В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова на совещании по вопросам формирования налоговой базы муниципальных образований и легализации прав на недвижимое имущество в регионах ПФО Назад
Выступление полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова на совещании по вопросам формирования налоговой базы муниципальных образований и легализации прав на недвижимое имущество в регионах ПФО
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы начинаем работу совещания по вопросам формирования налоговой базы муниципальных образований и легализации прав на недвижимое имущество в субъектах ПФ, находящихся в пределах ПФО.

Сегодня совещание у нас большое, межведомственное, в нем принимают участие представители всех регионов округа, и представители разных служб, которые в том или ином формате задействованы в процессе контроля за оборотом имущества, в первую очередь недвижимого имущества земельных участков, регистрации сделок с имуществом, переходом прав на него, учетом, и со всем комплексом вопросом, которые попадают в эту сферу. Прежде чем предоставить слово нашим уважаемым гостям, руководителям федеральных служб, ведомств, которые нашли сегодня возможность поучаствовать в работе нашего совещания, я хотел сказать несколько слов в качестве предварительной информации.

Проблемы учета любого имущества, и в первую очередь, разумеется, имущества недвижимого - это одна из конституирующих деятельность государства задач. Такое положение сложилось еще со времен римского права, когда наиболее важные, наиболее ликвидные объекты прав находились под пристальным контролем государства, общества, в том числе, и как мы сейчас бы сказали, гражданского общества. На сегодняшний день, разумеется, ситуация с оборотом недвижимости многократно интенсифицировалась, усложнилась, стала гораздо более вариативной. Особенностью сегодняшнего, текущего момента, который мы все с вами сообща переживаем, является тяжелое наследие той эпохи - 10-15 лет, которая с одной стороны характеризовалась одновременно колоссальным ростом частного сектора в экономике вообще и в сфере недвижимости, с другой стороны - серьезным ослаблением по объективным причинам контролирующих функций государства, органов, которые ведали и учетом, и контролем, и правоохранительной деятельностью. Все это в совокупности привело к тому положению, которое мы имеем сейчас. И любой из представителей участвующих в совещании служб и ведомств, я думаю, расскажет гораздо больше прискорбных фактов, чем мне это самому известно о том, насколько сейчас затруднен контроль в сфере оборота недвижимости, насколько много сейчас откровенной неразберихи, злоупотреблений, часто доходящих и до беззакония. Тем не менее, сидеть, сложа руки, нам никто не позволяет, и ситуацию исправлять мы должны все сообща. Я хотел бы перечислить некоторые из позиций, по которым сегодня весьма актуален для государства качественный, квалифицированный, полноценный, современно организованный учет имущества, в первую очередь, недвижимого имущества.

Во-первых, и этим обусловлено участие в нашем сегодняшнем совещании представителей налоговой службы Российской Федерации, многое, естественно, упирается в вопросы налогообложения. И мы знаем массу примеров - по сути, это можно назвать не массой примеров, а целой тенденцией, которая уже вполне уверенно сложилась в нашей правоприменительной практике, когда от налогообложения уклоняются совершенно огромные массивы имущества, когда сложилась вполне четкая практика уклонения от регистрации прав на объекты, в первую очередь в изначальных целях уклонения от налогообложения этих объектов. Система государственной власти в лице контролирующих органов, в том числе в лице налоговой службы на протяжении последних 10 лет предпринимает попытки, чтобы эти тенденции ломать. Я знаю, что во многих субъектах Федерации, в том числе и на северо-западе, где многие из присутствующих сегодня участников совещания раньше работали, были попытки изменять тенденцию с помощью перемены ставок налогообложения, что заканчивалось решением Верховного суда России о незаконности такой практики. Но мы понимаем, что мотивы такой практики были благими - совершенно недопустимо оставлять положение, каким оно есть, и позволять собственникам огромных имущественных комплексов не платить налоги, пользуясь лазейками в нашем законодательстве и несовершенством нашей, в первую очередь, правоприменительной практики.

Вторая позиция - это исполнение судебных решений. Я думаю, что уважаемый Николай Александрович Винниченко, директор Федеральной службы судебных приставов, и все его подчиненные, которые здесь присутствуют в зале, согласятся со мной в том, насколько сложен сейчас этот процесс, и с какими колоссальные трудностями сталкивается государство в лице службы судебных приставов в процессе исполнения решения судов. Эти решения многие граждане, организации, выбивают из наших судебных органов с большими мучениями с тем, чтобы оставшуюся жизнь посвятить малоперспективной деятельности по исполнению этого судебного решения. Опять таки здесь сложилась порочная система практики заключения мнимых, притворных дел с имуществом, уклонение от регистрации, когда имущественные комплексы либо существую де-юре в бесхозном состоянии, либо когда они имеют мнимых или притворных собственников, не имеющих ничего общего с настоящими владельцами, которые и должны были бы привлекаться к ответственности по решению суда.

