В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Балабанов: Груз-200 - это то, что давит на сердце Назад
Алексей Балабанов: Груз-200 - это то, что давит на сердце
В кинотеатрах идет фильм "Мне не больно" в постановке Алексея Балабанова, а сам 47-летний режиссер на днях под Выборгом приступил к съемкам новой картины "Груз-200" по собственному сценарию. По заверению продюсера Сергея Сельянова, фильм будет окончен уже в конце года и станет десятой по счету картиной известного питерского режиссера, снявшего такие кинохиты, как "Брат" и "Брат-2", "Про уродов и людей", "Война", "Жмурки"...

- Алексей, что за "Груз-200" лежит на вашем сердце, почему вы решили взяться за этот фильм?

- В основе фильма - любовный треугольник. С одной стороны, традиционный, с другой - странный. Девушка любит десантника, который погибает в Афганистане. А девушку очень сильно любит милиционер. Он не герой мистического триллера, не маньяк, как уже поспешили написать некоторые газеты. Я не хочу делать фильм про маньяка. Человек любит девушку - вот в чем дело. Хочет ей сделать хорошо. Но он другой, у него с девушками не очень получается... Отсюда многие коллизии.

Действие происходит в провинции. Эпоха глубокого застоя, когда все ждут перемен, но ничего не меняется. Мне интересно само настроение, интересно воссоздать ту эпоху. Никакой рекламы: если это магазин, то вывеска "Магазин", если водкой торгуют, написано: "Водка". Многие уже ничего этого не помнят. Как и то, что "Груз-200" - это мертвые в цинковых гробах, что доставлялись из Афганистана. Это то, что давит на сердце. Кино будет радикальное, много жестких сцен. Хочу сделать необычный фильм. Я через раз снимаю: один фильм попсовый, другой непопсовый. Этот, скорее всего, будет не для всех.

- А "Жмурки" был попсовый проект?

- Конечно. Я комедию снимал. Но почему-то не все смеются. Многие продолжают считать "Жмурки" абсолютно серьезным боевиком... В "Грузе-200" все максимально достоверным должно быть. Сейчас все бросились делать сериалы, где о достоверности говорить не приходится. А я хочу сделать некую альтернативу сериалу.

- А вы, небось, сериалы принципиально не смотрите?



- Как раз наоборот - принципиально смотрю. Не все, конечно, и не все серии, естественно. Нет, я их снимать не хочу!




- Зачем же тогда смотрите?



- Для того чтобы понять, что смотрит народ. Смотрю, потому что хочется сделать не так.



- Ваше отношение к годам застоя?



- Ностальгическое. Молодость там прошла. Я тогда ассистентом режиссера работал в Свердловске...




- Нет ли противоречия в том, что вы ностальгируете по времени, где "груз-200" был обычным явлением?



- С 1981 по 1983 год я служил в военно-транспортной авиации. Рядом с десантной дивизией в Витебске. Я с ними летал, был на борту радистом. Честно вам скажу, очень люблю десантников. Многие из них мои друзья, снимались в фильме "Мне не больно". И сейчас будут сниматься, причем в ролях милиционеров. Будет в "Грузе-200" и большая массовка, 200 десантников из 76-й Псковской дивизии.




- Ваши фильмы "Брат" и "Брат-2" постоянно крутят по ТВ, особенно в праздники. Был даже такой эпизод, когда фильм шел параллельно по разным каналам...



- Я об этом впервые слышу. Не могу сказать, что телевизор много смотрю. Если что люблю смотреть, так это футбол.




- Нет у вас желания снять фильм о футболе?



- Нет.




- А как вам, как болельщику и режиссеру, фильм "Гарпастум" Германа-младшего о футболе?



- Неинтересно было смотреть.




- Алексей, за кого вы, кстати, болеете?



- За англичан. Когда они проиграли на чемпионате мира, я, конечно, расстроился. За "Манчестер Юнайтед" болею. Ну и питерский "Зенит" люблю.




- Говорят, футбол - тот же театр. Кто нынче лучший актер в театре на зеленом газоне?



- Нет такого. Мне и Рональдиньо, и Зидан не очень нравятся. Я не считаю, что сегодня есть какой-то футболист, который лучше других. Один матч играет хорошо один футболист, а в следующий раз - другой. Это как в кино: сегодня у актера и режиссера все получилось, назавтра - нет.




- А какое кино вам интересно смотреть?



- Дайте подумать... Больше всего на самом деле мне нравится фильм "Андрей Рублев". Лучше в нашем кино я ничего не видел. Хотя мне и "Сталкер" очень нравится. Но "Андрей Рублев" - нетленка.




- Из новинок нашего кино вы что видели?



- "Бумера" второго. Меньше понравился, чем первый.




- А "9 роту" видели?



- С десантниками ходил смотреть. Им не понравилось. А мне? Это, конечно, нестыдное кино, но я такое не очень люблю. Картина хорошо сделана, но это ведь такой длинный клип. Я с сыном младшим пошел, он долго меня тыкал: "Папа, когда начнут стрелять?", а когда начали, стал тыкать: "Папа, когда кончат стрелять?"




- Чем двое ваших сыновей занимаются?



