, но и даже, наверное, Президента. И внимание к нему должно быть особым, оно должно быть большим, и реализация должна отличаться определенными особенностями.

Вопрос от газеты "Бизнес":
- Те поправки, которые вы внесли, предусматривают проведение конкурса по реконструкции территории. Но Вам известно, что Федеральная антимонопольная служба возражает против проведения конкурсов и считает, что они могут быть коррупционны, их итоги заранее известны, - и продолжает настаивать на аукционах. Вы учтете мнение ФАС?

- В данном случае, не учтем. Поясню на примере: предположим, есть некий микрорайон, в нем 5 пятиэтажек, они уже ветхие, их надо сносить, их надо расселять. Сегодня в соответствии с законодательством муниципалитет на свои деньги должен: первое - расселить этих людей, то есть построить новые дома. (А коэффициент расселения 1,6, т.е. вместо каждой пятиэтажки надо построить восьмиэтажку). Потом все снести (также за собственные деньги). Следующее - провести проектно-изыскательские работы, выполнить проект, определить параметры разрешенной застройки, т.е. сколько на этой площадке можно построить жилья. И только после этого площадка готова к выставлению на аукцион. А первоначальные затраты муниципалитет может компенсировать только из средств, полученных на аукционе.

Будут ли в каких-либо городах, кроме Москвы, муниципалитеты это делать? Я думаю, и Москва захлебнется, даже у нее средств на предаукционную подготовку в таких масштабах не хватит. Значит, утверждая единственным методом аукцион, мы просто законодательно остановливаем переселение из ветхого аварийного жилья.

Я понимаю позицию ФАС. Они за чистоту отношений, за предельную открытость, рыночность. Но, в данном случае, эта рыночность совершенно не уместна. Единственный способ - это инвестиционный конкурс, где инвестор, выигрывая этот конкурс, берет на себя обязательство о переселении граждан и иные обязательства перед муниципалитетом.

09.08.2006 МСК
http://www.edinros.ru/

Док. 261105
Опублик.: 08.09.06
Число обращений: 545

  • Шаккум Мартин Люцианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``