Третья позиция - это оптимизации коммунальной, экономической, социальной инфраструктуры, как на муниципальном уровне, так и в целом на уровне региональном. Это проблема, в особенности в текущем году, приобрела особую актуальность в связи с реализацией приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Все присутствующие в зале, слышали несколько раз жесточайшую реакцию главы государства на то положение дел, которые сложилось в этой сфере: в вопросах землеотвода, планирования градостроительной политики, учета изначально всего, что происходит в нашем городском поселенческом хозяйстве. И сегодня эта проблема остается актуальной, когда из-за неразберихи в процессе землеотвода серьезные препятствия создаются в том числе, не буду скрывать, и на территориях, входящих в Приволжский федеральный округ, на пути реализации этого наиболее сложного, и, может быть, наиболее значимого во многих аспектах, приоритетного национального проекта.

Еще одна позиция, о которой нельзя не сказать. Это проблема общей безопасности всего происходящего в наших городах, поселках, в целом в нашей стране. И один из признаков коллапса государственной системы, который наступил за последние годы в целом ряде моментов, это наличие практики, опять таки несанкционированного, не контролированного использования объектов недвижимости, в первую очередь жилых помещений. В такой простой, нехитрой деятельности, как регистрация в одном жилом помещении по 600, 800 и более пользователей этих жилых помещений. Может быть, для регионов, удаленных от Москвы и Санкт-Петербурга эта проблема менее характера, но, я думаю, что такие прецеденты есть и здесь, в более крупных городах, с более привлекательным инвестиционным экономическим климатом. Самое главное, что это опять таки показывает, куда при отсутствии должного контроля, должного взаимосогласования деятельности может привести пассивность и упущения государственного аппарата на этом направлении.

В целом все эти проблемы, позиции, которые я в самом первом приближении сформулировал и перечислил, перетекают в такое глобальное понятие, как эффективность государства и государственного управления. Поэтому, наверное, есть возможность сейчас мне, доказывая актуальность сегодняшнего совещания, остановиться, рассчитывая на то, что оно понятно всем присутствующим и так, но по некоторым из направлений, которые я позволил себе обозначить, сегодня есть необходимость поговорить более предметно и более конструктивно.

Один из основных вопросов, которые сегодня предполагается обсудить, это вопрос оптимизации учета налоговой базы муниципальных образований и в значительной степени в целях реализации нового порядка взимания земельного налога в местные бюджеты. К сожалению, на сегодняшний день эта проблематика соприкоснулась с целым рядом как застаревших неблагоприятных ситуаций, так и с некими новеллами в этой области. Сегодня мы по-прежнему не можем говорить о том, что перспектива реализации нового порядка взимания земельного налога является безупречной. В первую очередь это обусловлено тем, что во многих регионах округа органами муниципальных образований до сих пор не проведена полная инвентаризация земель и правообладателей этих земель. Практически все муниципальные образования не имеют базы данных о земельных участках, не обладают необходимым оборудованием и программными продуктами для того, чтобы учет земель происходил быстро, качественно, современно и в том числе, в таком немаловажном аспекте, как предоставление соответствующих услуг землепользователям, которые обращаются за выдачей им необходимых документов правоустанавливающего характера. На совещании в Самаре, которое прошло в мае месяце, мы отчасти этого вопроса касались. Действительно, людей доводят до осатанения, когда они месяцами ходят по кругу из одной структуры в другую, не в состоянии решить проблемы и вопросы, которые в нормальной отлаженной государственной управленческой системе решают в течение нескольких дней или часов. Сохранятся проблемы не только учета земельных участков, но и учета их в адекватном и соответствующем юридическим основаниям, освобождения земельных участков от незаконно возведенных там построек либо построек, которые находятся в статусе бесхозяйного имущества. Не разрешены в связи с целым комплексом проблем вопросы, связанные с землеустроительными работами.

Что касается наполняемости баз данных налоговых органов в связи с новым порядком взимания налога, то по округу можно привести неутешительные цифры. Ни в одном из регионов округа наполняемость не доходит до 100%, в шести регионах округах база наполнена более 70%. Это Республика Башкортостан, области Ульяновская, Оренбургская, Нижегородская, Саратовская, Пермский край. Я хотел бы надеяться, что при наполняемости баз более 70% в этих регионах и качество наполнения тоже соответствует необходимым стандартам. Приходится отмечать весьма низкий процент наполняемости этих баз в Республике Марий Эл, в гостях которой мы находимся - это 44 с небольшим процента, в Самарской области - 45%. Сейчас, как говорит Леонид Игоревич, в Марий Эл наполняемость порядка 60% - хорошо, что исправили. 60% это конечно лучше, чем 44%, но это тоже не 100%. Все мы это прекрасно понимаем. Поэтому все проблемы, которые обусловливают несовершенство в этой сфере, нам стоит сегодня предметно и квалифицированно обсудить. Конечно, мы не ставим перед собой сверхзадач на этом совещании, не рассчитываем на то, что все немедленно исправится и станет по-настоящему хорошим, но выбирать люфты, которые можем мы, не прибегая даже к уровню федерального законодательства, исправлять на региональном уровне, мы обязаны.


30.08.2006
Йошкар-Ола, 25 августа 2006 г.
http://www.pfo.ru/

Док. 260761
Опублик.: 04.09.06
Число обращений: 701

  • Коновалов Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``