- Лето, каникулы... Старшего я устроил рабочим на площадку, в экспедиции, заниматься декорациями. Он поработал и сказал, что больше не будет: "Спина болит, и вообще не нравится!" Младший кино интересуется. Но меньше, чем компьютерами. Сыновья уже совсем другие...




- Для них кино уже не будет иметь такого большого значения, как для вашего поколения?



- Нет, конечно. Сознание совсем другое. Они мультфильмы смотрят. Книжек не читают, пишут абсолютно неграмотно.




- А западное кино вы любите?



- Мне ранний Мартин Скорсезе очень нравится, особенно "Таксист". Такое немного любительское кино, странное.




- Правда, что вы со своим продюсером Сергеем Сельяновым не только партнеры, коллеги, но и закадычные друзья?



- Мы же в Москве на курсах вместе учились (в 1990 году Балабанов окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе "Авторское кино". - М.С.), жили в одном блоке. Считай, с 1987 года знакомы и дружны.




- Помимо работы встречаетесь, выпиваете вместе? Может, на футбол ходите?



- Почти нет. Все по работе. Да мы уже старые: если фильмы не снимаем, по домам сидим, детьми занимаемся.




- Сергей Сельянов в 2006 году стал продюсером столь разных проектов, как фильмы "Бумер-2", "Мне не больно", "Перегон", полнометражного мульфильма "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"... Можно сказать, что Сельянов на данный момент самый успешный российский продюсер?



- На мой взгляд, да. Но он считает, что мог бы продюсировать еще больше хороших проектов. Как ни странно, для этого сегодня не хватает не производственных мощностей, не денег, а - идей! Главная проблема сегодняшнего кинопроизводства - идей нет. Хотя в советское время их тоже было мало. На 150 фильмов, что выпускались в те времена, было 2 - 3 замечательных, еще 10 - 15 - хороших. Все остальное бред. А как сложился миф о советском кино? За 30 лет появилось 100 мощных фильмов. Родилась золотая коллекция, которую бесконечно крутят...




- Далеко не все фильмы Балабанова и Сельянова сразу принимались на ура. По поводу "Брата" было столько споров, "Про уродов и людей" поначалу вообще встретили в штыки...



- Мы с Сергеем иногда вспоминаем премьеру "Про уродов и людей" на "Кинотавре" в 1998 году. Кинофестиваль - не партийное собрание. Кругом коллеги, друзья, знакомые. Тогда не принято было закатывать фуршеты с купеческим размахом, а полагалось просто на пляже накрыть "полянку" на три столика: подходите, кому хочется, выпить и закусить... Мы свое кино, естественно, уже видели, поэтому, представив фильм перед началом сеанса, пошли на "полянку". Ждем, когда после фильма коллеги подтянутся, подойдут, что-то скажут, выпьют за премьеру. Когда все окончилось, смотрим - идут люди, но к нам не поворачивают. Сталкиваемся глазами, в них ужас, коллеги разбегаются. Тут Сельянов говорит: "Друзья, нам, похоже, не светит ничего. Если идти по аналогии с фильмом, нас считают уродами!". В итоге никто к нам не подошел. Никто! Беспрецедентный случай в истории "Кинотавра". Однако мы были счастливы и веселы. Мы-то знали, что фильм получился.



Кстати, в итоге Александр Митта вручил мне спецприз со словами: "Вот это самый крутой режиссер!" А потом мы в Канн с этой картиной поехали. К радости Маковецкого (исполнитель главной роли в фильме. - М.С.). Он, помню, прочитав сценарий, долго чесал репу. Тогда я сказал: "Сережа, я тебе обещаю - на Каннский фестиваль поедешь!" И когда мы туда попали, то вспомнили старый разговор. Он был страшно доволен. А сейчас вот испугался...




- Говорят, не только Маковецкий отказался сниматься в "Грузе-200"...



- Женя Миронов испугался, Кира Пирогов - тоже. Друзья... А я на Миронова специально писал роль милиционера...




- Что же стало причиной отказа?



- Женя сказал, что теперь положительные роли хочет играть - после "Охоты на пиранью" (там Миронов сыграл злодея Прохора. - М.С.). Маковецкий вообще сказал: "Я не советую тебе этот фильм снимать!" Что мне оставалось ответить: "Спасибо за совет!"




- А как же устойчивое мнение, что Балабанову даже самые знаменитые актеры не отказывают?! В "Жмурках" была собрана просто коллекция медийных лиц...



- Оказывается, отказывают! В "Жмурках" принцип был такой: собрать большое количество звезд, пусть даже в эпизодах. В "Грузе-200" другой принцип - звезды совсем необязательны. Из известных актеров там будут Алексей Серебряков, Леонид Громов, Юрий Степанов. А звезды мне, действительно, раньше не отказывали. Не припомню такого. Разве что по занятости. А тут - по принципиальным соображениям!




- Алексей, как далеко простираются ваши творческие планы - на год-два, на пять лет?



- Нет, не так далеко. Закончу "Груз-200", а потом будем думать. Не факт, что я буду еще снимать кино...




- Неужели "Груз-200" может стать вашим десятым и последним фильмом?



- Не знаю. Но все это мне начинает надоедать...




Садчиков Михаил


Trud.ru No 161 за 02.09.2006

Док. 260746
Перв. публик.: 04.09.06
Последн. ред.: 04.06.12
Число обращений: 487

  • Балабанов Алексей Октябринович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``