В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Становая: `РПЖ. СОЮЗ ДОВЕРИЯ`: НИ ПАРТИЯ ВЛАСТИ, НИ ОППОЗИЦИЯ Назад
Татьяна Становая: `РПЖ. СОЮЗ ДОВЕРИЯ`: НИ ПАРТИЯ ВЛАСТИ, НИ ОППОЗИЦИЯ

29 августа прошла пресс-конференция лидеров Партии жизни, Российской партии пенсионеров и партии "Родина" Сергея Миронова, Игоря Зотова и Александра Бабакова. Они официально объявили о создании единой партии "актуальных левых", которая, по их мнению, должна будет стать "партией большинства".

На пресс-конференции был подписан документ об основных принципах объединения. В нем говорится о том, что объединение будет происходить на паритетных началах, а "имеющийся политический, организационный и человеческий потенциал всех партий" будет сохранен. Тем самым участники показывают, что поводов для конфликта между ними нет, даже несмотря на известную пресс-конференцию лидера Партии пенсионеров Игоря Зотова, заявившего, что его партийный актив "чувствует за собой силу и никуда вливаться не хочет". Одновременно в документе сказано, что "при решении любых вопросов, возникающих в процессе объединительных процедур, исходить, прежде всего, из интересов и перспектив новой партии", а "личные амбиции и групповые интересы будут подчинены общему интересу путем демократических процедур". Название партии будет отражать все три "бренда". Пока оно не выработано, но в качестве рабочего названия предложено "Родина, Пенсионеры, Жизнь. Союз доверия". Показательно, что первые три слова образуют аббревиатуру РПЖ - сокращенное название Российской партии жизни. Косвенно это указывает на лидерство в организации новой партии Сергея Миронова - наиболее статусного политика из числа руководителей объединяющихся партий. Как заявил Сергей Миронов на пресс-конференции, новая политическая сила станет "партией большинства". При этом основным объектом для критики стала "Единая Россия".

Пресс-конференция стала официальной заявкой на формирование новой политической партии. Фактически она претендует на левоориентированный электорат, который сегодня симпатизирует политике Владимира Путина, но сомневается, стоит ли поддерживать "Единую Россию". При этом новая партия объективно будет в значительной степени и конкурентом "Единой России" в борьбе за симпатии колеблющихся избирателей: ведь за КПРФ остался в основном ее ядерный электорат, в то время как периферийный электорат "Единой России" достаточно нестабилен и отличается "текучестью". Однако главная проблема новой левой партии состоит в том, что ей будет очень трудно завоевать свой потенциальный электорат.

В России политические партии могут добиться ощутимого успеха в двух случаях: левые - если они реально оппозиционны и "центристы" - если они являются партией власти. Исключение составляет только ЛДПР - партия Жириновского способна быть и партнером власти, и одновременно собирать протестные голоса. Сюда же можно отнести и блок "Родина" образца 2003 года. Однако партия стала значительно более популярной после того, как фактически стала демонстрировать признаки реальной оппозиционности.

В остальных случаях достаточно вспомнить, что все левоцентристские претенденты на роль "партии власти" (основной или дублирующей) ни разу не были успешными. В 1995 году это был блок Ивана Рыбкина. В 1999 году - ОВР. В 2003 году - блок двух спикеров - Партии Возрождения России и Партии Жизни, а также Народная партия.

Подобные проекты создаются как оппозиционные, но реально являются управляемыми. Для их успеха очень важно убедить население в своей реальной оппозиционности. Однако тому есть множество преград. Во-первых, новой левой политической партии могут не позволить серьезно критиковать партию "Единую Россию", это может угрожать ослаблением позиций партии власти. А это означает, что партии придется заниматься периферийным популизмом, не затрагивая наиболее больные темы. Как следствие идеология партии будет размыта.

Во-вторых, партии будет крайне трудно проявлять себя на улице. Ей не позволят по аналогии с Партией пенсионеров и "Родиной" возглавлять акции социального протеста. Партии придется в большей степени самой создавать "повестку дня", так как реальная повестка для потенциального электората "актуальных левых" будет недоступна для политического "обыгрывания".

В-третьих, партии вряд ли будут созданы условия максимального информационного, административного благоприятствования. Реальной конкуренции между "Единой Россией" и "актуальными левыми" не будет. Свои основные ресурсы в любом случае Кремль будет концентрировать на продвижении партии власти, в то время как РПЖ сможет пользоваться ими лишь по остаточному принципу. А это значит, что даже все те усеченные "месседжи", которые Кремль позволит донести до избирателя, будут ограничены в средствах "доставки".

Проблему в том, чтобы убедить население в оппозиционности новой политической силы, понимает и главный конкурент партии - "Единая Россия". Неслучайно Вячеслав Володин 31 августа заявил, что Партия жизни ничем не отличается от "Единой России": она фактически голосовала за все те законы, что принимала и партия власти (видимо, речь идет о членах Совета Федерации, входящих в мироновскую партию). Тем самым, Володин нанес Партии жизни наиболее болезненный удар: дав понять, что ее "противник" ничем не отличается от нее самой.

Вторым элементом успеха "оппозиционных партий власти" является убеждение элит в том, что они действительно являются "альтернативной" партией власти. Но и здесь у "актуальных левых" возникает множество проблем.

Во-первых, элитам был дан вполне определенный сигнал со стороны заместителя руководителя администрации Владислава Суркова о том, что новая партия не должна опираться на административной ресурс. Более того, в СМИ, близких к Суркову, появились опровержения мнения Суркова, якобы говорившего о необходимости создания двухпартийной системы, одним из элементов которой будет новая партия левых сил. После того, как партия Жизни, судя по всему, несанкционированно, опубликовала стенограмму выступления Суркова, последний стал дистанцироваться от проекта и часть авансов "забирать назад".

Во-вторых, Кремль не допустит диверсификации административного ресурса, а значит, даже самые легкие сомнения в доминировании "Единой России" будут "корректироваться". Показательно, что в Свердловской области Партия жизни была снята с выборов: это говорит о том, что региональные власти пока не спешат верить в "иммунитет" Сергея Миронова и его партийных проектов. А во время визита в Липецкую область, где Миронов возглавляет предвыборный список своей партии на региональных выборах, его не принял губернатор Олег Королев - лидер "единороссовского" списка.

В-третьих, Владислав Сурков будет пытаться усилить контроль над будущей политической партией. Это может привести к тому, что проект не выйдет из сегодняшней роли спойлера КПРФ и будет слишком ограничен в своей деятельности. По данным газеты "Ведомости", через Партию пенсионеров Сурков пытается "проникнуть" в новый проект. Таким образом, не исключено, что именно вокруг этой партии и будет вестись основная борьба в Кремле.

Таким образом, главная проблема новой политической партии будет состоять в ее "пограничном" статусе: ей очень трудно будет продвигаться в качестве реальной оппозиции в восприятии избирателей и альтернативной "партии власти" - в сознании элит. Поэтому новому проекту будет очень трудно получить электоральную


04.09.2006
www.politcom.ru

Док. 260895
Опублик.: 05.09.06
Число обращений: 391

  • Становая Татьяна Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``